Файл: Развитие функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Развитие   функциональной   грамотности  на  уроках  математики в начальной школе».

Современное общество постоянно меняет свой взгляд на содержание образования, как в нашей стране, так и за рубежом. Особое внимание сконцентрировано на развитие у учащихся умений применять полученные знания и умения в повседневной жизни.

На сегодняшний день общество предъявляет к выпускникам школы особые требования. Прежде всего – это должны быть грамотные люди, способные вступать в отношения с окружающей средой. Они должны быть мобильны и уметь быстро адаптироваться к предложенной жизненной ситуации.

 Новые ФГОС подчеркивают необходимость формировать функциональную грамотность школьников (п. 34.2 ФГОС-2021 НОО, п. 35.2 ФГОС-2021 ООО). Внимание к этому вопросу в новых образовательных стандартах объясняют невысокие показатели российских школьников в международных исследованиях, например, PISA и TIMS. При этом Президент поставил задачу, чтобы Россия вошла в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования (подп. «а» п. 5 Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204). Эту же цель указало Правительство и в государственной программе «Развитие образования» на 2018–2025 годы (постановление от 26.12.2017 № 1642).

 Функциональная грамотность – одно из средств повышения качества образования. Ее оценивают по критериям в соответствии с методологией моделей международных исследований, которую разработали ведомства (приказ Рособрнадзора, Минпросвещения от 06.05.2019 № 590/219).

Начальное звено в образовании – это несомненный фундамент школьной учёбы, поэтому крайне важно именно в нач.школе развивать умение использовать математические знания в практической жизни, т.е. закладывать основы функциональной грамотности.

Все формы и методы работы педагогов должны быть направлены на развитие у детей познавательных способностей и мыслительной активности. И одним из предметов, который способствует этому, является математика.

Нужно заметить, что большинство учащихся нач.кл. заинтересованы и с особым удовольствием посещают эти уроки. В большей степени это связано с несомненной приближенностью множества задач и заданий к реальности.

Математическая грамотность даёт способность человеку определять и понимать роль математики в реальной жизни, развивает умение рассуждать математическим путём.



Рассмотрим, чему же конкретно учит математика младших школьников?

  1. Дети учатся удерживать в памяти несколько условий, даже если они противоречат друг другу.

  2. Учатся анализировать и использовать прочитанный текст, даже если он представлен в различных формах и вариантах.

  3. Ребенок методом подбора учится находить верное решение.

  4. Учится планировать ход решения как задач, так и примеров с большим количеством действий.

  5. Учится делать предположения и обосновывать их, находить закономерности, делать выводы.

В учебниках математики задача – это, как правило, определённая проблемная ситуация с заданной целью, которую учащемуся нужно достичь. И, если ребёнку удаётся достичь этих целей, найти пути их решения, если на основе данных он сумел смоделировать решение, то, в принципе, ребёнок может считаться функционально грамотной личностью.

Но бывает и так, что ребёнок замечательно владеет вычислительными навыками и категорически не справляется с решением текстовых задач. Он, прочитав задачу, не может выделить главное, не понимает, что от него требуется и как со всем этим справиться. Что в таком случае делать учителю?

Учитель может скорректировать задачу под ученика, т.е. добавить дополнительные (наводящие) вопросы, чтобы задача стала более доступной и адаптированной. Можно перенести цели данной задачи и сформулировать для ученика более понятную, связанную с его повседневной жизни. Ну, например, связать задачу с каким-либо фильмом/мультиком или комп.игрой. И тогда сознание ребенка отзовётся, ему станет интересно и понятно. Но если задачу скорректировать не получается, то выходом будут вопросы вида6 «Где ты встречал это в жизни?», «Как это может пригодиться в жизни?» и т.п.

Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как:

1. Понимание учеником необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач; оценка разнообразных учебных ситуаций (контекстов), которые требуют применения математических знаний, умений.

2. Способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы.



3. Владение математическими фактами (принадлежность, истинность), использование математического языка для решения учебных задач, построения математических суждений. 

Это теория. А теперь в рамках этих трёх компонентов рассмотрим учебные задания и ситуации на конкретных примерах. Задачи рассмотрим скорректированные, приближенные к жизненным ситуациям.

Первый компонент составляют:

  1. Умения выполнять вычисления, прикидку и оценку результата действия. (тетрадь 1 класс, с.29)

  2. Ориентация на плоскости и в пространстве (тетрадь 1 класс, с.40)

  3. Задачи, связанные с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.). (тетрадь 3 класс, с.74)

  4. Задания на распознавание, выявление, формулирование проблем. (тетрадь 3 класс, с.80-81: 1 кл стр.45 № 2)

Вторую составляющую матем.грам. можно реализовать с помощью следующих учебных заданий:

  • Работа с математическими объектами (тетрадь 1 класс, с.39)

  • Сравнение, соотнесение, преобразование информации (тетрадь 1 класс, с.42, задание 3, 4)

  • Упражнения на овладение матем.методами для решения учебных задач (сост. схем к задаче, кратких записей, занесение данных в табл., отметка стрелками направления и пр.) (тетрадь 1 класс, с.42, задание 2; 3 кл. с.68 № 2, с.69 № 3)

Третья составляющая функц.грам. мл.шк.

  • Задания на понимание и применение математич.символики и терминологии. Применение знаков и символов плюс, минус, больше, меньше; умение понимать разницу между понятиями «увеличить (уменьшить) на…», «увеличить (уменьшить) в …»; единицы измерения длины, меры объема, веса. (тетрадь 1 класс, с.46 № 5; с. 33 №3; с.35 № 1)

  • Задания, направленные на построение математических суждений (рассуждений) (1 кл. с.38 №1; 3 кл. с. 74 № 3).

Кроме вышесказанного, для формирования математической грамотности очень важно использовать различные формы работы над задачей:

1. Решение задач различными способами.

2. Правильно организованный способ анализа задачи.

3.Представление ситуации, описанной в задаче.

4. Самостоятельное составление задач учащимися.

5. Решение задач с недостающими данными.

В первой коробке конфеты. Это на 5 конфет больше, чем во второй коробке. Сколько конфет в обеих коробках?(8, с 12)

6. Изменение вопроса задачи.

У Коли 4 машинки, а у Толи на 3 машинки больше. Сколько машинок у Толи? (Измени вопрос так, чтобы задача решалась в 2 действия).


7. Составление различных выражений по данным задачи и объяснение, что означает то или иное выражение.

8. Запись двух решений на доске — одного верного и другого неверного.

9. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.

10. Какой вопрос и какое действие лишнее в решении задачи (или, наоборот, восстановить пропущенный вопрос и действие в задаче).

11. Составление аналогичной задачи с измененными данными.

12. Решение обратных задач.

Также необходимо сказать, что большую пользу в формировании матем.гр. в последнее время на себя взяли ИКТ. Хорошо способствуют этому различные образовательные платформы: Учи.ру, Яндекс.Учебник, РЭШ и пр.

Конечно, пользуясь таким широким спектром учебной информации, должен быть контроль за её усвоением. И, несомненно, это диагностика (мониторинг), которые позволят не только оценить знания, но и понять причины возникающих проблем и пробелов и найти пути их решения.

Из всего вышесказанного следует, что на формирование функц.грам. учащегося особое влияние имеет его обучение в нач.шк.







  1. Водные животные, тело которых покрыто чешуей. (рыбы)

  2. Животные, тело которых покрыто шерстью. (звери)

  3. Лишь солнце погасло

И стало темно,

Как по небу кто-то

Рассыпал зерно. (звезды)

  1. Золотые, тихие

Рощи и сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды. (осень)

  1. Он может хранить информацию, помогает учиться, может играть с тобой. (компьютер)

  2. Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут. (облака)

  1. Состоит из раковин морских животных.(известняк)

  2. Очень прочен, его часто используют в строительстве. (гранит)

  3. Здесь много замечательных животных. Их привозят сюда из разных стран. (зоопарк)

  4. Дышит, растет,


А ходить не может. (растение)

  1. Животное, тело которых покрыто перьями. (птицы)

  2. Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (ель)

- А что такое безопасность?

- Хотите узнать? (Да)