ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 181
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В связи с тем, что философы по-разному решали фундаментальную философскую проблему, можно говорить о двух основных философских парадигмах – философии бытияифилософиинебытия. Первая исходит из того, что бытие изначально, мир в той или иной форме всегда существовал, а потому небытие относительно, производно от бытия по принципу «из ничего не может возникнуть ничего». Вторая – наоборот: признает первичным небытие («все из ничего») и полагает бытие производным или даже иллюзорным.
Универсум, Когда философия говорит об Универсуме, она в первую очередь интересуется тем, что лежит в его основе. Другими словами, в рамках онтологической проблематики первостепенную роль играет субстанциальный подход. Суть его состояла в поиске основания бытия универсума — субстанции (от лат. substantia — сущность, нечто лежащее в основе), под которой понималось то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому.
В дополнение к понятию «субстанция» идут такие категории, как «субстрат», «модус», «атрибут», «акциденция». Атрибут – это свойство предмета, без которого он не может ни существовать, ни мыслиться. Нечто необходимо присущее, непременное. В содержании категории «модус» фиксируется свойство предмета, присущее ему не постоянно, а лишь в некоторых состояниях — в отличие от понятия «атрибут», которое обозначает постоянное свойство. Под субстратом понимается основа конкретного проявления бытия, т.е. модуса. Наконец, акциденция выступает как констатация случайного свойства, которое может быть исключено из рассмотрения без переосмысливания сущности рассматриваемого предмета.
Материя (лат. materia – вещество) – философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальности) по отношению к сознанию (субъективной реальности).
Развитие философских представлений о материи прошло три этапа.
1) Материя как вещь. Этот этап связан с поиском некоторой конкретной, но всеобщей вещи, составляющей первооснову всех существующих явлений. Вначале это были стихии в виде воды, огня, воздуха, земли (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), затем – атомы (Левкипп, Демокрит). Материя интерпретировалась как «первичный субстрат каждой вещи» (Аристотель).
2) Материя как свойство. В Новое время понятие материи стало обозначать всеобщие атрибуты вещей – наличие у них массы, протяженности, непроницаемости и т. п.
3) Материя как отношение. На третьем этапе (XIX–XX в.) материю стали определять на основе субъект-объектного отношения. В результате материя понимается как философская категория, которая обозначает лишь единственное всеобщее свойство вещей и явлений – их объективную реальность, т.е. свойство существовать вне и независимо от человеческого сознания.
Система(составленное из частей, соединенное) – категория, обозначающая объект как совокупность взаимосвязанных между собой элементов, образующих его единство и целостность. Структура (строение, расположение, порядок) – категория, указывающая на способ связи между элементами, наличие внутренних связей, внутреннее устройство объекта. Элемент (стихия, первоначальное вещество) – понятие, означающее относительно простые части, из которых складывается любое целое.
Основные структурные уровни организации материального бытия. Структурная организация всего сущего означает, что любое материальное явление – система определенных элементов, организованных в единое целое устойчивыми связями. В результате все явления можно сгруппировать в некоторые.
В неживой природе такой ряд выстраивается следующим образом: физический вакуум (как особое состояние материи), элементарные частицы – атомы – молекулы – макротела (в различных агрегатных состояниях – твердые, жидкие, газообразные) – планеты – звезды – галактики – Метагалактика («Мир естествоиспытателя»).
В живой природе:протоплазма(живые молекулы) – клетка – организм (особь) – вид (популяция) – биоценоз – биогеоценоз (эквивалент понятию экосистемы).
В рамках биосферы формируется и специфический тип материальной системы – человеческое общество, в котором выделяют особые подсистемы: семья – классы – нации и др.
Движение как философская категория обозначает свойство изменения, которым обладает любое сущее. Выделяют разные формы движения, исходя из качественной специфики сущего и характера его изменений: например, физическую, химическую, биологическую, социальную, духовную.
В отличие от движения категория развития обозначает закономерные необратимые качественные изменения. Развитие сущего может совершаться в разных направлениях – прогрессивном, регрессивном и нейтральном. Кроме того, оно может осуществляться с помощью разных механизмов: эволюционным и революционным путем.
Понятие пространствообозначает свойство вещей обладать размерами и занимать определенное положение по отношению друг к другу. Понятие время указывает на свойство вещей иметь какую-то длительность – скорость развертывания процессов, их ритм и темп. Из этих определений видно, что категории пространства и времени характеризуют прежде всего реальные параметры сущего.
29. Материя как объективная реальность. Философское и естественно научное определение материи.
Материя (лат. Materia – вещество), «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от нас». Материя как объективная реальность включает в себя не только вещество в четырех его агрегатных состояниях (твердом, жидком, газообразном, плазменном), но и физические поля (электромагнитное, гравитационное, ядерное и т. д.), а также их свойства, отношения, продукты взаимодействия. Входит в нее и антивещество (совокупность античастиц: позитрон, или антиэлектрон, антипротон, антинейтрон), недавно открытое наукой. Антивещество ни в коем случае не антиматерия. Антиматерии вообще быть не может. Дальше «не» (не-материи) отрицание здесь не идет.
Существование любого материального объекта возможно только благодаря взаимодействию образующих его элементов. Так, живые организмы существуют только благодаря определенному взаимодействию составляющих их молекул, клеток и органов. Кроме внутреннего взаимодействия между элементами и частями обществ происходит и взаимодействие объектов с внешним окружением. Они могут включаться в более сложные системы, становиться их элементами. Итак, структурность материи, существование в ней определенного типа материальных систем предполагает взаимодей-ствие как внутреннее, так и внешнее по отношению к каждому выделенному объекту. Взаимодействие приводит к измене-нию его свойств, отношений, состояний. Все эти изменения, рассмотренные в самом общем плане, представляют собой неотъемлемую характеристику бытия материального мира. Под движением материи нужно понимать не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимо-действия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Материя не может существовать вне движения. Любой ее объект существует лишь благодаря тому
, что в нем воспроиз-водятся определенные типы движения. При их уничтожении объект прекращает свое существование, переходит в другие объекты, которые, в свою очередь,
характеризуются определенным набором типов и форм движения. Иначе говоря, дви-жение внутренне присуще материи.
Движущаяся материя существует в двух основных формах – в пространстве и во времени. Понятие пространства служит для выражения свойства протяженности и порядка сосуществования материальных систем и их состояний. Оно объективно, универсально (всеобщая форма) и необходимо. В понятии времени фиксируется длительность и последовательность смены состояний материальных систем. Время объективно, неотвратимо и необратимо.
30. Движение как атрибут материи, его виды. Понятие развития.
Движение как атрибут материи – это любые взаимодействия, а также изменения состояний материальных объектов или их систем, вызванные этими взаимодействиями.
Различают пять основных форм движения:
механическая,
физическая,
химическая,
биологическая
социальная.
В основе этой классификации лежат три принципа: 1) Каждая из форм соотносима с определенным структурным уровнем; 2) Формы движения связаны между собой генетически; 3) Высшие формы движения качественно специфичны и не сводимы к низшим. Различают также два типа движения. Первый тип движения связан с сохранением качественной определенности материального объекта. Воспроизведение одного и того же набора признаков позволяет говорить об определенном предмете. Второй тип движения связан с переходом вещества от одного качества к другому.
Развитие – это процесс необратимых, поступательных изменений объектов в достаточно больших интервалах времени. Развитие может быть связанным с качественным преобразованием конкретного вида бытия, например, процесс образования кристаллов. Другой разновидностью развития является процесс перехода с одного структурного уровня организации бытия на другой. Некоторые мыслители настаивают, что развитие имеет место только в живой природе.
Все предметы, явления, процессы материального мира постоянно взаимодействуют между собой и в ходе этого взаимодействия претерпевают определенные изменения. Каждый из взаимодействующих объектов оставляет определенный «след» в том объекте, на который он воздействует. Данная способность материальных объектов фиксируется в понятии отражения. Отражение всегда есть эффект некоего взаимодействия. Отражение, зависит от уровня структурной организации материи. Важным шагом в эволюции материи является информационное отражение, связанное со способностью материальных объектов использовать следы взаимодействия для активной ориентации в действительности. Выделяют такие виды информационного отражения как раздражимость, чувствительность, возбудимость, психическое отражение или сознание.
31. Пространство и время как атрибуты материи.
Понятия пространства и времени являются дальнейшей конкретизацией философской картины мира, углублением общей концепции материи и движения. Наличие пространственно-временных параметров является неотъемлемым качеством любого объекта действительности. Весь опыт развития науки, а также практический опыт человечества убеждают, что пространство и время - это реальные параметры мироздания, а материя не может существовать и развиваться иначе как в пространстве и во времени. В этом заключается основание признания данных параметров атрибутами (т.е. всеобщими, неотъемлемыми качествами) материи.
Пространство характеризует протяженность и взаиморасположение объектов, их объемы, формы, диапазоны воздействия и взаимодействия. Время характеризует длительность существования объектов, последовательность и темпы изменения их состояний в процессе движения. В истории философии сложились два существенно различных подхода к пониманию пространства и времени: субстанциональный и реляционный.
С точки зрения субстанционального подхода пространство и время рассматриваются как самостоятельные сущности, не связанные друг с другом, существующие наряду с материей и независимо от нее. Основы субстанционального подхода к пониманию пространства и времени были заложены Демокритом, Платоном, Эпикуром и получили свое теоретическое оформление в классической механике И. Ньютона в понятиях абсолютного пространства и времени. Субстанциональный подход в трактовке И. Ньютона исходит из представления об абсолютном пространстве как пустом, однородном, неподвижном вместилище Вселенной, не зависящем от своего наполнения. Абсолютное время по Ньютону - это равномерная, неизменная, ни от чего не зависящая “чистая” длительность. Основными свойствами пространства и времени в их субстанциональном понимании являются:
* объективность этих параметров материи, т.е. принадлежность их самой действительности. Идея объективности пространства и времени противостоит линии субъективного идеализма, согласно которой эти феномены не имеют реального существования, а являются лишь субъективными формами восприятия вещей, чисто психологическими средствами организации впечатлений (И.Кант, Дж.Беркли, Д.Юм, Э. Мах, К. Пирсон и др.);