Файл: Теневая экономика сущность и значение 1 Формы теневой экономики 2 Причины существования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1.4 Оценка масштабов теневой экономики

Для определения масштабов теневой экономики используются четыре основных подхода:

1. Монетаристский: исходит из допущения, что в теневой экономике расчеты и оплата ведутся исключительно наличными, главным образом крупными купюрами. Поэтому в соответствии с этим подходом показателями роста теневой экономики считается повышение удельного веса наличных денег в денежном агрегате М2 и доли банкнот с высоким номиналом в общем объеме денежного обращения. На основе этого подхода власти СССР провели в январе 1991г. денежную реформу, включавшую обмен крупных по номиналу банкнот в трехдневный срок с целью изъятия таким путем нелегальных капиталов;

2.«Палермо» (итальянский метод) основан на сравнении величины заявленного дохода с объемом покупок товаров и получения платных услуг в масштабах страны или региона, а также отдельных лиц. Отсюда стремление властей, в том числе и в России в конце 90-х гг., установить контроль над крупными покупками. Например, недвижимости, драгоценностей, акций и др.; Так, авторы подготовленного в 1997г. российскими и западными экономистами доклада о неформальной экономике в России исходили в своей оценке не из показателя уровня производства в стране, а из объемов потребления. Оценив объемы продаж элитной недвижимости, экономисты пришли к выводу, что в 1996-1997 гг. в России насчитывалось примерно 100 тыс. долларовых миллионеров.

3. анализ занятости позволяет предположить, что сохраняющийся длительное время высокий уровень незарегистрированной безработицы свидетельствует о наличии широких возможностей для занятости в теневом секторе;

4. метод технологических коэффициентов заключается в сопоставлении данных о динамике потребления электроэнергии и представленных в официальные органы сведений о производстве товаров и оказании услуг. В России в 90-х гг. декларируемое производство товаров и услуг снизилось более чем на 40%, а потребление электроэнергии -- всего лишь на 25%, что косвенно указывало на рост теневого сектора.

Поскольку масштабы и структура теневого сектора во многом зависят от экономической политики государства, а разрастание этого сектора, несмотря на краткосрочные выгоды, наносит существенный ущерб обществу, органы власти должны стремиться свести его до безопасных размеров. Важную роль в этом играет вывод из «тени» неформального сегмента теневой экономики. Для этого уплата налогов участниками этого сегмента должна восприниматься ими как получение от государства социально значимых услуг (обеспечение через суд выполнения контрактов, безопасность личности и имущества, развитие социальной инфраструктуры и т.д.). С этой целью задачей государства является создание благоприятного климата для легальной предпринимательской деятельности: снижение административных барьеров, установление приемлемого уровня налогообложения, обеспечение соблюдения экономическими агентами контрактных обязательств, гарантирование частной собственности и др. В России в начале 2000-х гг. был проведен ряд реформ в этом направлении: упрощена процедура регистрации новых фирм, снижена ставка налога на прибыль предприятий (с 35 до 24%), введен ряд льгот для малого бизнеса. В 90-х гг. теневая экономика в России претерпела серьезные качественные изменения. В основном завершился процесс
структурирования с учетом рыночных отношений, укрепились ее позиции в новых и перспективных сферах экономической деятельности -- банковской, финансово-кредитной, инвестиционной, сырьевых отраслях, и т.д.

Основными причинами существования и развития теневой экономики являются нестабильность и разбалансированность экономики официальной, находящейся в глубоком кризисе, неполнота и противоречивость законодательного регулирования, неэффективность налоговой и в целом фискальной политики государства. Важное место в числе этих причин занимают явления социально-психологического характера (а именно: появление новых жизненных стандартов, с одной стороны, и утрата нравственных ориентиров, с другой; неготовность к жизни в условиях рынка, атрофия массового протеста к различным видам отклоняющегося поведения).

Важно отметить, что экономическая преступность (преступность в сфере экономики) превратилась в основную форму теневой экономики. Особое место в экономической преступности занимает организованная преступность, которая по существу представляет собой особую разновидность криминального бизнеса. Основная цель существования организованной преступности -- извлечение суперприбыли. Наиболее серьезные экономические преступления (такие, как фальшивомонетничество, банковские аферы, контрабанда и т.д.) совершаются организованными группами.


Общепризнанного определения экономической преступности и круга тех преступлений, которые могут быть отнесены к ней, пока не существует не только в России, но и на международном уровне. Фактически «экономическая преступность», «экономические преступления» -- это собирательные социально-правовые понятия, включающие преступления, совершаемые в.сфере экономики, т. е. в сфере производства, обмена и потребления материальных благ и услуг

В странах с развитыми рыночными отношениями под экономической преступностью понимается ведение бизнеса в противоправных формах, сознательное нарушение правовых норм и запретов в сфере деловой активности, совершаемое с целью извлечения неконтролируемого дохода. В настоящее время экономическая преступность определяется как существенная угроза экономической безопасности России на современном этапе ее развития. Россия столкнулась с новыми, до сих пор неизвестными ей преступлениями: образование фиктивных юридических лиц, выпуск необеспеченных ценных бумаг, фиктивное банкротство, самые разнообразные виды мошенничества.

