Файл: В своем философском исследовании про Чеченскую республику С. С.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 8
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Когда я впервые познакомилась с трудами выдающегося советского и российского ученого-правоведа Сергея Сергеевича Алексеева, меня заинтересовало его оригинальное философско-правовое исследование правовой проблематики одной из трагедий России – войны в Чечне 1994-1996 годов. Алексеев писал: «Война в Чечне потрясла Россию, сбросила с общества жалкий «маскарадный костюм», разом раскрыла, «кто есть кто» и «что есть что».
В своем философском исследовании про Чеченскую республику С.С. Алексеев выделил три вопроса: Цена вопроса, «Обнаженное право», Война и право, которые в немалой мере выстраданы в практических делах, прошли через тяжкие внутренние противоборства, сомнения, утраты в вере и потери в представлениях о ценностях, в надеждах. Здесь произошло жестокое столкновение двух философских позиций в отношении права, закона, правосудия, двух полярных «философий права», существующих ныне в России в системах общественной жизни и власти.
Чеченцы – гордая, свободолюбивая, непокоренная нация. В результате новообразимых изломов исторической судьбы чеченцы в конце концов оказались «в составе» России, да притом в виде народа, входящего вместе с родственным народом – ингушами в единую «чечено-ингушскую» автономную республику.
Алексеев выделил законодательный пробел: основания и порядок использования вооруженных сил внутри страны действительно не получили до сих пор достаточно полной законодательной регламентации. Конституционная запись «обеспечение целостности территории» стала центральной при решении вопроса о конституционности ввода регулярных вооруженных сил на территорию Чечни и развертывания там широкомасштабных военных действий с использованием тяжелой техники – фронтовой и вертолетной авиации, тяжелой артиллерии, бронетанковых войск. В связи с этим вся официальная правовая оценка чеченских событий, в том числе правовых актов, оказалась направленной не на реализацию прав человека, а на наведение конституционного порядка.
Также Алексеев С.С. усмотрел реальный и крупный поворот в развитии современного права
, а именно заключенный 12 мая 1997 года Договор о мире, который подвел финальную черту войне, превозгласив навсегда отказ Чечни и России от применения и угрозы применения силы при решении любых спорных вопросов. Он выделил конституционный принцип, означающий «официальный и высокозначимый поворот от рецидивов коммунистического правопонимания к фактическому воплощению в России самих основ гуманистического права».
Я согласна с Алексеевым, что в результате войны в неприглядном виде предстала перед всем миром российская юридическая система. Она не только оказалась неспособной, чтобы предотвратить или хотя бы должным образом отреагировать на массовые нарушения прав человека, произвол власти и отдельных лиц. Российская юридическая система вообще оказалась другой – не той, которая по декларациям является демократическим и правовым государством.
Исследовательская работа С.С. Алексеева про Чечню – и покаяние автора, и его посильное очищение, а главное – искренняя попытка извлечь уроки из прошлого. Этим и вызвана необходимость разобраться в проблемах философии права и с этой целью обратиться к накопленным человеческому опыту и мудрости, которые в меру своих сил изложил в книге автор. Он в конечном итоге пытался сказать о самом главном, что должно, кажется вызвать понимание, озабоченность и тревогу людей о нашем Отечестве и, быть может стремление повлиять на ход событий.