Файл: Лекция тема 6. "Диалектикоматериалистическая концепция познания".docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Интерактивная лекция тема №6. "Диалектико-материалистическая концепция познания"
Вопрос первый: Познавательное отношение человека к миру. Уровни и формы познания.
1.1. Общая характеристика
а) ступенями познания являются:
- эмпирическое и теоретическое познание, а чувственное и рациональное познание – это способности, на базе которых формируются эмпирическое и теоретическое.
Необходимо выделить еще один этап познания – «живое созерцание»:
- живое созерцание тесно взаимосвязано с научным познанием;
- живое созерцание – результат реализации познавательных способностей;
- познавательные способности связаны с органами чувств.
б) различают следующие формы познания:
- ощущения – отражение отдельных свойств, способностей, сторон предмета;
- восприятие – отражение предмета в его чувственной, непосредственной целостности, в совокупности его внешних сторон;
- представление – воспроизведение в сознании человека ранее воспринятого;
- роль логического мышления состоит в раскрытии главных свойств и признаков предметов;
- понятие – отражение в предметах существенных, общих сторон, отбрасывая второстепенные признаки;
- суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или что-либо отрицается;
- умозаключение – получение нового суждения (вывода) из данных суждений (посылок);
- гипотеза – предположение о явлениях, событиях, законах.
1.2. Субъект и объект познания, их историческая и социокультурная обусловленность.
а) субъект – источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания;
- субъектом является индивид, наделенный сознанием, ощущениями, восприятиями, эмоциями;
- субъект – это не только индивид, но и коллектив, социальная группа, класс, общество;
- в субъект на уровне общества входят различные экспериментальные установки, приборы, компьютеры и т.д.;
- общество считается универсальным субъектом в том смысле, что в нем объединены субъекты всех других уровней, что вне общества нет познания и практики;
б) объект – это то, что противостоит субъекту, на что направлена предметно-практическая, оценочная и познавательная деятельность субъекта;
- объектом могу выступать не только материальные, но и духовные явления;
- сознание индивида является объектом для психолога;
- каждый человек может делать объектом познания самого себя: свое поведение, чувства, ощущения, мысли;
в) «субъект» и «объект» - понятия относительные: если что-то в одном отношении выступает как «объект», то в другом отношении будет «субъектом»;
г) «субъект» и «объект» - понятия различные, но взаимосвязанные.
1.3. Активность субъекта познания.
а) субъект является активной стороной в познавательном процессе;
б) благодаря активной деятельности субъекта тот или иной фрагмент объективной реальности выступает объектом познания, данным субъекту в формах его собственной деятельности;
в) познание является активным воспроизведением внешнего мира субъектом;
г) предметы внешнего мира становятся объектами, когда на них направлена деятельность субъекта;
д) человека интересуют предметы внешнего мира как объекты его деятельности, подлежащие использованию и преобразованию субъектом;
е) активность субъекта в процессе познания направлена на создание и управление предметами-посредниками. Например, человек создает приборы, инструменты;
ж) знание человека есть не просто результат воздействия внешнего мира на его сознание, а итог активной познавательной и практически-преобразовательной деятельности самого человека.
1.4. Праксеологическая и аксиологическая функции знаний.
а) Познавательное и практическое
- важнейшими чертами практики как гносеологии являются:
= целенаправленность;
= предметно-чувственный характер;
= преобразование материальных систем;
- практика – активное взаимодействие человека с материальными системами;
- практика неотрывна от человека, его целенаправленной деятельности;
- практика носит предметно-чувственный характер, она выделяется из совокупности человеческой деятельности;
- практическое взаимодействие человека с объектом характеризуется преодолением сопротивления материального предмета;
- практика преобразует материальные системы (изменение качества систем и подсистем, их ликвидация и разрушение);
- конечный результат практики находится в предметно-объективной сфере и является материализованной целью;
- целенаправленность и преобразование материальных систем связаны между собой неоднозначно: результат практической деятельности может не соответствовать поставленной цели;
- практика – это целенаправленная предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразованию материальных систем;
- различают следующие формы практики:
= общественно-производственная ;
= социально-политическая;
= научно-экспериментальная;
= медицинская;
= семейно-бытовая;
- практика бывает (по содержанию и назначению):
= стандартизированная;
= поисковая;
- в зависимости от субъекта деятельности практика делится на:
= индивидуальную;
= микрогрупповую;
= социальную;
= классовую;
= государственную;
= общественную;
- любая практика складывается из следующих элементов:
= субъект практики;
= объект практики;
= цель;
= средства;
= предметная деятельность субъекта;
= результат этой деятельности;
- главные функции практики в отношении познания:
= базисная;
= детерминирующая;
= критериальная;
= целеполагающая;
- практика и теория находятся в постоянном взаимоотношении;
= практика служит основанием развития теории, материальной основой развития всего человеческого познания;
- практика не мыслима без «теоретического компонента»;
- практика более ограничена, чем хорошая теория, т.к. она «стеснена» материей;
- теория способна предвидеть ход практической деятельности, выдвигать обоснованные цели. Вывод: если практика есть критерий истинности теории, то подлинно научная теория есть критерий правильности практики.
Вопрос второй: Знание, отражение, информация.
2.1. Общая характеристика.
а) человеческое знание занимало умы ученых в течение многих веков;
б) с появлением кибернетики знание стало предметом математических и инженерно-технических дисциплин;
в) компьютерное моделирование мышления дало мощный толчок исследованиям механизмов познавательной деятельности в рамках когнитивной психологии;
г) в последнее время пристальное внимание стало уделяться такому предмету философии, как знание;
д) слово «знание» стало использоваться в составляющих компьютерных систем (системы, основанные на знаниях; базы знаний и банки знаний);
е) в 80-е годы понятие «знание» потеснило понятия мышления и интеллекта;
- компьютерные системы стали называть искусственным интеллектом;
- с точки зрения искусственного интеллекта, знание – форма представления информации в ЭВМ, которой присущи следующие особенности:
= внутренняя интерпретируемость;
= структурированность;
= связность;
= семантическая метрика;
= активность;
- такое определение знания присуще и крупным блокам человеческих знаний, таким образом знание в компьютерной системе можно рассматривать как модель того или иного фрагмента человеческого знания;
ж) в русле метатехнологического подхода («вопросы технологических проблем и их решений») в знании возникают проблемы информации и знания как стратегического ресурса развития общества;
- именно развитие компьютерной техники способствовало концепции создания «общества, основанного на знании»;
- подчеркивается значение информационно-знаниевых ресурсов как практически неисчерпаемых, т.к. они основываются на творческо-познавательных способностях людей.
2.2.Структура знания: чувственное и рациональное познание, их диалектическая взаимосвязь и единство.
а) способности к чувственному отражению действительности делятся на 2 вида: чувственно-эмоциональные и чувственно-сенситивные:
- «sensitive» - «воспринимаемый чувствами»;
- чувственно-сенситивная способность – способность человека получать информацию об объектах при помощи органов чувств;
- однако, чувственное познание не в состоянии раскрыть внутреннюю природу вещей, их сущность, законы их развития;
б) рациональное знание – высший этап в развитии познания. Оно вскрывает главные свойства и признаки предмета;
в) чувственное и рациональное знание едины, они отражают один и тот же окружающий мир, их общей основой является практика;
- обе ступени познания имеют единую физиологическую основу – нервную систему человека;
- логическое мышление невозможно без человеческого познания, т.к. данные органов чувств составляют единственный материал для образования понятий;
- так как чувственное и рациональное выступают в единстве, то нельзя пренебрегать ни показаниями чувств, ни выводами разума;
- односторонность понимания процесса познания приводила к отклонению от истины:
= представители эмпиризма (греч. - опыт) недооценивают роль абстрактного мышления в познании, они считают, что только чувственный опыт дает человеку истинную картину мира;
= эмпирики утверждают, что в действительности понятиям ничего не соответствует, что они – плод фантазии человека;
= в отличие от эмпириков представители рационализма не верят органам чувств и считают разум, абстрактное мышление единственным источником истинного знания
;
= рационалисты недооценивают роль чувственного познания и полагают, что человек способен познать мир чисто интуитивно, вне всякого опыта;
- под влиянием практической деятельности у людей механизмы чувственного восприятия существенным образом изменяются;
- с другой стороны, для овладения знаниями человек должен уметь видеть, слышать.
Вывод: диалектический характер предполагает постоянное взаимодействие чувственного и рационального моментов, их взаимную обусловленность, ибо отрыв вдет к искажению познавательного процесса, к отрыву мысли от действительности.
2.3. Творчество и интуиция
а) Интуиция – это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства.
- интуитивное «видение» совершается случайно, без явной осознанности путей и средств, приводящих к данному результату;
- свойства интуиции:
= неожиданность решения задачи;
= неосознанность путей и средств ее решения;
= непосредственность постижения истины на сущностном уровне объектов;
- виды интуиции:
= техническая;
= научная;
= обыденная;
= врачебная и т.д.
- по характеру формирования и проявления интуиции:
= основательная профессиональная подготовка;
= поисковая ситуация;
= действие у субъекта поисковой доминанты;
= наличие «подсказки».
- В последнее время встал вопрос о создании особой науки – эвристики («я нашел!»):
= эта наука ставит вопросы о роли догадок и случае, таланте и гениальности в науке, творчестве и жизни;
= фокусируя внимание на способах получения новых идей, ученые часто убеждаются в их индивидуальности, случайности и непредсказуемости;
= они наблюдали иррациональные скачки в научном познании, которые после заполнения логического вакуума переходили в закономерности и приобретали логичность и непрерывность;
- интуиция сообщает познанию новый импульс и направление движения;
- такие иррациональные скачки, как интуиция, отличают ум человека от машины, т.к. порою интуиция гораздо быстрее приводит к решению задач, чем расчеты машины;
- Луи де Бройль: «Таким образом, человеческая наука, по существу рациональная, может осуществлять свои замечательные завоевания путем опасных внезапных скачков, когда проявляются способности, освобожденные от оков строгого рассуждения».
б) Творчество – деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями самого человека: