Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Волгоград 2019 г.
| | Содержание | | |
Введение..................................................................................................................... | | ....3 | ||
Глава 1. | Теоретические основы гендерной психологии............................................ | 5 | ||
1.1 | | Формирование | | гендерной |
психологии.................................................................. | 5 | | ||
1.2. | Теории | и | концепции | гендерной |
психологии....................................................... | 9 | | ||
Глава 2. | Психология гендерных отношений............................................................. | 15 |
-
1. Гендерные особенности
поведения 15
-
2. Взаимоотношения мужчин и
женщин 20
Заключение .24
Библиографический список. 25
2
Введение
Наиболее активно в обществе обсуждаются вопросы, связанные с изучением психологических различий мужчины и женщины. Связано это со многими причинами современной жизни-изменение ролей мужчины и женщины в обществе, а также развитие семьи.
Изучение гендерной психологии и различия между мужчиной и женщиной имеет отношение не только к человеку, но и ко всему обществу в целом. Несмотря на то, что гендерные различия опираются на психофизические и биологические различия, в основном они детерминированы культурой и социальными нормами общества.
-
современном мире социокультурный информационный фон изменил психологические стереотипы, связанные с мужчиной и женщиной. Это способствовало частичной, а иногда и полной утрате маскулинных качеств у мужского пола и феминных качеств у женского пола.
Половая принадлежность оказывает влияние на дальнейшее развитие личности. Гендерные представления начинают формироваться еще до рождения ребенка.
Существуют психологические, культурные и социальные аспекты, которые относятся к нормам, ролям и стереотипам, считающимся типичными для тех, кого общество определяет как мужчин и женщин.
Целью данной работы является изучение гендерных различий.
Предметом исследований является гендерная психология как отрасль
психологии.
Объектом исследований являются полоролевые отношения.
Перед собой мы ставим такие задачи:
-
Изучить теоретические основы гендерной психологии.
-
Выявить гендерные особенности поведения.
-
Определить основные теории и концепции гендерной психологии.
-
Изучить психологию половых различий.
3
В представленной работе использовались следующие методы (по Б.Г.
Ананьеву):
-
Организационный метод исследования (сравнительный);
-
Эмпирический метод исследования (анализ источников и литературы);
-
Метод обработки данных (качественный);
-
Интерпретационный метод (структурное описание).
Данные методы дали возможность наиболее точно рассмотреть разные аспекты, которые связаны с содержанием исследование гендерной психологии.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит параграфы, списка использованной литературы и заключения.
4
Глава 1. Теоретические основы гендерной психологии
-
1 Формирование гендерной психологии
Гендерная психология рассматривает соотношения влияния биологического и социального пола (гендера) на социальную жизнь человека.
Гендером называют социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и восприятие этого поведения другими людьми.
Согласно Т. Б. Бендас, можно выделить 5 этапов в истории гендерной психологии:
-
разработка соответствующих идей в русле философии.
-
формирование предмета и разделов гендерной психологии.
-
«фрейдовский период», связанный с именем 3. Фрейда.
-
начало широких экспериментальных исследований и появление первых теорий.
-
бурное развитие гендерной психологии.
В античный период Платон рассматривал семейно-брачные отношения, высказал мысль о равноправии полов. Отношение к женщине у Платона было неоднозначным. С одной стороны, он считал, что женщины низшие существа, любовь мужчины к женщине — вынужденной и также низкой по сравнению с любовью-дружбой к мужчине. С другой стороны, женщина участвовала во всех делах наравне с мужчиной. Она освобождалась от необходимости вести хозяйство, воспитание детей было обязанностью обоих полов.
По мнению Аристотеля, мужчины и женщины неравные существа, взаимоотношения мужа и жены должны быть отношениями господина и раба.
Согласно Томасу Мору в эпоху Возрождения брак основывался не на любви, а на сходстве характеров, супружеские пары подбирали родители.
Идею о равенстве способностей полов высказал Кампанелла, также он указал на влияние подобия в одежде на подобие характеристик личности и поведения.
5
-
эпоху Просвещения Жан-Жак Руссо высказал представление о различных нормах поведения для мужчин и женщин, что в будущем будет называться
«гендерными стереотипами». Также он рассуждал об особенностях образования женщин и мужчин и о взаимоотношениях в браке. Подобие мужчин и женщин, по мнению Руссо заключается в их сходстве как биологического существа, схожи многие потребности и способности. Но как общественные существа они не равны из-за некоторых врожденных способностей.
Иммануил Кант разделял мужчин и женщин, по характеру участия в политической жизни. Он говорил о том, что мужчинам свойственно активное гражданство, а женщинам пассивное.
Мэри Уоллстоункрафт высказала идею о гендерной социализации. Французский мыслитель Франсуа Мари Шарль Фурье предложил создать
«нейтральный» язык, где будут мужские и женские наименования. Например: цезарь и цезарина, калиф и калифа. Также у Фурье мы видим и современную идею женского и мужского лидерства.
