Файл: Лекция Анализ отчета о финансовых результатах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекция 3. Анализ отчета о финансовых результатах.
1.1 Задачи, основные направления и источники информации для анализа
финансовых результатов
Финансовые результаты – это совокупность показателей, характеризующих конечные итоги деятельности предприятия за определенный период времени. К их числу относятся:
• финансовый результат от основной деятельности;
• финансовый результат от реализации основных средств и прочего имущества;
• финансовый результат от внереализационной деятельности.
Показатели финансовых результатов строятся на понятиях прибыли и убытка. Прибыль
– это превышение доходов над расходами, соответственно, убыток – это превышение расходов над доходами.
Обобщенная информация для анализа финансовых результатов представлена в: форме
№ 2 для годовой и квартальной бухгалтерской отчетности “Отчет о прибылях и убытках”; форме № 1 для годовой и периодической бухгалтерской отчетности “Бухгалтерский баланс”; форме № 5 для годовой и квартальной бухгалтерской отчетности “Приложение к балансу”.
Кроме того, при анализе используются данные финансового плана аналитического бухгалтерского учета к: счету 46 – “Реализация продукции”; счету 47 – “Реализация и прочее выбытие основных средств”; счету 48 – “Реализация прочие активы”; счету 80 – “Прибыли и убытки” и другим счетам.
Основные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме № 2 годовой и квартальной бухгалтерской отчетности. Кнаиболее важным
показателям финансовых результатов относятся:
• прибыль (убыток) от реализации;
• прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности;
• прибыль (убыток) отчетного периода;
• нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода.
Непосредственно по данным формы № 2 могут быть рассчитаны также следующие показатели финансовых результатов:
• прибыль (убыток) от прочей реализации (основных средств и иного имущества);
• прибыль (убыток) от внереализационной деятельности;
• прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль и иных обязательных платежей (чистая прибыль);
• брутто-прибыль (валовая прибыль) от реализации товаров, продукции, работ, услуг.
В форме № 2 по всем перечисленным показателем приводятся также сопоставимые данные за аналогичный период прошлого года.
Система показателей финансовых результатов включает в себя не только абсолютные, но и относительные показатели эффективности хозяйствования. К ним относятся показатели


2
рентабельности. Рассчитываются и анализируются общая рентабельность работы предприятия, рентабельность продукции и ряд других показателей. Чем выше уровень рентабельности, тем выше эффективность хозяйствования предприятий как самостоятельных товаропроизводителей.
Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческого дела.
Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального поощрения персонала.
Прибыль является также одним из главных источников формирования доходов бюджета
(федерального, республиканского, местного) и погашения долговых обязательств организации перед банками, другими кредиторами и инвесторами. Таким образом, показатели прибыли являются важнейшими в системе оценки результативности и деловых качеств предприятия, степени его надежности и финансового благополучия как партнера.
Однако различных пользователей бухгалтерской отчетности интересуют только определенные показатели финансовых результатов. Например, администрацию предприятия интересуют масса полученной прибыли и ее структура, факторы, воздействующие на ее величину, налоговые инспекции заинтересованы в получении достоверной информации о всех слагаемых налогооблагаемой базы прибыли. Потенциальных инвесторов интересуют вопросы качества прибыли, т.е. устойчивости и надежности получения прибыли в ближайшей и обозримой перспективе, для выбора и обоснования стратегии инвестиций, направленной на минимизацию потерь и финансовых рисков от вложений в активы данной организации.
Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности предприятия являются:
• оценка динамики показателей прибыли, обоснованности образования и распределения их фактической величины;
• выявление и измерение действия различных факторов на прибыль;
• оценка возможных резервов дальнейшего роста прибыли;
• разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.
Основными направлениями (блоками) анализа финансовых результатов являются:
• анализ и оценка уровня и динамики показателей прибыли;
• факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг);
• факторный анализ уровней рентабельности;
• анализ формирования, распределения и использования финансовых результатов;
• анализ и оценка использования чистой прибыли.


