Файл: Теневая экономика сущность и значение 1 Формы теневой экономики 2 Причины существования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
К наиболее характерным нарушениям относятся (в процентах к общему числу обследованных учреждений):
1. Отсутствие необходимой и достоверной информации о:
* местонахождении учреждения - 8,7;
* государственной регистрации - 47,9;
* режиме работы - 13,5;
* наличии лицензии - 43,5;
* квалификации и сертификации специалистов - 57,9;
* перечне услуг - 11,6;
* прейскуранте цен - 12,6;
* калькуляции цен - 62,3;
* условиях предоставления и получения услуг - 40,3;
* правилах предоставления платных медицинских услуг - 55,7;
* контролирующих органах - 69,1;
* органах по защите прав потребителей - 80,4.
2. Предоставление платных медицинских услуг без оформления договора:
Договор в письменной форме не заключается в 62,2% обследованных учреждений, в том числе по формам собственности медицинских учреждений:
* в 48,4% учреждений федеральной собственности;
* в 52,1% учреждений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
* в 55,0% муниципальных учреждений;
* в 73,0% учреждений частной формы собственности.
2.2. При заключении договора в письменной форме:
* индивидуальный договор составляется в 34,1% учреждений;
* договор присоединения используется в 65,9% учреждений.
3. Отсутствие при заключении договора в письменной форме:
* реквизитов учреждения - 19,0%;
* сроков оказания услуг - 26,3%;
* объявления стоимости услуг - 14,7%;
* условий оплаты - 23,1%.
4. Невыдача потребителям документов, подтверждающих прием наличных денег за оказываемую услугу:
* не выдается никакого документа - 7% (такое нарушение было выявлено в медицинских учреждениях только частной формы собственности);
* выдается документ, не являющийся документом строгой отчетности (бланк квитанции N 16-00-30-35 от 20.04.95 по оплате медицинской услуги утвержден Минфином России) - 20%. Это нарушение характерно для медицинских учреждений всех форм собственности.
5. Предоставление платных медицинских услуг без лицензии:
* не имеют лицензий 8,6% проверенных медицинских учреждений;
* лицензии находятся в стадии оформления - 10,0%.
В ходе обследования были выявлены случаи оказания платных медицинских услуг лицами, длительное время не проходившими повышения квалификации, предоставление платных медицинских услуг работниками лечебных учреждений в основное рабочее время, предусмотренное для ведения бесплатного приема больных в рамках обязательного медицинского страхования.
Потребителю весьма сложно отстоять свои права, в том числе и в суде, поскольку высока стоимость проведения экспертизы оказанной услуги, не всегда бывает объективным экспертное заключение в силу высокой корпоративности медицинских работников. Возникают большие трудности в доказательстве причинной связи между врачебным воздействием и наступившими последствиями.
Территориальными органами Госстандарта России в первом полугодии 1998г. проверено 12370 хозяйствующих субъектов. На 10367 из них выявлены различные нарушения требований государственных стандартов или правил обязательной сертификации. За указанные нарушения выданы постановления о наложении штрафов на сумму свыше 11 млн. рублей. Объем запрещенных к реализации продукции, работ и услуг в стоимостном выражении составил более 1,7 млрд. рублей.
Результаты проверок органов государственного санитарного надзора свидетельствуют о высоких уровнях загрязненности продуктов питания токсичными химическими соединениями, биологическими агентами и микроорганизмами и ухудшении качества по санитарно-гигиеническим показателям таких продуктов, как мясо птицы, молоко и молочные продукты, жиры и растительное масло, продукция детского питания, напитки и др.
В 1997г. по сравнению с 1996г. практически в 2 раза вырос уровень нестандартных санитарно-химическим показателям проб по птице и птицепродуктам, импортным безалкогольным напиткам и продукции детского питания. В 1,5 раза увеличилось количество проб, не отвечающих этим требованиям нормативов по импортным молочным продуктам, сахару и кондитерским изделиям, жировым продуктам, отечественному и импортному меду и продуктам пчеловодства. За девять месяцев 1998г. органами Госсанэпиднадзора России забраковано более 20 тыс. тонн пищевых продуктов. Этот показатель остается на уровне аналогичного периода 1997г. Только в 1997г. предотвращены более 200 тысяч случаев санитарных правонарушений, поставки на потребительский рынок страны продовольствия, опасного по своим санитарно-гигиеническим характеристикам, способного вызвать массовые заболевания и отравления людей. На 207 тысяч должностных лиц наложены штрафы, приостанавливалась эксплуатация десятков тысяч объектов. Только в первом полугодии 1997г. органами санэпиднадзора забраковано 30,2 тыс. партий продуктов питания, в том числе 5,1 тыс. партий импортного продовольствия. Общий объем забракованной продукции составил 15,3 тыс. тонн, из них импортной - 5,2 тыс. тонн.
Минздравом России в Липецкой, Пензенской областях предотвращены групповые случаи заболевания людей, связанные с использованием мяса и субпродуктов от животных, больных сибирской язвой, в Иркутской области, Краснодарском крае зараженных трихинеллезом.
Минсельхозпродом России в 1996г. было подвергнуто ветеринарно-санитарной экспертизе 35,5 млн. проб. Почти в 76 тыс. случаях обнаружены заболевания сибирской язвой, туберкулезом, сальмонеллезом, лейкозом и др. В результате проверок забраковано и не допущено к реализации более 5 тыс. тонн пищевых продуктов и 6,4 млн. штук яиц.
Органами внутренних дел в 1996г. снято с реализации недоброкачественных товаров на сумму свыше 400 млрд. рублей (1995г.-70,3 млрд. рублей). По фактам выпуска или продажи товаров, не отвечающих требованиям безопасности, возбуждено 1666 уголовных дел, что на треть больше, чем в 1995г. В первом полугодии 1998г. изъято из оборота недоброкачественных потребительских товаров на сумму свыше 346 млн. руб., что в 6 раз больше, чем за аналогичный период 1997г. Выявлено на 64,5% больше лиц, совершивших преступления на потребительском рынке. Количество привлеченных к ответственности лиц возросло на 41,4% . Таможенными органами в 1996г. был предотвращен ввоз на территорию России некачественных и несоответствующих российским требованиям безопасности товаров на сумму 22 млн. долларов США. Данные товары были помещены под таможенный режим уничтожения или вывезены импортерами за пределы Российской Федерации. В отношении недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности было заведено 232 дела о нарушении таможенных правил.
Росгосхлебинспекцией в течение 1996г. проверено качество более 2 млн. тонн муки, крупы, что составляет 31% от выработанной продукции. При этом забраковано 48 тыс. тонн или 2,4% от проверенной продукции. Наибольшее количество нестандартной продукции выявлено в Волгоградской, Самарской областях, Республике Дагестан. За первое полугодие 1997г. проверено 1,2 млн. тонн муки или 35 % от выработанной продукции, в том числе забраковано 6,5 тыс. тонн, что составляет 0,6 % от проверенного объема.
По поручению Правительства Российской Федерации Росгосхлебинспекция в 1996г. в порядке эксперимента организовала, контроль технологии производства и качества хлеба, хлебобулочных и макаронных изделий на предприятиях в ряде субъектов Российской Федерации. Всего было проверено 4236 тонн готовой продукции и сырья, забраковано в среднем 8%. В то же время в Москве забраковано 42,5%, в Республике Калмыкия и Белгородской области - 20%. В первом полугодии 1997г. на 865 хлебопекарнях проверено 340 тонн готовой продукции, из них забраковано 95,2 тонны или 5,8% к проверенной продукции.
Органами Госторгинспекции МВЭС России в 1996г в 74% проверок выявлены нарушения.), в 1998г. - 80% проверок выявили нарушения соблюдения правил торговли и качества потребительских товаров.
Наиболее распространены нарушения:
* правил торговли - 60% случаев;
* обмана (обмер, обвес, обсчет) потребителей - 14% случаев;
* продажи товаров ненадлежащего качества или продажу с нарушением санитарных правил - 14% случаев;
* продажа товаров без документов, подтверждающих их происхождение - 11% случаев.
Увеличились забраковки кофе, коньяка, крупы и бобовых изделий, рыбы и рыбопродуктов, макаронных изделий, сахара, тканей всех видов, резиновой обуви, холодильников и др. товаров. За этот период органами Госторгинспекции наложено штрафов на сумму более 243 млн. рублей, к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности привлечено более 140 тыс. человек.
Государственной ветеринарной службой Минсельхозпрода России за первое полугодие 1998г. было проведено 115,8 млн. экспертиз продовольственного сырья и пищевых продуктов. В результате экспертизы мяса, например, выявлены случаи болезней: туберкулеза - 8594, сальмонеллеза - 787, сибирской язвы - 2, лейкоза крупного рогатого скота - 2561, лейкоза птицы - 58058 и др. Задерживались партии импортного мяса-сырья, поступившего из Польши, Дании, Китая, Бельгии, Украины (по микробиологическим, физико-химическим и др. показателям).
В настоящее время такое положение с качеством и безопасностью потребительских товаров и услуг, обусловлено тем, что рыночный механизм обеспечения качества и безопасности через конкуренцию хозяйствующих субъектов в Российской Федерации еще не в полной мере задействован, платежеспособность основной части населения низка, что приводит к большому спросу на дешевые, а значит, и менее качественные товары.
Контрабанда биопродукции, редких видов флоры и фауны.
На восточном участке российско-китайской границы таможенные органы все чаще изымают незаконно вывозимые дериваты редких животных - это так называемая струя кабарги, желчь медведя, кости амурского тигра, используемые в Китае для изготовления препаратов восточной медицины.
Всего в 1999 году на всех дальневосточных таможнях России было задержано 8,3 тонны осетровых рыб, 202 тонны медвежьей желчи, 46 медвежьих лап, 111 мускусных желез кабарги и 1275 оленьих пантов, когти трех уссурийских тигров, 38 норковых шкурок, 96 редких дальневосточных черепах бисса, 652 корня женьшеня и многое другое. Резко выросла контрабанда птиц - так, в минувшем году на Камчатке открылся браконьерский промысел ястребов-тетеревятников, а в Якутии - соколов, которых переправляют через АТР в Саудовскую Аравию. Вывозятся также волнистые попугайчики - их изъято около сотни особей(5). Ущерб не ограничивается числом реализованных на черном рынке особей редких животных и птиц. Примерно 30 процентов особей гибнет при отлове и передержке, еще 30 - при транспортировке.
Контрабанда драгоценных металлов и камней.
Правоохранительными органами совместно с таможенными ежегодно пресекается огромное количество контрабандного вывоза и незаконных сделок с драгоценными металлами и камнями. Так, из незаконного валютного оборота, по данным МВД РФ, только в 1996г. изъято более 300кг золота, около 90кг платины, 400кг серебра, 100кг изумрудов и изумрудного сырья, несколько тысяч каратов драгоценных камней.
Экономической основой контрабанды алмазов является заниженные цены первичных продаж алмазного сырья. Одна из возможных схем контрабандного вывоза состоит в следующем. На вполне законных основаниях алмазное сырье преступники подвергают пересортировке и наиболее качественные алмазы вывозят за рубеж контрабандой. В обмен доставлялись мелкие бриллианты низкого качества. Главным источником алмазного сырья выступает совместное предприятие. Такие факты не единичны, о чем говорит тот факт, что лишь в 1999 году за подобные нарушения "АЛРОСА" исключил из числа своих клиентов 29 фирм. На 11 из них заведены уголовные дела.
Помимо алмазной контрабанды значительных масштабов достиг нелегальный вывоз золота за пределы России. По оценкам экспертов, только в Магаданской области исчезает ежегодно до 30 процентов добываемого драгоценного металла. Специалисты утверждают, что у теневиков оседает до 5-8 тонн российского золота.
Вывод
Теневая экономика как совокупность неучтенных и противоправных видов экономической деятельности включает три сегмента: Неформальная («неофициальную», «серую»); Подпольную» («криминальную», «черную») и Фиктивную экономику.
Распространенность теневого сектора экономики в решающей степени зависит от ее общего состояния, уровня жизни населения, устанавливаемых государством ограничений хозяйственной деятельности, а также возможностей его подавлять теневую экономику.
Размеры и динамика теневого сектора экономики зависят от государственного вмешательства в хозяйственные процессы (уровень налогообложения, эффективность налогового администрирования), от способности государства предоставлять общественные блага (охрана правопорядка, защита собственности, гарантия выполнения контрактов), а также от состояния экономики и общества в целом (теневая экономика разрастается в периоды кризисов и особенно резкого изменения общественных отношений).
Для оценки масштабов теневой экономики используются следующие основные подходы: монетаристский, «Палермо», анализ занятости и метод технологических коэффициентов.