Файл: Рабочая программа по внеурочной деятельности Направление Социальное Наименование программы Гражданское право для несовершеннолетних.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кутузовская средняя общеобразовательная школа

городского округа Солнечногорск

Московской области

«Согласовано» «Утверждаю» Зам. директора по УВР Директор школы

_ БолотоваЮ.С.

______________ (Полосина Г.В.) Приказ № ___

«__» ________ 2022 г. от«__»_____________2022г.


Рабочая программа

по внеурочной деятельности

Направление: Социальное

Наименование программы: «Гражданское право для несовершеннолетних»

Класс: 11 класс

Ф.И.О. педагога - разработчика программы: Карчаганова Лариса Викторовна

Срок реализации: 1 год


Брехово 2022

Пояснительная записка.
Опыт преподавания права в школе показывает, что эта отрасль российского права у учащихся вызывает меньший интерес, чем, например, семейное или уголовное право. Она кажется им несколько скучной и не имеющей к ним непосредственного отношения.  Однако в повседневной жизни несовершеннолетние достаточно часто оказываются в ситуациях, которые регулируются именно нормами гражданского права. Быстрое взросление современных учащихся, их растущая самостоятельность требуют расширения и углубления знаний о своих правах и ответственности, которые устанавливают нормы гражданского права для несовершеннолетних.
Цели курса:

  • познакомить подростков с их гражданскими правами и обязанностями;

  • научить подростков грамотно пользоваться своими правами;

  • способствовать формированию у учащихся уважительного отношения к праву и закону. 



Задачи курса:

  • познакомить учеников с основными понятиями и особенностями гражданского права и гражданских правоотношений;

  • дать представление ученикам о законодательной базе в этой сфере и ознакомить с основами работы над документами;

  • конкретизировать работу с гражданским законодательством, изучая, прежде всего, те нормы, которые связаны непосредственно с несовершеннолетними.

  • дать учащимся возможность практического применения  и закрепления знаний и навыков, полученных при изучении курса;

  • способствовать развитию у учащихся коммуникативных способностей;

  • развивать навыки групповой работы. 


Формы и методы работы:

  • лекции, эвристические беседы, дискуссии;

  • работа с документами ( самостоятельное чтение, анализ, организация понимания через обсуждение)

  • ролевые игры, которые моделируют определенные ситуации, позволяют применять теоретические знания на практике;

  • практические занятия по решению учебных задач.

Краткое содержание курса
1.     Вводное занятие.   

Гражданское право: понятие, принципы, методы. Источники гражданского права.

Действие гражданского законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц.

2.     Гражданские правоотношения и их участники.

Понятие гражданских правоотношений. Субъектный состав правоотношений. Субъектное право, субъектная обязанность. Объекты гражданского права.

3.     Физические лица как субъекты гражданского права. Правоспособность и дееспособность несовершеннолетних.

Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 6 до 14 лет. Дееспособность           несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Приобретение полной дееспособности в результате вступления в брак и эмансипации.

4.  Опека и попечительства.

Установление опеки и попечительства.  Обязанности опекунов.  Органы опеки и попечительства и их полномочия. Освобождение и отстранение опекунов (попечителей) от исполнения ими своих обязанностей. Прекращение опеки.  Распоряжение имуществом подопечного.



5.  Права несовершеннолетних при совершении сделок.

Сделки: понятие, виды. Договор как разновидность сделки. Формы сделок.

Условия действительности сделок.

6. Недействительность сделок, совершённых несовершеннолетними.

Понятие недействительной сделки, оспоримые и ничтожные сделки. Последствия недействительности сделок.

7. Банковский вклад несовершеннолетнего: внесение и распоряжение.

Договор банковского вклада. Стороны и условия договора.  Виды вкладов.

Банковский счёт: права и обязанности сторон. Права несовершеннолетнего при внесении вкладов в кредитные учреждения и в распоряжении ими.

8. Наследование несовершеннолетними.

Общие положения о наследовании. Наследование по закону и по завещанию.  Обязательная доля в наследстве.  Порядок вступления в наследство. Право представительства.

9. Ответственность несовершеннолетних вследствие причинения вреда.

Понятие и содержание деликтного обязательства.  Порядок возмещения вреда.  Отдельные виды ответственности за вред, причинённый несовершеннолетними.

