ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Волгоград 2019 г.







Содержание




Введение.....................................................................................................................




....3

Глава 1.

Теоретические основы гендерной психологии............................................

5

1.1




Формирование




гендерной

психологии..................................................................

5




1.2.

Теории

и

концепции

гендерной

психологии.......................................................

9




Глава 2.

Психология гендерных отношений.............................................................

15




  1. 1. Гендерные особенности


поведения 15


  1. 2. Взаимоотношения мужчин и


женщин 20
Заключение .24
Библиографический список. 25

2
Введение
Наиболее активно в обществе обсуждаются вопросы, связанные с изучением психологических различий мужчины и женщины. Связано это со многими причинами современной жизни-изменение ролей мужчины и женщины в обществе, а также развитие семьи.
Изучение гендерной психологии и различия между мужчиной и женщиной имеет отношение не только к человеку, но и ко всему обществу в целом. Несмотря на то, что гендерные различия опираются на психофизические и биологические различия, в основном они детерминированы культурой и социальными нормами общества.


  • современном мире социокультурный информационный фон изменил психологические стереотипы, связанные с мужчиной и женщиной. Это способствовало частичной, а иногда и полной утрате маскулинных качеств у мужского пола и феминных качеств у женского пола.


Половая принадлежность оказывает влияние на дальнейшее развитие личности. Гендерные представления начинают формироваться еще до рождения ребенка.

Существуют психологические, культурные и социальные аспекты, которые относятся к нормам, ролям и стереотипам, считающимся типичными для тех, кого общество определяет как мужчин и женщин.
Целью данной работы является изучение гендерных различий.
Предметом исследований является гендерная психология как отрасль
психологии.
Объектом исследований являются полоролевые отношения.
Перед собой мы ставим такие задачи:


  • Изучить теоретические основы гендерной психологии.




  • Выявить гендерные особенности поведения.




  • Определить основные теории и концепции гендерной психологии.




  • Изучить психологию половых различий.


3

В представленной работе использовались следующие методы (по Б.Г.
Ананьеву):


  • Организационный метод исследования (сравнительный);




  • Эмпирический метод исследования (анализ источников и литературы);




  • Метод обработки данных (качественный);




  • Интерпретационный метод (структурное описание).


Данные методы дали возможность наиболее точно рассмотреть разные аспекты, которые связаны с содержанием исследование гендерной психологии.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит параграфы, списка использованной литературы и заключения.

4
Глава 1. Теоретические основы гендерной психологии


  1. 1 Формирование гендерной психологии


Гендерная психология рассматривает соотношения влияния биологического и социального пола (гендера) на социальную жизнь человека.
Гендером называют социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и восприятие этого поведения другими людьми.
Согласно Т. Б. Бендас, можно выделить 5 этапов в истории гендерной психологии:


  1. разработка соответствующих идей в русле философии.




  1. формирование предмета и разделов гендерной психологии.




  1. «фрейдовский период», связанный с именем 3. Фрейда.




  1. начало широких экспериментальных исследований и появление первых теорий.




  1. бурное развитие гендерной психологии.


В античный период Платон рассматривал семейно-брачные отношения, высказал мысль о равноправии полов. Отношение к женщине у Платона было неоднозначным. С одной стороны, он считал, что женщины низшие существа, любовь мужчины к женщине — вынужденной и также низкой по сравнению с любовью-дружбой к мужчине. С другой стороны, женщина участвовала во всех делах наравне с мужчиной. Она освобождалась от необходимости вести хозяйство, воспитание детей было обязанностью обоих полов.


По мнению Аристотеля, мужчины и женщины неравные существа, взаимоотношения мужа и жены должны быть отношениями господина и раба.
Согласно Томасу Мору в эпоху Возрождения брак основывался не на любви, а на сходстве характеров, супружеские пары подбирали родители.
Идею о равенстве способностей полов высказал Кампанелла, также он указал на влияние подобия в одежде на подобие характеристик личности и поведения.
5

  • эпоху Просвещения Жан-Жак Руссо высказал представление о различных нормах поведения для мужчин и женщин, что в будущем будет называться


«гендерными стереотипами». Также он рассуждал об особенностях образования женщин и мужчин и о взаимоотношениях в браке. Подобие мужчин и женщин, по мнению Руссо заключается в их сходстве как биологического существа, схожи многие потребности и способности. Но как общественные существа они не равны из-за некоторых врожденных способностей.
Иммануил Кант разделял мужчин и женщин, по характеру участия в политической жизни. Он говорил о том, что мужчинам свойственно активное гражданство, а женщинам пассивное.
Мэри Уоллстоункрафт высказала идею о гендерной социализации. Французский мыслитель Франсуа Мари Шарль Фурье предложил создать
«нейтральный» язык, где будут мужские и женские наименования. Например: цезарь и цезарина, калиф и калифа. Также у Фурье мы видим и современную идею женского и мужского лидерства.
На различие психические процессы мужчин и женщин обратил внимание Артур Шопенгауэр. Он говорил о том, что для мужчин характерна абстрактность,


  • для женщин — конкретность. Шопенгауэр считал, что дети должны появляться в результате любви между мужчиной и женщины, что есть основа брака.




