Файл: Занятие 1 Обучающийся Половинкина Екатерина Владимировна Преподаватель.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение

Дисциплина: Экономика

Практическое занятие №1


Выполнил:

Обучающийся Половинкина Екатерина Владимировна

Преподаватель:

Бабкина Анастасия Вячеславовна

    1. Практическое занятие №1


Задания по теме 1.2 Кругооборот экономических благ и стадии экономического прогресса

 

Цель:сформировать представление о содержании материальных основ экономики и системы экономических отношений между субъектами хозяйствования; кругообороте экономических благ и стадий экономического прогресса.

 

Задание 1. Определите, к как факторам производства следующие предметы и явления: токарный станок; пять миллионов рублей; решение организовать фирму по производству макарон; залежи каменного угля; работа секретаря; самосвал; работа слесаря высокого разряда, информационные технологии, результаты маркетинговых исследований, золото в ювелирной мастерской, рабочий телефон, личный телефон. Результаты отразите в таблице 1.

 

Таблица 1. – Факторы производства

 

п/п

Факторы производства

Относится к этому фактора производства

1.

Труд

работа секретаря, работа слесаря высокого разряда

2.

Земля

 самосвал

3.

Капитал

Токарный станок; пять миллионов рублей, золото в ювелирной мастерской, рабочий телефон, личный телефон

4.

Предпринимательские способности

решение организовать фирму по производству макарон 

5.

Информация

 информационные технологии

6.

Не относится к факторам производства

результаты маркетинговых исследований, залежи каменного угля


 

Задание 2. На рисунке 1 представлена упрощенная взаимосвязь рынков ресурсов и продуктов с помощью четыре потоков: А, Б, В, Г. Раскройте содержание каждого потока (взаимосвязи).



  1. Анализ модели кругооборота всегда начинается с сектора домашних хозяйств, которые владеют всеми факторами производства и предлагают их на соответствующий рынок (пунктирная линия со стрелкой от домашних хозяйств к рынку факторов производства на рисунке 1.1) с целью получения факторных доходов от продажи (сдачи в аренду) этих факторов.

  2. На этом рынке они встречаются с покупателями - фирмами, которые предъявляют спрос на факторы производства (пунктирная линия со стрелкой от рынка факторов к фирмам) для производства товаров и услуг.

  3. В результате взаимодействия спроса и предложения на рынке факторов производства формируются рыночные цены, по которым совершаются сделки купли-продажи. Мы предполагаем, что рыночные цены, сформировавшиеся на рынке, обеспечивают покупку всех предложенных факторов производства.

  4. Денежные расходы фирм на покупку факторов производства называются, как известно из микроэкономики, издержками производства. Эти расходы фирм (сплошная линия со стрелкой от фирм к рынку факторов) формируют факторные доходы домашних хозяйств (сплошная линия со стрелкой от рынка факторов к домашним хозяйствам).

  5.  В результате сделок купли-продажи на рассмотренном рынке фирмы получают в свое распоряжение факторы производства и могут осуществить свою функциональную роль - производство продуктов (конечных потребительских товаров и услуг), домашние хозяйства получают денежные доходы.

  6. Произведя продукты, фирмы предлагают их на соответствующий рынок (пунктирная линия со стрелкой от фирм к рынку продуктов), где на них предъявляют спрос домашние хозяйства (пунктирная линия со стрелкой от рынка к домашним хозяйствам).

  7.  В результате взаимодействия спроса и предложения на рынках продуктов формируются рыночные цены, по которым совершаются сделки купли-продажи. Мы предполагаем, что эти цены обеспечивают покупку всех предложенных продуктов.

  8. Денежные расходы домашних хозяйств на покупку продуктов называются потребительскими расходами. Мы предполагаем, что домашние хозяйства тратят на покупку продуктов (сплошная линия со стрелкой от домашних хозяйств к рынку) все полученные за рассматриваемый период факторные доходы. Таким образом, потребительские расходы домашних хозяйств формируют денежные доходы (общую выручку) фирм (сплошная линия от рынка к фирмам).

  9.  В результате сделок купли-продажи на рассмотренном рынке домашние хозяйства получают в свое распоряжение продукты и могут осуществить свою функциональную роль -- потребление, фирмы получают денежные доходы (общую выручку).


Рисунок 1. – Взаимосвязь рынков ресурсов и продуктов

 

 

Задание 3. Определите, какие экономические блага преобладают на каждой из трех стадий развития производства. Результаты отразите в таблице 2.

 

Таблица 2. – Стадии развития производства

 

п/п

Стадия развития производства

Преобладающие экономические блага

1.

Первая стадия

Доиндустриальное производство 

2.

Вторая стадия

Индустриальное производство 

3.

