Файл: Лекция тема 6. "Диалектикоматериалистическая концепция познания".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Интерактивная лекция тема №6. "Диалектико-материалистическая концепция познания"

Вопрос первый: Познавательное отношение человека к миру. Уровни и формы познания.

1.1. Общая характеристика

а) ступенями познания являются:

- эмпирическое и теоретическое познание, а чувственное и рациональное познание – это способности, на базе которых формируются эмпирическое и теоретическое.

Необходимо выделить еще один этап познания – «живое созерцание»:

- живое созерцание тесно взаимосвязано с научным познанием;

- живое созерцание – результат реализации познавательных способностей;

- познавательные способности связаны с органами чувств.

б) различают следующие формы познания:

- ощущения – отражение отдельных свойств, способностей, сторон предмета;

- восприятие – отражение предмета в его чувственной, непосредственной целостности, в совокупности его внешних сторон;

- представление – воспроизведение в сознании человека ранее воспринятого;

- роль логического мышления состоит в раскрытии главных свойств и признаков предметов;

- понятие – отражение в предметах существенных, общих сторон, отбрасывая второстепенные признаки;

- суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или что-либо отрицается;

- умозаключение – получение нового суждения (вывода) из данных суждений (посылок);

- гипотеза – предположение о явлениях, событиях, законах.

1.2. Субъект и объект познания, их историческая и социокультурная обусловленность.

а) субъект – источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания;

- субъектом является индивид, наделенный сознанием, ощущениями, восприятиями, эмоциями;

- субъект – это не только индивид, но и коллектив, социальная группа, класс, общество;

- в субъект на уровне общества входят различные экспериментальные установки, приборы, компьютеры и т.д.;

- общество считается универсальным субъектом в том смысле, что в нем объединены субъекты всех других уровней, что вне общества нет познания и практики;

б) объект – это то, что противостоит субъекту, на что направлена предметно-практическая, оценочная и познавательная деятельность субъекта;

- объектом могу выступать не только материальные, но и духовные явления;


- сознание индивида является объектом для психолога;

- каждый человек может делать объектом познания самого себя: свое поведение, чувства, ощущения, мысли;

в) «субъект» и «объект» - понятия относительные: если что-то в одном отношении выступает как «объект», то в другом отношении будет «субъектом»;

г) «субъект» и «объект» - понятия различные, но взаимосвязанные.

1.3. Активность субъекта познания.

а) субъект является активной стороной в познавательном процессе;

б) благодаря активной деятельности субъекта тот или иной фрагмент объективной реальности выступает объектом познания, данным субъекту в формах его собственной деятельности;

в) познание является активным воспроизведением внешнего мира субъектом;

г) предметы внешнего мира становятся объектами, когда на них направлена деятельность субъекта;

д) человека интересуют предметы внешнего мира как объекты его деятельности, подлежащие использованию и преобразованию субъектом;

е) активность субъекта в процессе познания направлена на создание и управление предметами-посредниками. Например, человек создает приборы, инструменты;

ж) знание человека есть не просто результат воздействия внешнего мира на его сознание, а итог активной познавательной и практически-преобразовательной деятельности самого человека.

1.4. Праксеологическая и аксиологическая функции знаний.

а) Познавательное и практическое

- важнейшими чертами практики как гносеологии являются:

= целенаправленность;

= предметно-чувственный характер;

= преобразование материальных систем;

- практика – активное взаимодействие человека с материальными системами;

- практика неотрывна от человека, его целенаправленной деятельности;

- практика носит предметно-чувственный характер, она выделяется из совокупности человеческой деятельности;

- практическое взаимодействие человека с объектом характеризуется преодолением сопротивления материального предмета;

- практика преобразует материальные системы (изменение качества систем и подсистем, их ликвидация и разрушение);

- конечный результат практики находится в предметно-объективной сфере и является материализованной целью;

- целенаправленность и преобразование материальных систем связаны между собой неоднозначно: результат практической деятельности может не соответствовать поставленной цели;



- практика – это целенаправленная предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразованию материальных систем;

- различают следующие формы практики:

= общественно-производственная ;

= социально-политическая;

= научно-экспериментальная;

= медицинская;

= семейно-бытовая;

- практика бывает (по содержанию и назначению):

= стандартизированная;

= поисковая;

- в зависимости от субъекта деятельности практика делится на:

= индивидуальную;

= микрогрупповую;

= социальную;

= классовую;

= государственную;

= общественную;

- любая практика складывается из следующих элементов:

= субъект практики;

= объект практики;

= цель;

= средства;

= предметная деятельность субъекта;

= результат этой деятельности;

- главные функции практики в отношении познания:

= базисная;

= детерминирующая;

= критериальная;

= целеполагающая;

- практика и теория находятся в постоянном взаимоотношении;

= практика служит основанием развития теории, материальной основой развития всего человеческого познания;

- практика не мыслима без «теоретического компонента»;

- практика более ограничена, чем хорошая теория, т.к. она «стеснена» материей;

- теория способна предвидеть ход практической деятельности, выдвигать обоснованные цели. Вывод: если практика есть критерий истинности теории, то подлинно научная теория есть критерий правильности практики.

Вопрос второй: Знание, отражение, информация.

2.1. Общая характеристика.

а) человеческое знание занимало умы ученых в течение многих веков;

б) с появлением кибернетики знание стало предметом математических и инженерно-технических дисциплин;

в) компьютерное моделирование мышления дало мощный толчок исследованиям механизмов познавательной деятельности в рамках когнитивной психологии;

г) в последнее время пристальное внимание стало уделяться такому предмету философии, как знание;

д) слово «знание» стало использоваться в составляющих компьютерных систем (системы, основанные на знаниях; базы знаний и банки знаний);

е) в 80-е годы понятие «знание» потеснило понятия мышления и интеллекта;

- компьютерные системы стали называть искусственным интеллектом;

- с точки зрения искусственного интеллекта, знание – форма представления информации в ЭВМ, которой присущи следующие особенности:


= внутренняя интерпретируемость;

= структурированность;

= связность;

= семантическая метрика;

= активность;

- такое определение знания присуще и крупным блокам человеческих знаний, таким образом знание в компьютерной системе можно рассматривать как модель того или иного фрагмента человеческого знания;

ж) в русле метатехнологического подхода («вопросы технологических проблем и их решений») в знании возникают проблемы информации и знания как стратегического ресурса развития общества;

- именно развитие компьютерной техники способствовало концепции создания «общества, основанного на знании»;

- подчеркивается значение информационно-знаниевых ресурсов как практически неисчерпаемых, т.к. они основываются на творческо-познавательных способностях людей.

2.2.Структура знания: чувственное и рациональное познание, их диалектическая взаимосвязь и единство.

а) способности к чувственному отражению действительности делятся на 2 вида: чувственно-эмоциональные и чувственно-сенситивные:

- «sensitive» - «воспринимаемый чувствами»;

- чувственно-сенситивная способность – способность человека получать информацию об объектах при помощи органов чувств;

- однако, чувственное познание не в состоянии раскрыть внутреннюю природу вещей, их сущность, законы их развития;

б) рациональное знание – высший этап в развитии познания. Оно вскрывает главные свойства и признаки предмета;

в) чувственное и рациональное знание едины, они отражают один и тот же окружающий мир, их общей основой является практика;

- обе ступени познания имеют единую физиологическую основу – нервную систему человека;

- логическое мышление невозможно без человеческого познания, т.к. данные органов чувств составляют единственный материал для образования понятий;

- так как чувственное и рациональное выступают в единстве, то нельзя пренебрегать ни показаниями чувств, ни выводами разума;

- односторонность понимания процесса познания приводила к отклонению от истины:

= представители эмпиризма (греч. - опыт) недооценивают роль абстрактного мышления в познании, они считают, что только чувственный опыт дает человеку истинную картину мира;

= эмпирики утверждают, что в действительности понятиям ничего не соответствует, что они – плод фантазии человека;

= в отличие от эмпириков представители рационализма не верят органам чувств и считают разум, абстрактное мышление единственным источником истинного знания
;

= рационалисты недооценивают роль чувственного познания и полагают, что человек способен познать мир чисто интуитивно, вне всякого опыта;

- под влиянием практической деятельности у людей механизмы чувственного восприятия существенным образом изменяются;

- с другой стороны, для овладения знаниями человек должен уметь видеть, слышать.

Вывод: диалектический характер предполагает постоянное взаимодействие чувственного и рационального моментов, их взаимную обусловленность, ибо отрыв вдет к искажению познавательного процесса, к отрыву мысли от действительности.

2.3. Творчество и интуиция

а) Интуиция – это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства.

- интуитивное «видение» совершается случайно, без явной осознанности путей и средств, приводящих к данному результату;

- свойства интуиции:

= неожиданность решения задачи;

= неосознанность путей и средств ее решения;

= непосредственность постижения истины на сущностном уровне объектов;

- виды интуиции:

= техническая;

= научная;

= обыденная;

= врачебная и т.д.

- по характеру формирования и проявления интуиции:

= основательная профессиональная подготовка;

= поисковая ситуация;

= действие у субъекта поисковой доминанты;

= наличие «подсказки».

- В последнее время встал вопрос о создании особой науки – эвристики («я нашел!»):

= эта наука ставит вопросы о роли догадок и случае, таланте и гениальности в науке, творчестве и жизни;

= фокусируя внимание на способах получения новых идей, ученые часто убеждаются в их индивидуальности, случайности и непредсказуемости;

= они наблюдали иррациональные скачки в научном познании, которые после заполнения логического вакуума переходили в закономерности и приобретали логичность и непрерывность;

- интуиция сообщает познанию новый импульс и направление движения;

- такие иррациональные скачки, как интуиция, отличают ум человека от машины, т.к. порою интуиция гораздо быстрее приводит к решению задач, чем расчеты машины;

- Луи де Бройль: «Таким образом, человеческая наука, по существу рациональная, может осуществлять свои замечательные завоевания путем опасных внезапных скачков, когда проявляются способности, освобожденные от оков строгого рассуждения».

б) Творчество – деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями самого человека: