Файл: Курсовая работа по дисциплине Экономическая теория.docx
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Итак, особенность рыночной структуры такова: каждый его сторонник стремится к субъективному пределу, но единство всех субъективных намерений получает конкретные закономерности эффективных экономических отношений в социуме. Возникает, как выразился экономист Адам Смит, «невидимая рука» рынка [13].
Исходя из его точки зрения, каждый предприниматель поступает только в собственных потребностях, но «невидимая рука» способствует ему достичь тех результатов, которые не входили в его расчёт. Преследуя собственные интересы, он, даже не ожидая того, содействует интересам общества более эффективно.
Действенность рынка показывает исторический опыт разных стран, но, в большей степени, ясен пример Литвы и Финляндии, которые испытали на себе разные хозяйственные системы. В конце 1920-х годов первая даже опережала вторую по многим позициям. После насильственного присоединения Литвы к СССР (1940) ей осталось лишь принять советскую модель с тяжело завинченной централизацией. Свободная же Финляндия действовала далее со своим рыночным путём. И вот результат: во время периода краха советской империи (1991) Литва оказалась просто нищенкой на ярком фоне финского процветания [3].
Так, порог между достатком и бедностью стран идёт по линии, разделяющей свободный рынок и централизацию, капитализм и социализм.
1.3 Государственное регулирование рыночной экономики
Форма «чистой» рыночной экономики возникает при ряде нереалистических предпосылок (предположений), типичных для совершенной конкуренции. Чтобы конкуренция была совершенной, нужно соблюдать различные требования:
1) состав продавцов и покупателей на рынке нужен очень обширным для того, чтобы никто из них не мог указывать на цену,
2) покупатели и продавцы не могут иметь сотрудничество между собой (покупатели с покупателями, продавцы с продавцами, покупатели с продавцами),
3) продукция должна быть простой и однородной, чтобы она, по сути, имела возможность покупаться и продаваться в разной численности,
4) покупатели товаров и услуг должны иметь верные данные о происходящем на рынке. А именно, они должны знать, где более низкие цены на интересные им товары и услуги, чтобы своевременно уйти от продавцов, которые пытаются продавать по нецелесообразно высоким ценам,
5) для новоиспечённых фирм нужна возможность самовольно и в момент обосноваться на рынках,
6) для обширных производств не должно быть достоинств, которые позволяли бы им
производить товары с более низкими ценами, нежели на небольших предприятиях. Это приводит к банкротству предприятия, что приводит к монополии,
7) нужно иметь одинаковое распределение доходов,
8) рыночные объекты не должны удаляться из игры под влиянием политических мотивов.
На данный момент множество рынков в экономических структурах не потакают этим тяжким условиям.
Наша реальность небезупречна, так не без минусов и рыночная модель.
Во-первых, она приводит к неравенству в социуме: частная собственность на землю и капитал способствует процветающим предпринимателям создавать внушительное материальное благополучие. Также, их состояние может достаться не из-за своей деятельности, а по наследству.
Во-вторых, рыночная экономика характеризуется своей неустойчивостью, для неё типичны подъемы и спады, а это означает, и временное нарастание таких проблем, как безработица, инфляция, снижение жизненного уровня людей.
В-третьих, рыночную систему не волнует нерентабельное производство таких необходимых социуму деяний, как жизнеобеспечение нетрудоспособных и безработных, единое здравоохранение и образование, библиотеки, охрана общественного порядка и безопасность страны, освещение улиц и т.д. Общественный товар в таких ситуациях разрабатывается по идеям и заказам государства и оказывается у потребителей благодаря структуре государственного назначения: органы социального обеспечения, народного образования и т.д.
Общество, где преобладает рынок, приобретает «коллективный» товар, выделяя какое-то количество своих налоговых сборов. Таким образом, граждане расценивают налоги как принудительные поборы, в противовес тем продуктам, которые они покупают по собственному желанию. И государство, где преобладает рынок, обходит стороной образование, науку, культуру, здравоохранение, т.к. у него нет возможности призывать для этих сфер средства, конкурирующие с объёмом капитальных вложений в одежду, автомобили, питание и др.