3
Результаты анализа финансовых результатов используются для принятия экономических решений, выбора наилучшего варианта инвестиций, развития предприятия с учетом перспектив.
1.2 Модель формирования и распределения финансовых результатов
Формирование финансовых результатов – это определенная последовательность действий (алгоритм, методика) конечной целью которого является определение значения показателя валовой прибыли (убытка) и ее частных производных (налогооблагаемой, чистой и нераспределенной (непокрытого убытка)).
Конечный финансовый результат деятельности предприятия – это балансовая прибыль или убыток, что представляет собой алгебраическую сумму результата от реализации продукции (работ, услуг); результата от прочей реализации; сальдо доходов и расходов от внереализационных операций.
Исходным моментом в расчетах показателей прибыли является оборот предприятия по реализации продукции. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) характеризует завершение производственного цикла предприятия, возврат авансированных на производство средств предприятия в денежную форму и начало нового витка в обороте всех средств. Изменения в объеме реализации продукции оказывают наиболее чувствительное влияние на финансовые результаты деятельности предприятия, поэтому финансовый отдел должен организовать ежедневный оперативный контроль за процессом отгрузки и реализации продукции.
Теоретической базой экономического анализа финансовых результатов деятельности предприятия является принятая для всех предприятий, независимо от формы собственности, единая модель хозяйственного механизма предприятия, основанная на налогообложении прибыли в условиях рыночных отношений (рисунок 3), которая по сути дела является моделью формирования и распределения финансовых результатов. Она отражает присущее всем предприятиям, функционирующим в условиях рынка как независимые товаропроизводители, единство: а) целей деятельности; б) показателей финансовых результатов деятельности; в) процессов формирования и распределения прибыли; г) системы налогообложения.
1.3 Анализ и оценка уровня и динамики показателей прибыли
Для анализа и оценки уровня и динамики показателей прибыли составляется таблица, в которой используются данные бухгалтерской отчетности организации из формы № 2.
Общий финансовый результат отчетного периода отражается в отчетности в развернутом виде и представляет собой алгебраическую сумму прибыли (убытка) от


4
реализации продукции (работ, услуг); реализации основных средств, нематериальных активов и иного имущества, и результата от другой финансовой деятельности; прочих внереализационных операций.
Из данных таблицы 13 следует, что прибыль по отношению к предшествующему периоду выросла на 134,8 %, что привело также к соответствующему увеличению прибыли, остающейся в распоряжении организации.
Таблица 1. Динамика показателей прибыли (тыс. руб.)
Показатель
Отчетный период
Аналогичный период прошлого года
Отчетный в % к предшествующему периоду
1. Выручка (нетто) от продаж 3232,6 2604 124,1 2. Себестоимость продаж 1840 1630 112,9 3. Валовый (маржинальный) доход 1392,6 974 143,0 4. Коммерческие и управленческие расходы
684 460 148,7 5. Прибыль (убыток) от продаж 708,6 514 137,8 6. Сальдо прочей деятельности –2 10

7. Прибыль (убыток) отчетного периода
706,6 524 134,8 8. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации
480,6 344 139,7 9. Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода
7 50 14,0
В динамике финансовых результатов можно отметить следующие положительные изменения.
1. Прибыль от реализации растет быстрее, чем нетто-выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг. Это свидетельствует об относительном снижении затрат на производство продукции.
2. Чистая прибыль растет быстрее, чем прибыль от реализации, прибыль от финансово- хозяйственной деятельности и валовая прибыль отчетного периода. Это свидетельствует об использовании организацией механизма льготного налогообложения.
Вместе с тем динамика финансовых результатов включает и негативные изменения. На
48,7% увеличились коммерческие и управленческие расходы, убытки от прочей реализации и внереализационные расходы. Все это привело к отставанию темпов роста прибыли отчетного периода от темпов роста валового дохода на 8,2 процентных пункта (143,0-134,8).
1.4 Факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг)
Предыдущий структурный анализ прибыли отчетного периода показал, что основным источником ее формирования на данном предприятии является прибыль от реализации

5
продукции (работ, услуг). Она представляет собой конечный результат деятельности предприятия не только в сфере производства, но и в сфере обращения.
Прибыль от реализации товарной продукции в общем случае находится под воздействием таких факторов, как изменение:
1) объема реализации;
2) структуры продукции;
3) отпускных цен на реализованную продукцию;
4) цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки;
5) уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.
Аналитику необходимо точно определить воздействие на прибыль от реализации продукции (работ, услуг) каждого из этих и других факторов. Делается это с помощью факторного анализа.
Приведем методику формализованного расчета факторных влияний на прибыль от реализации продукции.
1. Расчет общего изменения прибыли (∆Р) от реализации продукции:
Р = Р
1
Р
0
, где Р
1
– прибыль отчетного года; Р
0
прибыль базисного года.
2. Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию
(∆Р
1
):
1 1 1 0 1
P
p q
p q
 



, где
1 1
p q

– реализация в отчетном году в ценах отчетного года (р – цена изделия; q – количество изделий);
0 1
p q

– реализация в отчетном году в ценах базисного года.
3. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (∆Р
2
) (собственно объема продукции в оценке по плановой (базовой) себестоимости):
2 0
1 0
0 1
(
1)
P
Р К
Р
Р К
 


 , где К
1
коэффициент роста объема реализации продукции:
1 1,0 0
К
S
S

 , где
S
1,0
– фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах и тарифах базисного периода;
S
0
себестоимость базисного года (периода).
4. Расчет влияния на прибыль
изменений в объеме продукции, обусловленных
изменениями в структуре продукции (∆Р
3
):
3 0
2 1
(
)
Р
Р К
К
 

, где
К
2
– коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам:
2 1,0 0
/
К
N
N

, где
N
1,0
реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода; N
0
– реализация в базисном периоде.
5. Расчет влияния на прибыль снижения себестоимости продукции (∆Р
4
):
4 1,0 1
Р
S
S
 
 ,


6
где S
1,0
– себестоимость реализованной продукции отчетного периода в ценах и условиях базисного периода; S
1
– фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного периода.
6. Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в
составе продукции (∆Р
5
):
5 0
2 1,0
Р
S К
S
 

Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль изменений цен на материалы и тарифов на услуги (∆Р
6
), а также экономии, вызванной
нарушениями хозяйственной дисциплины (∆Р
7
).
Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период, что выражается следующей формулой
7 6
5 4
3 2
1 0
1
Р
Р
Р
Р
Р
Р
Р
Р
Р
Р

















, или
7 1
i
i
Р
Р

 


, где Р – общее изменение прибыли; P
i
изменение прибыли за счет i-го фактора.
В таблице 2 приводятся исходные данные и цифровой пример факторного анализа прибыли от реализации продукции.
Таблица 2. Анализ прибыли по факторам (тыс. руб.)
Показатель
По базису
По базису на фактически реализованну ю продукцию
Фактически е данные по отчету
Фактические данные с коррек- тировкой на изменение цен
1. Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг
2604 2811 3232,6 2811 2. Полная себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг
2090 2230 2524 2150 3.
Прибыль
(убыток) от реализации
514 581 708,6 661
Определим степень влияния на прибыль следующих факторов: а) изменение отпускных цен на продукцию. Это влияние определяется как разность между выручкой от реализации по отчету в фактически действующих ценах (графа 4) и ценах базисного периода (графа 3). В нашем примере она составляет 421,6 тыс. руб. (3232,6 –
2811) и отражает рост цен в результате инфляции. Анализ данных бухгалтерского учета позволит раскрыть причины и величину завышения (снижения) цен в каждом конкретном случае (по видам товаров, продукции, работ услуг);

7
б) изменение цен на материалы, тарифов на энергию, перевозки и прочее. Для этого используют сведения о себестоимости продукции. В нашем примере влияние данных факторов составило 374 тыс. руб. (2524 – 2150); в) нарушение хозяйственной дисциплины. Влияние устанавливается с помощью анализа данных учета о доходах и расходах вследствие нарушений стандартов, технических условий, рецептур, невыполнения мероприятий по охране труда; технике безопасности и др. В данном примере не выявлена дополнительная прибыль, полученная за счет перечисленных нарушений; г) увеличение объема реализации продукции в оценке по базисной полной себестоимости
(собственно объема продукции). Для расчета влияния данного фактора исчисляют коэффициент роста объема реализации продукции в оценке по базисной себестоимости. В нашем примере он равен:
2230 : 2090 = 1,067.
Затем корректируют базисную прибыль на данный коэффициент и вычитают из нее базисную прибыль:
514 × 1,067 – 514 = 34,4 тыс. руб. д) увеличение объема реализации продукции за счет структурных сдвигов в составе
продукции.
Для расчета влияния данного фактора базисная величина прибыли корректируется на разность между коэффициентом роста объема реализации в оценке по отпускным ценам и коэффициентом роста объема реализации продукции в оценке по базисной себестоимости. Приведем результат расчета:
2811 2230 514 6, 4 2604 2090








тыс. руб. е) уменьшение затрат на 1 руб. продукции. Влияние данного фактора определяется как разность между базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции и фактической себестоимостью, исчисленной с учетом изменения цен на материальные и прочие ресурсы, и факторов, связанных с нарушениями хозяйственной дисциплины. В нашем примере это влияние составило:
2230 – 2150 = 80 тыс. руб.; ж) изменение себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции.
Влияние данного фактора определяется как разность между базисной полной себестоимостью, скорректированной на коэффициент роста объема реализации продукции, и базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции:
2090 × 1,0795 – 223,0 = 26,2 тыс. руб.
Общее отклонение по прибыли составляет 194,6 тыс. руб. (708,6 – 514), что балансируется по сумме факторных влияний:
421,6 – 374 + 34,4 + 6,4 + 80 + 26,2 = 194,6.
Результаты анализа представлены ниже в сводке влияния факторов на отклонение прибыли от реализации продукции: