ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.05.2021

Просмотров: 382

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

​56. Учредительные документы юридических лиц и их содержание

​65. Способы защиты прав собственности.

​Под ней понимается наличие предусмотренных законом средств применяемых при нарушении права собственности и направленных на восстановление имущественной сферы или защиту неимущественных интересов их обладателей. В ГК РФ существует 4 группы средств защиты: 1.Вещно-правовые способы или средства. К ним относятся: -Виндикационный иск- это иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения -Негаторный- иск об устранении препятствия, мешающих осуществлению правомочия пользования и распоряжения вещью. -Иск о признании права собственности на имущество. Часто, прежде чем предъявить виндикационный или негаторный иск нужно предъявить иск о признании права собственности за конкретным субъектом. 2.Обязательственно-правовые. Возникают из договоров или из обязательств по причинению вреда, из неосновательного приобретения чужого имущества. 3.Те, которые не относятся к первым двум, вытекают из иных институтов. Способы защиты прав собственности на основании указанных в законе (при национализации, реквизиции, возмездном изъятии земельных участков).

Вопрос 1.Понятие, предмет и система дисциплины «Правоведение».

Правоведение или юриспруденция – система общественных наук, которые изучают явления государственно-правовой действительности. Предмет – общественные отношения, урегулированные при помощи права. Прав-е как система юрид. наук включ. в себя: 1)истор.-теоретич. юрид. науки. Эти науки изучают наиболее общие закономерности, процесс развития и познания гос.-правовых явлений. К ним относ-ся: теория гос-ва и права, история гос-ва и права, история полит. и правовых учений; 2) отраслевые юрид. науки, кот. явл-ся основным блоком юрид. дисцип-ны и изучают юрид. учреждения и предписания. К ним относ-ся констититуц., гражданск., семейн., труд., администрат., финанс., экологич., уголовн., гражд. процессуальное, уголовн. процессуальн., уголовн. исполнительное; 3) межотраслевые юрид. науки: право соц. обеспеч-я криминология, прокурорский надзор, муниципальн. право, органы правосудия; 4) прикладн. специальн. юрид. науки- науки, кот. используют достиж-я естествен. и технич. наук д/ реш-я юрид. вопросов. К ним относ-ся криминалистика, суд. медицина, суд. психиатрия, юрид. психология, правов. статистика, правов. информ-ка; 5)науки, изуч-щие зарубежное гос-во и право: римское право, конституц. право заруб. стран, европейское право; 6) международное право-юрид. дисцип-на, изуч-щая правовые установл-я, склад-ся на основе междунар. отнош-ий. Части:публичное и междунар. частное право. Публичн. право регулир. взаимоотнош-я между гос-вами и междунар. организац-ми. Междунар. частное право регулир. отношения между физич. и юрид. лицами или личные неимущ. отнош-я.


Вопрос 2.Понятие и сущность государства. Признаки государства.

Государство можно определить как особую организацию публичной, политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающую специальным аппаратом принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию.

Гос-во можно рассматривать в 2-х смыслах: 1)как некоторую организацию или аппарат д/провед-я в жизни важных предписаний;2) как деятельность внутри этого аппарата. Признаки гос-ва: 1)суверенитет;2)легитимность власти;3)территория;4)аппарат принужд-я в лице правоохранит.органов.


Вопрос 3. Теории происхождения государства и права.

1)теологическая (божественная) - наиболее ранняя теория, возникшая из первоначальных религиозно-мифологических представлений о происхождении мира; 2) патриархальная - видит в государстве разросшуюся семью, также опекающую своих подданных, как отец- своих детей; 3)договорная – люди объединялись в государство на определенных условиях, оговоренных в заключенном ими добровольно и по взаимному согласию общественном договоре; 4)насилия- государство есть результат насилия, вражды, завоевания одних племен другими, насилие превращается в первооснову государства и права; 5)психологическая – утверждение психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия ; 6)расовая - положения о решающем влиянии расовых различий на истории, культуру, государственный и общественный строй,о делении людей на высшую и низшую расы; 7)органическая - государство как некое подобие человеческого организма; 8)материалистическая (классовая) теории - государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами



Вопрос 4.Понятие и классификация функций государства.

Функции гос-ва – основные направления деятельности гос-ва. По предмету они делятся на внутр.: политич(охрана существго обществен. и гос. строя), экономич(обеспеч-е условий функционир-я данного способа произ-ва), идеологич(идеологически обоснование данного общест и гос. строя, политики гос-ва и т.д.), социальн(обеспеч-е мах. социальной справедливости в общ-ве путем перераспред-я нац богатства в пользу соц. незащищ. слоев населения), экологич(борьба с загрязнением окр среды, являющимся следствием современного эконом развития пром-ти) и внешн(сводятся к развитию отношений эконом, научно-технического и культурн сотрудничества с др государствами, а также защите страны от нападений извне): экономич., культурн., защита страны от внешних врагов.