В-четвертых, рынок равнодушен к тем плачевным экологическим и социальным исходам, которые бывают в конечном итоге предпринимательской деятельности (опасное влияние на человечество, ухудшение окружающей среды). Эти исходы ставят вопрос о, так называемых, внешних эффектах. Внешние эффекты – это сопутствующие негативные последствия предпринимательской деятельности, которые сказываются на доле неимеющих ничего общего с нею людей. Допустим, автозаводы разрабатывают и выставляют на продажу свои товары автолюбителям, а окружающим приходиться терпеть вредные выхлопы, грязь, опасности на дорогах, шум и т.д.
Таких негативных внешних эффектов огромное количество – дым, вибрация, промышленные стоки, пищевые отравления. Но также, несомненно, бывают и положительные эффекты – например, образовательные услуги определённым людям поднимают внутренний уровень целого социума, уменьшая в нём, наркоманию, алкоголизм, преступность. К примеру, пчёлы из хозяйства фермера-пасечника опыляют окрестные цветники; телебашня помогает ориентироваться окрестным жителям и т.д.
И как же устранить или компенсировать их негативные пробуждения? Существуют два альтернативных мнения, которые ведут к двум дорогам: государственной (проверки, запреты, штрафы, введение жестких стандартов, выплаты пострадавшим и т.д.) и частной – с помощью прямого соглашения между выражающими интерес сторонами.
Множество экспертов убеждены в том, что рыночный механизм весьма несовершенный. Он неуместен для решений макроэкономических проблем, в том числе, предоставлений всей занятости и стабильного уровня цен, в особенности уровня заработной платы. Принцип рыночной организации таков, что в конкретных случаях он не способен предоставить полное равновесие национальной экономики [22].
Также, рыночные механизмы не только не убирают, а, наоборот, ухудшают побочные эффекты в экономической структуре. Чтобы уменьшить, сказанные ранее, проблемы функционирования рыночного механизма, рынок должен в той или иной мере подчиняться государству, что и продолжается во всех существующих экономических системах.
Как показывает опыт, современный рынок не может существовать и нормально функционировать как большое количество мелких хозяйств. Ведь каждое из них идёт само по себе и противостоит в конкурентной борьбе всем остальным.
У нерегулируемого рынка в конце XX в. нет благоприятных перспектив. Рынок должен регулироваться, и по большей части государством, но не стоит такое регулирование, конечно, путать с администрированием и командованием.
Главными государственными функциями при этом обладают:
1) поддержанием экономики и активизированием экономического роста,
2) распространение средств малоимущим,
3) охрана граждан от вредных воздействий внешних эффектов (засорение окружающего мира и т.д.),
4) поддержка конкуренции дабы стимулировать рыночную систему,
5) предоставление правовой базы для защиты игроков рынка,
6) снабжение разработки общественных благ.
Опыт экономического становления последних десятилетий твёрдо убеждает: невзирая на то, что в развитых экономических системах с рыночной экономикой подавляющее большинство экономических суждений определяет рынок, роль государства всё же внушительна.
Так, если в США пятьдесят лет назад государство приобретало 15 % всех производимых товаров и услуг, то в сейчас их объем превосходит 20 %.
Вследствие этого, напрашивается вывод, что капитализм в своём «чистом» виде пропал ещё в 30-х годах XX столетия и был заменён смешанной (регулируемой) экономикой.
2 Современное состояние и тенденции развития рыночной
экономики в России
2.1 Особенности формирования рыночной экономики в России
Наша страна, как известно, ввела рыночные отношения ещё в XIX веке.