10. Возмещение вреда при повреждении здоровья несовершеннолетнего.

Вред, подлежащий возмещению. Размеры и формы возмещения вреда. Права несовершеннолетнего на возмещение вреда.

11. Защита гражданских прав. Гражданский процесс.

Способы защиты гражданских прав.

12. Итоговое занятие по курсу.

Подведение итогов изучения гражданских прав и ответственности несовершеннолетних.

Анкетирование учащихся на предмет практической полезности курса.

Тематическое планирование курса

«Гражданское право для несовершеннолетних» (34 часа).

п/п

Тема занятия.

Кол-во часов

Форма занятия.

1

Вводное занятие.

3

Практическая часть: анкетирование учащихся.

Теоретическая часть: лекция с элементами эвристической беседы; знакомство с правовыми источниками по данной теме.

2

Гражданские правоотношения и их участники.

4

Теоретическая часть: лекция с элементами эвристической беседы, работа с законодательной базой.

Практическая часть: решение учебных задач.

3

Физические лица как субъекты гражданского права. Правоспособность и дееспособность несовершеннолетних.

4

Теоретическая часть: лекция с элементами эвристической беседы, работа с законодательной базой.

Практическая часть: решение учебных задач, проведение учебных ролевых игр.

4

Опека и попечительство.

4

Теоретическая часть: лекция с элементами эвристической беседы, работа с законодательной базой.

Практическая часть: решение учебных задач.

5

Права несовершеннолетних при совершении сделок.

3

Теоретическая часть: лекция с элементами эвристической беседы, работа с законодательной базой.

Практическая часть: решение учебных задач, проведение учебных ролевых игр.

6

Недействительность сделок, совершённых несовершеннолетними.

4

Теоретическая часть: работа с законодательной базой.

Практическая часть: решение учебных задач, проведение учебных ролевых игр.

7

Банковский вклад несовершеннолетнего: внесение и распоряжение.

3

Теоретическая часть: лекция с элементами эвристической беседы, работа с законодательной базой.

Практическая часть: работа с деловыми бумагами (оформление банковского вклада).

8

Наследование несовершеннолетними.

2

Теоретическая часть: лекция с элементами эвристической беседы, работа с законодательной базой.

Практическая часть: решение учебных задач.

9

Ответственность несовершеннолетних вследствие причинения вреда.

2

Теоретическая часть: лекция с элементами эвристической беседы, работа с законодательной базой.

Практическая часть: решение учебных задач.

10

Возмещение вреда при повреждении здоровья несовершеннолетнего.

2

Теоретическая часть: лекция с элементами эвристической беседы, работа с законодательной базой.

Практическая часть: решение учебных задач.

11

Защита гражданских прав.

2

Теоретическая часть: работа с законодательной базой.

Практическая часть: решение учебных задач, проведение учебных ролевых игр.

12

Итоговое занятие.

1

Подведение итогов курса.  Анкетирование учащихся.



Учебная литература.


  1. Гражданский Кодекс РФ.

  2. Козлова М. Н. Гражданское право России: краткий курс. – М.: Изд-во «Эксмо». 2006

  3. Дехтерева Л.П., Майорова Е.И. Задачи по гражданскому праву. Методика активного решения. – М.: ФОРУМ-ИНФРА-М., 2006г.

  4. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы права. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2005.

  5. Кашанина Т.В., Кашанин А.В.  Право и экономика. Учебное пособие для 10- 11 классов школ гуманитарного профиля.  В 2-х книгах. – М.: Вита-Пресс. 2003.

  6. Практикум по основам права: Учебное пособие под ред. З.Г. Крыловой.- М.: Высшая школа, 2001.

  7. Никитин А.Ф. Школьный юридический словарь. – 2-е издание, дополнительное. М.: Дрофа. 2004.

  8. Никитин А.Ф. Основы государства и права: Пособие для образовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2005.

  9. Никитин А.Ф. Основы государства и права: Методическое пособие к учебнику. – М.: Дрофа, 2005.

  10. Володина С.И., Полиевктова А.М.  Основы правовых знаний: Пособие для учащихся 8-9-х классов. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004.

  11. Володина С.И., Полиевктова А.М. Хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний». Пособие для учащихся 8-9-х классов. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004.

  12. Певцова Е. А. Основы правовых знаний: практикум  для учащихся старших классов. -  М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.