ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.05.2021
Просмотров: 150
Скачиваний: 1
Министерство образования и науки РФ
Федеральное
государственное бюджетное образовательное
учреждение
высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
Институт туризма и сервиса
Факультет туризма
Кафедра Индустрии досуга и экскурсоведения
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Санкт-Петербург
2014
СОДЕРЖАНИЕ
-
Введение.
-
Этапы выполнения дипломной работы.
-
Подготовительный этап выполнения дипломной работы.
-
Основной этап выполнения дипломной работы.
-
Заключительный этап выполнения дипломной работы.
-
Требования к оформлению дипломной работы.
-
ВВЕДЕНИЕ
Документом, характеризующим результаты обучения студента в высшей школе, является выпускная квалификационная (дипломная) работа, отражающая эрудицию, профессиональные знания, технологические умения и творческие качества личности выпускника.
Выполнение студентом дипломной работы является заключительным этапом его обучения, а её защита – составная часть итоговой государственной аттестации выпускника вуза.
Цель дипломной работы – внести самостоятельный вклад в совершенствование теории, методики и организации социально-культурного сервиса и туризма, дающий право на получение диплома о высшем образовании.
Выполнению дипломной работы предшествует преддипломная практика, предназначенная для сбора, обработки и обобщения эмпирического материала по теме дипломной работы.
Для оказания методической помощи студенту-дипломнику приказом по университету назначается научный руководитель.
Ответственность за содержание выпускной квалификационной работы, за достоверность всех приведенных данных несет студент – автор работы.
-
ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
Этапами выполнения дипломной работы являются:
Подготовительный:
-
определение предприятия, на базе которого проходит преддипломная практика и выполняется дипломная работа;
-
выбор темы;
-
получение задания на дипломную работу;
-
утверждение темы и научного руководителя приказом ректора. Тема должна быть окончательно согласована с научным руководителем до прохождения практики.
Основной:
-
составление списка и изучение нормативной, научной и учебной литературы по теме диплома;
-
определение структуры и плана дипломной работы;
-
написание дипломной работы и её оформление.
Заключительный:
-
получение отзыва научного руководителя;
-
получение рецензии от специалиста предприятия, на базе которого проходила преддипломная практика и выполнялась дипломная работа;
-
представление завершенной дипломной работы на кафедру и получение справки о результатах проверки на антиплагиат и допуска к защите;
-
подготовка устного выступления на защите диплома;
-
защита дипломной работы в Государственной аттестационной комиссии (ГАК).
Дипломная работа выполняется на основе полученного от научного руководителя Задания на дипломную работу и в соответствии с определенным кафедрой и научным руководителем графиком выполнения дипломной работы, в котором намечаются сроки:
-
подготовки списка литературы;
-
разработки окончательного плана работы;
-
работы с ключевыми понятиями темы;
-
сроки работы с текстом;
-
предзащиты;
-
сдачи работы на кафедру.
Несоблюдение графика и отсутствие связи с руководителем ведет к снижению итоговой оценки.
-
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
Тему дипломной работы студенты выбирают самостоятельно на основе примерной тематики, предложенной научными руководителями. Тема должна соответствовать специальности и специализации (направлению и профилю.
При выборе темы дипломной работы студентам необходимо:
-
учитывать степень своей профессиональной подготовки;
-
основываться на собственном практическом опыте;
-
осознавать реальность выполнения намеченной работы, её объем, сроки, доступность источников, наличие экспериментальной базы.
-
Дипломник может выполнить тему по заказу организации (заключить договор на выполнение научно-исследовательской работы).
В конце последнего семестра теоретического обучения студенты должны подать на имя заведующего кафедрой письменное заявление с просьбой утвердить тему и назначить научного руководителя.
Темы утверждаются приказом ректора до преддипломной практики.
-
ОСНОВНОЙ ЭТАП ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
Один из важнейших показателей профессиональной компетентности выпускника – его умение работать с научной литературой по специальности.
Составление библиографии (списка литературы) и изучение литературы целесообразно осуществлять в следующей последовательности:
-
нормативные документы;
-
монографические издания;
-
научные и специальные журналы;
-
Интернет-ресурсы;
-
учебники и учебные пособия.
Студент должен не только продемонстрировать знание основного содержания специальной литературы по теме дипломной работы, но и понимать значимость и специфику научных исследований, имена авторов научных работ, учебников, их конкретный вклад в разработку специальных вопросов.
Список литературы к дипломной работе должен состоять не менее чем из 50 наименований и быть оформленным в соответствии с современными требованиями.
Структура дипломной работы зависит от творческого замысла автора, но, как показала практика, целесообразно разделить ее на введение, две (или три) главы, заключение, список использованной литературы и (при необходимости) приложения.
Общий объем дипломной работы вместе со списком использованной литературы (без приложений) должен составлять не менее 70 страниц компьютерного текста.
План.
Работа над темой начинается с определения плана. План основывается на общей концепции исследования, предполагаемой гипотезе и целях. В дальнейшем план может уточняться в зависимости от полученного в ходе исследования теоретического и фактического материала. В плане должна отразиться система и логика исследования, целостность и продуманность общего замысла.
В плане должны быть отражены основные (главы) и промежуточные (параграфы) части исследования. Необходимо, чтобы все разделы были соразмерны, а их названия адекватны содержанию.
Введение.
Его объем обычно составляет 5-7 страниц. В нем обосновываются актуальность, новизна и практическая значимость избранной темы; определяются цель и задачи, объект, предмет, гипотеза дипломной работы; рассматривается степень научной разработанности проблемы и используемые в работе методы; указывается база, на которой проводилось исследование; представляется структура дипломного сочинения.
Актуальность темы объясняется ее социальной и практической значимостью, недостаточной разработанностью и личным профессиональным интересом исследователя. В избранном материале необходимо выделить основную проблему, которая требует разработки.
Актуальность темы во многом объясняется степенью ее научной разработанности. Часть дипломной работы, в которой студент дает анализ научной литературы по теме исследования (историографический обзор), демонстрирует научный кругозор выпускника, его профессиональную компетентность.
Цель исследования – это конечный результат, который предполагается получить в итоге дипломной работы, а задачи – это поэтапные, относительно самостоятельные результаты, отражающие конкретные уровни исследования. Целесообразно предусмотреть три группы задач:
-
теоретические, например: исследовать, изучить, определить, выявить, классифицировать, систематизировать, раскрыть, определить и т.п.;
-
аналитические, позволяющие выявить «измеряемые» показатели исследуемого материала: например, проанализировать степень ресурсного обеспечения, полноту использования возможностей, характер запросов потребителей, эффективность деятельности и т.д.;
-
практические, обязывающие выработать конкретные пути решения проблемы: например, дать адресные рекомендации, направленные на совершенствование деятельности, расширение спектра услуг, способы продвижения сервисного продукта и др.
Совокупность задач должна обеспечивать достижение поставленной цели.
Объект исследования – это то, что стало материалом исследования (различные структуры социально-культурного сервиса, туризма, гостиничной индустрии и их деятельность).
В границах объекта находится предмет исследования.
Предмет исследования – это тот аспект материала, который является проблемным для исследователя. Предмет исследования выявляет проблему исследования, определяет тему дипломной работы, ее цели и задачи.
Гипотеза исследования – это предположение о том, что произойдет с объектом и предметом исследования при изменении существующих условий; предположение, которое небесспорно и которое автор в ходе исследования намеревается доказать.
Например: Объект исследования – сфера физкультурно-оздоровительного сервиса. Предмет исследования – маркетинговые технологии продвижения физкультурно-оздоровительных услуг на рынок. Гипотеза исследования – стратегия продвижения вновь проектируемой физкультурно-оздоровительной услуги имеет особенности, определяемые спецификой самого продукта; использование предлагаемых технологий будет способствовать повышению конкурентоспособности предприятия. |
Цели, задачи и гипотеза определяют методы исследования.
Методы исследования – это способы, которыми достигается определенная цель.
Методы теоретического исследования: теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, сравнение, аналогия, классификация, систематизация, типология и т.д.
