Файл: Курсовая работа по дисциплине Экономическая теория.docx
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «КубГУ»)
Факультет экономический
Кафедра теоретической экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория»
ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ РОССИЙСКОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Работу выполнила _____________________________________Г.А. Арушанян
Специальность 38.05.01 Экономическая безопасность курс 1 ЗФО
Специализация Экономико-правовое обеспечение экономической
безопасности
Научный руководитель
канд. экон. наук, доцент _________________________________Н.Ю. Сайбель
Нормоконтролер
канд. экон. наук, доцент _________________________________Н.Ю. Сайбель
Краснодар
2022
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………3
1 Теоретические аспекты рыночной экономики………………………………6
-
Понятие, сущность и функции рыночной экономики ………………….6 -
Основные признаки рыночной системы…………………………………8 -
Государственное регулирование рыночной экономики ……………….10
2 Современное состояние и тенденции развития рыночной экономики
в России…………………………………………………………………………15
2.1 Особенности формирования рыночной экономики в России………….15
2.2 Основные проблемы рыночной экономики в России ………………….17
2.3 Направления совершенствования рыночной экономики в России…….19
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованных источников ………………………………………….27
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы обусловлена тем, что первая декада нового тысячелетия ознаменовалась для России удвоением реального ВВП, ростом совокупной производительности факторов производства, увеличением реальной заработной платы, а также сменой чистый приток.
В то же время положительные показатели экономического роста наблюдались на фоне благоприятной общемировой конъюнктуры, в которой следует выделить, прежде всего, цены на нефть и доступ к дешёвым заимствованиям. Рост экономики России на фоне благоприятной конъюнктуры, а также серьёзное ухудшение макроэкономических показателей во время кризиса 2008 г. и действующих в настоящее время санкций ставит вопрос о рыночной системе экономики, о её достоинствах и недостатках.
Интерес к данной проблематике подкрепляется также необходимостью теоретических разработок намечаемых государственных инфрастуктурных программ, о реализации которых неоднократно высказываются первые лица государства и представители государственной власти. Так, по словам Президента Российской федерации В.В.Путина, «фактически за предстоящее десятилетие нам предстоит заложить новую инфрастуктурную базу страны».
Вопросам исследования методологической базы российской экономики посвящён широкий ряд учебных пособий, монографий и статей различных авторов. В контексте проведённого исследования следует выделить труды таких авторов, как С.П. Кирильчук, В.П. Васильев, Ю.А. Холоденко, П.Д. Шимко, Л.М. Куликов, А.М. Динаев.
В целом, методы кадрового планирования довольно подробно исследованы в литературе, т. е. исследуемая проблема обладает высоким уровнем теоретической разработанности.
Актуальность и степень разработанности проблемы обуславливает выбор объекта, предмета, целей и задач работы.
Объект исследования – рыночная экономика
Предмет исследования – специфика российской рыночной экономики, её достоинства и недостатки
Цель исследования – рассмотреть сущность и формирование рыночной экономики, а также определить её роль в Российской Федерации. В соответствии с этой целью в работе решаются следующие задачи:
1) изучить литературу, в которой отражены теоретические основы сущности рыночной экономики как экономической системы,
2) рассмотреть основные признаки рыночного механизма,
3) ознакомиться с формированием рыночных отношений в России,
4) проанализировать проблемы рыночного механизма в России и выявить пути его совершенствования.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных учёных в области исследования понятий, объектов, конкуренций, функций рынка и рыночного механизма.
В качестве основных методов исследования использованы, как общенаучные методы анализа, синтеза и сравнения, так и методы обобщения, классификации, систематизации и т. д.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что содержащийся в ней анализ может быть использован в качестве дополнительного материала в ходе изучения и подготовки докладов, работ в рамках изучения данной темы.
Курсовая работа на тему: «Достоинства и недостатки российской рыночной экономики» состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованных источников.
-
Теоретические аспекты рыночной экономики
1.1 Понятие, сущность и функции рыночной экономики
Экономическая система – это совокупность экономических действий, происходящих в социуме на базе появившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. С учётом типа экономической системы, всячески определяются основные экономические вопросы: что, как, для кого производить и на какой основе распространять производственное изделие.
В нынешней экономической науке подчёркивают соответствующие основные типы экономических систем:
1) традиционную,
2) командно-административную,
3) рыночную.
Таким образом, возможно наличие всяческих форм экономического формирования, характерных отдельным странам, регионам или историческим временам.
Рыночная экономическая система построена на частной собственности на экономические средства (факторы производства), а также приватной свободе всех сторонников экономического функционирования, в том числе независимости предпринимательства. В хозяйственном механизме рыночной экономики фундаментом служит свободная конкуренция, и, сделанная на спросе и предложении, структура ценообразования. В своём формировании рыночная экономическая система прошла путь от экономики чистого капитализма (XVIII в. – начало ХХ в.) до современного капитализма, который именуется смешанной экономической системой [6].
Современный капитализм (смешанная экономическая система) обладает:
1) разнообразием видов собственности, доминирующее положение среди которых занимает частная собственность в совершенно разного рода формах (от индивидуальной до крупной),
2) разбросом маркетинговой структуры контроля, позволяющей ещё до начала существенного производства товаров и услуг выявить их наиболее благоприятный набор и качественные свойства,
3) воздействие государства на становление экономики и социальной области.
В ходе эволюции экономических отношений, на сегодняшний день, рыночная экономика зарекомендовала себя в большинстве стран мира как наиболее эффективная форма.
