Файл: Принципы обучения иностранным языкам.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство просвещения Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Оренбургский государственный педагогический университет»

Факультет иностранных языков
Кафедра романо-германской филологии и методики преподавания иностранного языка

РЕФЕРАТ

ТЕМА
Принципы обучения иностранным языкам.


Григорян Кристине Костановна
(ФИО обучающегося)
44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

направление подготовки
Иностранный язык (английский) и Иностранный язык ( немецкий)

профили
курс___1____ группа _ЗБ-А-11_

Форма обучения

заочная

Оренбург 2022

Содержание

  1. Введение ------------------------------------------------------- стр. 3



  1. Определение понятия « принцип». --------------------- стр. 3



  1. Определение понятия « принцип обучения». ------- стр. 3



  1. Характеристика системы принципов. ------------------- стр. 4



  1. Заключение. --------------------------------------------------- стр. 7



  1. Список литературы ---------------------------------------- стр.


Введение

Иноязычное образование подчиняется общим тенденциям развития, и, вместе с тем, обладает своей особой спецификой (например, цели и задачи обучения). Изучение иностранного языка влияет на расширение общего кругозора, восприятие мира. Можно сказать, иностранный язык выступает, собственно, как инструмент межкультурного и межнационального познания и способ взаимодействия. Обучение иностранному языку - сложный и многогранный процесс, успешность которого зависит от правильного сочетания педагогических технологий.

В обучении иностранному языку имеется несколько подходов, которые носят гуманистический характер. Основополагающим же является наличие принципов обучения, на которых базируется процесс обучения в целом.

Определение понятия « принцип».


Прежде чем рассмотреть принципы обучения иностранному языку, раскроем сущность понятия «принцип». Принцип - это начало, или то, что является основанием для существующего, объединяет в мысли и в действительности совокупность фактов, а также руководящее правило. Принцип проявляется в каждой точке учебного процесса. И, неправильно сформулированные, неясные, неадекватные принципы обучения, по мнению Е. И. Пассова, зачастую ставят под удар весь процесс обучения.

Принципы обучения - это основные положения, определяющие характер процесса обучения, которые формируются на основе избранного направления и соответствующих этому направлению подходов. По мнению зарубежных методистов Ларсен-Фриман и С.Л. Маккей, в обучении иностранному языку важны лингвистические, дидактические и психологические факторы . В современной методике сам термин «принцип обучения» предполагает наличие у преподавателя доминантной роли в процессе обучения иностранному языку, что несколько противоречит гуманистической направленности обучения. В то же время процесс обучения - сложная система, в которую включены деятельность педагога и деятельность ученика. Но процесс не может быть организованным, если не имеет под собой никаких оснований в виде четко сформулированных положений, то есть принципов, на которые необходимо опираться в процессе взаимодействия с учеником.

Принципы обучения носят разноплановый характер: одни принципы определяют весь процесс обучения, другие определяют обучение какому-то конкретному виду речевой деятельности, третьи значимы только для специфической области обучения иностранному языку.  Во времена, когда методика еще не была сформирована как самостоятельная наука, общедидактические методы отвечали всем современным требованиям. Как только начали выявляться специфические закономерности обучения иностранным языкам, одних общедидактических методов оказалось недостаточно. В своих научных трудах А.П. Старков и П.Б. Гурвич разграничивают общедидактические и методические принципы обучения. Методические принципы, в свою очередь, подразделяются на общеметодические и частнометодические .

Дидактические принципы обучения иностранному языку - это положения, используемые при обучении любому предмету.  Рассматривая общедидактические принципы обучения, нельзя не отметить педагогические воззрения выдающегося педагога - гуманиста Я.А. Коменского. Дидактику он

трактовал как совокупность обучения и воспитания, теорию образования. Ученый предложил систему дидактических принципов, в основе которых лежала естественность обучения. Коменский выделил следующие дидактические принципы обучения: своевременность, обеспеченность, наглядность, посильность, постепенность, полезность, доступность, последовательность, системность, прочность, основательность, учет возрастных и индивидуальных различий, активность, самодеятельность и самостоятельность, нравственность .

Все принципы объединены общей идеей природосообразности.      