На различие психические процессы мужчин и женщин обратил внимание Артур Шопенгауэр. Он говорил о том, что для мужчин характерна абстрактность,
-
для женщин — конкретность. Шопенгауэр считал, что дети должны появляться в результате любви между мужчиной и женщины, что есть основа брака.
-
период формирование предмета и разделов гендерной психологии во многих странах Запада изменяется ситуация в обществе. Стало набирать обороты женское освободительное феминистическое движение. Оно послужило толчком для появления исследований в области гендерной психологии.
Отто Вейнингер высказывал мысли о бисексуальности человека. Он говорил о том, что существует не только два пола- мужской и женский, но и промежуточный. Также О. Вейнингер раскрывает некоторые психологические различия между мужчинами и женщинами, обусловленные их полом. Мужчины познают мир логически, мышление и чувства отделены у них друг от друга.
6
Женщины же воспринимают мир слитно, мышление и чувства у них связаны воедино.
Г. Гейманс говорит о том, что женщины отличаются от мужчин эмоциональными проявлениями: им свойственно яркое воображение и живая фантазия, у них легче вызвать смех и слезы, они более склонны к тревоге. Кроме того, женщины более наблюдательны, но только в том, что им интересно. В обучении они зачастую показывают лучшие результаты, за счет старательности и более развитой способности к запоминанию.
Третий этап в развитие гендерной психологии связан с работами Зигмунда Фрейда о психоанализе.
По мнению З. Фрейда, «… мужское, как правило, предполагает «активное», а «женское» – пассивное» [24, с. 367]. «Активное», в его понимании – доминантное, агрессивное, сильное, нравственное; «пассивное» же – наоборот, слабое, безнравственное, зависимое, подчиненное.
На четвертом этапе появились новые теории и исследования в гендерной психологии.
Элеонор Маккоби и Кэрол Жаклин, опубликовали самую известную и цитируемую книгу «Психология половых различий». Она используется во всех современных психологических работах, связанных с понятием «гендер». Э. Маккоби и К. Жаклин пришли к выводу о том, что наиболее значимые различия –
-
социальном поведении: мужчины более агрессивны и доминантны, для них более важными являются профессиональные роли; женщины же – более доброжелательны и общительны, для них важны семейные роли. Кроме того, у мужчин лучше развиты математические и пространственные способности, а у женщин – вербальные способности.
Мартина Хорнер говорила о небольшой успешности женщин в социальной сфере и это она объясняла отсутствием мотивации.
Сандра Бэм создала теорию о трех типах гендерной идентичности:
-
феминной
7
-
маскулинной
-
«андрогинной»
С. Бэм выяснила, что к феминным качествам большинство относит уступчивость, нежность, застенчивость, заботливость, сердечность, сострадательность, доверчивость и т.п.
К маскулинным качествам относят независимость, напористость, спортивность, склонность к лидерству и риску, властность, агрессивность, самодостаточность, амбициозность, и т.п.
Наилучшим вариантом в плане социальной адаптации С. Бэм считала андрогинность, собравшая в себя лучшее из каждой половой роли и предполагающая большую поведенческую гибкость.
Нэнси Ходоров соединила теории психоанализа с феминизмом. Мужчина должен участвовать в воспитании детей наравне с женщиной,
убеждена Н. Ходоров. В детстве девочек учат думать о семье, а мальчиков-об успехе в дальнейшей жизни.
-
последний период развитие зарубежной гендерной психологии происходит всплеск экспериментальных исследований, адаптация известных методов для изучения гендерных проблем.
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что к началу 90-х годов ХХ в. были разработаны теоретико-методологические основы гендерной психологии как самостоятельной отрасли науки, также было накоплено большое количество эмпирических данных о психологических различиях мужских и женских социальных ролей.
8
1.2. теории и концепции гендерной психологии
-
зависимости от того, в каком разделе появляются теории и концепции гендерной психологии, и какую проблему они объясняют, их можно разделить на
-
категорий:
-
гендерных различий;
-
гендерной социализации;
-
психологии женщины;
-
психологии мужчины;
-
психологии гендерных отношений;
-
гендерной психологии лидерства.
Концепции, раскрывающие различия между полами, можно разделить на две категории: социальные и биологические.
Биологический подход заключается в том, что различия между мужчиной и женщиной объясняются генетическими и гормональными факторами, строением мозга. В биологическом подходе были проведены исследования:
-
Близнецов по изучению наследственных черт;
-
связанные с гормонально-химическими и физиологическими переменными (X. Айзенк, М. Цукерман и др.). Цукерман говорил о том, что гендерные различия по доминантности и агрессивности могут быть связаны с половыми гормонами. Так же пытались объяснить и различия по зрительно-
пространственным способностям;
-
С. Нолен-Хоекзема связывала половые различия в хромосомах со склонностью женщин к депрессии и тревожности.
Также к биологическому подходу можно отнести и эволюционную концепцию дифференциации полов В. А. Геодакяна. Главную роль в изменении популяции играет мужской пол, а женский в ее сохранении. В онтогенезе тоже имеются различия. Женский пол считается более изменчивым и пластичным, а мужской же более ригиден.