Файл: Современная типология уроков иностранного языка в условиях реализации фгос, фооп.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок-исследование имеет специфическую структуру:
I. Актуализация знаний. 1.1. Мотивация. Актуализация УУД и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания. 1.2. Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности. |
II. Операционно-исполнительский этап. 2.1. Постановка проблемы: а) создание проблемной ситуации; б) постановка проблемы исследования; 2.2. Определите темы исследования. 2.3. Формулирование цели исследования. 2.4. Выдвижение гипотезы. 2.5. Выбор метода решения проблемной ситуации. 2.6. Составление плана исследования. 2.7. «Открытие» детьми нового знания. Проверка гипотезы. Проведение эксперимента, наблюдений, лабораторной работы, чтение литературы, размышление, просмотр фрагментов учебных фильмов и т.д. Использование материальных или материализованных моделей. Создание мотивации на успех для каждого ребенка. |
III. Оценочно-рефлексивный этап 3.1. Интерпретация полученных данных. 3.2. Вывод по результатам исследовательской работы. 3.3. Применение новых знаний в учебной деятельности. Проверка понимания обучающимися изученного материала и его первичное закрепление. 3.4. Итоги урока. Самооценка детьми собственной деятельности. |
IV. Домашнее задание. Домашнее задание предусматривает элементы выбора, творчества. |
Из данной структуры видно, что исследовательская работа обучающихся занимает на уроке больше времени, чем выполнение заданий по образцу. Однако затраты времени впоследствии компенсируются тем, что обучающиеся быстро и правильно выполняют задания, могут самостоятельно изучать новый материал. Кроме того, повышается осознанность и прочность их знаний, появляется устойчивый интерес к предмету.
Таким образом, мы видим, что на каждом этапе урока определена конкретная деятельность обучающихся, которая носит осознанный и рефлексивный характер, учитываются индивидуальные учебные возможности учеников.
2. Требования к современному уроку.
ФГОС определил требования к условиям, процессу и результатам воспитательно-образовательного процесса, которые должны учитываться как образовательной организацией, так и, непосредственно, каждым педагогом.
Проектируя урок, педагогу необходимо выстраивать его на основе системно-деятельностного подхода, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности обучающихся. При этом для достижения целей урока необходимо:
1. Продумывать субъект-субъектное обучение, мотивировать обучающихся на решение проблемных ситуаций, планирование своих учебных действий и их вариативность.
2. Деятельность обучающихся на уроке должна носить преобразовательный характер, задания предполагать формирование всех групп УУД (наблюдение, сравнение, анализ, аналогия, обобщение).
3. Обучение должно идти от имеющихся знаний к выявлению незнания, формулированию проблемы. Выход на проблему предполагает поиски ее решения, а, следовательно, интенсивную самостоятельную деятельность обучающихся, открытие истины, доказательство или опровержение гипотезы, формулирование закономерности.
4. Необходимо учитывать специфические принципы обучения ИЯ :
- принцип коммуникативной направленности;
- принцип дифференциации и интеграции обучения;
- принцип учета родного языка;
- принцип наглядности;
- принцип доступности и посильности;
- принцип развивающего обучения;
- принцип сознательности;
- принцип прочности.
- принцип активности учащихся
6. Необходимо учитывать субъективный опыт обучающихся.
7. Педагог должен уметь вариативно простраивать процесс обучения, оптимально подбирать методы, средства и приемы для достижения поставленных целей. Урок должен иметь гибкую структуру, педагог должен учитывать ситуативность, возникающую в ходе урока.
Для построения урока в рамках ФГОС важно понимать, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности обучающихся в учебном процессе.
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает обучающихся ставить и адресовать вопросы.
5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащихся , используя для этого специальные приемы.
8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
3.Основные компоненты, структурные элементы и их содержание.
К современному уроку иностранного языка предъявляются определенные требования. Урок иностранного языка состоит из структурных и содержательных элементов. К структурным элементам относятся: начало урока, основная часть и завершение урока. Такой структурный элемент урока как начало должен включать в себя организационный момент, различные речевые упражнения, постановку цели урока и его темы. Он длится от 3 до 7 минут. В основной части урока обучающиеся должны выполнять действия по достижению цели урока, а учитель только контролирует выполнение данных действий. Данный этап урока, длится 20-25 минут. В это время должна происходит выполнение упражнений с опорой на тексты учебника, учебные речевые ситуации, технические средства обучения, дополнительный дидактический материал с использованием межпредметных связей, применением эффективных приемов, форм, режимов работы.
Это может быть:
— ознакомление с соответствующей лексикой по теме урока;
— тренировка использования языкового и речевого материала;
— применение языкового и речевого материала по конкретным видам речевой деятельности;
— организация аудирования текста для обучающихся в предъявлении учителя (звукозаписи);
— организация монологических, диалогических высказываний обучающихся;
— организация чтения обучающимися текста вслух, про себя.
Что касается последнего структурного элемента урока - его завершения, то в его содержание должно входить подведение итогов урока обучающимися, рефлексия достигнутых результатов на уроке, оценивание, информация о домашнем задании и его объяснение.
В зависимости от типа и цели и темы урока, содержательные элементы урока могут изменяться, но в целом структура урока, наполненная содержательными элементами, остается такой, как она указана выше. Все содержательные элементы урока взаимодействуют и дополняют друг друга, в структуре урока обязательно должны прослеживаться логичность и последовательность элементов урока. И если нарушается хоть одна составляющая структуры урока, то цель может быть не достигнута, или достигнута, но частично. Поэтому очень важно соблюдать эту структуру и наполнять ее такими содержательными элементами, которые бы лаконично и логично представляли собой организационную форму обучения – урок.
Таблица 3 Структура урока по ФГОС
Этапы урока | Краткое содержание, действия учеников | Действия учителя |
Мотивирование на учебную деятельность | Создание благожелательной атмосферы урока, нацеленности на работу | Настраивает учеников на успешную работу |
Актуализация знаний | Повторение пройденного, выполнение заданий. Взаимопроверка и взаимооценивание Затем ученики получают задание, для решения которого не достаточно имеющихся умений | Консультирует |
Целеполагание, постановка проблемы | В совместной работе выявляются причины затруднения, выясняется проблема. Ученики самостоятельно формулируют тему и цель | Подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока. |
Поиск путей решения проблемы | Планирование путей достижения намеченной цели. Осуществление учебных действий по плану. Индивидуальная или групповая работа по решению практических задач | Консультирует |
Решение проблемы | Выполняют задание, которое сначала оказалось непосильным для решения | Консультирует |
Коррекция | Проверяют решение, выявляют, все ли справились с заданием, формулируют затруднения | Помогает, советует, консультирует |
Самостоятельная работа с использованием полученных знаний | Выполнение упражнений по новой теме, самопроверка по эталону | Консультирует |
Систематизация знаний | Работа по выявлению связи изученной на уроке темы с изученным ранее материалом, связи с жизнью | Консультирует, направляет |
Объяснение домашнего задания | У учеников должна быть возможность выбора домашнего задания в соответствии со своими предпочтениями. Необходимо наличие заданий разного уровня сложности | Разъясняет, предлагает задания на выбор |
Оценивание | Учащиеся самостоятельно оценивают работу на (самооценка, взаимо- оценивание результатов работы одноклассников) | Консультирует, обосновывает оценки |
Рефлексия учебной деятельности | Учащиеся называют тему урока, его этапы, перечисляют виды деятельности на каждом этапе, определяют предметное содержание. Делятся мнением о своей работе на уроке | Благодарит учеников за урок |
Одна из трактовок понятия «урок» гласит, что «..урок - целостный, логически завершенный, ограниченный временными рамками отрезок образовательного процесса, в котором учебная работа проводится с постоянным составом обучающихся примерно одинакового возраста и уровня подготовки».
Основные признаки урока:
- наличие определенных образовательных, воспитательных развивающих целей;
- отбор в соответствии с поставленными целями конкретного учебного материала и уровней его усвоения;
- достижение поставленных целей путем подбора подходящих средств и методов обучения;
- организация соответствующей учебной деятельности обучающихся
Планирование урока предоставляет каждому учителю возможность проявить свои творческие способности и умения, основой которых являются такие качества, как самостоятельность в принятии ответственных решений, постановке цели и выработке индивидуальной стратегии ее достижения.
Для планирования урока иностранного языка учителю необходимо:
-
знать основные требования, предъявляемые к современному уроку иностранного языка; -
знать программные требования к уровню практического владения навыками и умениями по каждому классу для данного типа школы; -
понимать методическую концепцию автора (ов) УМК, понимать дидактическое значение входящих в него компонентов и отдельных заданий; -
учитывать возрастные психологические особенности учащихся, в том числе индивидуальные, их уровень общего развития; -
учитывать уровень владения иностранным языком учащимися данного класса, отношение учеников к предмету.
Для достижения профессионального успеха учитель должен владеть целым комплексом методических умений, среди которых следует выделить: проектировочные, адаптационные, организационные, коммуникативные, мотивационные, контролирующие, исследовательские, вспомогательные.
Основными характеристиками урока иностранного языка являются:
1. Формирование и развитие речевых, коммуникативных навыков и компетенций.
2. На уроке иностранного языка должны быть цели Они обеспечивают логику урока, превращают его в цельное, отлаженное действие, на их реализацию отводится основное время урока — до 30 минут.