Файл: Информационное общество и информатизация.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)»
Колледж

Кафедра информационных технологий и безопасности


Сдана на проверку

«»201_г.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

ОП.14«Информационные технологии в профессиональной деятельности»

по теме «Информационное общество и информатизация»
Выполнил:

Студент гр.(№ группы)

Номер зачетной книжки

(Фамилия И.О.)

Казань 2022

Содержание





§1. Понятие информатизации в образовании 3

§2. Предпосылки становления и развития информатизации образования 3

§3. Философско-методологические основания развития информатизации 4

§4. Социально-психологические основания развития информатизации 9



§1. Понятие информатизации в образовании


Развитие современного образования как интегрированной области научного знания о процессах обучения, воспитания и просвещения индивида характеризуется возросшей значимостью связи между основами педагогической науки (в контексте теорий личностно-ориентированного образования, деятельностного и проблемного подходов к обучению и др.) и ее разветвляющимися направлениями, одним из которых является информатизация образования.

Информатизация образования – это относительно новая область педагогической науки, включающая в себя подсистемы обучения, воспитания, просвещения и интегрирующая психолого-педагогические, социальные, физиолого-гигиенические, технико-технологические, научно-практические исследования, которые находятся во взаимосвязях, отношениях между собой и образуют конкретную целостность, обеспечивают сферу образования методологией, теорией и практикой разработки и оптимального использования средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Информатизация образования рассматривается также как процесс интеллектуализации деятельности обучающего и обучаемого (на основе реализации возможностей ИКТ). Этот процесс поддерживает процессы познания закономерностей предметных областей и окружающей среды (социальной, информационной, образовательной, экологической и др.), а также инициирует развитие индивида в соответствии с запросами современного информационного общества.


Следует заметить, что под информационными технологиями понимают процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов1.

§2. Предпосылки становления и развития информатизации образования


Становление и развитие процесса информатизации образования тесно связано с фундаментальными исследованиями целого ряда научных областей – философской, социальной, психолого-педагогической, технико-технологической, физиолого-гигиенической. При этом мы учитываем и тот факт, что быстрота изменений, происходящих в областях, связанных с совершенствованием и развитием ИКТ2, не имеет аналогов в истории развития научно-технического прогресса.

В связи с этим рассмотрим философско-методологические, социально-психологические, педагогические, технико-технологические предпосылки становления и развития информатизации образования (табл. 1).

Впоследствии мы подробно рассмотрим каждую из заявленных предпосылок, адекватно которым представим теоретические обоснования развития информатизации образования как области педагогической науки и практики, которая интенсивно совершенствуется в современных условиях информационного общества периода массовой глобальной коммуникации.

§3. Философско-методологические основания развития информатизации


Рассмотрим понятие «информация» в аспекте «соотнесения содержания высказываний о некотором сущем с самим этим сущим», так как сущность этого понятия давно не соотносится с его первоначальным смыслом (лат. informatio — разъяснение, осведомление). Достаточно обратиться к различным словарям (по кибернетике, социологии, медицине и др.), чтобы убедиться в различной трактовке этого ключевого понятия третьего тысячелетия.

Таблица 1

Предпосылки становления и развития информатизации образования

1.Философско-методологические

2.Социально-психологические

3.Педагогические

4. Технико-технологические

1.1.Изменение статуса

понятия

«информация» в

аспекте рассмотрения

философских

категорий.

1.2.Трансформация

содержательной сути

словосочетания

«образовательное

пространство» в

контексте понятия

философской

категории

«пространство».

1.3.Тенденция замещения реальной

коммуникации на

виртуальную

(распределенную,

сетевую) в

образовании, науке,

культуре.

2.1.Наличие виртуального мира, в котором индивидом осуществляется самоидентификация, самопредставление. 2.2.Осуществление информационной деятельности при наличии виртуального партнера, коммуникация с которым определяет информационное взаимодействие между индивидами и

между индивидом и

интерактивным

источником

информации/знания.

3.1.Трансформация

структуры и содержания

информационного

взаимодействия между

обучающим, обучаемым

(обучающимся) и

интерактивным

источником учебной

информации.

3.2.Изменение структуры

представления учебного

материала, состава и содержания учебно-методического

обеспечения

образовательного процесса

3.3. Развитие

информационно-коммуникационной

предметной среды

3.4.Сравнительные

характеристики

педагогической науки в

условиях

информатизации

образования и

традиционной.

4.1.Динамичное развитие аппаратных и программных средств ЭВМ, возникновение новых компьютерных платформ, используемых в науке и образовании.

4.2.Развитие теоретических основ информатики, информационных и

коммуникационных

технологий как

области научного

знания.



Рассмотрим сущность понятия «информация», абстрагируясь от конкретики той или иной определенной научной области и интерпретаций данного понятия, представленных адекватно их аксиоматике3.

1) Понятие «информация» не определяется через какое-либо определенное родовое понятие (так же как и основные философские категории «материя», «пространство», «время»).

2) Понятие «информация» невозможно определить через основные философские категории «материя», «пространство», «время» (так же как и основные философские категории «материя», «пространство», «время» не определяются одно через другое или другие).

3) Между понятием «информация» и философскими категориями «материя», «пространство», «время» существует определенная взаимосвязь, так же как существует определенная взаимосвязь между философскими категориями «материя», «пространство», «время».

4) Информация может лишь проявляться (существовать) на материальном носителе (например, на магнитном носителе или в памяти человека), так же как и философские категории «время» и «пространство» являются основными формами существования материи.

5) По отношению к информации не имеет места закон сохранения: информацию можно передавать с одного материального носителя на другой, при необходимости, без ее изменения, или убывания, или исчезновения; при этом информацию можно тиражировать в любых, сколь угодно больших объемах без ее изменения, или убывания, или исчезновении. Утерянная информация может быть невосстановима (материальный носитель можно уничтожить, не имея дубликата, а индивид может ее просто «забыть»), т.е. при определенных условиях информация может быть утрачена навсегда и безвозвратно.

Таким образом, понятие «информация» не описывается основными философскими категориями/понятиями и не сводится к этим понятиям, так же как и к производным понятиям (например, «вещество», «энергия»). То есть понятие «информация» является одним из основных понятий объективной реальности, рассмотрение которого на современном этапе развития научно-технического прогресса необходимо осуществлять на более обобщенном уровне. Наш вывод: «информация» — это одна из основных философских категорий!

Не останавливаясь на общеизвестных характеристиках информации (достоверность, полнота, избыточность и т.п.), выявим основные характеристики информации в аспекте рассмотрения возможных форм ее существования (относительно других философских категорий/понятий), а также сообразно ее «проявлению» (в виде данных, знаний или определенной структуры) и «реализации» (в формальном представлении — при формализации информации, в виде продукта — при продуцировании информации).


При этом внимание уделим не самим информационным процессам, которые достаточно хорошо описаны и изучены, а их возникновению, проявлению, протеканию и формам реализации результата информационного процесса в зависимости от изменения одной или нескольких основных характеристик информации.

Сложным видом обработки информации является обработка, при которой меняется структура и содержательный аспект информации (таким видом обработки информации занимаются различные области науки). В этом случае осуществляется обработка информации, результатом которой являются анализ, синтез, аналогия, обобщение, индукция, дедукция, абстрагирование, конкретизация, классификация, типизация и т.п.

Повсеместно осуществляются сложные преобразования информации, значимость которых определяется реализациями информации. Так, формализация информации — это формальное представление информации в виде символической записи и определенной формализованной структуры, адекватно отражающей свойства данной информации и обладающей ее существенными признаками. В рассматриваемом контексте формализация информации осуществляется при изменении структуры информации и самих данных или самого знания. Еще более сложным процессом является формализация знаний — представление знаний в формализованной структуре (обычно средствами математической логики).

К наиболее значимым, с практической точки зрения, преобразованиям информации в плане ее реализации следует отнести продуцирование информации — деятельность по созданию информационного продукта, отличающегося определенными существенными признаками, характеризующими его качество и/или принадлежность к определенной сфере использования. Например, продуцирование информации осуществляется в процессе информационного взаимодействия в локальных и глобальной информационных сетях территориально удаленными разработчиками (виртуальными партнерами). Особо следует подчеркнуть, что возможность создания информационного продукта территориально удаленными разработчиками (без непосредственного контакта между ними) отличает информацию как «сырье» для создания информационного продукта от любого иного материального сырья, на основе которого произведен или создан материальный продукт
4.

Опираясь на вышесказанное, перечислим специфические свойства информации.

1) Информация не расходуется при ее использовании. Это свойство обусловливает возможность неограниченного тиражирования информации.

2) Синергетический эффект информации проявляется в том, что ценность суммы информации о субъекте или объекте (в понимании философских категорий) может превосходить сумму ценностей отдельных ее количеств.

3) Возможность сбора, обработки, преобразования, передачи, накопления информации и на этой основе создания информационного продукта в локальных и/или глобальной информационных сетях в процессе информационного взаимодействия между разработчиками без непосредственного контакта между ними позволяет реализовать интеллектуальный потенциал больших объемов информации (например, сосредоточенных в информационных банках/базах/хранилищах).

4) Многообразие средств описания материальных и нематериальных (абстрактных, воображаемых) форм, объектов, процессов, явлений, сюжетов в смысловых, формализованных и технологических реализациях.

Таким образом, современные исследования целесообразно направить на философское обобщение понятия «информация», которое в настоящее время меняет свой статус, переходя с локального уровня интерпретации отдельными научными/предметными областями на уровень философской категории, рядоположенной основным философским категориям «материя», «пространство», «время».

§4. Социально-психологические основания развития информатизации


Современные средства ИКТ позволяют пользователю увидеть виртуальный — трехмерный и интерактивный мир более многогранным и многоаспектным.

Особенности самоидентификации индивида и его самопредставления в виртуальном мире во многом зависят от информационной деятельности и информационного взаимодействия, осуществляемых всеми субъектами виртуального мира, как реальными, так и виртуальными.

Главной задачей психолого-педагогических исследований по поиску позитивных решений проблем самоидентификации индивида и его самопредставления в виртуальном мире является выявление условий реализации дидактических возможностей ИКТ в процессе осуществления информационной деятельности и информационного взаимодействия как важных для индивида видов жизнедеятельности в современном социуме.

Далее перейдем к рассмотрению понятий «информационная деятельность» и «информационное взаимодействие».

Рассмотрим осуществление информационной деятельности при наличии виртуального партнёра, коммуникация с которым определяет информационное взаимодействие между индивидом и интерактивным источником информации.