Файл: Современная типология уроков иностранного языка в условиях реализации фгос, фооп.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема модуля: “Современная типология уроков иностранного языка в условиях реализации ФГОС, ФООП”

1.Современная типология уроков иностранного языка в соответствии с ФГОС.

2. Требования к современному уроку.

3.Основные компоненты, структурные элементы и их содержание.

1. Современная типология уроков иностранного языка в соответствии с ФГОС.

Федеральные стандарты – инструмент, который регламентирует деятельность всех государственных структур Российской Федерации. В сфере образования таковыми являются ФГОС.

ФГОС в системе российского образования –это свод требований, который разработан, чтобы обеспечить достаточный уровень знаний школьнику, независимо от того, в каком субъекте РФ он учится. Это предоставляет равные возможности всем учащимся для дальнейшего развития: поступления в вузы, обретения профессии, определения себя в российском социуме.

ФГОС определяют обязательный минимум информативности учебных программ, максимальный объем нагрузки, а также устанавливают требования к процессу образования. На основании этих стандартов формируются учебные пособия и методички, задания по аттестации школьников и программ подготовки педагогов.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) во главу угла ставит развитие личности ребенка. Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения. Урок, как и было раньше, остается основной единицей обучающего процесса. Но теперь изменились требования к проведению урока, предложена другая классификация уроков. Специфика системно-деятельностного подхода предполагает и другую структуру урока, которая отличается от привычной, классической схемы. Рассмотрим, какие типы уроков по ФГОС предложены в методике, в чем их предназначение и какие виды и формы предлагают нам новые требования.


Типология уроков в соответствии с требованиями ФГОС и особенности структуры таких уроков.

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на несколько групп:

- уроки «открытия» нового знания;

- уроки отработки умений и рефлексии;

- уроки развивающего контроля,

- уроки общеметодологической направленности;

- уроки-исследования.

Далее в таблице представлены основные типы уроков иностранного языка по ФГОС с включением их структур. Отдельно собран материал по урокам общеметодологической направленности и урокам-исследованиям, так как они не соответствуют логике ниже представленных структур урока.
Таблица 1 Структура уроков по ФГОС

Урок открытия нового знания

Урок отработки умений и рефлексии

Уроки развивающего контроля

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

1.Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.

1.Этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности.

2.Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

2.Этап актуализации и пробного учебного действия.


2.Этап актуализации и пробного учебного действия.


3.Этап выявления места и причины затруднения.

3.Этап локализации индивидуальных затруднений.

3.Этап локализации индивидуальных затруднений.

4.Этап построения проекта выхода из затруднения.

4.Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.

4.Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.

5.Этап реализации построенного проекта.

5.Этап реализации построенного проекта.

5.Этап реализации построенного проекта.

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

6.Этап обобщения затруднений во внешней речи.

6.Этап обобщения затруднений во внешней речи.

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

8. Этап включения в систему знаний и повторения.

8. Этап включения в систему знаний и повторения.

8. Этап решения заданий творческого уровня.

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

9. Этап рефлексии фиксирования и преодоления затруднений в собственных учебных действиях.

9. Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.



Основные выводы по таблице:

1. Все уроки имеют четкую структуру, представлены небольшими по временной продолжительности этапами. Количество этапов совпадает.

2. На первом этапе мотивация простраивается в зависимости от главной методической цели урока – мотивация либо к учебной, либо к коррекционной, либо к контрольно-коррекционной деятельности. На втором этапе, кроме актуализации и пробного действия, которые являются общими для любого типа урока, урок «открытия» нового знания предусматривает фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

3. На третьем этапе урок «открытия» нового знания предполагает выявление места и причины затруднения для всего класса, два же других типа урока нацелены на выявление индивидуальных затруднений.

4. На 4 этапе на уроке «открытия» нового знания предполагается построение проекта выхода из затруднения, на уроках же отработки умений и рефлексии и уроках развивающего контроля добавляется этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.

5. На 5 этапе на всех уроках реализуются проекты – проект выхода из затруднений (последовательность работы по изучению нового содержания) и проекты коррекции выявленных затруднений (индивидуальная работа по устранению затруднений – объяснение, работа с эталоном, определение алгоритма и т.д.).

6. Шестой этап предполагает коммуникацию: первичное закрепление с проговариванием на уроке «открытия» нового знания и проговаривание обобщенной информации о затруднениях на двух других типах уроков.

