Файл: Занятие 1 Обучающийся Половинкина Екатерина Владимировна Преподаватель.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение
Дисциплина: Экономика
Практическое занятие №1
Выполнил:
Обучающийся Половинкина Екатерина Владимировна
Преподаватель:
Бабкина Анастасия Вячеславовна
-
Практическое занятие №1
Задания по теме 1.2 Кругооборот экономических благ и стадии экономического прогресса
Цель:сформировать представление о содержании материальных основ экономики и системы экономических отношений между субъектами хозяйствования; кругообороте экономических благ и стадий экономического прогресса.
Задание 1. Определите, к как факторам производства следующие предметы и явления: токарный станок; пять миллионов рублей; решение организовать фирму по производству макарон; залежи каменного угля; работа секретаря; самосвал; работа слесаря высокого разряда, информационные технологии, результаты маркетинговых исследований, золото в ювелирной мастерской, рабочий телефон, личный телефон. Результаты отразите в таблице 1.
Таблица 1. – Факторы производства
№ п/п | Факторы производства | Относится к этому фактора производства |
1. | Труд | работа секретаря, работа слесаря высокого разряда |
2. | Земля | самосвал |
3. | Капитал | Токарный станок; пять миллионов рублей, золото в ювелирной мастерской, рабочий телефон, личный телефон |
4. | Предпринимательские способности | решение организовать фирму по производству макарон |
5. | Информация | информационные технологии |
6. | Не относится к факторам производства | результаты маркетинговых исследований, залежи каменного угля |
Задание 2. На рисунке 1 представлена упрощенная взаимосвязь рынков ресурсов и продуктов с помощью четыре потоков: А, Б, В, Г. Раскройте содержание каждого потока (взаимосвязи).
-
Анализ модели кругооборота всегда начинается с сектора домашних хозяйств, которые владеют всеми факторами производства и предлагают их на соответствующий рынок (пунктирная линия со стрелкой от домашних хозяйств к рынку факторов производства на рисунке 1.1) с целью получения факторных доходов от продажи (сдачи в аренду) этих факторов. -
На этом рынке они встречаются с покупателями - фирмами, которые предъявляют спрос на факторы производства (пунктирная линия со стрелкой от рынка факторов к фирмам) для производства товаров и услуг. -
В результате взаимодействия спроса и предложения на рынке факторов производства формируются рыночные цены, по которым совершаются сделки купли-продажи. Мы предполагаем, что рыночные цены, сформировавшиеся на рынке, обеспечивают покупку всех предложенных факторов производства. -
Денежные расходы фирм на покупку факторов производства называются, как известно из микроэкономики, издержками производства. Эти расходы фирм (сплошная линия со стрелкой от фирм к рынку факторов) формируют факторные доходы домашних хозяйств (сплошная линия со стрелкой от рынка факторов к домашним хозяйствам). -
В результате сделок купли-продажи на рассмотренном рынке фирмы получают в свое распоряжение факторы производства и могут осуществить свою функциональную роль - производство продуктов (конечных потребительских товаров и услуг), домашние хозяйства получают денежные доходы. -
Произведя продукты, фирмы предлагают их на соответствующий рынок (пунктирная линия со стрелкой от фирм к рынку продуктов), где на них предъявляют спрос домашние хозяйства (пунктирная линия со стрелкой от рынка к домашним хозяйствам). -
В результате взаимодействия спроса и предложения на рынках продуктов формируются рыночные цены, по которым совершаются сделки купли-продажи. Мы предполагаем, что эти цены обеспечивают покупку всех предложенных продуктов. -
Денежные расходы домашних хозяйств на покупку продуктов называются потребительскими расходами. Мы предполагаем, что домашние хозяйства тратят на покупку продуктов (сплошная линия со стрелкой от домашних хозяйств к рынку) все полученные за рассматриваемый период факторные доходы. Таким образом, потребительские расходы домашних хозяйств формируют денежные доходы (общую выручку) фирм (сплошная линия от рынка к фирмам). -
В результате сделок купли-продажи на рассмотренном рынке домашние хозяйства получают в свое распоряжение продукты и могут осуществить свою функциональную роль -- потребление, фирмы получают денежные доходы (общую выручку).
Рисунок 1. – Взаимосвязь рынков ресурсов и продуктов
Задание 3. Определите, какие экономические блага преобладают на каждой из трех стадий развития производства. Результаты отразите в таблице 2.
Таблица 2. – Стадии развития производства
№ п/п | Стадия развития производства | Преобладающие экономические блага |
1. | Первая стадия | Доиндустриальное производство |
2. | Вторая стадия | Индустриальное производство |
3. | Третья стадия | Постиндустриальное производство |
Задания по теме 2.2 Сектор частного предпринимательства
Цель:сформировать систему знаний о рыночных отношениях, конкурентном ценообразовании, взаимодействии спроса и предложения.