5. Формы государства и государственного правления.

Формы гос-ва – это организация, устройство и осуществление гос. власти в стране.

Понятие форм гос-ва включает в себя 3 элемента: 1.Форма правления. 2.Форма гос. Устройства. 3.Гос. (полит.) режим. Формы правления – способ организации гос. власти в стране. Монархия – ФП, где источником власти является монарх и власть передается по наследству. Абсолютная монархия, Дуалистическая монархия, Парламентская монархия. Республика – ФП, где источником и носителем власти явл. народ и все высшие органы власти – выборные.Президентская респ-ка,Парламентская респ-ка,Смешанная респ-ка.


6.Понятие, сущность и признаки права

Право – система норм поведения людей в обществе. Право включает субъективные права и обязанности и юр. санкции. Нормы права: 1)принимаются гос-вом; 2)формально определены(в письм. док-тах); 3)всегда обеспечиваются принудительно. Признаки права: 1.Нормы устанавливаются и охраняются только гос-вом. 2.Нормы носят обязат. хар-ер 3.Выражаются в письм. предписаниях 4.Всегдаконкретны и однозначны.


7.Роль права в системе регуляторов обществ. отн-ий.

В цивилиз. странах право призвано охранять и защищать интересы личности, согласовывать потребности различных соц. слоев в гос-ве, регулировать споры и конфликты между людьми. Право – инструмент регулирования эк. отн-ий. Действующим законодательством 1.устанавливается и гарантируется равноправие разл. форм собственности. 2.устанавливаются права и обязанности уч-ков товарооборота 3.происходит ценообразование 4.осущ. защита прав потребителей

Право заботится о социально-незащищенных слоях населения.


8.Принципы и функции права.

Функции права – основные направления воздействия права на общ. отн-ия.

1.Регулятивная (направлена на упорядочение общ. отн-ий) 2.Охранительная (направлена на борьбу с неправомерным поведением) 3.Воспитательная (Заключается в воздействии на волю и сознание людей). Принципы права – осн. идеи, руководящее начало, определяющее содержание и направление правового регулирования.


Принципы права

Межотраслевые

Отраслевые

Действуют в большинстве отраслей права

Характерны для одной отрасли права


9. Понятие и признаки норм права

Нормы права регулируют отношения между людьми. Норма права – это установленное государством и им обеспеченное правило отношения людей друг к другу. 1.Юридические нормы представляют собой правила общего характера. 2.Выражаются в письменной форме в официальных документах.3.Устанавливаются и регулируются государственными органами. 4.Они действуют постоянно и непрерывно. 5.Все юридические нормы действуют на широком кругу лиц. 6.Они все носят двухсторонний характер. Выступают в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция.


10. Структура нормы права

Норма права состоит из трех частей: Гипотеза – условие, при котором норма работает. Диспозиция – правило поведения. Санкция – мера принуждения, применяемая при нарушении предписанной диспозиции. В классическом виде все три встречаются редко. В теории государства и права принято делить нормы на нормы позитивного регулирования и правоохранительные нормы. Нормы позитивного регулирования направлены на регулирование позитивных отношений.

Правоохранительные нормы предусматривают меры государственного принуждения к правонарушениям, т.е. меры юридической ответственности.


11. Понятие и виды нормативных актов.

Нормативный правовой акт – официальный письменный акт, изданный компетентным органом или принятый всеми гражданами в форме референдума, который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты. Виды законов: 1Конституция 2Федеральные конституционные законы. 3Федеральные законы . 4Законы субъектов Федерации. Для РФ характерна кодификация законов. Виды подзаконных актов: 1)Общие – акты и указы президента, акты правительства 2)Ведомственные – приняты министерствами и ведомствами. 3)Местные – приняты органами местного самоуправления. 4)Локальные – приняты внутри организации, т.е. внутренние


