Файл: Контрольная работа по мировой экономике Выполнил студент 2 курса Коптева А. А.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 12

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ ЗАОЧНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Контрольная работа по мировой экономике

Выполнил студент 2 курса

Коптева А.А.

6) К тенденциям бизнеса можно отнести расширение сервисной деятельности, ориентация организаций на повышение качества услуг, фокусирование внимания на спрос потребителей. В условиях ослабления рубля и уменьшения доходов населения в России увеличивается спрос не только на российские товары, но и на услуги, например, туристические.Развитие информационных технологий оказывает свое влияние через интеграцию компьютерных технологий, усиление использования средст коммуникации, сети Интернет.Возрастающие потребности населения заключаются в росте требований к различным услугам, улучшению их качества. Соответственно, население готово увеличить расходы на потребление услуг.И интернационализация рынка связана с выходом организаций сферы услуг на новые рынки и регионы, расширением деятельности транснациональных сервисных компаний и т.д.Услуги предоставляются не только традиционно сервисными предприятиями, но и промышленными, путем осуществления гарантийного обслуживания, предоставлением транспортных услуг, информационной поддержкой и т.п. В связи с этим, нужно отметить, что сферу услуг нужно рассматривать не как отдельную единую отрасль экономики, а как крупномасштабный сектор экономики, обладающий разветвленной и сложной структурой и в некоторых случаях связанный непосредственно с производством.Не менее важная причина развития сферы услуг — глубокие преобразования в системе общественных потребностей. Усложнение техники, технологий, структуры производства, рост жизненного уровня населения и его социальной активности, а также совершенствование самого человека (повышение образовательного и культурного уровня и т. д.) последовательно расширяли спектр потребностей производства и услуг населению.Становление экономики услуг — универсальный процесс, свойственный всем странам. Но реализуется он в каждой из них по мере вызревания внутренних предпосылок, в прямой зависимости от уровня экономического развития. В странах, экономически слабо развитых, хозяйственная деятельность сводится преимущественно к производству товарной продукции. Чем выше уровень развития экономики и производительности труда, тем больше в структуре экономики деятельности, направленной на производство нематериальных, неосязаемых видов продукции, выраженных в форме услуги. Эти закономерности на рубеже веков проявляются в полной мере. В результате длительной эволюции к концу XX в. доля услуг в мировом ВВП достигла 68%.Лидером в производстве услуг является США, на их долю приходится более 1/3 мирового производства. Далее идет Великобритания и с несколько большим отставанием следуют Франция, Канада, Италия. В Германии и особенно в Японии в большей степени развивается производство товаров, но и наблюдается рост доли услуг.Что касается занятости в сфере услуг: доля трудоспособного населения, занятого в данном секторе экономики, в 2013-2014 превысила 44% населения нашей планеты (более 1,3 млрд. чел). В развитых странах и ЕС данный показатель составляет более  75 % населения на 2014 год.В России услуги развиваются не такими темпами, приоритет отдается товарам. В условиях санкций и экономического кризиса, государство акцентирует своё внимание на товарном производстве. По данным Федеральной службы государственной статистики общий объем предоставляемых платных услуг на январь 2015 года сократился на 11,8% по отношению к декабрю 2014 года. Наибольшее снижение можно отметить в предоставлении ветеринарных услуг – 30,9%, медицинских – 28,1%, бытовых услуг – 20,8%. Также значительно снизалось потребление в сфере образовательных услуг на 23,1% и в сфере туризма и гостиничного размещения – 18%. Необходимо отметить, что на общем фоне объем предоставления услуг связи увеличился на 2%.В нашей стране развитие экспорта услуг не значится отдельным направлением государственной политики в сфере внешней торговли. Так, в государственной программе «Развитие внешнеэкономической деятельности» отсутствуют индикаторы внешней торговли услугами, а сама она упоминается только в привязке к торговле товарами и движению капиталов.Частично приоритет товарной торговли объясняется соотношением объемов внешней торговли товарами и услугами России. По данным Банка России, оборот внешней торговли услугами России в 2012 году составил 157 млрд. долларов (экспорт 58 млрд. долларов, импорт – 99 млрд. долларов). Масштаб скромный, если сравнивать его с внешней торговлей товарами, оборот которой в том же году достиг 865 млрд. долларов (529 млрд. долларов – экспорт, 336 млрд долларов – импорт). Однако такой подход представляется не совсем верным, ведь мы упускаем такой огромный сегмент рынка, который в наше время приносит большую часть прибыли (как это было видно в статистике выше).Итак, за последние годы сфера услуг заметно расширила свои границы, перечень предоставляемых сервисов заметно вырос по сравнению с концом предыдущего века. Как мы видим, уже 2 года назад в данном сегменте работало 44% населения нашей планеты, и эта цифра увеличивается. Тем самым сегодня происходит активное развитие данной сферы экономики, и многие страны перестраивают свою экономику, так чтобы предпочтение отдавалось сфере услуг, нежели сере материального производства.Рассматривая российский сектор услуг, можно заметить, что среди значительных проблем – неразвитость и проблемы малого бизнеса, которые еще больше возросли в последние годы. Так, по данным статистики, в 2013 г. официально было закрыто около 1 миллиона малых предприятий. Иностранные эксперты отмечают у нас крайне низкую продуктивность в финансовой сфере.Также серьезная проблема – несоответствие российского сектора услуг непосредственно потребностям экономики страны. При этом в некоторых отраслях это несоответствие только растет. К проблемам можно отнести — высокая монополизация экономики, административное влияние, низкое качество управления на фирменном уровне, ухудшение характеристик человеческих ресурсов.Кризис продемонстрировал минусы сырьевой специализации и необходимость диверсификации его структуры за счет расширения обрабатывающей промышленности и сферы услуг. Необходимо развитие транспортной системы, наукоёмких отраслей услуг. В этом плане перспективны информационные технологии, туризм, услуги космических запусков и др.В положительных условиях и стимулах для развития нуждаются почти все отрасли услуг, так как страна продолжает отставать от международного уровня по обеспеченности населения предприятиями торговли, в особенности современных форматов, бытового сервиса, учреждений культуры. Но перераспределение ресурсов в эти отрасли даст ожидаемый эффект только при условии их существенного обновления с учетом зарубежного опыта и потребностей.В осуществлении этой структурной стратегии решающая роль принадлежит государству. Помимо общих мер по оздоровлению бизнеса нужно расширить государственную поддержку отраслям услуг и меры по их стимулированию. Без существенного роста масштабов государственного финансирования весьма призрачны перспективы реформирования и развития социальных услуг и науки, решение проблем транспортной инфраструктуры и связи.Таким образом, можно отметить, что в современном мире сфера услуг занимает значительное положение и играет значительную роль в развитии экономики страны.


7) Со второй половины XX в. международная торговля развивается высокими темпами. В период 1950–2010 гг. мировой экспорт вырос в 250 (!) раз. По оценке западных специалистов период между 1950 и 1970 гг. можно охарактеризовать как "золотой век" в развитии международной торговли. В 1970-е гг. мировой экспорт снизился до 5%, еще больше сократившись в 1980-е гг. В конце 1980-х он продемонстрировал заметное оживление. К причинам, которые оказали наиболее существенное влияние на рост международной торговли во второй половине XX в., следует отнести:

развитие международного разделения труда и интернационализацию производства:

научно-техническую революцию и научно-технический прогресс, которые стимулировали обновление и расширение основного капитала, что было вызвано как созданием новых отраслей, так и коренной технической реконструкцией старых производств. Важные сдвиги в мировом производстве в условиях НТР потребовали специализации и кооперирования в международном масштабе. Быстрый рост товарообмена между странами происходил главным образом за счет продукции обрабатывающей промышленности;

деятельность транснациональных корпораций. Возросший экспорт капитала привел к усилению роли ТНК за счет специализации и кооперировании их предприятий, расположенных в разных странах. Кроме того, вывоз предпринимательского капитала ТНК повлек за собой массовый вывоз товаров, поскольку был связан с поставками средств производства для предприятий, создаваемых за рубежом. Причем если раньше капитал вывозился в экономически отсталые страны, то после Второй мировой войны он начал вывозиться из одних развитых стран в другие;

экономическая интеграция в Западной Европе, начавшаяся в 1950-х гг., привела к росту международной торговли за счет отмены торговых ограничений между странами.