Задание 4. Предположим, что общий объем спроса на пшеницу и общий объем предложения пшеницы на зерновой бирже в месяц характеризуется следующими данными, представленными ниже.
Спрос, тыс. тонн | Цена за тонну (у.е.) | Предложение, тыс. тонн | Избыток (+) или дефицит (-) |
85 80 75 70 65 60 | 3.40 3.70 4.00 4.30 4.60 4.90 | 72 73 75 77 79 81 | Минус – спрос превышает предложение Минус – спрос превышает предложение Равно – Спрос равен предложению Плюс – предложение превышает спрос Плюс – предложение превышает спрос Плюс – предложение превышает спрос |
Вопросы:
¾ Определите равновесную цену и подтвердите вычислениями.
Равновесная цена равна 4.0
¾ Определите равновесное количество пшеницы.
Равновесное количество пшеницы равна 75
¾ Заполните четвертую колонку в исходных данных.
Задание 5. Установите соответствие между объектами продажи и рынками, на которых они продаются: программное обеспечение, потребительские кредиты, ипотечные кредиты, валюта, депозитный сертификат, акция. Результаты отразите в таблице 3.
Таблица 3. – Виды рынков
№ п/п | Виды рынков | Объекты продажи |
1. | Рынок финансовых услуг | потребительские кредиты, ипотечные кредиты, валюта |
2. | Рынок ценных бумаг | депозитный сертификат, акция |
3. | Рынок интеллектуальной собственности | программное обеспечение |
Задание 6.Заполните таблицу 4, отражающую основные характеристики перечисленных видов предпринимательской деятельности.
Таблица 4. – Виды предпринимательской деятельности
№ п/п | Вид предпринимательской деятельности | Характеристика сферы предпринимательской деятельности |
1. | Производственное предпринимательство | Производство товаров, работ, оказания услуг |
2. | Коммерческое предпринимательство | Купля продажа товаров, услуг |
3. | Финансовое предпринимательство | Купля -продажа валюты, ценных бумаг, кредит, работа с вкладами |
4. | Консультативное предпринимательство | Консультативные услуги |
Задания по теме 3.1 Национальная экономическая динамика
Цель:осознать особенности и факторы национального экономического роста и причины образования экономических циклов; уметь различать экстенсивный и интенсивный рост производства.
Задание 7. Изучите понятия интенсивного и экстенсивного экономического роста. Выявите их достоинства и недостатки. Результаты отразите в таблице 5.
Таблица 5. – Сравнительная характеристика видов экономического роста
№ п/п | Тип экономического роста | Достоинства | Недостатки |
1. | Экстенсивный экономический рост | достигается быстро, обеспечивает высокую занятость трудоспособного населения | затратный характер производства, порождает технический застой; содержит в себе перспективы упадка по мере исчерпания природных ресурсов |
2. | Интенсивный экономический рост | преодолевает ограниченность естественных ресурсов, обеспечивает экономичность, ресурсосбережение и наукоёмкость производства | трудность перехода общественного хозяйства на путь интенсификации, большие финансовые и организационные затраты, вероятность возрастания безработицы. |
Для заполнения таблицы используйте следующие формулировки: затратный характер производства; достигается быстро; порождает технический застой; преодолевает ограниченность естественных ресурсов; содержит в себе перспективы упадка по мере исчерпания природных ресурсов; обеспечивает высокую занятость трудоспособного населения; трудность перехода общественного хозяйства на путь интенсификации; обеспечивает экономичность, ресурсосбережение и наукоёмкость производства; большие финансовые и организационные затраты; вероятность возрастания безработицы.
Задание 8. Решите задачу.
Денежная масса в экономике страны N в начале года составляла 272 млрд. руб., скорость обращения денег за период не менялась и была равна 0,7. Уровень цен также не изменялся. В конце года количество денег увеличилось в 1,4 раза. Определите величину роста (спада) экономики в млрд.руб. Для решения задачи воспользуйтесь уравнением количественной теории денег: M*V = Q*P.
Начало года
Q1 = 272·0,7= 190,4
Конец года
Q2 = 272·1,4·0,7 = 266,56
Тогда рост выпуска продукции будет равен:
(Q2 – Q1)/Q1 = (266,56–190,4)/190,4 = 0,4 (40%)
Q2 – Q1 = 266,56–190,4 = 76,16 млрд. руб
Задание 9. Изучите теории экономических циклов. Классифицируйте их по длине цикла и особенностям его прохождения. Результаты отразите в таблице 6.