Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая образовательная организация
высшего образования
«Воронежский экономико-правовой институт»
(АНОО ВО «ВЭПИ»)
СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ
Общий психологический практикум
Научный отчет
По фильму «Эксперимент»
Выполнила: студент(ка) группы ПС-204-1202 СП
Быкова Ирина Николаевна
Воронеж 2021
Содержание
Введение 3
1. Какое влияние оказывают социальные роли на поведение людей в эксперименте? 4
2.Актуальность проблемы, представленной в фильме 5
3. Три самых запоминающихся персонажа 7
4. Переменные, гипотеза и выборка в данном фильме 8
Заключение 9 Список используемых источников 10
Введение
Фильм “Эксперимент” снят на основе «Стэндфордского эксперимента. Поэтому чтобы понять смысл разберемся, о чем пойдет речь.
Стэндфордский тюремный эксперимент - психологический эксперимент, который был проведён в 1971 году американским психологом Филиппом Зимбардо. Эксперимент представляет собой психологическое исследование реакции человека на ограничение свободы, на условия тюремной жизни и на влияние навязанной социальной роли на поведение.
В ходе тюремного эксперимента участники жили в условной тюрьме, организованной в подвале факультета психологии. Все они были разделены на две группы – «охранников» и «заключённых» и должны были жить в соответствии со своими ролями.
Целью эксперимента являлось психологическое исследование реакции человека на ограничение свободы, на условия тюремной жизни и на влияние навязанной социальной роли на поведение человека.
-
Какое влияние оказывают социальные роли на поведение людей в эксперименте?
По моему мнению, степень влияния социальной роли в большей степени зависит от характера человека, его темперамента, ценностей, и, конечно же, комплексов. Из кинофильма стало понятно, что главным мотиватором участия в подобном эксперименте выступили деньги. Экспериментаторы уже с самого начала кастинга отбирали определенных людей, и все социальные роли были расписаны заранее. Кроме того, в эксперименте участвовали 2 человека, которые чувствовали себя "комфортно", попав в определенную среду. Это бывший заключенный (привыкший подчиняться определенным правилам, он сразу отрекся от своего имени и начал представляться номером), и, на самом деле я не знаю, кем он был в реальной жизни, человек, личность которого одним словом подавили. И, смотря на него, становится жутко от того факта, к чему может привести осознание власти, не контролируемой власти. Сексуальное домогательство, рукоприкладство, унижение все это присутствовало. И так называемый лидер охраны, чувствуя безграничные возможности, получал моральное наслаждение и даже физическое возбуждение.
2.Актуальность проблемы, представленной в фильме
Актуальность данной проблемы заключается в том, что проведенный эксперимент в Стэндфордском университете был необходим для того, чтобы понять, как влияют тюремные условия на личность человека и как можно снизить агрессию в тюрьме. Этой проблеме уделяли много внимания, потому что в наше время достаточно много людей попадает в тюрьму. Многие люди считают, что высокий уровень агрессивности заключенных, зависит от того, что они озлоблены на власть и общество, т.е. агрессивность зависит от них самих. Отсюда и мнение, что жестокость и грубость сотрудников, происходит по вине самих же сотрудников.
В результате, когда происходит бунт заключенных, и сотрудники жестко расправляются с ними-то просто меняют, переводят людей, а тюрьма также остается со своими порядками. К социальной актуальности можно отнести современное положение дел в проблеме исследования. На основе проблемы исследования устанавливается цель, определяются объект и предмет исследования, формулируется гипотеза и подразумевается выполнение некоторых задач.
Экспериментальные задачи:
1. выявить и охарактеризовать сущностные характеристики заключенных и надзирателей;
2. определить условия развития садистских наклонностей у охранников;
3. определить способность к адаптации в тюремных условиях.
В соответствии с этим в психологическом эксперименте различают физическую и социальную среду, оказывающую воздействие на изучение и выявление исследуемого эксперимента. К педагогической актуальности проблемы можно отнести правильно организованный и проведенный, психолого-педагогический эксперимент, который помог бы ответить на многие вопросы. Он начинается с точного определения проблем исследования. Проблемы, выбираемые для эксперимента, должны отвечать следующим критериям: актуальности, новизне и практической значимости. Актуальность этой проблемы – важный аргумент в пользу ее выбора для исследования. Актуальность означает необходимость решения проблемы в данный момент времени, ее своевременность, соответствие потребностям дня.
3.Три самых запоминающихся персонажа в фильме
Тарек- его персонаж действительно управляет ситуацией, на сколько это вообще возможно, благодаря этому и его весьма неплохой актёрской игре мы сочувствуем его герою, вполне до эмпатии. Он интересен, крут (именно крут 'храбрый и отважный' здесь не очень подходят), логичен и да, при всём при этом- он такой же человек, как мы с вами- что очень важно в контексте этого фильма.