    • период формирование предмета и разделов гендерной психологии во многих странах Запада изменяется ситуация в обществе. Стало набирать обороты женское освободительное феминистическое движение. Оно послужило толчком для появления исследований в области гендерной психологии.


Отто Вейнингер высказывал мысли о бисексуальности человека. Он говорил о том, что существует не только два пола- мужской и женский, но и промежуточный. Также О. Вейнингер раскрывает некоторые психологические различия между мужчинами и женщинами, обусловленные их полом. Мужчины познают мир логически, мышление и чувства отделены у них друг от друга.



6

Женщины же воспринимают мир слитно, мышление и чувства у них связаны воедино.
Г. Гейманс говорит о том, что женщины отличаются от мужчин эмоциональными проявлениями: им свойственно яркое воображение и живая фантазия, у них легче вызвать смех и слезы, они более склонны к тревоге. Кроме того, женщины более наблюдательны, но только в том, что им интересно. В обучении они зачастую показывают лучшие результаты, за счет старательности и более развитой способности к запоминанию.
Третий этап в развитие гендерной психологии связан с работами Зигмунда Фрейда о психоанализе.
По мнению З. Фрейда, «… мужское, как правило, предполагает «активное», а «женское» – пассивное» [24, с. 367]. «Активное», в его понимании – доминантное, агрессивное, сильное, нравственное; «пассивное» же – наоборот, слабое, безнравственное, зависимое, подчиненное.
На четвертом этапе появились новые теории и исследования в гендерной психологии.
Элеонор Маккоби и Кэрол Жаклин, опубликовали самую известную и цитируемую книгу «Психология половых различий». Она используется во всех современных психологических работах, связанных с понятием «гендер». Э. Маккоби и К. Жаклин пришли к выводу о том, что наиболее значимые различия –


  • социальном поведении: мужчины более агрессивны и доминантны, для них более важными являются профессиональные роли; женщины же – более доброжелательны и общительны, для них важны семейные роли. Кроме того, у мужчин лучше развиты математические и пространственные способности, а у женщин – вербальные способности.


Мартина Хорнер говорила о небольшой успешности женщин в социальной сфере и это она объясняла отсутствием мотивации.
Сандра Бэм создала теорию о трех типах гендерной идентичности:


  1. феминной



7

  1. маскулинной




  1. «андрогинной»


С. Бэм выяснила, что к феминным качествам большинство относит уступчивость, нежность, застенчивость, заботливость, сердечность, сострадательность, доверчивость и т.п.
К маскулинным качествам относят независимость, напористость, спортивность, склонность к лидерству и риску, властность, агрессивность, самодостаточность, амбициозность, и т.п.
Наилучшим вариантом в плане социальной адаптации С. Бэм считала андрогинность, собравшая в себя лучшее из каждой половой роли и предполагающая большую поведенческую гибкость.
Нэнси Ходоров соединила теории психоанализа с феминизмом. Мужчина должен участвовать в воспитании детей наравне с женщиной,

убеждена Н. Ходоров. В детстве девочек учат думать о семье, а мальчиков-об успехе в дальнейшей жизни.


  • последний период развитие зарубежной гендерной психологии происходит всплеск экспериментальных исследований, адаптация известных методов для изучения гендерных проблем.


На основании изложенного можно сделать вывод о том, что к началу 90-х годов ХХ в. были разработаны теоретико-методологические основы гендерной психологии как самостоятельной отрасли науки, также было накоплено большое количество эмпирических данных о психологических различиях мужских и женских социальных ролей.


8

1.2. теории и концепции гендерной психологии


  • зависимости от того, в каком разделе появляются теории и концепции гендерной психологии, и какую проблему они объясняют, их можно разделить на

  1. категорий:




    1. гендерных различий;




    1. гендерной социализации;




    1. психологии женщины;




    1. психологии мужчины;




    1. психологии гендерных отношений;




    1. гендерной психологии лидерства.


Концепции, раскрывающие различия между полами, можно разделить на две категории: социальные и биологические.
Биологический подход заключается в том, что различия между мужчиной и женщиной объясняются генетическими и гормональными факторами, строением мозга. В биологическом подходе были проведены исследования:


  • Близнецов по изучению наследственных черт;




  • связанные с гормонально-химическими и физиологическими переменными (X. Айзенк, М. Цукерман и др.). Цукерман говорил о том, что гендерные различия по доминантности и агрессивности могут быть связаны с половыми гормонами. Так же пытались объяснить и различия по зрительно-


пространственным способностям;


  • С. Нолен-Хоекзема связывала половые различия в хромосомах со склонностью женщин к депрессии и тревожности.


Также к биологическому подходу можно отнести и эволюционную концепцию дифференциации полов В. А. Геодакяна. Главную роль в изменении популяции играет мужской пол, а женский в ее сохранении. В онтогенезе тоже имеются различия. Женский пол считается более изменчивым и пластичным, а мужской же более ригиден.