Под рынком традиционно понимается место, где встречаются продавец и покупатель и заключают сделку об передаче права собственности по согласованной цене. Так как рынок предполагает добровольное участие сторон, то количество его участников, как правило, ничем не ограничивается и стремится к максимуму. Следствием взаимодействия большого количества продавцов, стремящихся максимизировать цену и покупателей, чей интерес состоит в минимизации цены, договорные цены в долгосрочном периоде выравниваются.
В ряду всевозможных функций развитых рынков можно выделить шесть. Посредническая функция состоит в том, что рынок без посредников соединяет производителей (продавцов) и потребителей продуктов, позволяя связываться между собой на экономическом языке незатруднённой купли-продажи товаров, незатруднённого исполнения спроса и предложения. На следующем этапе ценообразующая функция рынка появляется при встрече товарного спроса и предложения, к тому же из-за конкуренции.
По итогу коммуникации рыночных сил и получаются цены – основные экономические показатели ценности товаров и услуг. Наряду с этим рыночно показывает себя и другая функция – информирующая. Возникнувшие цены «сообщают» предпринимателям о данном положении экономики. Благодаря реальному разбросу цен (скажем, на различные виды пирожных), благодаря их падению или росту толковые люди понимают размер производства тех или иных продукций, о концентрации рынка товарами, об перемене вкусов потребителей и т.д.
Благодаря тому же механизму независимых рыночных цен оказывает воздействие и регулирующая функция. Из не столь успешных отраслей с более низкими ценами (перепроизводство продукции) капиталы переходят в более выгодные области компании с поднятыми ценами (недопроиводство).
По итогу, в первых отраслях изготовление (и предложение продукции) ограничивается, а во вторых – увеличивается. У потребительской - напротив: низкие цены придают соблазн покупателям, поднимая спрос на изделия, а высокие – не привлекают и уменьшают спрос. Из-за такой неустойчивости цены регулируют образ действий многих людей.
Пятая, стимулирующая функция, проводится благодаря рыночным ценам. На этом этапе, через них активизируется хозяйственная эффективность. Цены «поощрают» добавочной прибылью производящих товары, необходимейшие потребителям, кто улучшает своё выполнение, расширяет его производительность и опускает издержки.
Оздоравливающая функция (или санирующая) выглядит суровой, но экономически правомерной. Рынок здесь «чистит» экономику от бессмысленной и несовершенной хозяйственной деятельности. Предприниматели, не принимающие во внимание интересы потребителей, не думают о прогрессивности и прибыльности своего производства, увеличивают стоимость и не справляются с бизнесом, проигрывают в конкурентной борьбе и, в конечном счёте, разоряются. Также наоборот, нужные и эффективно действующие фирмы преуспевают [8].
Ранее говорилось, что рыночные системы имеют внутреннюю структуру саморегулирования производства и сбыта продукции. Данная структура включает три основных фактора: рыночные цены, спрос и предложение товаров-услуг, конкуренцию. Рыночные цены не нуждаются в толковании, так как они являются фактическими ценами, независимо строятся на рынке на основании спроса и предложения товаров. Спрос – это платёжеспособная необходимость в конкретных товарах. Он измеряется тем количеством продуктов, которое потребители не против купить по данной цене за данный период. Можно, к примеру, сказать, что при цене костюма 200 д.е. недельный спрос на этот товар составляет 1000, а при цене 210 д.е. - 900 штук. «Приятель» спроса - предложение – это продукт, который представляется к продаже по конкретной цене в ходе определённого времени.
Так, например, если производители телеприёмников готовы
продавать их по цене 2000 д.е. и в количестве 1000 штук в неделю, то это и составит предложение данного товара.
А также конкуренция – это соперничество между членами рыночных отношений за лучшие условия и результаты производства, продажи и купли товаров и услуг. Так, производители (продавцы) товаров стремятся как можно дешевле их произвести и как можно больше и дороже продать; наёмные работники – получить большую заработную плату; потребители - купить товары качественнее и дешевле [2].
1.2 Основные признаки рыночной системы
Рыночная экономика – это хозяйственная структура, построенная на самовольной совместной деятельности индивидов, связях без посредников между независимыми производителями (продавцами) и потребителями через свободную куплю-продажу продукций. Данный закономерный взаимообмен «даёт людям то, чего они хотят, − подчёркивает Фридмен, − а не то, чего они должны хотеть по разумению какой-то группы».
Главная структура рыночного хозяйства, как было сказано ранее, представляет собой частная собственность. Нет особенного органа, говорящего о том, какие товары и каким образом производить, где и какие нужные средства приобретать. Все самовольно принимают решение.
В «чистой» рыночной экономике вообще не принимается надобность государственного регулирования структуры рынка, а также создания установленных цен на товары и услуги.
Регулятором экономических отношений здесь является только лишь самовольно устанавливаемая цена на всю продукцию и услуги. Если цена товара увеличивается, значит, что этого товара не хватает с учётом существующего спроса. Тогда количество его разработки растёт из-за существующих производств, и из-за «перелива» ресурсов, применённых до этого момента для производства иных товаров.
Если продукцию невозможно продать по цене, покрывающей издержки производства, то это доказывает, что покупатели не хотят приобретать данную продукцию за предлагаемую цену, и производителю стоит подумать об уменьшении такого товара. И производители, и покупатели, свободные в экономическом выборе, они поступают с позиций принципа рациональности.
Рационализм предпринимателя заключается в том, что он не станет создавать товар, если на него нет спроса на рынке или его производство не создаст необходимые предпринимателю условия, т.е. прибыль. А рационализм покупателя обуславливается тем, что он не приобретает товары, которые ему фактически не требуются.