Файл: Экзаменационные вопросы Философия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 183

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основные черты научного познания

объективность, истинность получаемого знания (непротиворечивость, доказательность, системность);

наличие понятийного аппарата, специальных методов и способов деятельности;

проверяемость результатов познания;4) высокий уровень теоретического обобщения.

Уровни научного познания

В процессе научного познания обычно выделяют два уровня: эмпирический и теоретический.

Эмпирический (опытный, чувственный) уровень научного познания обеспечивает выявление объективных фактов, в которых обнаруживаются скрытые, внутренние связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира. Главная задача познающего субъекта на эмпирическом уровне познания — верное описание явлений и процессов. Научный факт — продукт эмпирического познания. К методам эмпирического научного познания относятся научное наблюдение, эксперимент (лабораторные опыты, производственные испытания).

Теоретический (рациональный) уровень — раскрытие внутренних взаимосвязей между явлениями, закономерностей их развития. На этом уровне происходит обобщение полученных эмпирическим путем сведений и их логическое объяснение: создание научных гипотез, законов и теорий. Основные методы этого уровня познания: анализ, синтез, идеализация, абстрагирование, аналогия, индукция и дедукция.Однако выделение в процессе познания этих двух уровней условно: в практической познавательной деятельности они тесно взаимосвязаны, взаимообусловлены и проникают друг в друга. Научное наблюдение и эксперимент имеют определенную теоретическую нагрузку, а абстрактные понятия и законы опираются на эмпирические данные.

Формы научного познания

Главные формы научного познания: научный факт, эмпирический закон, проблема, гипотеза, теория.

Научный факт — это отражение и интерпретация факта реальности в человеческом сознании. Сам по себе факт как фиксация эмпирического знания (описание объекта без попытки его истолкования, разъяснения) не является научным фактом. Особенность научного факта состоит в том, что он может быть подвергнут верификации — проверке, в ходе которой доказывается его истинность. Эмпирический закон — обобщение эмпирических фактов, выявляющее устойчивую связь между явлениями и процессами.


Проблема — теоретический или практический вопрос, возникающий в ходе познания и требующий ответа. Научная проблема обычно подразумевает наличие противоречивых позиций в объяснении явлений, объектов и процессов.

Гипотеза — научное предположение, объясняющее какое-либо явление и сформулированное на основе ряда фактов. На стадии гипотезы научное объяснение явления носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве и практической проверке. В ходе проверки гипотеза может оказаться истиной либо заблуждением.

Теория — наиболее полная форма научного знания о предмете, которая возникает в результате проверки гипотезы. Теория представляет собой систему обобщенных положений, идей или принципов, которая дает целостное отображение определенного явления действительности.

38. Проблема истины и ее критерии.

Целью познания является истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним по содержанию. Важнейшей чертой истинного знания является его объективность. Содержание истины объективно, оно зависит от содержания объекта, который познается. В то же время истина субъективна по своей форме, потому что разные люди постигают один и тот же предмет по-разному: одни – более глубоко и точно, другие – менее глубоко и точно.

Истина не является чем-то готовым, она представляет собой процесс развития знания, ее содержание подвижно, в нем переплетаются абсолютный и относительный моменты. Абсолютная истина – несомненное, неизменное знание, которое не может быть опровергнуто дальнейшим развитием познания. Под абсолютной истиной в широком смысле слова философы понимают исчерпывающее знание о действительности в целом, которое существует как образец и идеал, к которому стремится познание.

В силу бесконечности и изменчивости мира, и зависимости познания от общественно-исторических условий в каждый данный момент истина выступает как неполное, незавершенное, неокончательное знание об объекте исследования. Такое состояние знания обозначается понятием «относительная истина».

В понимании соотношения абсолютного и относительного моментов в истине существуют две крайности: догматизм как преувеличение абсолютного момента и релятивизм, абсолютизирующий относительность истины. В реальном процессе познания абсолютный и относительный моменты взаимосвязаны. Абсолютная истина как целостный фрагмент знания складывается из относительных, каждый из которых содержит момент абсолютных знаний, входящих в общую кладовую человеческого знания.



Человеческое познание на каждом этапе своего развития содержит в себе наряду с моментом истины и момент заблуждения. Под заблуждением понимается несоответствие знания сущности объекта, обусловленное ограниченностью общественно-исторической практики, либо абсолютизацией отдельных моментов знания. Примерами заблуждений являлись идеи о существовании теплорода, эфира, представление о том, что Солнце вращается вокруг Земли и т.п. От заблуждения следует отличать ложь – преднамеренное искажение истины, которое преследует определенные цели.

Как отличить истину от лжи и заблуждения? В истории философии и науки предлагались различные способы проверки истины - критерии: ясность и отчетливость теории (Р. Декарт); соответствие чувственным данным (Л.Фейербах); общезначимость (эмпириокритицизм); полезность теории (прагматизм); соответствие условному соглашению (конвенционализм). В каждом из названных подходов содержатся ценные идеи, тем не менее, наиболее адекватным в современной философии считается признание решающей роли практики как критерия истины. Практика – это многообразные формы материальной деятельности, направленной на преобразование объективного мира. Реализация знаний на практике, в техническом усовершенствовании, гипотезе, получившей подтверждение в эксперименте, в научном открытии, является его проверкой на истинность.

Современная философия, признавая ценность каждого из подходов к пониманию критериев истинности знаний, подчеркивает при этом специфичность и неуниверсальность каждого из них, в том числе практики, которая, при всей ее значимости, в таких сферах, как логико-математическое знание, различные области гуманитарного знания, в ее предметно-материальных формах не может быть непосредственным критерием истины.

Учитывая сложность, бесконечность, противоречивость процесса познания, конкретность каждой познавательной ситуации, не следует отказываться и от других критериев истины.

39. Понятие как форма мышления: определение, структура и виды.

Понятие – это мысль, в которой обобщены в класс и выделены из некоторого множества предметы по системе признаков, общей только для этих выделенных предметов. Признаки должны быть существенными. Существенным называется признак, определяющий качественную специфику тех или иных предметов и отличающий данный предмет от всех остальных. Например, для понятия «дерево» существенными будут такие признаки, как корень, ствол и крона. Листва будет для этого понятия несущественным признаком, потому что есть ещё и хвойные деревья.


Понятие, как и всякая мысль, выражается словами. В простейшем случае его можно выразить одним словом (например, дерево, студент). Многие понятия могут быть выражены только словосочетаниями, которые называются дескриптивными (описательными) выражениями (например, демократический режим).

Содержание и объём понятия.

Структура понятия включает два элемента: 1) содержание, 2) объём.

Содержание понятия – это система признаков, на основе которой осуществлено обобщение и выделение предметов в понятии. Это качественный параметр понятия.

Объём понятия – это множество предметов, обобщаемых и выделяемых в понятии, т.е. множество предметов, которые характеризуются системой признаков, составляющей содержание понятия. Это количественный параметр понятия.

Связь между содержанием и объёмом понятия выражается в логическом законе обратного отношения между ними, который можно сформулировать так: пусть имеются два понятия, содержание одного из которых меньше содержания другого, тогда объём первого больше объёма второго.

Пример. Содержание понятия «студент» определено признаком «обучаться в высшем учебном заведении». Его объём – класс всех людей, обучающихся в вузах. Увеличим содержание этого понятия (введём новый признак): «обучаться на историко-политологическом факультете». Такое увеличение содержания приводит к появлению понятия с меньшим объёмом, - «студент-политолог», - поскольку теперь рассматриваются те студенты, которые обучаются только на историко-политологическом факультете специальности «государственное муниципальное управление».

Виды понятий.

Так как содержание и объём являются главными логическими характеристиками понятия, то и виды понятий определяются в зависимости от содержания и объёма.

По объёму понятия подразделяются на следующие виды:

- пустые – объём их не содержит ни одного элемента (например, вечный двигатель, круглый квадрат, русалка, женатый холостяк и т.д.);

- единичные – в объёме содержится один элемент (Эйфелева башня, Кама, самая высокая гора на Земле, Михаил Ломоносов и т.д.);

- общие – в объёме содержится более одного элемента (человек, река, число, студент, квадрат и т.д.).


По содержанию можно выделить следующие четыре пары понятий:

- собирательные (их элементами являются совокупности однородных предметов, мыслимые как целое; главная особенность собирательных понятий заключается в том, что в их содержании есть признаки, отсутствующие у отдельных элементов класса; например, Солнечная система, студенческая группа и т.д.) и несобирательные (их элементами являются отдельные предметы; например, планета Солнечной системы, Пермский государственный университет и т.д.);

- конкретные (понятия, в которых обобщены сами предметы, существующие в универсуме рассуждения; например, стол, самолёт, компьютер, кража и т.д.) и абстрактные (понятия, в которых обобщены отдельные стороны, свойства, отношения предметов, существующих в универсуме рассуждения; например, любовь, твёрдость, талант и т.д.);

- положительные (указывают на наличие какого-либо признака у предмета, например, дееспособность и т.п.) и отрицательные (в их содержании отрицается, что предмет обладает соответствующим признаком, например, недееспособность и т.п.);

- относительные (понятия, содержанием которых является наличие или отсутствие отношения выделяемых предметов к некоторым другим предметам; например, мать, жена, сосед, начальник, должник и т.д.) и безотносительные (понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета; например, человек, государство, книга, литература и т.д.).

40. Логические отношения между понятиями.

Так как все предметы находятся во взаимодействии и взаимообусловленности, то и понятия, отражающие данные предметы, также находятся в определенных отношениях. Конкретные виды отношений устанавливаются в зависимости от содержания и объема понятий, которые сравниваются.

Если понятия не имеют общих признаков, далеки друг от друга по свое­му содержанию, то они называются несравнимыми. Например, «симфониче­ская музыка» и «кассационная жалоба», «процессуальные акты предварительного расследования» и «общая тетрадь».

Сравнимыми называются понятия, отражающие некоторые общие суще­ственные признаки предмета или класса однородных предметов. Например, «юрист» и «адвокат», «взятка» и «кража».

В логических отношениях могут находиться только сравнимые понятия. В зависимости от того, как соотносятся их объемы, понятия делятся на две группы: совместимые и несовместимые.