Файл: МетодРекомДиплРабота_2015.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.05.2021

Просмотров: 150

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

19


Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования

«Санкт-Петербургский государственный экономический университет»

Институт туризма и сервиса

Факультет туризма

Кафедра Индустрии досуга и экскурсоведения










МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ













Санкт-Петербург

2014

СОДЕРЖАНИЕ
  1. Введение.

  2. Этапы выполнения дипломной работы.

  3. Подготовительный этап выполнения дипломной работы.

  4. Основной этап выполнения дипломной работы.

  5. Заключительный этап выполнения дипломной работы.

  6. Требования к оформлению дипломной работы.


  1. ВВЕДЕНИЕ


Документом, характеризующим ре­зультаты обучения студента в высшей школе, является выпускная квалификационная (дипломная) работа, отражающая эрудицию, профессиональные знания, технологические умения и творческие качества личности выпускника.

Выполнение студентом дипломной работы является заключительным этапом его обучения, а её защита – составная часть итоговой государственной аттестации выпускника вуза.

Цель дипломной работы – внести самостоятельный вклад в совер­шенствование теории, методики и организации социально-культурного сервиса и туризма, дающий право на получение диплома о высшем образовании.

Выполнению дипломной работы предшествует преддипломная практика, предназначенная для сбора, обработки и обобщения эмпирического материала по теме дипломной работы.

Для оказания методической помощи студенту-дипломнику приказом по университету назначается научный руководитель.

Ответственность за содержание выпускной квалифика­ционной работы, за достоверность всех приведенных данных несет студент – автор работы.


  1. ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ


Этапами выполнения дипломной работы являются:

Подготовительный:

  • определение предприятия, на базе которого проходит преддипломная практика и выполняется дипломная работа;

  • выбор темы;

  • получение задания на дипломную работу;

  • утверждение темы и научного руководителя приказом ректора. Тема должна быть окончательно согласована с научным руководителем до прохождения практики.

Основной:

  • составление списка и изучение нормативной, научной и учебной литературы по теме диплома;

  • определение структуры и плана дипломной работы;

  • написание дипломной работы и её оформление.

Заключительный:

  • получение отзыва научного руководителя;

  • получение рецензии от специалиста предприятия, на базе которого проходила преддипломная практика и выполнялась дипломная работа;

  • представление завершенной дипломной работы на кафедру и получение справки о результатах проверки на антиплагиат и допуска к защите;

  • подготовка устного выступления на защите диплома;

  • защита дипломной работы в Государственной аттестационной комиссии (ГАК).


Дипломная работа выполняется на основе полученного от научного руководителя Задания на дипломную работу и в соответствии с определенным кафедрой и научным руководителем графиком выполнения дипломной работы, в котором намечаются сроки:

  • подготовки списка литературы;

  • разработки окончательного плана работы;

  • работы с ключевыми понятиями темы;

  • сроки работы с текстом;

  • предзащиты;

  • сдачи работы на кафедру.

Несоблюдение графика и отсутствие связи с руководителем ведет к снижению итоговой оценки.


  1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ


Тему дипломной работы студенты выбирают самостоятельно на основе примерной тематики, предложенной научными руководителями. Тема должна соответствовать специальности и специализации (направлению и профилю.

При выборе темы дипломной работы студентам необходимо:

  • учитывать сте­пень своей профессиональной подготовки;

  • основываться на собственном практическом опыте;

  • осознавать реальность вы­полнения намеченной работы, её объем, сроки, доступность источников, наличие экспериментальной базы.

  • Дипломник может выполнить тему по заказу организации (заключить договор на выполнение научно-исследовательской работы).

В конце последнего семестра теоретического обучения студенты должны подать на имя заведующего кафедрой письменное заявление с просьбой утвердить тему и назначить научного руководителя.

Темы утверждаются приказом ректора до преддипломной практики.


  1. ОСНОВНОЙ ЭТАП ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ


Один из важнейших показателей профессиональной компетентности выпускника – его умение работать с научной литературой по специальности.

Составление библиографии (списка литературы) и изучение литературы целесообразно осуществлять в следующей последовательности:

  • нормативные документы;

  • монографические издания;

  • научные и специальные журналы;

  • Интернет-ресурсы;

  • учебники и учебные пособия.

Студент должен не только продемонстрировать знание основного содержания специальной литературы по теме дипломной работы, но и понимать значимость и специфику научных исследований, имена авторов научных работ, учебников, их конкретный вклад в разработку специальных вопросов.

Список литературы к дипломной работе должен состоять не менее чем из 50 наименований и быть оформленным в соответствии с современными требованиями.

Структура дипломной работы зависит от творческого замысла автора, но, как показала практика, целесообразно разделить ее на введение, две (или три) главы, заключение, список использованной литературы и (при необходимости) приложения.

Общий объем дипломной работы вместе со списком использованной литературы (без приложений) должен составлять не менее 70 страниц компьютерного текста.


План.

Работа над темой начинается с определения плана. План основывается на общей концепции исследования, предполагаемой гипотезе и целях. В дальнейшем план может уточняться в зависимости от полученного в ходе исследования теоретического и фактического материала. В плане должна отразиться система и логика исследования, целостность и продуманность общего замысла.

В плане должны быть отражены основные (главы) и промежуточные (параграфы) части исследования. Необходимо, чтобы все разделы были соразмерны, а их названия адекватны содержанию.

Введение.

Его объем обычно составляет 5-7 страниц. В нем обосновываются актуальность, новизна и практическая значимость избранной темы; определяются цель и задачи, объект, предмет, гипотеза дипломной работы; рассматривается степень научной разработанности проблемы и используемые в работе методы; указывается база, на которой проводилось исследование; представляется структура дипломного сочинения.

Актуальность темы объясняется ее социальной и практической значимостью, недостаточной разработанностью и личным профессиональным интересом исследователя. В избранном материале необходимо выделить основную проблему, которая требует разработки.

Актуальность темы во многом объясняется степенью ее научной разработанности. Часть дипломной работы, в которой студент дает анализ научной литературы по теме исследования (историографический обзор), демонстрирует научный круго­зор выпускника, его профессиональную компетентность.

Цель исследованияэто конечный результат, который предполагает­ся получить в итоге дипломной работы, а задачи – это поэтапные, относительно самостоятельные результаты, отражающие конкретные уровни исследования. Целесообразно предусмотреть три группы задач:

  • теоре­тические, например: исследовать, изучить, определить, выявить, классифицировать, систематизировать, раскрыть, определить и т.п.;

  • аналитические, позволяющие выявить «измеряемые» показатели исследуемого материала: например, проанализировать степень ресурсного обеспечения, полноту использования возможностей, характер запросов потребителей, эффективность деятельности и т.д.;

  • практические, обязывающие выработать конкретные пути решения проблемы: например, дать адресные рекомендации, направленные на совершенствование деятельности, расширение спектра услуг, способы продвижения сервисного продукта и др.

Со­вокупность задач должна обеспечивать достижение поставленной цели.

Объект исследованияэто то, что стало материалом исследования (различные структуры социально-культурного сервиса, туризма, гостиничной индустрии и их деятельность).

В границах объекта находится предмет исследования.

Предмет исследования – это тот аспект материала, который является проблемным для исследователя. Предмет исследования выявляет проблему исследования, определяет тему дипломной работы, ее цели и задачи.


Гипотеза исследования – это предположение о том, что произойдет с объектом и предметом исследования при изменении существующих условий; предположение, которое небесспорно и которое автор в ходе исследования намеревается доказать.

Например:

Объект исследования – сфера физкультурно-оздоровительного сервиса.

Предмет исследования – маркетинговые технологии продвижения физкультурно-оздоровительных услуг на рынок.

Гипотеза исследования – стратегия продвижения вновь проектируемой физкультурно-оздоровительной услуги имеет особенности, определяемые спецификой самого продукта; использование предлагаемых технологий будет способствовать повышению конкурентоспособности предприятия.


Цели, задачи и гипотеза определяют методы исследования.

Методы исследования – это способы, которыми достигается определенная цель.

Методы теоретического исследования: теоретический анализ и син­тез, абстрагирование и конкретизация, сравнение, аналогия, классификация, систематизация, типология и т.д.

Методы эмпирического (опытного) исследования: контент-анализ, наблюдение, анкетирование, интервью, беседы, экспертная оценка, эксперимент, тестирование и т.д.

База исследования – конкретная организация, в которой осуществлялась опытно-экспериментальная работа, проходила практика.

Научная новизна дипломной работы может заключаться в обогащении теоретических и исторических знаний о выбранной сфере новыми фактами, статистическими данными, инновационными продуктами (экскурсия, маршрут, технология, сценарий и пр.).

Практическая значимость исследования определяется степенью готовности предлагаемого проекта к реализации.

Глава 1.

Первая глава – теоретическая. В первой главе дипломной работы дипломник должен изложить теоретические аспекты темы и обосновать собственную позицию. Обращение в тексте дипломной работы к источникам информации обязательно должно сопровождаться ссылками. В первой главе внимание должно быть сосредоточено на теоретической изученности предмета исследования, его проблемного аспекта и на обосновании выбора темы.

Глава 2.

Вторая глава, как правило, – аналитическая. Она содержит результаты исследований современного состояния изучаемой социально-культурной деятельности. В аналитической части целесообразно исследовать внешнюю и внутреннюю среду анализируемого предприятия.

Анализ внешней среды должен содержать:

  • количественные и качественные характеристики предприятия, органов управления, финансовых институтов, конкурентов, поставщиков, общественных организаций, географических соседей и т.д.;

  • изучение рынка предложения аналогичных услуг (Санкт-Петербург или другой регион; зарубежный опыт, временная динамика).


Анализ внутренней среды должен содержать исследование основных организационно-экономических характеристик базового предприятия, на материалах которого выполняется дипломная работа:

  • название и организационно-правовая форма, основные и дополнительные виды деятельности, технический уровень оснащенности и др.;

  • организационная структура управления, функциональные связи и зависимости между подразделениями; структура затрат на производство предоставляемых услуг и др.

Аналитическая часть заканчивается выявлением основных проблем деятельности организации и определением мероприятий по совершенствованию тех аспектов деятельности, которые этого требуют, постановкой задач по созданию основной или дополнительной услуги, расширяющей и обогащающей сферу деятельность исследуемой организации.

Глава 3.

Последняя глава является буквально итоговой частью дипломной работы. В ней выпускник представляет авторский проект, который он теоретически обосновал в первой главе и аналитически – во второй.

Создание проекта в сфере социально-культурного деятельности, индустрии досуга, туризма, охраны объектов культурного и природного наследия и др. предполагает разработку конкретных мероприятий по следующим направлениям:

  • совершенствование социально-культурной сферы: социально-культурный проект театрализованного события (праздничного, концертного, театрального, игрового и др.); социально-культурный проект создания досугового центра, гостиничного предприятия, ресторана, фитнес–клуба и др.;

  • расширение сервисной деятельности существующей организации: создание и внедрение нового туристского продукта; выявление и реализация социокультурного или туристского потенциала определенной территории; определение актуальных направлений туроператорской деятельности; развитие новых видов туризма; инновации в продвижении услуг или рекламного продукта; создание дополнительного структурного подразделения, новой или дополнительной услуги в гостинице и др.;

  • совершенствование основных направлений деятельности организации: совершенствование процессов труда, работы с персоналом, управления предприятием социально-культурного сервиса и туризма и др.

Социокультурное проектирование представляет собой технологическую систему, включающую

  • определение проблем, требующих решения;

  • постановку целей проектирования;

  • прогноз возможных результатов;

  • ревизию ресурсов;

  • разработку конкретных акций в рамках проекта;

  • проработку их организационного, финансового, методического обеспечения.

Примерная структура проекта:

  1. Обоснование концепции (идеи, миссии) и актуальности проекта.

  2. Краткая характеристика проблем проекта, его стратегической цели.

  3. Формулирование проектной гипотезы (основного содержания проекта).

  4. Правовая база проекта.

  5. Время и место осуществления проекта.

  6. Финансовая обеспеченность проекта.

  7. Организационно-управленческая система реализации проекта.

  8. Кадровые ресурсы проекта (субъект-объектная база).