Файл: Лекция тема 6. "Диалектикоматериалистическая концепция познания".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- творчество – это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности.

- творчество – выступает как единство рационального и иррационального;

- творчество не противоположно рациональности, а является ее дополнением;

- творчество протекает подсознательно, не подчиняясь определенным правилам и стандартам;

- А.Эйнштейн говорил о том, что основные положения его теории относительности были продуктами «догадок»;

- путь интуиции - это путь от чувственного опыта к теоретическим понятиям.

Вывод: нельзя недооценивать роль интуиции в процессе познания. Дискурсивное и интуитивное – взаимодействующие между собой стороны познания.

Вопрос третий. Гносеологическая специфика врачебной диагностики. Диалектика диагностического процесса

а) медицинская диагностика предусматривает собой упорядоченность, направленность на кратчайшее достижение цели;

б) в медицине применяются основные философские понятия:

- врач в своей деятельности использует принцип причинности при дифференцировании внешних и внутренних причин в этиологии заболевания, его патогенезе;

-принцип единства формы и содержания применяется при соотнесении функциональной патологии к ее структурным изменениям в организме больного;

- метод конкретизации предусматривает наполнение общей нозологической схемы заболевания конкретной симптоматикой;

- учет единства субъекта и объекта в познании дает возможность дифференцировать достоверные данные от субъективных;

- во врачебной диагностике применяется общенаучный диалектический метод познания. В частности, эволюционно-генетический, системный анализ, моделирование, прогнозирование и др.

- прогноз неразрывно связан с диагнозом и вытекающей из него схемой лечения;

- медицинская диагностика имеет свою методологию – приходится решать познавательные задачи-проблемы, принимать решения в неопределенных ситуациях; определять наилучшие пути практических действий, прогнозировать;

- при постановке диагноза необходимо определить:

= причину заболевания (этиологию) – I закон диалектики;

= сущность заболевания;

= характер протекания – II закон диалектики;

= схему лечения;

= прогнозирование – III закон диалектики;

= профилактику.

- методология врачебной диагностики определяется объектом познания – больным человеком;


- очень редко объект исследования совпадает с субъектом. При этом реализуется формула: «Лечить не болезнь, а больного».

- диагноз включает в себя следующие части:

= распознавание симптомов или синдромов (абстрактный диагноз);

= предварительный диагноз;

= клинический диагноз (достоверный);

= патологоанатомический (окончательный).

Таким образом, в данной лекции мы познакомились с азами познания и через основные философские категории вышли на методологию медицинского диагноза.

Вопрос первый: Научное знание, его специфика. Вопрос второй: Структура и уровни научного познания

а) Наука как форма познания возникла в Новое время в XVI-XVJI вв. в момент становления капиталистического способа производства.

- Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов и их взаимосвязи.

- Основные свойства научной деятельности:

= универсальность;

= уникальность;

= персонифицированность;

= дисциплинированность;

= демократизм;

= коммуникабельность.

- Наука отражает мир в его развитии. Благодаря ей, образуется развивающаяся система знаний о законах мира. Наука включает в себя множество отраслей знаний.

- По степени удаленности от практики науки делят на:

= фундаментальные, характеризующиеся отсутствием прямой ориентации на практику;

= прикладные, характеризующиеся непосредственным применением результатов для решения каких-либо проблем.

б) Основные особенности научного познания.

- Основной задачей научного познания является выведение объективных законов действительности, законов мышления, познания.

- Целью научного познания является раскрытие объективной истины, постигаемой рациональными методами. Следовательно, для научного познания характерна объективность.

- Наука ориентирована на воплощение ее достижений в практику.

- Гносеологически научное познание является сложным и противоречивым процессом воспроизводства знаний. Научное знание непрерывно воспроизводит свои элементы на собственной основе и формирует их в соответствии со своими принципами.

- Вспомогательными средствами в процессе научного познания являются приборы, инструменты и другое научное оборудование. Кроме того, для науки характерно использование методов логики, математики, диалектики.

- Научное познание характеризуется доказательностью,

обоснованностью результатов, достоверностью выводов.

в) Специфика познания социальных явлений.

- одним из своеобразных видов научного познания является социальное познание, содержащее два аспекта: любое познание всегда социально;

- один из видов научного познания, предмет которого – социальные явления и процессы.

- Разделение наук на «точные» и «гуманитарные» условное, поскольку они являются ветвями науки, как единого целого.

- Предметом социального познания является «мир человека».

- Социальное познание взаимосвязано с предметными (оценка явлений) и субъективными (установки, нормы) ценностями. Данные ценности указывают на человечески значимое значение определенных явлений действительности.

- Социальное познание ориентировано на «качественную окраску событий», то есть исследование явлений происходит со стороны качества.

- В социальном познании используется абстракции, то есть большое значение уделяется мышлению, его формам, принципам и методам.

г) Исторический характер науки и научного познания.

- Науке предшествует преднаука (доклассический этап), где рождаются элементы (предпосылки) науки (зачатки знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме). Именно преднаука и является исходным пунктом естествознания.

- Наука в своем становлении прошла три основных этапа:

= классический;

= неклассический;

= постнеклассический (современный).

- Классическая наука (XVII-XIXвв.) стремилась элиминировать все, относящееся к субъекту, средством ее деятельности.

- Неклассическая наука (нач. XXв.) характеризуется разработкой релятивистской и квантовой теории, опровержением объективизма классической науки.

- Постнеклассическая наука (вторая половина XXв.) характеризуется включенностью субъективной деятельностью в «тело знания».

а) В составе науки различают:

= науку переднего края;

= твердое ядро науки;

= историю науки.

б) Элементы структуры научного познания:

= фактический материал, взятый из эмпирического опыта;

= результаты первоначального концептуального его общения в понятиях и других абстракциях;

= основанные на фактах проблемы и научные предположения;

= вырастающие из них законы и теории;

= философские установки;

= социокультурные основания;

= методы и нормы научного познания;

= стиль мышления.

в) Идеалы и нормы научного познания.

- Нормы научного познания – совокупность определенных концептуальных установок, свойственных науке на определенном историческом этапе ее развития.


- Функцией норм и идеалов научного познания является организация и регуляция процесса научного исследования и его оптимизация.

- Единство норм и идеалов научного познания выражает понятие «стиль мышления».

- Научное познание есть развивающаяся система знаний, включающая два основных уровня: эмпирический и теоретический:

= эмпирический уровень характеризуется живым созерцанием, рациональным моментом и его формами на этом уровне объект проявляется со стороны внешних связей.

= теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента – понятий, теорий, законов и др. На этом уровне объект осваивается с помощью абстракций «высшего порядка».

- Разграничение теоретического и эмпирического уровней познания условно, так как эти уровни взаимосвязаны.

г) Проблема – гипотеза – теория

- Проблема – форма знания, изучающая непознанное человеком, но необходимое для дальнейшего применения.

- Проблема есть процесс включающий ее постановку и решение. Решение проблемы является моментом развития знания.

- Гипотеза – форма знания, включающая предположение, сформулированное на основе ряда факторов. Данная форма знания нуждается в доказательстве.

- Гипотеза характеризуется вероятностными знаниями.

- Теория – форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

- Всякая теоретическая система должна отвечать двум основным требованиям: непротиворечивости и верифицируемости опровержимости.

- Любая теория должна соответствовать реальным фактам; следствия теории должны удовлетворять требованиям практики.

- Различают основные элементы теории:

= исходные основания – фундаментальные понятия, принципы, законы;

= идеализированный объект – абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов;

= логика теории, нацеленная на прояснение структуры и изменения знания;

= совокупность законов и утверждений, выведенных из положений данной теории.

Философия

В начало

Курсы

2 курс

Лечебное дело

Философия

Интерактивные лекции по Философии

Интерактивная лекция тема №6. "Диалектико-материал...

Интерактивная лекция тема №6. "Диалектико-материалистическая концепция познания"

Открыто: Четверг, 23 декабря 2021, 07:51


Надо сделать: Пройти лекцию до конца

К настоящему времени Вы заработали баллов: 2 из 3 возможных.

Вопрос третий. Основные функции научного познания.

а) Синтетическая функция – объединение отдельных, достоверных знаний в единую, целостную систему.

б) Объяснительная функция – выявление причинных и иных зависимостей данного явления.

в) Методологическая функция – на основании теории создаются многообразные способы исследовательской деятельности.

- Предсказательная функция – предвидение.

- Практическая функция – характеризуется стремлением к воплощению в практику.

Вопрос четвертый. Методология научного познания

1. Общая характеристика.

- Метод – способ социальной деятельности в любой ее форме.

- Значение методологии:

= система определенных способов, приемов и операций;

= учение об этой системе, теория метода.

- Метод есть совокупность определенных правил, приемов, способов, норм познания и действий.

- Каждый метод разрабатывается на основе определенной теории, которая выступает его необходимой предпосылкой.

- Теория отражает действительность и трансформируется в метод посредством определенных правил и приемов.

2. Многоуровневая концепция методологического знания.

а) Философские методы: диалектический, метафизический, аналитический, интуитивный, феноменальный, герменевтический и др.

- Диалектика – учение о наиболее общих законах развития природы.

б) Три основные формы диалектики:

- античная;

- немецкая идеалистическая;

- материалистическая.

в) Категории диалектики – понятия, отражающие наиболее общие и существенные свойства, стороны и отношения реальной действительности и познания.

г) Вторым методом является метафизический.

- Основные значения «метафизики»:

= философия как наука о всеобщем; основа – учение Аристотеля «о первых родах сущего»;

= онтология – учение о бытии как таковом;

= философский способ познания и действия.

- Характерной чертой метафизики является односторонность, абсолютизация одной стороны живого процесса познания.

- Исторические формы метафизики:

= старая метафизика (философская наука XVII-XIXвв.);

= новая метафизика не отвергает ни всеобщую связь явлений, ни их развитие.

Виды метафизики:

= идеализм;

= сенсуализм;

= рационализм;

= эмпиризм и т.д.

б) Общенаучные подходы и методы исследования получили развитие в ХХв. Они являются промежуточной методологией между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук.