Файл: Эпохи Цинь (221 207(6) гг до н э.) и Хань (206 г до н э. 220 г н. э.).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Древний Китай

Период ранних империй (эпохи Цинь (221 – 207(6) гг. до н.э.) и Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.)

Эпоха Цинь

Китай был полностью объединен государством Цинь, которое некогда было одним из семи царств-гегемонов позднечжоуской эпохи. Можно сказать, что с того момента Китай перешел к новой форме правления – имперской, так как основатель государства и первый государь империи Цинь Ин Чжэн (годы правления – 246-210 гг. до н.э.) принял новый титул – Цинь ши хуанди (переводится как «божественный владыка). Раньше титул «хуанди» носили исключительно божественные персонажи. Однако именно под этим титулом в историю вошел первый император Цинь, титул которого дословно переводится как «Небесный император (или божественный владыка), открывающий эпоху Цинь».

Ключевой причиной превосходства Цинь над другими государствами стала его военная мощь, возрастание которой напрямую связано с реформами, проводимыми Шан Яном. И здесь, конечно же, необходимо сказать немного о личности этого человека.

Получивший при рождении имя Гун Сунь Ян, Шан Ян (390 – 338 гг до н.э.) был китайским мыслителем и политиком, а также одним из основоположников легизма – философско-политического учения, созданного в противовес даосизму и конфуцианству. Оригинальное название легизма переводится как «школа законников» (кит. 法家). Главной идеей легизма являлось равенство всех и каждого перед Законом и Сыном Неба. Легизм продвигал идею о раздачи титулов не по одному только факту рождения в знатной семье, а по реальным заслугам. Иными словами, легизм предполагал, что в правильном обществе обычный простолюдин, приложив должные усилия, может дослужиться до абсолютно любого чина – даже до первого министра. Впрочем, в эпоху Цинь законы и наказания, устанавливаемые легистами, отмечались, однако, особой жестокостью.

Шан Ян являлся сторонником милитаризма и отличался принятием резких и порой неоднозначных решений. Шан Ян поощрял ремесленничество и ведение сельского хозяйства, а купцов в популистских целях обращал в рабство, устраивая таким образом своеобразную «показательную порку». Он распустил всю невоенную аристократию. Однако он же и сделал Цинь одним из сильнейших княжеств, которое, имея прочный фундамент и несокрушимую мощь, смогло превзойти все остальные государства и стать первой империей в истории Китая.

Суть реформ, проводимых Шан Яном, заключалась в создании мощного административно-бюрократического аппарата и усилении власти, а также предоставлении льготных условий земледельцам и, конечно же, в создании условий, необходимых для военно-политической экспансии. Результаты именно этих реформ и сказались на военных успехах государства.


На закате Чжоу военные успехи Цинь стали причиной всех уцелевших государств создать коалицию в противовес Цинь, однако эта попытка была предпринята слишком поздно – Цинь утвердила свое могущество, и даже объединение всех государств не способно было противостоять.

Первым правитель империи Цинь, Ин Чжэн, вступил на престол в возрасте 13-ти лет и вначале опирался на помощь главного министра Люй Бувэя, но позднее стремительно отстранил его от должности, назначив главным министром легиста Ли Сы, который, в свою очередь, оказывал огромное влияние на юного императора и принимаемые им решения. Немало специалистов полагают, что именно его, а не Ин Чжэна, стоит считать подлинным создателем империи Цинь.

Ли Сы отличался жестокостью и решительностью. Ин Чжэн и Ли Сы продолжили успешные войны с соперниками, уничтожив в 230 г. до н.э. царство Хань, в 225 г. — Вэй, в 223 г. — Чу, в 222 г. — Чжао и Янь, а в 221 г. — Ци. После этого вся Поднебесная оказалась в руках Ин Чжэна. Он основал новую династию Цинь и стал именовать себя первым ее правителем (Ши-хуанди, Первый священный император). Собственно, именно этот 221 год до н.э. и поставил точку на периоде Чжаньго.
Особенности социально-политического и административного устройства

Перед Ин Чжэном сразу же стал логичный вопрос: как управлять созданной империей? По совету Ли Сы Ши-хуанди отверг идею создания уделов для своих близких, на чем настаивали советники – приверженцы традиций.

Впрочем, удельная система уже доказала свою деструктивность в периоды Западного Чжоу и Чуньцю, поэтому не было смысла в ее возрождении при векторе на жесткую централизацию. Ши-хуан-ди готов был пренебречь традициями. Вместо этого император создал систему централизованной администрации, апробированную легизмом.

Были ликвидированы привилегии наследственной знати. Около 20 тыс. ее семей из всех царств чжоуского Китая были насильно перевезены в новую столицу, чтобы оторвать аристократов и потомков прежних правителей от родных мест, лишить связи с бывшими подданными и ослабить наиболее опасный для его власти социальный слой.

Вся империя была разделена на 36 крупных областей, границы которых не совпадали с очертаниями прежних царств и княжеств, а во главе этих областей были поставлены губернаторы — цзюныиоу. Области были поделены на уезды во главе с уездными начальниками,

сяньлинами и сяньчжанами, а уезды — на волости, состоявшие из мелких административных образований —по десятку деревенек-общин в каждом из них.

Следуя легистским нормам, Цинь Ши-хуан поощрял земледельческие занятия. Все крестьяне империи получили наделы земли, налоги и повинности были достаточно умеренными, во всяком случае на первых порах, а земледельцы имели даже право, как уже упоминалось, на административные ранги — это придавало им престиж, вызывало уважение со стороны односельчан, а также давало шанс при выборах на должность старейшин (сань-лао) и т.п. Ремесла и торговля, имевшие уже в основном частный характер, хотя и продолжавшие обслуживать потребности двора и казны, не пользовались открытой поддержкой властей. Однако их и не преследовали, как к тому в свое время призывал Шан Ян. Напротив, наиболее богатые из ремесленников и торговцев могли стать откупщиками, налаживать производство руды, соли или вина, правда, под контролем властей. Контролировались и цены на важнейшие продукты питания, прежде всего на зерно. Была создана сеть государственных мастерских, куда отбирались для выполнения трудовых повинностей на определенный срок лучшие мастеровые, умевшие изготовлять оружие или иные высококачественные изделия, необходимые для все расширявшихся престижных потребностей верхов.

Во Времена правления Цинь-ши-хуанди был проведен ряд глобальных хозяйственно-экономических и политических реформ, результатом которых стало создание законодательной базы и управленческих структур, обеспечивающих функционирование имперской власти. Среди них: унификация систем мер и весов, письменности и денежной системы, строительство единой сети казенных дорог, общей протяженностью 8 тысяч км. Все это необходимо было для того, чтобы урегулировать товарно-денежные отношения и полностью подчинить их государственному контролю.

В это же время были построены и два выдающихся памятника культуры – Великая китайская стена и Великий китайский канал.

Говоря о Великой китайской стене, она является единственным памятником архитектуры, дошедшим до нас, который дает представление об уровне развития градостроительства и инженерии того времени. Ее строительство длилось около 10 лет силами 200.000 каторжан и 100.000 военнослужащих армии Цинь. Стена была возведена из земли и камня, облицована кирпичом. Великая китайская стена создавалась на основе более древних сооружений – земляных валов, насыпанных в 5-4 вв до н.э. по северным и северо-восточным границам царств Янь и Чжао для защиты от соседних народностей. Непосредственно в циньскую эпоху был построен только один из участков протяженностью в 750 км. Ее постройка продолжалась и на более позднем этапе развития китайской цивилизации – вплоть до 14-15 вв н.э., когда и приобрела общую протяженность 3100 км.


Другое выдающееся сооружение времен империи Цинь – Великий китайский канал, – также является уникальном в своем роде и не имеет аналогов в мировой цивилизации. Уникальность его заключается в искусственно прорытом русле длинной в 32 км – гигантской водной артерии, при помощи которой были соединены две реки, текущие в противоположных направлениях. Созданный древнекитайскими инженерами, Великий китайский канал продолжает функционировать и в наши дни – по нему осуществляется круглогодичное судоходство.

Однако, несмотря на все выдающиеся достижения, империя Цинь просуществовала недолго, и одной из главных причин ее падения считается личность самого Цинь-ши-хуан-ди, а также жесткость проводимых им реформ.

