Файл: Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений, студ пед колл и вузов Р. С. Буре, Л. Ф. Островская. М. Ювента, 2020. 254 с.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Формы общения детей и взрослых

                                Автор: Беляева Александра Валерьевна

Воспитатель МБОУ «Быковская ООШ»

Список литературы:

1. Буре Р.С. Воспитатель и дети: учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений, студ. пед. колл. и вузов/ Р.С.Буре, Л.Ф. Островская. – М.: Ювента, 2020. – 254 с.

2. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / К. Б. Гиппенрейтер. – М.: ACT; Астрель, 2018. – 189 с.

3. Дурова Н.В. Очень важный разговор. – М., 2021. – 210 с.

4. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.Ярославль,2017.–384 с.

5. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей/ А.К. Колеченко. – СПб.: КАРО, 2022. – 385 с.
Г.В. Бороздина определяет общение как «сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека» [2, c. 176].

Осознавая, что для нормального развития ребенку необходимы и взрослые, и сверстники, мы все же будем рассматривать ту сферу, которая в первую очередь делает человека человеком – сферу общения со взрослым (Приложение 1).

В детском возрасте появляются и развиваются четыре формы общения. Сменяя друг друга, они свидетельствуют о характере происходящих в психическом развитии ребенка изменениях. Правильное определение воспитателем той или иной формы общения будет способствовать лучшему определению индивидуального подхода.

Ситуативно-личностная форма (младенчество 1-6 месяцев) - общение само по себе является ведущей формой деятельности;

- взрослый должен улыбаться (экспрессивно мимические средства), эмоционально разговаривать с ребенком, гладить и ласкать его

- характерны потребности во внимании и доброжелательности, личностные мотивы

ребенка привлекает целостная личность взрослого, независимо от его уровня образования и социального статуса;

- если взрослый игнорирует и безразлично относится к ребенку, он становится скованным, тревожным, неуверенным в одних случаях, а в других – жестоким и агрессивным;


- ситуация общения ограничивается конкретной ситуацией

Ситуативно-деловая (раннее детство 6месяцев-3-4 года) - ведущей является потребность в деловом сотрудничестве;

- взрослый становится интересен как обладатель разнообразных предметов, но вызывающими интерес становятся только те предметы, которые показывает этот взрослый, знающий способ действия с этими предметами;

- к экспрессивно-мимическим добавляются предметно-действенные средства общения;

- содержание ограничивается наглядной ситуацией;

- в ходе такого общения ребенок овладевает предметными действиями, учится действовать предметами быта;

- начало проявления активности и самостоятельности ребенка, он становится субъектом своей деятельности и самостоятельным партнером по общению;

- появление первых слов по побуждению взрослого.

Внеситуативно-познавательная (4-5 лет)- общение выходит за рамки конкретной ситуации;

- появление первых вопросов, адресованных взрослому (возраст «почемучек»);

- взрослый – источник новых знаний, благодаря ответам которого складывается картина мира ребенка;

- ведущей становится потребность в уважении и признании, ребенок ждет положительной оценки от взрослого;

- лучший стимул к деятельности –поощрение успехов и похвала.

Внеситуативно-личностная (5-7 лет) - общение выходит за пределы воспринимаемой ситуации;

- на первый план выходят мотивы личностных ситуаций общения;

- ребенку важно быть хорошим, все делать правильно, он постоянно сверяет свои взгляды с мнением взрослых;

- ведущая потребность во взаимопонимании и сопереживании;

- общение по поводу моральных поступков и качеств становится самостоятельной деятельностью, а взрослый –личностью с определенными качествами.

Вышеприведенная последовательность смены форм общения является усредненной и отражает нормальное психическое развитие детей. Реальная же картина часто значительно отличается от нее. Часто дошкольник «застревает» на уровне, не характерном для его возраста, –уровне ситуативно-делового общения. Другими словами, ребенок с

большим удовольствием играет со взрослым, интересуется действиями с теми или иными предметами, но познавательная активность у него не развивается. Такая картина должна настораживать и вызывать опасения у взрослых. В других случаях внимательный взрослый, а именно воспитатель, может заметить, что у ребенка гармонично сосуществуют несколько форм общения, выходящие на первый план в зависимости от ситуации. Можно утверждать, что это вполне нормально, так как свидетельствует о гибкости поведения. Тем не менее, нужно помнить, что любая среднестатистическая градация преломляется индивидуальными особенностями. Так, на особенности развития общения могут влиять личностные типы детей.

Воспитатель как путеводитель должен тонко чувствовать и определять доминирующую форму общения у ребенка и подстраиваться под нее, направить все необходимые ресурсы на правильное развитие малыша, а порой и помощь в переходе на следующий этап развития, нивелировать все острые углы и слабые места.

Одна из главных заповедей, которая поможет воспитателю создать теплую семейную атмосферу, заключается в том, что к детям необходимо обращаться как взрослой самодостаточной личности с большим набором стремлений, интересов и так далее. Ребенок оценит то, что вы к нему обращаетесь по имени, исключив из обращения фамилии, а уж тем более прозвища. Вообще к собственным высказываниям нужно относиться очень бережно, так как один и тот же смысл фразы может быть облечен в различную словесную форму. Примером тому могут служить родительские директивы      

Другой момент – четкое знание возрастных особенностей детей. Ведь содержание и форма требований к ребенку пяти лет и малышу раннего возраста должны кардинально отличаться. Чаще всего негативные проявления в поведении малыша двух-трех лет вызваны простым незнанием правил и норм. Поэтому детям этого возраста лучше прямо подсказать, как нужно вести себя в той или иной ситуации. Малыши требуют от взрослого особой чуткости и заинтересованности. Им важно, чтобы их поддержали, проявили терпение, им просто необходимо чувство защищенности. В работе с ними наиболее эффективны прямые методы воздействия – указание, напоминание. Истины, кажущиеся взрослому прописными, требуют глубокого осознания малышом.


Нужно помнить, что успешно руководить детским коллективом без замечаний невозможно. Важно, как они произносятся, с какой интонацией, какие чувства вызывают – чувство стыда за свой поступок или обиды, задевающей самолюбие. Регулировать такое высказывание может только уверенность ребенка в справедливости педагога. А справедливость предполагает единство требований, независимо от социального статуса и индивидуальных особенностей.

Душевная чуткость педагога должна подсказать ему, что именно чувствует ребенок в данный конкретный момент, и бережно отнестись к его душевному настрою, а по возможности и помочь ему поднять настроение. Не менее важно самому владеть мимическими средствами общения, это поможет наладить контакт с малышами.

Что собой представляет педагогическое творчество? Обобщая мнение исследователей, можно утверждать, что это умение прогнозировать эффект своих воздействий, умение прогнозировать реакцию малышей. Кроме того, это способность к быстрой смене методов и форм общения, наиболее адекватных в конкретной ситуации. Важно уметь определить дистанцию общения с ребенком. Но приоритетным является интуитивная способность к определению «золотой середины» в мере педагогических воздействий. Именно правильная «доза» того или иного метода поможет избежать вседозволенности вместо доброжелательного общения, занудства вместо душевной беседы и т.д.

В зависимости от ситуации педагог должен менять свои позиции. Таким образом, мы отмечаем, что роль педагога в формировании благоприятного психологического климата велика.