12. Действие нормативных актов во времени, пространстве и по кругу. Действие нормативно-правовых актов во времени. Действие нормативно-правовых актов во времени определяется двумя моментами: вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы. Нормативно-правовой акт вступает в силу либо со времени его принятия, либо с того времени, которое указано в самом акте. В большинстве случаев в самом акте указывается момент вступления его в силу: определяется точная календарная дата, с которой данный нормативно-правовой акт начинает действовать. Если в нормативно-правовом акте момент начала его действия не определён, то он вступает в силу по истечении определённого срока после опубликования. Утрата юридической силы происходит вследствие: а) истечения срока, заранее установленного в самом нормативном акте; б) прямой официальной отмены действующего нормативно-правового акта; в) замены одного нормативно-правового акта другим актом, устанавливающим новые правила регулирования той же социальной сферы. Действие нормативно-правовых актов в пространстве. Пределы действия нормативно-правового акта в пространстве определяются территорией, на которую распространяются его предписания. Нормативно-правовой акт может действовать в пространстве на всей территории государства, на какой-то определённой части страны и (в отдельных случаях) за пределами государства. Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц. Нормативно-правовые акты могут иметь общий характер, то есть действовать в отношении всех граждан и юридических лиц, находящихся на соответствующей территории, или адресовываться лишь некоторым из них. Общие, и специальные (касаются конкретного круга лиц)



13. Система права и её основные отрасли.

Система права – это внутреннее строение права. Отрасль-подотрасль-институт-подинститут-норма права. Любая система права имеет свой предмет и метод правового регулирования. Предмет – те или иные обществ. отн-ия. Метод: – способ воздействия права на предмет. 1)метод предписания. 2)метод дозволения. 3)метод запрета. Система права: Частное право и Публичное право

Список отраслей права: Гражданское право, Конституционное право, Муниципальное право, Административное право, Уголовное право, Гражданское процессуальное право, Уголовно-процессуальное право. Не всеми учёными признаются в качестве самостоятельных отраслей: Семейное право, Трудовое право

Земельное право, Хозяйственное право (выделялось в качестве отрасли в советский период; сейчас почти не упоминается в научных работах), Предпринимательское право, Коммерческое право, Таможенное право, Финансовое право, Бюджетное право, Налоговое право, Банковское право, Уголовно-исполнительное право, Арбитражное процессуальное право, Медицинское право и проч.

Международное право можно рассматривать как качественно иную правовую систему, отличную по сравнению с внутригосударственным правом. В нём также выделяются отрасли, в то время как само его считать отраслью права неверно.


15.Понятие и принципы правотворчества.

Правотворчество – это деятельность компетентных государственных органов по формированию нормативных правовых актов.

Принципы правотворчества: законность; демократизм; научность; \профессионализм; гласность;

плановость.


Вопрос 14.Соотношение системы права и системы законодательства.

Их нельзя отождествлять.Система права, складывается объективно в соотв-ии с существующ в кажд конкретн стране видами обществ отнош, система же законодательства явл-ся рез-том его целенаправленного формир-я и упорядочения. Различия между системой права и системой законодательства принято видеть в следующем.1) Исходным эл-том системы права явл-ся правовая норма, а первичн эл-том законодательства - нормативный акт. В этом смысле структура права и структура законодательства соотнос-ся как содержание и форма.2) Право и законодательство различны по объему: закон-во не охватывает всего разнообр-я нормативности, с одной стороны, а с другой - включает в себя кроме формулировок норм и иные эл-ты - технич, колич и т. д.3) Сис-ма зак-ва отражает сис-му права и строится на ее основе. В этом смысле сис-ма права имеет первичный, исходный хар-р, а сис-ма зак-ва - производный. Сис-ма права служит объект-ной основой д/сис-мы зак-ва.

Они соотносятся как часть и целое. их соотнош-е завис-т от того, явл-ся гос-во религ. или светским. Если светское- в системе права нормативные акты расположены в соотв-ии их юрид.силе( междунар.договоров, конституции, фед.констит.зак., фед.зак., зак субъектов фед и т.д.) Если религиозное, то особ. роль занимают обычаи и религ. тексты и доктрины, законы – на посл. месте.



16.Понятие и стадии законотворчества в РФ

Законотворческий процесс - главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов прежде всего характеризует данный процесс в целом. Кроме законов продукцией правотворчества выступают подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры, юридические прецеденты. Законотворчество - сложный, неоднородный процесс, включающий в себя следующие стадии: 1) законодательная инициатива — закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его - право законодателя. Право законодательной инициативы (согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ; 2) обсуждение законопроекта - важная стадия, которая начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до нужного качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение; 3) принятие закона, что достигается с помощью двух механизмов голосования (простым большинством и квалифицированным). Принятие закона - главная стадия, которая в свою очередь распадается на три подстадии: а) принятие закона Государственной Думой (федеральные законы принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, т.е. 50% + 1 голос; федеральные конституционные законы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/ 3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы); б) одобрение закона Советом Федерации (в соответствии с ч. 4 ст. 105 Конституции РФ “федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации”; в соответствии с ч. 2 ст. 108 Конституции РФ “федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации”); в) подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2. ст. 108 Конституции РФ, Президент в течение четырнадцати дней подписывает одобренный закон и обнародует его). 4) опубликование закона (как правило, федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ; неопубликованные законы не применяются)