Файл: Занятие по теме Фовизм и А. Матисс. по дисциплине История искусств.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 8

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Практическое занятие по теме «Фовизм и А. Матисс.»

по дисциплине

«История искусств»

Выполнил студент группы: М21Ж111

Проц Дарья Андреевна

Москва

2023

Фовизм — это течение в живописи начала 20 века. Одни историки искусства говорят, что он — часть французского постимпрессионизма. Другие считают, что фовизм — это авангард. А третьи относят его к модернизму.

Началом фовизма считается выставка Осеннего салона в 1905 году в Париже. На ней представили свои нестандартные работы Андре Дерен, Анри Матисс и Морис де Вламинк. Их картины поразили зрителей слишком яркими цветами, экспрессией, энергетикой

Все инициаторы этого направления, начав работать самостоятельно, на какое-то время объединились, но вскоре разошлись, развивая каждый свою манеру письма. То, что манера каждого из них, стилистически сформировавшаяся на рубеже веков, не удивляла сотоварищей по творчеству, свидетельствует о том, что реформы, на которые решились художники, были подготовлены и ожидаемы. Направление не имело четко сформулированной программы и цельной школы. Но, просуществовав недолго, оставило, однако, заметный след в истории искусства. В фовизме предельно интенсивное звучание открытых цветов; сопоставление контрастных хроматических плоскостей, заключенных в обобщенный контур; сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы. Плоскостная трактовка форм, насыщенность чистых цветов, энергично подчеркнутый контур обусловливают декоративность фовистской живописи. Всех фовистов объединяло стремление к созданию художественных образов исключительно с помощью предельно яркого открытого цвета. Развивая художественные достижения постимпрессионистов, опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен 
импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи.

Фовисты не считались ни с какими установленными в европейской живописи законами: перспективы, светотени, постепенного сгущения или смягчения цвета, первенства рисунка в структуре картины. «Исходный пункт фовизма, — писал А. Матисс, — решительное возвращение к красивым синим, красивым красным, красивым жёлтым — первичным элементам, которые будоражат наши чувства до самых глубин».

Природа, пейзаж служили фовистам не столько объектом изображения, сколько поводом для создания экспрессивных, напряженных цветовых решений. Но при этом связь с увиденной действительностью не порывалась. Основные цветовые отношения и мотивы они брали из природы, хотя предельно усиливали и обостряли их, нередко используя цветной контур для отделения пятен цвета друг от друга. Так же они увлекались примитивом в самом широком значении этого слова. Лозунг фовистов "смотреть на мир глазами ребенка" не подразумевал подражания детскому творчеству. Он взывал к нестертости чувств, лучшим примером чего служило радостное удивление человека, только вступающего в жизнь.

Рисовать Матисс начал довольно поздно. Его родители хотели, чтобы Анри был юристом и он им стал.  Но будущий художник вскоре понял, что юриспруденция — не его дело, и уехал в Париж изучать искусство. Своим учителем он считал Гюства Моро, и, следуя совету учителя, изучал работы старых мастеров и даже копировал их в Лувре.

 Тон его картины тёмный и неоднородный, отдельные цвета – серебристо перламутровые. В отличие от Сезанна, Матисс совсем иначе лепит форму и заботится о ней. Он уделяет больше внимания цвету и строит полотно по классическим канонам. Картина была написана в 1896 году, когда художнику было 39 лет. 

В самом конце XIX века художник заинтересовался яркими красками, живыми цветовыми комбинациями и смелыми композиционными приёмами.

К концу 1900-х годов он выработал новое понимание роли искусства в современном мире. Мастер верил, что задача современной живописи — создавать усталому, духовно истощённому зрителю гармоничное окружение, отвлекать его от забот и беспокойств современного мира и помогать расслабиться. Матисс ценил идеалы единения человека и природы, его привлекали сплав инстинкта и разума, присутствующего в архаичных культурах.


Матисс добивался чистоты чувств, характерных для детского рисунка или примитивного искусства.

В 1908, когда Матисс создал картину «Статуэтка и вазы на восточном ковре», в Париже проходила выставка Восточного и мусульманского искусства, которое запрещает изображать лица людей, а также и животных. В исламском искусстве допустимы только   орнаменты и каллиграфические надписи. Матисс внимательно изучал восточные искусства и многое из них почерпнул для своего творчества. Необходимо иметь ввиду, что чувство цвета дается человеку от природы, также, как голос или музыкальный слух. Оно либо есть, либо его нет, воспитать чувство цвета, также как и наработать голос – невозможно. Матисс обладал совершенным чувством цвета. Ему не надо было что-то изобретать, он всё точно знал.

В 1910 году он создаёт полотно «Фрукты и бронза». Эта работа была написана для московского коллекционера, почитателя его таланта Сергея Щукина. Здесь, как и на предыдущих работах, светотень, перспектива, отражение отсутствуют. Матисс не использует светотеневую моделировку предметов, он обозначает их цветными пятнами и обводит контуром. Линия и цвет – вот главное в его творчестве. Формы предметов выполнены мазками разного цвета и все это находится на фоне синего ковра.

В картине «Испанка с бубном»— одна из самых ошеломляющих фовистских картин. Фигура танцовщицы нарисована очень динамичным цветным контуром и контрастирует с распределением светотени. Это по-новаторски необычно и «по-дикому» экспрессивно. Цвет фона — голубой. Чёрная блуза и красная юбка очень красиво смотрятся на голубом фоне. Это контрастные цвета, которыми художник создаёт глубину пространства.

Художник отказался смешивать цвета и светотени — он хотел избавиться от всего, что снижает звучность красок.

Он вернул в живопись черный цвет — черной линией он подчеркивал всё, на чем хотел сосредоточить внимание зрителя. Фовизм можно назвать крайней точкой развития постимпрессионизма Ван Гога, объединенной с пуантилизмом Жоржа-Пьера Сёра и стилями других неоимпрессионистов, в особенности Поля Синьяка.

Фовистские полотна — динамичные, эмоциональные, контрастные, им присущ яркий колорит, динамичность мазка. Творчество Матисса нельзя рассматривать в рамках одного художественного направления фовизма. Оно гораздо многограннее и сложнее. Когда к 1907 г. фовизм утратил своё значение, Матисс продолжил неустанный поиск новых путей и решений. При этом он всегда подчёркивал, что «фовизм существовал, по сути, то короткое время, пока мы считали необходимым вдохнуть жизнь во все цвета одновременно». Впоследствии, в каком бы жанре или виде искусства он ни работал, он сохранял свежесть и новизну взгляда на окружающий мир.