Штейнхофф (№ 38) - тоже выделяется среди прочих заключённых. С самого начала его спокойствие и правильность говорят нам о том, что он знает больше, чем другие. Но нет, он, как и другие- никогда не сидел в настоящей тюрьме. Не смотря на то, что фильм снят в Германии, немцами же- он единственный, кто ведёт себя по-немецки (как мы привыкли от них ждать).
Главная звезда фильма, это, конечно же, блестящий Берус. Вот это персонаж! Среднестатистический офис-менеджер (если не ошибаюсь), мелкая сошка, дорвавшийся до власти и, придумывая для себя все более бредовые оправдания, возведший ее в абсолют. Власть не имеет границ, и когда она есть, хочется еще больше – такова уж человеческая природа. «Унизить и подчинить» - вот его девиз
4.Переменные, гипотеза и выборка в данном фильме
В качестве независимой переменной в фильме выступают условия жизни.
В качестве зависимой переменной выступало поведение. На протяжении эксперимента мы видим, как оно меняется у людей, помещенных в различные условия.
В качестве промежуточной переменной выступают (Неадекватное поведение, садистские наклонности, подавление воли человека к сопротивлению, смирение и приспособление к создавшимся обстоятельствам)
В качестве контролируемой переменной выступает цель создать в заключенных чувство тоски, чувство страха, ощущение произвола, что их жизнь полностью контролируется системой, и у них нет никакого личного пространства… Для этого разными способами отнималась их индивидуальность
Гипотеза заключалась в том, чтобы выяснить, смогут ли условия жизни повлиять на психику и характер человека.
Выборка (Группа из 20 добровольцев в случайном порядке была поделена на две группы – 8 надзирателей и 12 заключённых)
Заключение
Фильм наглядно демонстрирует, что в экстремальных ситуациях в зависимости от условий, в которые они помещены, одни люди могут вести себя абсолютно неадекватно, проявляя садистские наклонности, унижая и оскорбляя людей, которые волею судьбы были подчинены им. Также было установлено, что условия жизни влияют на характер людей. Ограничение свободы, систематическое унижение личности (помещение в неприемлемые бытовые условия) влечет за собой подавление воли человека к сопротивлению, смирение и приспособление к создавшимся обстоятельствам. Вместе с этим – предоставление человеку неограниченной власти над другими притупляет его чувства справедливости, доброты, сострадания и показывает его истинную сущность. Такие люди верят в свою безнаказанность, чувствуют свою исключительность и проявляют неоправданную жестокость. Из наблюдения заметно, что пассивные, внушаемые, слабые характером люди легче адаптируются к предлагаемым условиям, чем личности самостоятельные, независимые, инициативные, и творческие. Пассивные люди быстро теряют контроль над ситуацией и смиряются с ней. Экстремальные условия вели к их дезориентации, потере чувства реальности и самоидентификации. При этом выяснилось, что самодостаточные, инициативные личности всячески стремились изменить положение дел, противостояли обстоятельствам и сопротивлялись. Результаты эксперимента использовались для того, чтобы продемонстрировать восприимчивость и покорность людей, когда присутствует оправдывающая идеология, поддержанная обществом и государством. Также их использовали в качестве иллюстрации к теории когнитивного нарушения и влияния власти авторитетов. Основным выводом исследований явился тот факт, что предсказать заранее, на основании каких либо личностных данных как человек будет себя вести в той или иной экстремально благоприятной или неблагоприятной ситуации нельзя, не поставив этого человека в условия данной ситуации.
Список используемых источников
-
Журавлев, А.Л. Социальная психология: Учебное пособие / А.Л. Журавлев, В.А. Соснин, М.А. Красников. - М.: Форум, 2019. - 184 c. -
Шестопал, Е.Б. Политическая психология: Учебник для студентов вузов / Е.Б. Шестопал. - М.: Аспект Пресс, 2017. - 342 c. -
Виноградова, С. М. Психология массовой коммуникации: учебник / С. М. Виноградова, Г. С. Мельник. – Москва: Юрайт, 2014. – 512 с -
Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. - [2-е изд.]. - М.: Смысл, 2001. - 414 с. -
Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2001. - 464 с.: ил. - (Мастера психологии) -
Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие: пер. с фр. - М.: Педагогика, 1991. - 172 с.: ил. - Библиогр.: с. 163-169 -
Крайг Г. Психология развития = Human Development / пер. с англ. Н. Мальгиной и др. - 7-е междунар. изд. - СПб.: Питер, 2001. - 988 с.: ил. - (Мастера психологии)