Файл: Учебник М. Баранова, Т. Ладыженской Подготовила учитель русского языка и литературы Ярош Н. А., Доброе Тема урока Морфологический разбор союза Тип урока повторительнообобщающий Задачи урока.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МБОУ «Добросельская ООШ» Грайворонского района Белгородской области
Урок русского языка в 7 классе по теме
«Морфологический разбор союза»
(учебник М.Баранова, Т.Ладыженской
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
Ярош Н.А.,
Доброе
Тема урока « Морфологический разбор союза»
Тип урока: повторительно-обобщающий
Задачи урока:
Обучающие:
-
повторить и обобщить теоретические сведения о союзе как служебной части речи, его морфологических признаках (деление на группы по значению и строению), роли в предложении. -
совершенствовать умения и навыки: -
обнаруживать союзы, отличать их от наречий и местоимений с частицами; правильно писать -
определять вид сложного предложения, различать ССП и предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания в них; -
правильно и уместно пользоваться союзными конструкциями в речевой практике. -
учить производить морфологический разбор союза.
Развивающие:
-
развивать навык устной и письменной связной речи, аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания в рамках темы и раздела программы.
Воспитательные:
-
воспитывать ответственность за результат своего труда и труда своего товарища, умение работать в коллективе, культуру речи и общения, умение слушать.
ХОД УРОКА
1. Орг.момент.
Ваша задача: показать все, что вы умеете и знаете по теме «Союз», научиться производить морфологический разбор союза.
2.Объявление темы урока, постановка цели.
— Путешествовать любят все, и мы это делаем всегда с удовольствием. Но сегодня мы отправимся в не совсем обычное путешествие — в страну русского языка.
Перед вами висит карта нашего путешествия. Мы отправляемся в долину Союзов.
И первая остановка — ► станция Теоретическая.
3. Фронтальный опрос.
ТЕСТ-выполняют учащиеся на месте
1. В русском языке есть самостоятельные и … части речи. (служебные)
2.Служебные части речи это……… (союз, предлог, частица)
3. Союз – это……………………..
4. Союзы, состоящие из одного слова, называются………… (простыми)
5. Союзы не являются……………………… 9членами предложения)
6. Союзы связывают…………………………………. (однородные члены предложения и простые предложения в СП)
7. Союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, называются………………. (сочинительные)
8.Союзы, связывающие в сложном предложении неравноправные простые предложения, из которых одно зависит от другого, называются…..... (подчинительные)
9.Сочинительные союзы по значению делятся на три группы:.........(соединительные, разделительные, противительные)
10. Подчинительные союзы делятся на разряды……………… (условные, причинные, временные, сравнительные, уступительные, изъяснительные)
II этап: На этом этапе работы проверяется, как учащиеся применяют теоретические знания на практике.
► Следующая станция «Познавательная»- использование компьютера (Видеоурок)
-Даётся план морфологического разбора союза.
Работа с учебником. Сравнить план морфологического разбора союза. Упр. 342
►Веселая минутка.
─ Вы на середине пути. Настало время привала. Но ваш отдых будет творческим.
ШАРАДЫ.
1. Две ноты, союз, 2. Мой первый слог — на дереве.
Все вместе—игра , Второй мой слог — союз.
В которую любит А в целом я материя
Играть детвора. (До-ми-но) И на костюм гожусь. (Сук-но)
3. Союз, предлог и падежная форма
Личного местоимения
Дают нам вкусный плод
Южноамериканского растения. (а-на-нас)
5. работа по карточкам
1 задание: соединить простые предложения союзами, подходящими по смыслу, определить вид СП
А) Было раннее утро. Наступал уже вечер. (не то, не то)
Б) В Москве ложатся спать. На камчатке уже встают. (а, когда)
В) на пустыре строят новую школу. Школьники учатся в старом здании дома культуры. (пока)
Г) Сильнее пригрело солнце. Появились на пригорке первые проталины. (и)
- морфологический разбор союзов-
2 задание: Работа в парах:
-Продолжить предложение дважды:
1) чтобы получилось простое предложение с однородными членами;
2) чтобы получилось сложное предложение
1.Ребята очень устали …
(Ребята очень устали и разошлись по домам.
Ребята очень устали, но работа была закончена.)
2. Взошла луна…
(Взошла луна и осветила окрестности.
Взошла луна, когда мы подошли к реке.)
3.Футболисты вышли на поле…
(Футболисты вышли на поле и выстроились в ряд.
Футболисты вышли на поле, и игра началась.)
► Итоги урока.
─ Сегодня мы вспомнили понятие «Союз», показали, что мы знаем разряды союзов по значению, умеем правильно и уместно употреблять их в речи..
Домашнее задание. П.60, упр.341
► Выставление оценок.
Рефлексия:
Чемодан, мясорубка, корзина
На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.
Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.
Итак, друзья, пришла пора проститься…
И я хочу вам пожелать:
Всегда с охотою учиться,
Всегда с охотою трудиться
И никогда не унывать.
► Итоги урока.
Дополнительные задания.
Задание: Пословицы рассыпались: вставьте союзы и определите их разряд.
Берегись бед, …. их нет.
Не мил свет,…..друга нет.
Дерево затем и посадили, …… есть плоды.
Сам погибай,….. товарища выручай.
Труд кормит,….. лень портит.
Задание: Сделать синтаксический разбор. Определить разряд союза.
Пригрело солнышко, и в воздухе запахло весной.
Литература:
1.Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс, -М.: «Вако», 2016.
2.Колчанова С.С. Русский язык. Поурочные планы 7 класс.-Волгоград: «Учитель», 2009.
3. Соколова Г.П. Уроки русского языка в 7 классе.-М.: Просвещение, 1993.
4.Кривоплясова М.Е. Русский язык. Цифровые диктанты. 5-7 классы.-Волгоград: «Учитель», 2007.
5.Брагина С.А. Русский язык. Необычные диктанты. 5-7 классы. –Волгоград: «Учитель», 2007.
6. Диск «Видеоуроки. Русский язык. 7 класс», - ООО «Компэду», 2014.
Работа по карточкам
1 задание: соединить простые предложения союзами, подходящими по смыслу, определить вид СП
А) Было раннее утро. Наступал уже вечер.
Б) В Москве ложатся спать. На камчатке уже встают.
В) на пустыре строят новую школу. Школьники учатся в старом здании дома культуры.
Г) Сильнее пригрело солнце. Появились на пригорке первые проталины.
- морфологический разбор союзов-
2 задание: Работа в парах:
-Продолжить предложение дважды:
1) чтобы получилось простое предложение с однородными членами;
2) чтобы получилось сложное предложение
1.Ребята очень устали …
2. Взошла луна…
3.Футболисты вышли на поле…
Работа по карточкам
1 задание: соединить простые предложения союзами, подходящими по смыслу, определить вид СП
А) Было раннее утро. Наступал уже вечер.
Б) В Москве ложатся спать. На камчатке уже встают.
В) на пустыре строят новую школу. Школьники учатся в старом здании дома культуры.
Г) Сильнее пригрело солнце. Появились на пригорке первые проталины.
- морфологический разбор союзов-
2 задание: Работа в парах:
-Продолжить предложение дважды:
1) чтобы получилось простое предложение с однородными членами;
2) чтобы получилось сложное предложение
1.Ребята очень устали …
2. Взошла луна…
3.Футболисты вышли на поле…
Работа по карточкам
1 задание: соединить простые предложения союзами, подходящими по смыслу, определить вид СП
А) Было раннее утро. Наступал уже вечер.
Б) В Москве ложатся спать. На камчатке уже встают.
В) на пустыре строят новую школу. Школьники учатся в старом здании дома культуры.
Г) Сильнее пригрело солнце. Появились на пригорке первые проталины.
- морфологический разбор союзов-
2 задание: Работа в парах:
-Продолжить предложение дважды:
1) чтобы получилось простое предложение с однородными членами;
2) чтобы получилось сложное предложение
1.Ребята очень устали …
2. Взошла луна…
3.Футболисты вышли на поле…
Работа по карточкам
1 задание: соединить простые предложения союзами, подходящими по смыслу, определить вид СП
А) Было раннее утро. Наступал уже вечер.
Б) В Москве ложатся спать. На камчатке уже встают.
В) на пустыре строят новую школу. Школьники учатся в старом здании дома культуры.
Г) Сильнее пригрело солнце. Появились на пригорке первые проталины.
- морфологический разбор союзов-
2 задание: Работа в парах:
-Продолжить предложение дважды:
1) чтобы получилось простое предложение с однородными членами;
2) чтобы получилось сложное предложение
1.Ребята очень устали …
2. Взошла луна…
3.Футболисты вышли на поле…