ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 184
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
* независимость пространства и времени от наполняющей их материи и друг от друга:
* трехмерность пространства и одномерность времени;
* однонаправленность и необратимость времени (от прошлого, через настоящее к будущему);
* изотропность (однородность) пространства и времени во всех точках Вселенной и для всех типов материальных объектов;
* бесконечность и безграничность пространства и времени (Ньютон, однако ограничивал время начальным моментом, когда Бог, создав Вселенную, запустил “мировые часы” абсолютного времени).
32. Диалектика как философский метод и как учение о развитии.
Диалектика– это философское учение о всеобщих связях бытия, о движении и развитии всего сущего.Кроме того, она является и способом (методом) философского мышления, с помощью которого окружающий человека мир воспринимается как единое, противоречивое и динамическое целое.
Диалектическая традиция является древней в философии. Она представлена во многих школах и учениях в виде различных исторических форм диалектики.
В Античности существовала наивная, стихийная диалектика, которая была результатом простого созерцания окружающего мира. Платон и Аристотель пытались понять природу и источники развития мира. Сократ пытался исследовать движение человеческого познания. Но основателем диалектической традиции считается Гераклит, который считал, что природа представляет непрерывный поток изменений, а мир есть процесс.
Диалектическая мысль существовала в средние века, но развивалась в основном как искусство спора. В Новое время диалектика развивалась под воздействием открытий, сделанных в естествознании. Но в силу господства в науке механики и математики в ХVII–ХVIII вв.преобладало метафизическое мышление. Правда, в ХVIII в. Ж. Кондорсеи Ф. Вольтером была выдвинута идея прогресса мировой истории.
Впервые в истории философии целостное диалектическое учение было разработано в немецкой классической философии. Это была вторая историческая форма диалектики – идеалистическая диалектика. Основная заслуга в разработке диалектики как системы принципов, законов и категорий принадлежит Г. Гегелю.
В ХIХ в. естествознание перешло к изучению связей и процессов, существующих между предметами и явлениями, что потребовало соответствующего философского метода. Благодаря творчеству Ф. Энгельса, К. Маркса, В. И. Ленина сформировалась третья историческая форма диалектики –
материалистическая диалектика.
Диалектика представляет собой сложную систему принципов, законов и категорий. Основными принципами (исходными положениями) диалектики являются принцип развитияипринцип взаимосвязи. Всоответствии с этими принципами в диалектике утверждается следующее:
любые явления и предметы в мире подвержены качественным изменениям (развитию);
·все в мире взаимосвязано, что подчеркивает вся история развития мира, данные естественных и общественных наук.
В систему диалектики входят и ее основные законы:
1. Закон единства и борьбы противоположностей.
2. Закон перехода количественных изменений в качественные.
3. Закон отрицания отрицания.
33. Понятие, свойства и структура сознания. Функции сознания.
Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека его внутренней модели, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
Сознание любого индивида уникально, непроизвольно и зависит в первую очередь от внешних независимых от него самого факторов, прежде всего, от социума, его особенностей, форм межличностных отношений, уровня развития общества в целом.
Сознание обладает следующими эмпирическими характеристиками:
1) пространственной характеристикой, подразумевающей осознанный анализ доступной для сознания части окружающей действительности;
2) временной характеристикой – с одной стороны, сознание ограничено сроком существования физической оболочки человека, с другой – находится вне времени, поскольку имеет возможность и способность воспринимать и транслировать опыт предыдущих поколений и свой собственный опыт;
3) информационной характеристикой, отражающей способность сознания воспринимать, анализировать, обрабатывать и использовать поток информации;
4) энергетической характеристикой, предполагающей способность сознания продуцировать, концентрировать и трансформировать энергию человека в активное освоение окружающей среды и самосовершенствование.
Мысленное представление и воображение действительности – важная психологическая характеристика сознания, тесно связанная с волей человека. Воображение (представление несуществующей или отсутствующей в данный момент действительности) также есть одна из важнейших психологических характеристик сознания.
Сознание характеризуется специфическими свойствами:
1) осмысленностью представляемого, т.е. его словесно-понятийная означенность, наделенность смыслом;
2) отражение основных, главных характеристик предметов, способность познавать общее и частное в действительности;
3) способность к коммуникации, передаче информации другим людям, обмен мнениями;
4) социальным характером и направленностью сознания;
5) наличием интеллектуальных схем, определенной умственной структуры, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе, при этом сознание существует в образной форме;
6) подотчетностью, регуляцией, контролем;
7) способностью к рефлексии и внутреннему диалогу.
А. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: 1) биодинамические свойства движений, опыт действий; 2) чувственные образы.
Б. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя: 1) значение; 2) смысл.
34. Основные подходы к проблеме происхождения и сущности сознания. Идеальная природа сознания.
В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что:
• сознание существует;
• оно имеет особую, идеальную природу (сущность) — данное положение признают и материалисты, однако при этом считают, что идеальное сознание тем не менее производив от материи.
В целом в философии существует несколько подходов к проблеме сознания: физикализм, солипсизм, объективный идеализм, умеренный материализм.
САМОСОЗНАНИЕ- осознание и оценка человеком самого себя как личности — своего нравственного облика и интересов, ценностей, мотивов поведения.
Физикализм — крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук.
Данная точка зрения основана на множестве естественно-научных достижений, и, в частности, на следующих фактах:
• головной мозг человека действительно является сложнейшим «механизмом» природы, высшим уровнем организации материи;
• сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг — биологический орган;
• человечество получило возможность создавать искусственный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) — материальный объект;
35. Проблема познания в философии: основные вопросы и подходы к их решению. 36. Виды, уровни и формы познания.
Формы познания:обыденно-практическая, мифологическая, религиозная, художественная, философская и научная.
Основные теоретические подходы к познаваемости мира:
1) познавательный оптимизм, основанный на вере в достижимость соответствия знаний действительности (большинство философов от Платона до Маркса);
2) агностицизм (он же «познавательный пессимизм») – мир непознаваем (Юм, Кант и многие философские школы современности);
3) скептицизм ‑ все сомнительно, ко всему надо относиться с недоверием, иронией и самоиронией (Пиррон, Секст-Эмпирик, Ротри).
Основные исторические подходы к решению проблемы познаваемости мира:
1) Древние философы стремились познать мироздание, считая его познаваемым.
2) В Средневековье: познание в рамках веры, источник истины – ниспосланные Господом озарения, но разум иногда признавался надежным (дарованным Богом) средством отыскания и обоснования истин.
3) В новое время познание по преимуществу сводилось к экспериментированию, тщательному сбору и систематизации фактов с целью обнаружения свойств и закономерностей, присущих всем предметам или процессам соответствующего рода (вида, типа). А для объективности (достоверности, точности) познания ‑ достаточно освободиться от индивидуальных и групповых пристрастий.
4) Современная неклассическая гносеология признает познание продуктом взаимодействия объекта и субъекта. Этот продукт исторически изменчив, все истины относительны, а субъективные пристрастия и выдумки неустранимы.
А потому нынешняя гносеология изучает бесконечно разнообразные формы и методы взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта. Где субъектпознания ‑индивид или исследовательская группа (коллектив).Объектом познанияможет быть все, что угодно (вещь, организм, процесс, взаимодействие, система, мышление) – в том числе сами познающие субъекты. Понятие «предмет познания» обычно обозначает нечто более узкое (конкретное), чем «объект познания» - например, «фрагмент объекта». Под «диалектикой субъекта и объекта познания» понимаются их взаимные влияния (взаимопереходы, взаимоотражения).
В структуре познавательного процесса выделяют 3основных уровня:
1) чувственное познание,
2) рациональное познание,
3) интуиция.
37. Научное познание, критерии научности. Уровни, формы и методы научного познания.
Научное познание — это вид познавательной деятельности человека, направленный на выявление сущности предметов и явлений окружающего мира, взаимосвязей между ними, закономерностей их развития. В результате научного познания формируется система объективных и обоснованных знаний о природе, человеке, обществе. Цель научного познания — описание, объяснение и предсказание событий. Предметом научного познания может быть любое явление реального мира — природные процессы, психическая или хозяйственная деятельность человека, законы функционирования и развития общества.