Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9
Социокультурный подход исходит из того, что различия между мужчиной и женщиной формируются обществом. Теория социальных ролей Элис Игли одна из наиболее известных концепций. Заключается она в том, что у людей существуют имплицитные (подразумеваемые) теории по отношению к представителям разного пола. Эти теории создаются на основе жизненного опыта. Так складываются гендерные стереотипы отдельно для мужчин и для женщин. Человек старается вести себя так, чтобы соответствовать этим ожиданиям. Эти ожидания побуждают мужчин и женщин соответствовать им.
Сюзанна Кросс и Лаура Мэдсон использовали идею Ш. Маркуса и С. Китаямы о «взаимозависимой» и «независимой» я-концепциях у индивидов восточной и западной культуры. Они создали модель, объясняющую гендерные различия в социальном поведении. Также они говорили о том, что для американских женщин характерна связь с другими людьми, т. е. «взаимозависимая», а для мужчин — «независимая» я-концепции. В независимой я-концепции главным принципом является отделение от других, взаимоотношения
-
другими людьми служат лишь средством к достижению индивидуалистических целей. Чтобы достичь этой автономии и независимости, мужчины стремятся получить власть над другими. А у женщин формирование взаимозависимой я-
концепции происходит в тесной взаимосвязи с представлением о близких людях, и их цели и потребности так же важны, как и собственные.
Р. Баумейстер и К. Соммер говорят о том, что мужчины и женщины являются одинаково социальными существами, но эта социальность у них разная. У женщин она диадическая (они вовлечены в небольшое число тесных, близких взаимоотношений), а у мужчин — родоплеменная (они ориентированы и вовлечены в более многочисленные социальные связи).
Концепция андрогинии Сандры Бэм и Джудит Спен объясняет как наличие, так и отсутствие различий между полами. Д. Спенс рассматривала андрогинность по показателям высокой маскулинности и высокой фемининности, а С. Бэм представила ее как баланс между маскулинностью и феминностью.
10
Существование индивидов с гендернотипичными чертами (маскулинных мужчин
-
фемининных женщин) не исключает возможности совмещения этих черт в одном типе — андрогинном, который рассматривается как выход для обоих полов: можно выбирать лучшее, что есть в качествах другого пола, и интегрировать мужские и женские характеристики.
Согласно концепции токенизма Розабет Кентер, пропорция представителей различных культурных категорий в группе (в частности, по гендерной и расово принадлежности) влияет на групповую динамику.
Гендерная социализация включает в себя формирование гендерной идентичности и освоение гендерных ролей и то, как влияет гендерные стереотипы на эти процессы.
З. Фрейд разрабатывал представление о гендерной идентичности и о нарциссизме. Он говорил о том, что в раннем детстве, при общении с отцом и матерью формируется гендерная идентичность. В его работе «О нарциссизме:
введение» он использовал греческий миф о Нарциссе и Эхо в своей теории о нормальном и паталогическом нарциссизме.
Нормальный нарциссизм возникает у ребенка в первые два года жизни, является необходимым элементом уверенности и самооценки человека. Паталогический нарциссизм развивается: а) как следствие его наличия у одного или обоих родителей; б) в результате серьезных травм, полученных в раннем детстве; в) в результате нарциссических травм более поздних периодов (например: неудачи во взаимоотношение с другими людьми или физические заболевания).
Норвежский психотерапевт Я. Йорстад разделял явление паталогического и нормального нарциссизма у мужчин и женщин. Признаки паталогического нарциссизма являются эгоцентризм, проективная тенденция (неспособность признавать свои ошибки и слабости), тревога, а также наличие фантазии грандиозности и недостаток эмпатии. Считается, что мужчины более склонны к нарциссической грандиозности, а женщины к проявлению пассивной формы нарциссической тревоги: сомнения в принятие решений, неуверенности в себе.
11
Потребность человека в любви и поддержке это отражение нормального нарциссизма.