Методы эмпирического (опытного) исследования: контент-анализ, наблюдение, анкетирование, интервью, беседы, экспертная оценка, эксперимент, тестирование и т.д.
База исследования – конкретная организация, в которой осуществлялась опытно-экспериментальная работа, проходила практика.
Научная новизна дипломной работы может заключаться в обогащении теоретических и исторических знаний о выбранной сфере новыми фактами, статистическими данными, инновационными продуктами (экскурсия, маршрут, технология, сценарий и пр.).
Практическая значимость исследования определяется степенью готовности предлагаемого проекта к реализации.
Глава 1.
Первая глава – теоретическая. В первой главе дипломной работы дипломник должен изложить теоретические аспекты темы и обосновать собственную позицию. Обращение в тексте дипломной работы к источникам информации обязательно должно сопровождаться ссылками. В первой главе внимание должно быть сосредоточено на теоретической изученности предмета исследования, его проблемного аспекта и на обосновании выбора темы.
Глава 2.
Вторая глава, как правило, – аналитическая. Она содержит результаты исследований современного состояния изучаемой социально-культурной деятельности. В аналитической части целесообразно исследовать внешнюю и внутреннюю среду анализируемого предприятия.
Анализ внешней среды должен содержать:
-
количественные и качественные характеристики предприятия, органов управления, финансовых институтов, конкурентов, поставщиков, общественных организаций, географических соседей и т.д.;
-
изучение рынка предложения аналогичных услуг (Санкт-Петербург или другой регион; зарубежный опыт, временная динамика).
Анализ внутренней среды должен содержать исследование основных организационно-экономических характеристик базового предприятия, на материалах которого выполняется дипломная работа:
-
название и организационно-правовая форма, основные и дополнительные виды деятельности, технический уровень оснащенности и др.;
-
организационная структура управления, функциональные связи и зависимости между подразделениями; структура затрат на производство предоставляемых услуг и др.
Аналитическая часть заканчивается выявлением основных проблем деятельности организации и определением мероприятий по совершенствованию тех аспектов деятельности, которые этого требуют, постановкой задач по созданию основной или дополнительной услуги, расширяющей и обогащающей сферу деятельность исследуемой организации.
Глава 3.
Последняя глава является буквально итоговой частью дипломной работы. В ней выпускник представляет авторский проект, который он теоретически обосновал в первой главе и аналитически – во второй.
Создание проекта в сфере социально-культурного деятельности, индустрии досуга, туризма, охраны объектов культурного и природного наследия и др. предполагает разработку конкретных мероприятий по следующим направлениям:
-
совершенствование социально-культурной сферы: социально-культурный проект театрализованного события (праздничного, концертного, театрального, игрового и др.); социально-культурный проект создания досугового центра, гостиничного предприятия, ресторана, фитнес–клуба и др.;
-
расширение сервисной деятельности существующей организации: создание и внедрение нового туристского продукта; выявление и реализация социокультурного или туристского потенциала определенной территории; определение актуальных направлений туроператорской деятельности; развитие новых видов туризма; инновации в продвижении услуг или рекламного продукта; создание дополнительного структурного подразделения, новой или дополнительной услуги в гостинице и др.;
-
совершенствование основных направлений деятельности организации: совершенствование процессов труда, работы с персоналом, управления предприятием социально-культурного сервиса и туризма и др.
Социокультурное проектирование представляет собой технологическую систему, включающую
-
определение проблем, требующих решения;
-
постановку целей проектирования;
-
прогноз возможных результатов;
-
ревизию ресурсов;
-
разработку конкретных акций в рамках проекта;
-
проработку их организационного, финансового, методического обеспечения.
Примерная структура проекта:
-
Обоснование концепции (идеи, миссии) и актуальности проекта.
-
Краткая характеристика проблем проекта, его стратегической цели.
-
Формулирование проектной гипотезы (основного содержания проекта).
-
Правовая база проекта.
-
Время и место осуществления проекта.
-
Финансовая обеспеченность проекта.
-
Организационно-управленческая система реализации проекта.
-
Кадровые ресурсы проекта (субъект-объектная база).