Файл: Задания по теме Общая характеристика общения детей дошкольного возраста. Формы общения детей дошкольного возраста.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 1613
Скачиваний: 99
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое занятие 1
Задания по теме 1.1. Общая характеристика общения детей дошкольного возраста. Формы общения детей дошкольного возраста
Цель занятия: закрепление знаний об особенностях общения детей раннего и дошкольного возраста, основах организации бесконфликтного общения детей и способах разрешения конфликтов, формирование умения анализировать педагогические условия, способствующие возникновению и развитию общения дошкольников.
Задание 1.
Познакомьтесь с описанием результатов исследования:
В эксперименте Л. Н. Галигузовой участвовали три группы детей полутора лет, у которых еще не сложилась потребность в общении со сверстником.
В первой экспериментальной группе создавались благоприятные условия для совместной предметной деятельности детей. Двое малышей усаживались за столик, на котором лежали игрушки. Взрослый выступал в роли наблюдателя. Во второй экспериментальной группе взрослый налаживал личностные контакты между детьми. Предметная ситуация оставалась прежней, а роль взрослого менялась: он привлекал внимание детей друг к другу, называл их по имени, сосредоточивал их внимание на достоинствах и успехах ровесника, хвалил партнера, предлагал полюбоваться им, предлагал повторить его действия и пр. Формирующие занятия проводились с этими двумя группами в течение полутора месяцев. С детьми третьей группы взрослый не занимался — они составили контрольную группу.
По окончании экспериментов выяснялись изменения, произошедшие в общении детей во всех трех группах. Результаты заключительных, контрольных экспериментов показали, что наиболее значительные изменения в отношениях детей произошли во второй экспериментальной группе. В первой и третьей группах поведение детей, направленное на сверстников, почти не изменилось.
1) На основании результатов описания эксперимента сформулируйте вывод о роли взрослого в становлении общения со сверстником.
2) На основе результатов эксперимента разработайте рекомендации для родителей детей раннего возраста по созданию условий развития общения детей.
Ответ:
-
На основании результатов описания эксперимента сформулируйте вывод о роли взрослого в становлении общения со сверстником.
Наблюдения за детьми раннего возраста показывают, что в центре их взаимодействия находится взрослый. эксперименты по формированию общения между детьми показали, что переход детей к субъектному, собственно коммуникативному взаимодействию становится возможным в решающей степени благодаря взрослому. Именно взрослый помогает ребенку выделить сверстника и увидеть в нем такое же существо, как он сам. Наиболее эффективным путем для этого является организация субъектного взаимодействия детей. Интерес к игрушкам, свойственный детям этого возраста, мешает ребенку самому «увидеть» сверстника. Игрушка как бы закрывает человеческие качества другого ребенка. Открыть их ребенок может только с помощью взрослого.
Общение детей друг с другом в раннем возрасте имеет форму эмоционально-практического взаимодействия, характерными особенностями которого являются:
1) непосредственность, отсутствие предметного содержания;
2) раскованность, эмоциональная насыщенность;
3) не нормированность и нестандартность коммуникативных средств;
4) зеркальное отражение действий и движений партнера.
Решающая роль в процессе формирования общения со сверстником принадлежит взрослому. Наиболее эффективным путем воздействия взрослого на контакты детей является организация субъектного взаимодействия между ними.
-
На основе результатов эксперимента разработайте рекомендации для родителей детей раннего возраста по созданию условий развития общения детей.
Правила общения с ребенком раннего возраста
1.Ограничивайте желания ребенка поощрениями и наказаниями.
Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать. Ограничивают их только наказания и поощрения взрослых.
2.Помогайте ребенку при возникновении у него трудностей.
Сделайте то, что у него не получается вместе с ним. Это в ряде случаев предупредит яркие эмоциональные вспышки/реакции ребенка.
3.При возникновении аффективных вспышек/реакций у ребенка, игнорируйте их или реагируйте спокойно.
Особое внимание взрослого действует как положительное подкрепление. Ребенок быстро замечает, что уговоры и прочие приятные моменты в общении с родителями следуют за его слезами или злостью и начинает капризничать.
4. Если ребенок расстроен, отвлеките его: покажите любимую или новую игрушку, предложите заняться чем-то интересным.
У ребенка достаточно быстро одно желание сменяется другим. Своевременное переключение не акцентирует его внимание на отрицательных эмоциях.