Три концепции известны в когнитивизме:
-
"информационной обработки человека" Д. Гамильтона
-
"теория схемы" С. Тэйлор и Дж. Крокера
-
теория гендерной схемы С. Бэм
Прибегая к схемам, человек стремиться упорядочить свое значение об окружающем мире, при этом используется три типа схем при обработки социальной информации: ролевые, личностные и ситуационные. Схемы позволяют определить социальный стимул и его поведение, так и появляются гендерные стереотипы.
Гендерная социализация должна реализоваться по гендерной схеме, поскольку ребенок будет жить в обществе, которое устроено по принципу гендерной дихотомии.
Концепции, которые объясняют психологию женщин связаны с гендерными сравнениями. Так, Нэнси Ходоров определяет материнство как, подготовку к гендерным ролям в обществе. К тому же, Ходоров говорит о том, что женщины, становясь матерями в основном отвечают за воспитание детей и не вносят существенного вклада в общественные достижения.
Кэрол Гиллиган утверждала, что по отношению к морали, принятой в обществе, женщина отличается от мужчины. Более важным для женщин является взаимоотношения с людьми, а мужчины рассматривают моральные суждения с позиции принятых законов. Колберг рассматривал женщину как дополнение к мужчине и считал мужское поведение нормой. Тем не менее, Гиллиган напротив настаивала на большой ценности женщин. Для общества не менее важна норма заботы о других, чем норма законности и справедливости.
Положения К. Гиллиган, которые легли в основу и других теорий о независимой и взаимозависимой я-концепциях Кросс и Мэдсон.
12
Психология мужчин изучает особенности психики, связанных с мужской физиологией.
В особенностях строения и функционирования мозга, в зрительно-пространственных способностях, объясняются биологические гипотезы
Мужскую роль как инструментальную рассматривают Т. Парсонс и Р. Бейлз. Формирование мужской субкультуры, высказывала Э. Маккоби. Оно происходит в основном под влиянием мужского пола, включающие в себя физические игры, использование особой лексики, норм поведения отличных от
женских.
-
психологии гендерных отношений Элеонор Маккоби предложила концепцию сегрегации-конвергенции полов. Она заключается в том, что в детстве девочки и мальчики растут в половой сегрегации. Чтобы защититься от грубости мальчиков, девочки первыми начинают сепарацию (отделение) от них. Позже и мальчики отделяются от девочек. В результате сепарации создаются две гендерные субкультуры.
На протяжении всей жизни признаки сегрегации полов сохраняются. В большей степени это проявляется в деловой сфере.
-
соответствие с этим появляется конвергенция полов (схождение). Прежде всего она проявляется в «предсексуальных» играх младших школьников.
На каждом возрастном этапе на протяжение всей жизни отношения одного пола изменяются, являясь более или менее значимыми.
-
тому же, по-разному распределяются гендерные роли в семье. Отцы более строго контролируют мальчиков, а матери одинаково относятся и к мальчикам, и к девочкам.
Первой концепцией гендерной психологии лидерства является ситуационный должностной подход (Р. Хауз и Дж. Хант). Данная концепция Р. Хауза и Дж. Ханта заключается в том, что на первом месте находится человек, который занимает должность в организации, а не пол. Женщины и мужчины, которые выполняют одни и те же лидерские роли, не будут отличаться ни по
13
лидерской эффективности, ни по поведению. Тем не менее, ситуационные перемены содействуют тому, что значимым фактором становится гендер.
Ф. Финдер предложил вероятностную модель лидерства. Он считает, что мужчины и женщины будут различаться по лидерской эффективности только, когда будут применять различный лидерский стиль.
Целевая теория Р. Хауза предполагает, что женщины и мужчины-лидеры имеют преимущество по эффективности в различный ситуациях.
Б. Басс и Дж. Хант говорили о высоко трансформационном лидере, который владеет способностью преобразовывать подчиненных и мотивировать их на сверхдостижения.
Теория гендерного отбора лидеров была предложена Дж. Боумэном и С. Сутоном. Эта теория заключается в том, что люди в организациях предъявляют различные требования к лидерам разного пола; по отношение к женщинам требования выше, чем к мужчинам.
Дж. Бергер предложил статусную теорию. Согласно этой теории, поведение людей в деловых ситуациях в небольших группах объясняется его статусом в больших группах. Данная теория объясняет огромное количество эмпирических данных, которые обнаруживают как сходство, так и различие лидеров по эффективности, речевому поведению в деловых ситуациях и стилю.
Эллис Игли в своей теории социальных ролей, объясняет различия в поведении лидеров. Она считает, что смягчение ролевого конфликта у женщин в роли лидера приводит к достижениям.
Таким образом, развитие теорий и концепций гендерной психологии позволило ответить на многие вопросы, связанные с тем, как социум формирует и определяет в общественном сознание и в сознание личности социальные роли женщины и мужчины.
14
Глава 2. Психология гендерных отношений
-
1. Гендерные особенности поведения
Значимость общения для мужчин и женщин рассматривает В. Б. Буланова. Она говорит о том, что отношение к общению у мальчиков характеризуется стремлением занять свое место в коллективе, желанием добиться признание сверстников, потребностью в общении со взрослыми «на равных» и потребностью в общение с противоположным полом. У девочек же, это отношение выражается в желании общения с мальчиками старшего возраста, потребности в подруге.
Роуз и Рудолф отмечают, что девочки показывают большее стремление к сотрудничеству и заинтересованности в поддержание взаимоотношений. Мальчики, наоборот, больше ориентированы на доминирование и деятельность. Также они установили, что более тесные социальные связи стремятся иметь мальчики, поэтому они чаще всего становятся друзьями, чем девочки.
Большое внимание девочки уделяют своей внешности и манерам поведения, что является проявлением их интереса к мнению окружающих. У них возникает больше вопросов о социальных отношениях. И тем самым они больше готовы к общению, чем мальчики.
Женщины в отличие от мужчин в большей степени нуждаются в доверительных отношениях с представителями другого пола. Благодаря таким отношениям они приобретают сознание собственной значимости.
Коммуникативным свойством личности является общительность, которая проявляется в легкости установление контакта. Об интровертированности человека говорят, когда установление таких контактов затруднено.
По данным Н. В. Бирюковой, преобладание экстравертов больше среди мальчиков, а среди девочек-интровертов.
Л. Френсис и П. Пирсон говорят о том, что экстраверсия ненамного выше у мужчин. Также Линн, Мартин и А. И. Винокур отмечают большую общительность у мужчин.
15
Различия между девушками и юношами по показателю контактности рассматривал А. Н. Фиц. Этот показатель характеризует способность личности к быстрому установлению контактов. У юношей более высокие показатели, чем у девушек. Противоположное мнение высказал А. Фейнгольд. Он утверждает, что женщины более экстравертны.
С восприятием и познанием друг друга связана социальная перцепция.
И. В. Курбатов говорит о том, что свойства характера мужчин читаются в чертах их лица, манере слушать и говорить, в том как они здороваются, поправляют галстук, встают и садятся, умеют или не умеют смеяться. В большинстве случаев мужчины просто не обращают на это внимание и ведут себя так, как они привыкли. Женщины же, наоборот постоянно испытывают ощущение, что находятся под чужим взглядом.
Для женщин большую значимость играют взаимодействие с другими людьми и в результате этого у них больше развиты социально перцептивные способности, чем у мужчин. Они чувствуют состояние человека по изменениям в тембре голоса и других экспрессивных проявлениях.
Было установлено, что женщины быстрее мужчин распознают их лица, а мужчины быстрее узнают женские лица. Женщины дают более детализированное описание другого человека, в отличие от мужчин.
Физические признаки привлекательности являются главными в восприятие женщин для мужчин. Более дружелюбными воспринимаются высокоэкспрессивные женщины в отличие от низкоэкспрессивных.
Согласно данным А. А. Бодалева низкие и высокие голоса у мужчин и женщин вызывают разные ассоциации. Напряженность в голосе не является негативными характеристиками у женщин в отличие от мужчин. Многословие у мужчин воспринималось как недостаток в их личности, что для женщины считалось нормой.