Третья стадия

Постиндустриальное производство 

 

Задания по теме 2.2 Сектор частного предпринимательства

 

Цель:сформировать систему знаний о рыночных отношениях, конкурентном ценообразовании, взаимодействии спроса и предложения.

 

Задание 4. Предположим, что общий объем спроса на пшеницу и общий объем предложения пшеницы на зерновой бирже в месяц характеризуется следующими данными, представленными ниже.

Спрос, 
тыс. тонн

Цена за тонну (у.е.)

Предложение, тыс. тонн

Избыток (+) 
или дефицит (-)

85 
80 
75 
70 
65 
60

3.40 
3.70 
4.00 
4.30 
4.60 
4.90

72 
73 
75 
77 
79 
81

Минус – спрос превышает предложение
Минус – спрос превышает предложение
Равно – Спрос равен предложению
Плюс – предложение превышает спрос
Плюс – предложение превышает спрос
Плюс – предложение превышает спрос

Вопросы:

¾    Определите равновесную цену и подтвердите вычислениями.

Равновесная цена равна 4.0

¾    Определите равновесное количество пшеницы.

Равновесное количество пшеницы равна 75

¾    Заполните четвертую колонку в исходных данных. 


 

Задание 5. Установите соответствие между объектами продажи и рынками, на которых они продаются: программное обеспечение, потребительские кредиты, ипотечные кредиты, валюта, депозитный сертификат, акция. Результаты отразите в таблице 3.

 

Таблица 3. – Виды рынков

 

п/п

Виды рынков

Объекты продажи

1.

Рынок финансовых услуг

потребительские кредиты, ипотечные кредиты, валюта 

2.

Рынок ценных бумаг

депозитный сертификат, акция 

3.

Рынок интеллектуальной собственности

программное обеспечение 

 

Задание 6.Заполните таблицу 4, отражающую основные характеристики перечисленных видов предпринимательской деятельности.

 

Таблица 4. – Виды предпринимательской деятельности

 

п/п

Вид предпринимательской деятельности

Характеристика сферы предпринимательской деятельности

1.

Производственное предпринимательство

Производство товаров, работ, оказания услуг 

2.

Коммерческое предпринимательство

Купля продажа товаров, услуг 

3.

Финансовое предпринимательство

Купля -продажа валюты, ценных бумаг, кредит, работа с вкладами 

4.

Консультативное предпринимательство

Консультативные услуги 

 

Задания по теме 3.1 Национальная экономическая динамика

 

Цель:осознать особенности и факторы национального экономического роста и причины образования экономических циклов; уметь различать экстенсивный и интенсивный рост производства.

 

Задание 7. Изучите понятия интенсивного и экстенсивного экономического роста. Выявите их достоинства и недостатки. Результаты отразите в таблице 5.

 

Таблица 5. – Сравнительная характеристика видов экономического роста


 

п/п

Тип экономического роста

Достоинства

Недостатки

1.

Экстенсивный экономический рост

достигается быстро, обеспечивает высокую занятость трудоспособного населения

затратный характер производства, порождает технический застой; содержит в себе перспективы упадка по мере исчерпания природных ресурсов 

2.

Интенсивный экономический рост

преодолевает ограниченность естественных ресурсов, обеспечивает экономичность, ресурсосбережение и наукоёмкость производства 

трудность перехода общественного хозяйства на путь интенсификации, большие финансовые и организационные затраты, вероятность возрастания безработицы.

 

Для заполнения таблицы используйте следующие формулировки: затратный характер производства; достигается быстро; порождает технический застой; преодолевает ограниченность естественных ресурсов; содержит в себе перспективы упадка по мере исчерпания природных ресурсов; обеспечивает высокую занятость трудоспособного населения; трудность перехода общественного хозяйства на путь интенсификации; обеспечивает экономичность, ресурсосбережение и наукоёмкость производства; большие финансовые и организационные затраты; вероятность возрастания безработицы.

 

Задание 8. Решите задачу.

Денежная масса в экономике страны N в начале года составляла 272 млрд. руб., скорость обращения денег за период не менялась и была равна 0,7. Уровень цен также не изменялся. В конце года количество денег увеличилось в 1,4 раза. Определите величину роста (спада) экономики в млрд.руб. Для решения задачи воспользуйтесь уравнением количественной теории денег: M*V = Q*P.

Начало года
Q1 = 272·0,7= 190,4


Конец года
Q2 = 272·1,4·0,7 = 266,56
Тогда рост выпуска продукции будет равен:

(Q2 – Q1)/Q1 = (266,56–190,4)/190,4 = 0,4 (40%)
Q2 – Q1 = 266,56–190,4 = 76,16 млрд. руб

 

Задание 9. Изучите теории экономических циклов. Классифицируйте их по длине цикла и особенностям его прохождения. Результаты отразите в таблице 6.