Однако процесс этот был остановлен захватом власти большевиками (1917). Тогда, Россия, в составе созданного ими СССР, почти на 75 лет окунулась в коммунистический тоталитаризм с жёстко централизованной экономикой и её неминуемыми спутниками – диктатурой государства и плана, самоволием чиновников, монополизаций производства, неэффективным трудом, всеобщими дефицитами, равенством людей в бесправии и нищете, уродливой («бесчеловечной») структурой хозяйства. С крушением КПСС и советской империи (1991) страна основала обращение к рыночной экономике.
Формирование к рыночному механизму и экономическому развитию в России стартовало правительством в 1991 г. В то же время был создан первый перечень коренных экономических реформ. Главные направления были такие, как переход к свободному ценообразованию, разгосударствления и приватизация государственных фирм в промышленности, в бизнесе и в сфере услуг.
Посредством этих мер создатели программы думали о том, чтоб облегчить экономический данный переломный момент, попытаться уничтожить дефицит, и начать в России новый класс собственников. Итог экономических реформ очень неоднозначный. Одни из самых серьёзных проблем, с которыми пришлось столкнуться государству вначале этих реформ, стали проблемы познания граждан иной системы ценностей и становления у населения особенностей, нужных для эффективного управления своим делом в условиях рынка. Это такие качества, как инициативность и ответственность.
Также, скачок к свободному установлению цен на товары, т.е. либерализация цен, создал конфискацию денежных средств у мирных граждан, что произвело неожиданное снижение уровня жизни людей.
Правительство перестало признавать проведение патерналистской социальной политики, предоставляя лишь помощь тем слоям населения, которые находились в плачевной ситуации (сиротам, инвалидам, пенсионерам). Отсутствие у граждан сбережённых денежных средств не могло позволить достичь качественной производительности при реализации программы разгосударствления и приватизации.
Разгосударствлением называется операция сужения государственного сектора в экономике, разработка условий для развития других, негосударственных форм собственности, а, в конечном счёте, многоукладной экономики.
Приватизацией называется процесс передачи государственной собственности в частные руки.
Приватизация может быть проведена в разных формах:
1) бесплатное распределение населению доли государственной собственности,
2) аренда с последующим выкупом,
3) превращение государственных фирм в акционерное общество,
4) выкуп фирм на конкурентной основе.
Важно отметить, что вначале процесса приватизации господствовали первые три формы, но затем началась активная продажа фирм на аукционах.
Удачные итоги проводимых реформ, можно назвать такие, как создание в стране рыночной инфраструктуры, т.е. сети коммерческих банков, фондовых и товарных бирж, аукционов. Без этой инфраструктуры стабильное функционирование рыночной экономики достичь, в целом, нереально. Проходит переработка правовой базы, отвечающей за экономические процессы в стране. Решён ряд стратегических задач. Преодолена инфляция в стране, достигнута, более или менее, финансовая стабилизация, дающая возможность произвести деноминацию рубля.
По итогу удалось создать ряд основных предпосылок для эффективного становления рынка: важный предпринимательский сектор экономики, возможность ведения бизнеса, свободные цены, условия для конкуренции в производстве и т.д.
Случился главный сдвиг в психологии многих россиян: переход от иждивенческих настроений и пассивного ожидания «указаний» к готовности мыслить и действовать самостоятельно. В социуме начался рост трудовой и творческой активности, предпринимательский дух, ответственность людей за собственную жизнь.
Но также, в настоящее время, чтобы России быть современной демократической и процветающей страной с полноценной социально-рыночной экономикой нужно усовершенствовать целый ряд насущных социально-экономических проблем.
2.2 Основные проблемы рыночной экономики в России
В настоящее время в России активно созданы условия для многообразия форм хозяйствования. Организациям предоставлены права (и они ими широко пользуются) образовывать добровольные объединения (акционерные общества различных типов, концерны, ассоциации, совместные производства и т.д.), общими усилиями строить объекты различного назначения, сдавать в аренду временно свободные помещения и т.д.