Файл: Тема Функциональносмысловые типы речи описание, повествование, рассуждение. Цель.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 2. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.
Цель: раскрыть понятие функционально-смысловых типов речи. На примере текстов по специальности выявить разницу различными функционально-смысловыми типами речи.
План:
1. Описание как тип речи.
2.Повествование в различных сферах общения.
3. Рассуждение как тип монолога.
4. Виды рассуждения.
5. Языковые особенности типов речи.
Вопросы для обсуждения:
1.Какие функционально-смысловые типы речи вы знаете ?
2.Что такое описание?
3.Что такое повествование?
4.Что такое рассуждение?
5.Каковы виды рассуждения?
Справочный материал:
Во внешнем облике речи, и ее строе очень многое зависит от той задачи, которую ставит перед собой говорящий, от назначения речи. Действительно, одно дело описать что-либо, например осень, лес, горы, речку, другое – рассказать о событии, приключении, третье – объяснить, истолковать причины каких-либо явлений – природных или общественных. Таким образом, все разнообразие содержания наших высказываний в конечном итоге может быть сведено к трем видам:
-
мир в статике, воспринимаемый предметно, одномоментно; -
мир в динамике, воспринимаемый в движении, во времени; -
мир в причинно-следственных связях.
В первом случае высказывание реализуется в форме описания, во втором – в форме повествования, в третьем – в форме рассуждения. Разумеется, в каждом из этих случаев строй языка будет существенно меняться. Столетия (если не тысячелетия) развития языка, мышления, речи выработали наиболее экспрессивные, экономные и точные способы, схемы, словесные структуры для соответствующих литературных задач. Поэтому выделяют такие важные, существенные компоненты речи, как описание, повествование, рассуждение, которые в лингвистике принято называть функционально-смысловыми типами речи, что подчеркивает их зависимость от назначения речи и ее смысл (см. таблицу).
Тип речи | На какой вопрос дается ответ высказывания | О чем говорится | Временные отношения | Как строится высказывание каждого типа речи (их основные элементы) |
Повествование | Что предмет или лицо делает или что с ним происходит? | О событиях и действиях | Последовательность | Развитие событий, действий по схеме: экспозиция, завязка развития действия, кульминация, развязка |
Описание | Каков предмет или лицо? | О признаках предмета или явления | Одновременность | Общее впечатление (общий признак и отдельные признаки, возможен вывод) |
Рассуждение | Почему предмет или лицо такие? Почему человек думает, поступает так, а не иначе? | О причинах признаков, событий, действий | Разные временные отношения | Тезис (мысль, которая доказывается), аргументы (доказательства), вывод |
Повествование – функционально-смысловой тип речи, в котором говорится о развивающихся действиях, состояниях, процессах. Особенности повествования: повествование в отличие от описания, представляет собой изображение событий или явлений, совершающихся не одновременно, а следующих друг за другом или обусловливающих друг друга. Повествование раскрывает тесно связанные между собой события, явления, действия как объективно происходившие в прошлом. Именно поэтому главное средство такого рассказа – сменяющие друг друга и называющие действия глаголы прошедшего времени совершенного вида.
Стилистические функции повествования разнообразны, связаны с индивидуальным стилем, жанром, предметом изображения. Повествование может быть более или менее объективированным, нейтральным, или, напротив, субъективным, пронизанным авторскими эмоциями.
Типичные схемы повествования:
-
Начало повествования. -
Середина повествования. Структура самого повествования может быть различной. Можно следовать естественному ходу событий. Можно начать с некоторого необычного, яркого момента, которое было не в начале, а в середине или в конце события и т.д. -
Конец повествования обычно содержит развязку истории. Она, по рекомендации риторик, должна быть рассказана так, чтобы соответствовать началу и середине. После развязки может следовать «нравственная мысль», или вывод из всего повествования.
Повествование – тип речи, функционирующий прежде всего в художественных текстах и оформляющий рассказ о событиях, система которых составляет сюжет произведения.
Дидактический материал:
Задание 1. Прочитайте, правильно интонируя предложения.
Озаглавьте текст.
Какие характерные признаки повествования наблюдаются в нем?
В «Сонар-2013» приняли участие 42 спортсмена из Астаны Акмолинской, Алматинской, Атырауской, Жамбылской и Павлодарской областей. Турнир получился весьма зрелищным: одних только болельщиков собралось свыше тысячи, а запечатлеть событие приехали съемочные группы из Турции и Китая. Не случайно состязания в очередной раз прошли вблизи поселка Нура, где имеется единственная в республике мастерская по изготовлению амуниции для ловчих птиц. Большинство местных жителей – профессиональные кусбеги. Убеленные сединой аксакалы обучают старинному охотничьему искусству внуков, отцы – сыновей. А Федерация национальных видов спорта «Кыран» намерена превратить Нуру в этнографический аул и открыть здесь научный центр по изучению феномена казахской культуры.