Характеристика системы принципов

В качестве основных дидактических принципов обучения иностранному языку можно выделить следующие: принцип сознательности, активности, систематичности, прочности, наглядности, доступности. Разберем их подробнее:

Принцип сознательности - следование данному принципу предполагает понимание учащимся содержание иноязычной речи. Б. В. Беляев подчёркивал, что навыки и умения вырабатываются значительно быстрее в тех случаях, когда процесс их создания подвергается осмыслению в ходе овладения языком. Для осознания учебного материала ( фонетика, лексика, грамматика) большое значение имеют правила. Данный принцип успешно реализуется через следующие правила:

  1. Использовать различные приёмы, помогающие осмыслению материала, избегая многословных пояснений и перевода там, где в этом нет необходимости.

  2. Формировать приёмы самостоятельной работы с языком. Самое главное в работе – научить учиться.

  3. Постоянно отмечать продвижение учащихся в овладении языком. Это повышает мотивацию в обучении.

Принцип активности – овладение иностранным языком успешно только в том случае, если обучающийся активно участвует в процессе обучения. Данный принцип подкреплён с точки зрения современной психологии, где активность – главная характеристика познания. Различают эмоциональную, речевую и интеллектуальную активность. Нужно подчеркнуть, что важным условием активности обучающихся являются наличие самоконтроля и самооценки в процессе обучения. Реализация данного принципа происходит путём опоры на следующие правила:


1. Вовлекать каждого ученика в активную деятельность. Использовать задания проблемного характера, игры, соревновательные технологии, средства наглядности.

2. Обращать внимание на работу всех учащихся, а не только наиболее активных. Предлагать мало активным учащимся задания, посильные для них.

Принцип наглядности - данный принцип имеет языковую и неязыковую форму выражения. Наглядность выполняет разные функции на уроках иностранного языка. Наглядность используется: a) для объяснения нового материала; б) для тренировки материала; в) для контроля речевых навыков и умений. В реализации данного принципа рекомендуется руководствоваться следующими правилами:

  1. Использовать звукозапись как источник образцовой речи для развития понимания речи на слух.

  2. Использовать технологические средства обучения. Это позволяет увеличить время пребывания в речевой среде, повышает эффективность обучения.

Принцип доступности - языковой и речевой материал, усваиваемый на занятиях, должен соответствовать возрастным и интеллектуальным возможностям учащихся. Следующие правила помогут учителю реализовать принцип доступности на занятиях.

  1. Контролировать, как происходит усвоение материала учащимися.

  2. При планировании урока нужно учитывать посильность заданий.

  3. Проверять с помощью контрольных вопросов усвоение материала урока. Вносить в программу обучения соответствующие коррективы.

Принцип прочности - данный принцип предусматривает сохранение учебного материала в памяти учащихся, создаёт возможность его применения в разных ситуациях общения. Этот принцип реализуется через следующие правила:

  1. Создавать ассоциативные связи при введении нового материала. Обеспечить яркое, доступное изложение материала.

  2. Организовать тренировку нового материала с помощью упражнений.

  3. Проводить контроль владения пройденным материалом. Контроль должен носить систематический характер, использовать его разнообразные формы, включая и тестовые задания.

Принцип систематичности - суть данного принципа в том, чтобы изложение материала доводилось до уровня системности в сознании учащихся. Процесс обучения успешней и результативней, если состоит из отдельных последовательных шагов и отличается непрерывностью. Нарушенная последовательность ведёт к замедлению усвоения материала.
Большое значение для реализации данного принципа имеет практическая деятельность, когда теория соединяется с практикой.

Заключение

Рассмотрев само понятие «принцип», различные классификации принципов обучения и условия их реализации, можно сделать вывод, что принципы обучения - это некая «законодательная» база образовательного процесса. От того, насколько всецело учитель придерживается данных принципов, от выбора подходящих методов, зависит успех в оптимизации процесса обучения, повышение мотивации учащихся и качества обучения.

Таким образом, применяя тот или иной метод обучения, учитель должен опираться как на дидактические, так и на методические принципы обучения.

Список литературы

1. Шамов А. Н. Методика обучения иностранным языкам: eучебное пособие- Москва, 2020.

2. Сластёнин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений. 3-е издание – М.: Школа – Пресс, 2000 г.
3.К.Д. Ушинский. «Собрание педагогических статей», Санкт-Петербург, 2001)

4. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. Для студентов пед. учебных заведений. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2001.