7. Седьмой этап – это самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8. Восьмой этапа урока – включение в систему знаний и повторения на уроке «открытия» новых знаний и уроке отработки умений и рефлексии. На уроке развивающего контроля предполагаются задания творческого характера.

9. Соответственно в зависимости от типа урока разной по содержанию будет и рефлексия. Отличительной особенностью урока рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании. Обучающиеся на этих уроках отработки навыков и рефлексии не просто тренируются в решении задач - они осваивают метод коррекции собственных действий, им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих действий. После этого заметно повышается качество усвоения обучающимися учебного содержания при уменьшении затраченного времени, но не только. Обучающиеся легко переносят накопленный на этих уроках опыт работы над ошибками на учебный предмет.


Каждый этап урока имеет свое содержание. Представим эту информацию в таблице.

Таблица 2 Содержание этапов уроков

Этап

Содержание

Урок «открытия» новых знаний

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.


Основная цель:  выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Для реализации этой цели необходимо:

  • создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

  • актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

  • установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.


Основная цель: подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Для этого необходимо, чтобы обучающиеся:

  • воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;

  • активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);

  • актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»);

  • попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;

  • зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.

Этап выявления места и причины затруднений

Основная цель:  организация анализа обучающимися возникшей ситуации и на этой основе выявление места и причины затруднения; осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы обучающиеся:

  • проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали;

  • зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения);

  • соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения).

Этап построения проекта выхода из затруднений.


Основная цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Для этого необходимо, чтобы обучающиеся:

  • коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться);

  • предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить;

  • выбрали способ построения нового знания (как?) - метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий);

  • выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего?) - изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.

Этап реализации построенного проекта.


Основная цель: построение обучающимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Для реализации этой цели обучающиеся должны:

  • на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы;

  • при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.;

  • применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение;

  • зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково;

  • зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

Этап первичного закрепления с проговариванием.

Основная цель: усвоение обучающимися нового способа действия при решении типовых задач.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы обучающиеся:

  • решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия;

  • при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т.д.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.


Основная цель: интериоризация (В психологии интериоризацией называют формирование внутренних структур человеческой психики, посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя и собственно думать, не мешая окружающим) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях.

Для этого необходимо:

  • организовать самостоятельное выполнение обучающимися типовых заданий на новый способ действия;

  • организовать самопроверку обучающимися своих решений по эталону;

  • создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;

для обучающихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.

Этап включения в систему знаний и повторения.

Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Для этого нужно:

  • выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний;

  • доведения его до уровня автоматизированного навыка;

  • при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса;

  • повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Основная цель: самооценка обучающимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Для реализации этой цели:

  • организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;

  • обучающиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;

  • намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).

Урок отработки умений и рефлексии

Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.

Основная цель:   выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности.

Для реализации этой цели требуется:

  • создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

  • актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо»);

  • исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу коррекционных действий («могу»).

Этап актуализации и пробного учебного действия.

Основная цель:   подготовка мышления обучающихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

Для этого необходимо:

  • организовать повторение и знаковую фиксацию способов действий, запланированных для рефлексивного анализа обучающимися, - определений, алгоритмов, свойств и т.д.;

  • активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);

  • организовать мотивирование («хочу» - «надо» - «могу») и выполнение обучающимися самостоятельной работы № 1 на применение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа;

  • организовать самопроверку обучающимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов (без исправления ошибок).




Этап локализации индивидуальных затруднений.

Основная цель:  осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.

Для этого необходимо, чтобы обучающиеся:

  • уточнили алгоритм исправления ошибок, который будет использоваться на данном уроке;

Далее обучающиеся, которые допустили ошибки:

  • на основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение и определяют место ошибок - место затруднение;

  • выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы, формулы, правила и т.д.), в которых допущены ошибки, - причину затруднений.

В это время обучающиеся, которые не выявили ошибок, также выполняют пошаговую проверку своих решений по алгоритму исправления ошибок для исключения ситуации, когда ответ случайно верный, а решение - нет. Если при проверке они находят ошибку, то дальше присоединяются к первой группе - выявляют место и причину затруднения, а если ошибок нет - получают дополнительное задание творческого уровня и далее работают самостоятельно до этапа самопроверки.

Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.

Основная цель:  постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Для этого необходимо, чтобы обучающиеся:

  • сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (то есть сформулировали, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять);

  • выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.).

Этап реализации построенного проекта.

Основная цель:  осмысленная коррекция обучающимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

Для реализации этой цели каждый обучающийся, у которого были затруднения в самостоятельной работе, должен:

  • самостоятельно (случай 1) исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения (случай 2) - с помощью предложенного эталона для самопроверки;

  • в первом случае - соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки;

  • далее в обоих случаях выбрать из предложенных или придумать самому задания на те способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки;

  • решить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу).

Обучающиеся, не допустившие ошибок в самостоятельной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.

Этап обобщения затруднений во внешней речи.

Основная цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднения.

Для реализации этой цели:

  • организуется обсуждение типовых затруднений;

  • проговариваются формулировки способов действий, которые вызвали затруднения.

Особое внимание здесь следует уделить тем обучающимся, у которых возникли затруднения, - лучше, чтобы именно они проговорили вслух правильные способы действий.

Основная цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднения.

Для реализации этой цели:

  • организуется обсуждение типовых затруднений;

  • проговариваются формулировки способов действий, которые вызвали затруднения.

Особое внимание здесь следует уделить тем обучающимся, у которых возникли затруднения, - лучше, чтобы именно они проговорили вслух правильные способы действий.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Основная цель:  интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.

Для реализации этой цели обучающиеся, допустившие ошибки:

  • проводят самопроверку своих работ по эталону для самопроверки и фиксируют знаково результаты;

  • фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения.

В это время обучающиеся, не допустившие ошибки в определенном виде работы, выполняют самопроверку дополнительных заданий творческого уровня по предложенному образцу.

Этап включения в систему знаний и повторения.

Основная цель:  применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Для этого обучающиеся при положительном результате предыдущего этапа:

  • выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой;

  • выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем.

При отрицательном результате обучающиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта.

Этап рефлексии, фиксирования и преодоления затруднений в собственных учебных действиях.

Основная цель:  осознание обучающимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной} деятельности.

Для реализации этой цели обучающиеся:

  • уточняют алгоритм исправления ошибок;

  • называют способы действий, вызвавшие затруднение;

  • фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;

  • оценивают собственную деятельность на уроке;

  • намечают цели последующей деятельности;

  • в соответствии с результатами деятельности на уроке согласовывают домашнее задание (с элементами выбора, творчества).

Урок развивающего контроля

Этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности.

Основная цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме контрольно-коррекционной деятельности.

Поэтому для реализации этой цели требуется:

  • определить основную цель урока и создать условия для возникновения внутренней потребности включения в контрольно-коррекционную деятельность («хочу»);

  • актуализировать требования к ученику со стороны конрольно - коррекционной деятельности («надо»);

  • исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу контрольно-коррекционных действий («могу»);

  • установить форму и процедуру контроля;

предъявить критерий выставления оценки.

Этап актуализации и пробного учебного действия.


Основная цель:  подготовка мышления обучающихся и осознание ими потребности в контроле и самоконтроле результата и выявлении причин затруднений в деятельности.

Для этого необходимо:

  • организовать повторение контролируемых способов действий (норм);

  • активизировать мыслительные операции (сравнение, обобщение) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.), необходимые для выполнения контрольной работы;

  • организовать мотивирование обучающихся («хочу» «надо» могу») к выполнению контрольной работы на применение способов действий, запланированных для контроля и последующего рефлексивного анализа;

  • организовать индивидуальное написание обучающимися контрольной работы;

  • организовать сопоставление обучающимися своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов (без исправления ошибок);

  • предоставить возможность обучающимся провести самооценку своих работ по заранее обоснованному критерию.

Этап локализации индивидуальных затруднений.

Основная цель:  выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к коррекционной работе, а также выявление места и причины собственных затруднений в выполнении контрольной работы.

Для реализации этой цели необходимо:

  • организовать мотивирование обучающихся к коррекционной деятельности («хочу» - «надо» «могу») и формулировку ими основ ной цели урока;

  • воспроизвести контролируемые способы действий (нормы);

  • проанализировать правильность самопроверки обучающимися своих работ и при необходимости - согласование их оценок с оценкой учителя.

Далее обучающиеся, которые допустили ошибки:

  • уточняют алгоритм исправления ошибок (алгоритм строится на предыдущих уроках на основе рефлексивного метода);

  • на основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение и определяют место ошибок - место затруднений;

  • выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы формулы, правила и т.д.), в которых допущены ошибки, - причину затруднений.

Обучающиеся, не допустившие ошибок, на этом этапе сравнивают свое решение с эталоном и выполняют задания творческого уровня. Также они могут выступать в качестве консультантов Сравнение с эталоном необходимо для соотнесения своего решения с используемыми способами действий. Это способствуем формированию речи, логического мышления, умению критериально обосновывать свою точку зрения.

Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.

Основная цель:  постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств ее реализации.

Для этого необходимо, чтобы обучающиеся:

  • сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (то есть сформулировали, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять);

  • выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.).

Этап реализации построенного проекта.

Основная цель:  коррекция обучающимися своих ошибок в контрольной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

Как и на уроке рефлексии, для реализации этой цели каждый обучающийся, у которого были затруднения в контрольной работе, должен:

  • самостоятельно (случай 1) исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения (случай 2) - с помощью предложенного эталона для самопроверки;

  • в первом случае - соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки;

  • далее в обоих случаях выбрать из предложенных или придумать самому задания на способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки;

  • решить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу).

Обучающиеся, не допустившие ошибок в контрольной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.

Этап обобщения затруднений во внешней речи.

Основная цель:  закрепление способов действий, вызвавших затруднение.

Для реализации этой цели, подобно урокам рефлексии, организуется:

  • обсуждение типовых ошибок;

  • проговаривание формулировок способов действий, вызвавших затруднение.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Основная цель:  интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели, а также создание (по возможности) ситуации успеха.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы обучающиеся, допустившие ошибки в контрольной работе:

  • выполнили самостоятельную работу, аналогичную контролируемой работе, выбирая только те задания, в которых допущены ошибки;

  • провели самопроверку своих работ по готовому образцу и зафиксировали знаково результаты.

  • зафиксировали преодоление возникшего ранее затруднения.

Обучающиеся, не допустившие ошибки в контрольной работе, выполняют самопроверку заданий творческого уровня по предложенному образцу.

Этап решения заданий творческого уровня.

Основная цель:  повторение и закрепление ранее изученного, подготовка к изучению следующих разделов курса.

Для этого обучающиеся при положительном результате предыдущего этапа:

  • выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой;

  • выполняют задания на подготовку к изучению следующие тем.

При отрицательном результате обучающиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта.


Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.


Основная цель:  самооценка результатов контрольно-коррекционной деятельности, осознание метода преодоления затруднений в деятельности и механизма контрольно-коррекционной деятельности.

Для реализации этой цели обучающиеся:

  • проговаривают механизм деятельности по контролю;

  • анализируют, где и почему были допущены ошибки, способы их исправления;

  • называют способы действий, вызвавшие затруднение;

  • фиксируют степень соответствия поставленной цели контрольно-коррекционной деятельности и ее результатов;

  • оценивают полученные результаты собственной деятельности;

  • при необходимости определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества);

    • намечают цели последующей деятельности.



Далее остановимся отдельно на характеристике еще двух типов уроков – уроков построения системы знаний (уроки общеметодологической направленности) и уроках-исследованиях.

Деятельностная цель урока общеметодологической направленности - формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности обучающихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов, выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

Целью уроков общеметодологической направленности является построение методов, связывающих изученные понятия в единую систему. Уроки общеметодологической направленности призваны, во-первых, формировать у обучающихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему, а во-вторых, о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данных уроках организуется понимание и построение обучающимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации. Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.

Структура урока общеметодологической направленности

I Этап мотивации

II Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

III Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.

IV Этап включения в систему знаний и повторения.

V Этап рефлексии учебной деятельности на уроке


В типологию уроков можно включить урок-исследование (урок творчества). Он позволил бы учителю сделать плавный переход от урочной деятельности к внеурочной, использовать видоизменение урока через включение игры, игровой деятельности, заключение урока в игровую оболочку. Использование различных видов уроков расширяет возможности использования системно-деятельностного подхода в образовании.