Соревнования длились три дня, в течение которых беркутчи показывали мастерство в таких упражнениях, как «преследование зайца», «посадка птицы на руку», «охота на лису». Чтобы поразить добычу, беркут должен точно рассчитать траекторию пикирования. На старте охотник снимает специальный кожаный чехол – томага – с глаз питомца, подает ему команду и подбрасывает вверх в направлении дичи. Считанные секунды полета, стремительная атака – и вот уже поверженная жертва слабо бьется в мощных когтях хищной птицы.
На этот раз удивительную ловкость продемонстрировали пернатые хищники хозяев соревнований. А самым зорким и быстрым из них стал беркут Айтуяк, который принес чемпионский титул своему хозяину – представителю Енбекши казахского района Омирхану Баетбаю. В стране до сих пор законодательно не урегулированы правила содержания, дрессировки и перевозки беркутов. А школы беркутчи работают на голом энтузиазме, не получая должного финансирования со стороны государства. «Если так пойдет дальше, – сетует эксперт, – есть риск потерять секреты уникального искусства, корни которого уходят вглубь веков».
(Газета «Казахстанская правда», А.Калымов)
Задание 2.Прочитайте текст.
Элементы каких ФСТР в нем присутствуют?
Выпишите предложения с элементами повествования (задание для 1 группы).
Выпишите предложения с элементами рассуждения (задание для 2 группы).
Составной частью культуры каждого народа является сохранение своих обычаев, традиций и обрядов, передаваемых из поколения в поколение. Обычаи, традиции и обряды казахского народа формировались на протяжении нескольких столетий. На казахские традиции и обычаи оказали влияние и кочевой образ жизни и мусульманская религия. В настоящее время возродился интерес к прошлому у молодого поколения. Характерной чертой казахского народа было и есть гостеприимство. Гостей всегда встречали радушно и обязательно усаживали отведать угощений за дастарханом в юрте – национальном жилище казахов. Казахская кухня славится главным образом большим разнообразием мясных деликатесов и вкуснейших блюд из мяса, а также полезнейшими напитками, такими как кумыз, шубат и айран. Другой характерной чертой казахского народа является трепетное, уважительное и внимательное отношение к старшим. Детям с колыбели прививают почитание,
уважение к старшему поколению, учат прислушиваться к их мудрым мыслям. Казахский народ очень дружный. Правило для любого казаха – никогда не оставлять близких и родственников в беде, хранить честь и достоинство своей семьи и рода.
«Все добрые, хорошие традиции казахского народа, идущие из глубин истории, должны вновь восторжествовать», – говорил Бауржан Момышулы, отмечая, что многие традиционные национальные игры казахов учат молодежь мастерству, ловкости, находчивости, бесстрашию и воспитывают в них подлинно рыцарские качества». Только благодаря национальным традициям, казахский народ является самобытной нацией со своей культурой и искусством
Задание 3. О чем повествуют приведенные ниже тексты? Сравните их. В чем отличие первого текста от второго?
Басире
Если рождение ребенка у казахов совпадало с окотом домашних животных, то родившегося в это время жеребенка или верблюжонка дарили новорожденному. Такое животное называли басире и с этого момента его считали собственностью новорожденного. По поверью, будущее новорожденного ребенка было тесно связано с подаренным ему животным.
Поэтому к басире относились с особым вниманием, берегли и не позволяли ездить на нем верхом или использовать, как тяговое животное. И главное – басире ни при каких обстоятельствах не резали и не продавали. За ним ухаживали с такой же заботой, как за малышом. Считали, что ребенок, взрослеющий вместе со своим жеребенком или верблюжонком, с раннего детства научится беречь и ценить домашний скот – главное богатство казахов. Уход за животным помогал ребенку научиться ценить другую жизнь, особенно, если она зависит от заботы ребенка. Соответственно, таким образом, повышается уровень ответственности и любовь к окружающим людям.
«Алтыбакан»
Качели «Алтыбакан» – это одно из неизменных развлечений любого казахского торжества или праздника, а также любимое место встречи молодежи, где можно было петь песни и веселиться. Для установки качель использовались шесть бревен высотой 3-4 метра, широкая перекладина и три аркана. На качелях «Алтыбакан» качались по двое, чаще всего юноша с девушкой. Остальные присутствующие пели песни, шутили, озорными замечаниями, подбадривали молодых, находящихся на качелях.
Задание для СРО.
Подготовить сообщение повествовательного характера о народных традициях.