Файл: Информационное общество и информатизация.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Рассматривая информационное взаимодействие образовательного назначения, отметим, что оно осуществляется между обучающимся (обучаемым), обучающим и средством обучения, функционирующим на базе ИКТ, и совершается при наличии обратной связи с каждым из них. При этом активность возможна как со стороны обучающегося, обучающего, так и средства обучения, функционирующего на базе ИКТ, обладающего интерактивностью. В рассматриваемом случае средство обучения, функционирующее на базе ИКТ, обеспечивает также автоматизацию процессов контроля или самоконтроля результатов обучения, тренировки с целью формирования определенных знаний или умений.

Таким образом, с определенными оговорками, средство обучения, функционирующее на базе ИКТ, можно рассматривать в качестве виртуального партнера по образовательному процессу, который выступает в позитиве как источник информации/знания. Тогда важной задачей становится организация информационного взаимодействия с использованием средства ИКТ (виртуального партнера), которое реализует дидактические возможности ИКТ и при определенных методических подходах инициирует информационную деятельность, направленную на позитивные решения проблем самоидентификации индивида и его самопредставления в виртуальном мире5.

Иная ситуация складывается, когда в качестве виртуального партнера при информационном взаимодействии выступает персонаж компьютерной игры, ориентированной, например, на асоциальную информационную деятельность и агрессивное взаимодействие. В этом случае самоидентификация индивида, как правило, будет в негативном проявлении (с точки зрения общих моральных норм и правил), а его самопредставление в виртуальном мире будет дублировать понравившийся персонаж. Это, конечно, не означает, что все современные компьютерные игры ориентированы на асоциальное поведение своих героев. Однако все они основаны на многократном повторении (пусть даже с некоторыми вариациями) действий, определяющих информационное взаимодействие с виртуальным партнером, основу которого составляет цель — удовлетворение своего эго: победить любым способом (возможно, при наличии «нескольких жизней»), управлять виртуальной ситуацией (чаще всего при незрелом интеллектуальном потенциале), унизить противника (для удовлетворения примитивных эмоциональных переживаний), получить приз (пусть виртуальный, но при эмоциональном удовлетворении) и т.д.


Далее рассмотрим осуществление информационной деятельности между индивидами, когда каждый для каждого — виртуальный партнер (например, в локальных и/или глобальной сетях при дистанционном информационном взаимодействии между ними).

В настоящее время возможен достаточно широкий спектр такого взаимодействия: по электронной почте, в чате, на форуме, в телеконференции, во время коллективной сетевой игры, при продуцировании информационного продукта в сетях несколькими разработчиками и пр. Все эти виды современного информационного взаимодействия характеризует одна особенность — индивид может себя представлять в любом удобном ему виде, с любым текстовым, аудио- и видеоименем или образом с присущими данному индивиду реальными или вымышленными особенностями.

В этом случае создание своего образа для любого индивида имеет определенную цель. Это несколько иной способ самопредставления, основанный на мотивации - желании произвести впечатление на партнера (пусть незнакомого, но реально существующего), поразить его не только и даже не столько своими действиями, сколько своим имиджем. В этом случае необходима разработка научно-педагогических подходов к инициации развития таких качеств личности, как самовыражение (в позитивных аспектах) и самоактуализация, которые, несомненно, требуют от индивида определенных эмоционально-волевых усилий.

Выводы. Быть всесторонне развитой личностью всегда престижно и выгодно. Помимо узкой профессиональной деятельности, люди, проявляющие интерес в различных сферах, обладают расширенным взглядом на мир, что позволяет им рассматривать проблемы и возможности под разными «углами».

Список использованных источников

Нормативная литература:

  1. Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ (послед. ред.) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ. 2006. №31 (часть I). Ст. 3448.

Статьи из журналов:

1. Каспаров И.В., Пшениснов Н.В. Проблема противоречий при внедрении информационных технологий в образовательный процесс // Сборник научных трудов по материалам V международной научно-практической конференции. Под общей редакцией А.В. Туголукова. – 2016. – № 8(15). – С. 10-12.

2. Каспаров И.В., Пшениснов Н.В. Педагогические проблемы при вхождении в информационное общество // Сборник научных трудов по материалам V международной научно-практической конференции. Под общей редакцией А.В. Туголукова. – 2016. – №8(15). – С. 13-14.



3. Каспаров И.В., Пшениснов Н.В. Проблемы внедрения информационных технологий при изучении специальных дисциплин в технических вузах // Сборник научных трудов по материалам V международной научно-практической конференции. Под общей редакцией А.В. Туголукова. – 2016. – №8(15). – С. 8-10.

4. Каспаров И.В. Тенденция замещения реальной коммуникации на виртуальную в образовании // Перспективы развития науки и образования III международная научно-практическая конференция. – 2016. – №3(13). – С. 18-20.

1 Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ (послед. ред.) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ. 2006. №31 (часть I). Ст. 3448.

2 Каспаров И.В., Пшениснов Н.В. Проблема противоречий при внедрении информационных технологий в образовательный процесс // Сборник научных трудов по материалам V международной научно-практической конференции. Под общей редакцией А.В. Туголукова. – 2016. – № 8(15). – С. 10-12.

3 Каспаров И.В., Пшениснов Н.В. Педагогические проблемы при вхождении в информационное общество // Сборник научных трудов по материалам V международной научно-практической конференции. Под общей редакцией А.В. Туголукова. – 2016. – №8(15). – С. 13-14.

4 Каспаров И.В., Пшениснов Н.В. Проблемы внедрения информационных технологий при изучении специальных дисциплин в технических вузах // Сборник научных трудов по материалам V международной научно-практической конференции. Под общей редакцией А.В. Туголукова. – 2016. – №8(15). – С. 8-10.

5Каспаров И.В. Тенденция замещения реальной коммуникации на виртуальную в образовании // Перспективы развития науки и образования III международная научно-практическая конференция. – 2016. – №3(13). – С. 18-20.