Что касается конкретных дел и стратегии строительства империи, то здесь легистская административная модель предстала в своем наиболее бесчеловечном варианте.

Император недостаточно понимал и, что самое главное, практически не учитывал традиционную социально-психологическую ориентированность своих подданных. В политике преобладал безусловный административный диктат. Умело выстроенный Ши-хуаном и Ли Сы гигантский аппарат бюрократической администрации давил на подданных. Тех же, кто критиковал императора, Ши-хуан гневно ставил на место, а то и безжалостно казнил.

Огромное количество представителей интеллектуальной элиты были отправлены на каторжные работы или казнены. К тому же, строительство Великой китайской стены и Великого китайского канала велось силами народных масс, что стоило жизни огромному количеству простых людей.

Все это и привело к краху империи. Пока был жив Ши-хуанди, никто не смел и не мог противостоять аппарату. Но после его смерти (в 210 г. до н.э.) ситуация резко изменилась. Его сын, ставший Эр Ши-хуанди и унаследовавший трон, не только не обладал способностями, характером и авторитетом отца, но и вообще едва ли годился в правители. В результате империя вступила в период придворных интриг и политической неустойчивости, что придало силы оппозиции двора императора. Начались восстания. Их по-прежнему жестоко подавляли, но сил на это становилось все меньше. В стране быстрыми темпами росло недовольство. Эр Ши-хуан пытался прибегнуть к казням сановников и приближенных, наиболее ненавистных народу и опасных трону и лично ему. Но империи уже ничто не могло помочь.

Циньская империя просуществовала всего несколько десятков лет. Несомненно, она оставила значимый вклад в истории Китая и мировой истории, однако в 206-7 г до н.э. на смену ей пришла другая – куда более жизнеспособная империя – империя Хань.


Эпоха Хань (207 г до н.э. – 220 г н.э.)

Империя Хань возникла не сразу после того, как в 207 г. до н.э. династия Цинь прекратила свое существование. Китай на протяжении нескольких лет был ареной жестокой политической борьбы между претендентами на пустующий императорский трон.

Возглавлявшие враждующие регионы военачальники создавали на завоеванных ими землях новые княжества и царства, названия которых иногда совпадали с прежними, существовавшими на тех же территориях до Цинь, а иногда звучали по-новому. Сильнейшими среди них оказались вновь созданные политические образования домов Сян и Хань. Борьба между ними завершилась в 202 г. до н.э., когда принявший титул императора ханьский Лю Бан (Гао-цзу) фактически овладел властью во всей Поднебесной.

Ханьскую эпоху принято подразделять на Раннюю (Западную) Хань (206 г. до н.э. – 8 г. н.э.) и Позднюю (Восточную) Хань (25 – 220 гг. н.э.). Примечательно, что эпоха Поздней (Восточной) Хань наступает лишь через 17 лет после падения Ранней (Западной) Хань.

Однако на момент образования Ранней Хань Китай был готов к объединению. Но неудача Цинь как бы повернула позитивный процесс вспять, резко замедлила его ход.

Ранняя (Западная) Хань (206 г. до н.э. – 8 г. н.э.)

Легизм Ли Сы, реализованный в империи Цинь, был крайне нетерпимым. Он ставил своей целью вытравить из памяти людей все то, что не совпадало с его нормами. Вся громадная административно-чиновничья система создавалась из тех, кто был послушен легистской доктрине и реализовывал на практике ее нормативы. И это было как раз то наследство, которое получил не очень образованный выходец из крестьян Лю Бан, пришедший к власти. Почти все немногие годы его правления прошли в сражениях с мятежниками, пытавшимися оспорить его победу и статус императора. Лю Бан в конечном счете одолел врагов и, по выражению Сыма Цяня, «усмирил Поднебесную», повернув государство «на верный путь», ему и стране это далось нелегко.

В 202 г. до н.э. по случаю инаугурации Лю Бан провозгласил широкую амнистию, призвав всех беглых и изгнанных вернуться домой и получить свои земли и жилища. Он отменил суровые наказания времен Цинь и сделал акцент на нижнем звене администрации, на сельских старейшинах —