5. Будьте терпеливы при формировании желаемого поведения у ребенка и при возникновении у него аффективных вспышек (гнев, плач и пр.).
Ваша непоследовательность и излишняя эмоциональность способствуют усилению нежелательного поведения.
Тактика общения с непоседой.
Важно понять: стиль и тактика закладываются в раннем детстве. Ребенок испытывает средства нашего воздействия (положительного и отрицательного), нашу реакцию, нашу выдержку. И если мы пытаемся изменить ситуацию криком, угрозами, наказаниями, то тем самым создаем основу для будущих проблем.
Взрослые хотят руководить ребенком (или считают необходимым это делать). Но руководить, не значит заставлять, командовать, требовать беспрекословного подчинения. У ребенка должно возникнуть желание, чтобы им руководили. Он должен доверять нам, а упреки и угрозы совсем не способствуют этому.
Эффективность общения зависит не только от нашего желания добиться определенных результатов, но и от того, как мы это делаем. И здесь имеет значение все – тон, интонация, взгляд, жесты.
Как разговаривать с беспокойным ребенком?
Недопустимы (даже в критических ситуациях) грубость, унижение, злость. Выражения типа «терпеть не могу», «ты меня извел», «у меня нет сил», «ты мне надоел», повторяемые по нескольку раз в день (не говоря о более грубых) бессмысленны. Ребенок просто перестает их слышать.
Если есть возможность отвлечься хотя бы на несколько минут, отложите все дела, пусть ребенок почувствует ваше внимание и заинтересованность.
Во время разговора помните, что важны тон, мимика, жесты, на них ребенок реагирует сильнее, чем на слова. Они не должны демонстрировать недовольство, раздражение, нетерпение.
Разговаривая с ребенком, задавайте вопросы, требующие пространного ответа.
Поощряйте ребенка в ходе разговора, покажите, что вам интересно и важно то, о чем он говорит.
Рекомендации по организации занятий дома
Говорить с ним нужно спокойно, без раздражения. Речь должна быть четкой, неторопливой, инструкция (задание) – ясной и однозначной; ребенок не поймет сложных инструкций и длинных предложений. Кроме того, необходимо убедиться, что в инструкции (задании) понятно каждое слово. Не начинайте говорить, пока не убедитесь, что ребенок слушает вас!
Для того чтобы обратить на себя внимание и сконцентрировать внимание малыша, можно использовать систему жестов, мимику, дополнительные средства (например, положить руку на руку ребенка, поднять карточку с кружком или восклицательным знаком). Внимание можно привлечь словами, постукиванием карандаша. Важно, чтобы это был один и тот же знак и чтобы он был приятен маленькому ученику и не вызывал у него раздражения.
Обязательна работа «глаза в глаза». Зрительный контакт позволяет ребенку сосредоточиться, не отвлекаясь, особенно в тот момент, когда он получает задание.
Не следует акцентировать внимание ребенка на неудаче, он должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы, а успех возможен.
Оценивая работу, обязательно отметьте, что сделано правильно, хорошо, обратите внимание на ошибки и объясните, как их нужно исправить. При необходимости дайте повторное задание.
Если задание большое, стоит разделить его на части и к каждой части давать новую инструкцию. И начинать объяснение нужно только после того, как выполнена предыдущая часть задания.
Непоседам необходимы подбадривание и поддержка по ходу выполнения задания. Это придает им уверенность и стимулирует продолжение работы, поэтому в ходе каждого занятия необходимо найти повод (даже если это сложно) для того, чтобы похвалить ребенка.
Если малыш все же выйдет из себя и начнутся слезы, крик, а то и агрессия, со стороны взрослых не должно быть ни угроз, ни наказания. Надо отвлечь его, отвести в спокойное место; можно умыть холодной водой, успокоить. Помните: пока ребенок не успокоился, он не слышит замечаний и фактически не понимает, что от него хотят. А вот когда он успокоится, его поведение можно обсудить и объяснить, что в нем вас огорчает. Они очень быстро устают не только от отрицательных, ног и положительных эмоций.
Занятие следует начинать и заканчивать такими заданиями, которые ребенок точно выполнит, получит удовлетворение и почувствует успех.
Не заканчивайте работу «на неудаче» (в ситуации «у меня нет больше сил тебе объяснять»).
Это общие правила, но при работе с каждым отдельным ребенком должны учитываться его возрастные и индивидуальные особенности.
Задание 2.
Проанализируйте эффективность своей воспитательной стратегии в конфликтных ситуациях с помощью «Дневника конфликтных ситуаций». Запишите конфликтные ситуации с детьми дошкольного возраста в дневник (не менее 5).
Пример ведения дневника:
Дата | Суть конфликта | Действия ребенка, причины | Мои действия | Результат | Примечания |
00.00.00. | Илья мешал мне проводить занятие | Вскакивал с места, «выл», комментировал сказку, изображал персонажей. Цель: привлечь внимание. | Предложила детям разыграть прочитанную сказку. Роль волка предложила Илюше. | Илюша с энтузиазмом включился в совместную деятельность. | Роль волка позволила ребенку отреагировать свои эмоции, соотнести свое поведение с ролевыми рамками. |
Проанализируйте полученные результаты самостоятельно или совместно с педагогом-психологом.
Ответ:
5.06.2022 | Иван принес машинку и дал ее Семену поиграть. | Семен решил не отдавать машинку назад. | Воспользовалась техникой активного и слушания. Напомнила Семену правила пользования чужими игрушками в группе детского сада | Семен отдал машинку Ивану. | Важно, чтобы в возникающих ситуациях напомнить детям об правилах, обязательно поддержать ребенка. |
6.06.2022 | В начале игры «Магазин» между Ларисой и Марией возник конфликт по причине спора кто будит занимать роль продавца. | Лариса утвердительное заявила, что опять будит продавцом, а все остальные покупателями. Мария не понравилось, что Лариса всегда занимает лидирующие роли. Начался конфликт | При разговоре с Ларисой о необходимости уступить в этот раз роль продавца другому ребенку, она отказалась. Тогда я предложила быть покупателями всем детям. А воспитатель займет роль – продавца. При этом делала утверждение, что правила игры предусматривают распределение или применение считалки. | Все начали дружно играть в игру «Магазин» | Следует закрепить правило, что роли нужно распределять по – очереди. На крайний случай можно воспользоваться считалкой. |
7.06.2022 | Виталий стремился занять место в процессе игры в трех группах детей, которые играли в разные игры. | Дети не приняли Виталия в свою игру. Виталий огорченный подошел к окну и ждал прихода родителей. | Выяснила причину такого поведения у Виталия. Задала вопросы участникам игор трех групп почему они не приняли Виталия в игру. Выяснила о существовании дополнительной роли и предложила ее Виталию. Объяснила детям, что в следующий раз они могут оказаться в роли Виталия. | Виталий принял участие в игре одной из группы. | Разговор о возможности в следующий раз оказаться в такой роли способствовал осмыслению детьми данной ситуации |
8.06.2022 | Полина с Ильей построили из кубиков замок. Стали играть с ним. А Лев, тем временем, играл с машинкой, устраивал гонки. И машинкой разрушил замок детей | Лев разрушил построенный замок из кубиков Полины и Ильи | Поговорить с Львом, что он поступил не правильно, что нужно уважать труд других детей. Попытаться привлечь его к постройке нового замка, совместно с детьми. Привести ему пример « А если бы это ты построил замок и его бы разрушили другие дети, тебе бы понравилось?» Учить анализировать свой поступок, извинятся перед другими детьми. | Дети совместно построили новый замок | Построенный новый замок позволил им избежать продолжения конфликтной ситуации и обид Полины и Ильи |
9.06.2022 | Петр обижает Ивана в песочнице. | Иван обижен и плачет | Необходимо Ивана контролировать свои агрессивные действия и переводить их в адекватные выражения своего гнева. Уделила максимум внимания Ивану: «Тебе больно. Извини, пожалуйста Иван. Петр пока не знает, что песком кидаться нельзя!» - Обратилась к Петру, сделала ему короткое замечание и помогла исправить ситуацию: «Кидаться песком нельзя! Ивану больно. Давайте теперь вместе отряхнем малыша (пожалеем, погладим Ивана)». - Помогла детям наладить конструктивное взаимодействие: «Хотите, я научу вас копать глубокие колодцы? Тогда берите лопатки» | Иван успокоился. Петр задумался о необходимости изменить свое поведение | Игра способствовала прекращению конфликта. |