При общем росте внешней торговли ее динамика в отдельных странах и регионах различна. Так, на современном этапе высокими темпами растет экспорт развивающихся стран, а экспорт развитых характеризуется невысокими темпами прироста. За период 1993–2010 гг. при общем среднегодовом росте мирового экспорта на 18% среднегодовой прирост экспорта, например, Китая и Индии составил 95 и 53,5%, Японии и США – 6,6 и 10% соответственно.



Внешняя торговля растет более быстрыми темпами, чем общие темпы внутрихозяйственного развития стран. Устойчивые опережающие темпы роста мирового товарооборота являются показателем новых качественных признаков международной торговли, связанных с увеличением емкости мировых рынков. Характерными стали и опережающие, достаточно высокие темпы расширения торговли готовыми промышленными изделиями, а в них – машинами и оборудованием. Еще более высоки темпы роста торговли продукцией средств связи, электронной техникой, компьютерами и т.п. Еще быстрее расширяется объем торговли комплектующими, узлами и агрегатами, поставляемыми в порядке производственной кооперации в рамках ТНК.

В 2010 г. при общих темпах роста валового мирового продукта в 3,1% мировой экспорт вырос на 14,5%. Зависимость динамики внешней торговли от темпов общеэкономического развития особенно наглядно проявилась в основных группах стран. Так, в группе развитых стран ниже среднего мирового уровня оказался как прирост ВВП, составивший 2,6%, так и прирост их совокупного экспорта и импорта – 12,9 и 10,7% соответственно. В результате удельный вес развитых стран в мировой торговле упал в 2010 г. до рекордно низкого уровня в 55%.

Выросли экспортная и импортная квоты многих стран. Доля экспорта в ВВП многих стран мира увеличивается вследствие все продолжающейся либерализации международной торговли и соответствующего дальнейшего расширения ВТО. По состоянию на 2010 г. на страны – члены ВТО приходится 95% всего товарного экспорта и почти 96% товарного импорта. В значительно большей зависимости от внешних производственных связей находятся страны с небольшой территорией и численностью населения. Вместе с тем расширение внешнеэкономических связей продиктовано не только потребностью сбыта продукции на внешних рынках, но и необходимостью получения определенных товаров из-за границы. Особую роль мировой рынок играет для развивающихся стран, так как многие из них имеют относительно ограниченные размеры внутреннего рынка.

Существенно изменилась географическая структура международной торговли. Она определяется особенностями развития отдельных стран и их ролью на мировом рынке. К концу 1980-х гг. Япония стала выбиваться в лидеры. В этот же период к ней присоединились "новые индустриальные страны" Азии – Сингапур, Гонконг, Тайвань. В 1990-е гг. XX в. Западная Европа являлась главным центром международной торговли. Ее экспорт почти в четыре раза превышал экспорт США. Однако к середине 1990-х гг. США вновь выходят на лидирующие позиции в мире по конкурентоспособности. Географическая конфигурация мировой торговли характеризуется ассиметричностью: доля развитых стран в мировом экспорте составляет сегодня 59%, развивающихся – 38%, причем доля развитых стран продолжает снижаться, а развивающихся – возрастать (табл. 10.1).


Сегодня к крупнейшим мировым экспортерам относятся (в порядке убывания) Китай, Германия, США, Япония, Франция, Нидерланды, Корея, Италия, Великобритания, Россия. Среди развивающихся стран нужно выделить Китай, а также так называемые "новые индустриальные страны" Юго-Восточной Азии (НИС ЮВА) – Сянган (Гонконг), Южную Корею, Сингапур и Тайвань, на Ближнем Востоке – Саудовскую Аравию, в Латинской Америке – Бразилию и Мексику. Примерно такое же положение эти страны занимают и в мировом импорте. Крупнейшим же мировым импортером являются США.

27) Международное разделение труда (МРТ) — специализация стран на производстве определённых видов товаров, для изготовления которых в стране имеются более дешёвые факторы производства и предпочтительные условия в сравнении с другими странами; способ организации мировой экономики, при котором предприятия разных стран специализируются на изготовлении определённых товаров и услуг, обмениваясь ими.