Явным лидером по темпам прироста совершаемых преступлений и наносимому этими преступлениями материальному ущербу является финансово-кредитная система. Здесь сфокусировались наиболее острые проблемы, характерные для современной российской экономики в целом, а именно: хроническое отставание законотворческого процесса от экономических реалий, активное внедрение организованной преступности, несовершенство и несоответствие общепринятым стандартам технологий контроля и обеспечения безопасности.

Экономические преступления -- такие действия, которые посягают на основные элементы экономической системы (отношения собственности, принципы и формы организации экономической деятельности). При определении групп преступлений, относящихся к экономической преступности, интегрирующим признаком следует считать причинение вреда экономическим интересам граждан, общества я государства. Этот вред может выражаться в прямом уменьшении наличных фондов материальных ценностей, в упущенной выгоде, в нарушении нормального естественного течения хозяйственных процессов и связанном с этим нарушением прав потребителей, ущемлением экономической свободы хозяйствующих субъектов. Практически экономическая преступность-- это сложная совокупность нескольких десятков экономических преступлений, квалифицируемых Уголовным кодексом. «Преступления в сфере экономической деятельности» -- самая большая глава УК РФ 1996г., включающая 32 статьи, большая часть которых была введена впервые. По существу, речь идет об уголовной ответственности за преступления против порядка осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом следует отметить, что необходимо было преодолеть соблазн широкой криминализации, поскольку регулятивное законодательство до сих пор содержит огромное количество запретов. Анализ показывает, что в качестве конкретных критериев криминализации, общественно-опасного поведения в сфере экономики выступили следующие:


1)умышленный (злостный) характер нарушения; нет ни одного экономического преступления, совершаемого по неосторожности;

2) обязательным условием наступления уголовной ответственности за экономические преступления является их совершение в крупных размерах причинение значительного ущерба или тяжких последствии, причем последние далеко не всегда связываются лишь с экономическими потерями (может быть учтен и социально-политический вред, причиненный обществу и государству, вред организационно-управленческого характера, количество потерпевших и т.д.)

3)особое значение имеет способ действия: поскольку с правовой точки зрения рыночные экономические отношения базируются на принципе свободы договора, а следовательно, на добровольных доверительных отношениях между партнерами, постольку общественно опасны подкуп, обман, злоупотребление доверием, угроза, сговор и т.д.

1.5 Основные виды экономических преступлений

Незаконное предпринимательство - экономическое правонарушение, свойственное рыночной экономике. В соответствии с законом под незаконным предпринимательством понимается осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение обязательно, а также с нарушением условий лицензирования.

Поощряя свободное предпринимательство, государство сохраняет над ним определенный контроль в целях обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы, культурных ценностей. Государственный контроль необходим и для обеспечение надзора за уплатой налогов юридическими и физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью и осуществления контроля за законностью возникновения, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов. В этих целях осуществляется государственная регистрация предпринимательской деятельности и устанавливается необходимость получения в установленных случаях специального разрешения (лицензии) на осуществлении определенных видов предпринимательской деятельности. В Гражданском кодексе РФ предпринимательская деятельность определяется как самостоятельная, осуществляемая на свой риск, инициативная деятельность физических и юридических лиц, направленная на систематическое получение прибыли. Предпринимательская деятельность граждан, коммерческих и некоммерческих организаций подлежит обязательной государственной регистрации. Граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, глава крестьянского (фермерского) хозяйства -- с момента регистрации хозяйства (ст. 23 ГК РФ). Государственная регистрация юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, основана на требовании ст. 51 ГК РФ.


Государственная регистрация должна осуществляться в порядке, установленном специальным федеральным законом.

Предприятие или предприниматель, зарегистрированные в установленном порядке, могут осуществлять любые виды деятельности, если они не запрещены законом. Однако отдельные виды деятельности, перечень которых устанавливается законом, могут осуществляться только на основании специального разрешения (лицензии). Основным нормативным актом, установившим перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, является постановление Правительства РФ от 24 декабря 1994г. «О лицензировании отдельных видов деятельности». Однако оно не содержит исчерпывающего перечня видов предпринимательской деятельности, подлежащих лицензированию. Такие ограничения могут быть предусмотрены федеральными законами. Например «О частной детективной и охранной деятельности», иными федеральными правовыми актами, указами Президента, нормативными актами субъектов Федерации. Введение подобных oгpaничений органами местного самоуправления не предусмотрено.

Незаконная банковская деятельность -- разновидность незаконного предпринимательства в финансово-кредитной сфере. Это преступление подрывает доверие к банковской системе, способствует обману лиц, пользующихся услугами банковских учреждений, кредитных и финансовых компаний, причиняет им значительный материальный ущерб. Незаконной банковской деятельностью является осуществление как банковской деятельности в целом, так и отдельных банковских операций без регистрации или без специального разрешения (лицензии) или с нарушением условий лицензирования, если деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере. Бурный рост количества банковских, кредитных учреждений, фондовых и валютных бирж, инвестиционных и паевых фондов, ломбардов и т. д. сопровождается криминализацией этих отношений.

Лжепредпринимательство -- один из распространенных видов рыночных мошенничеств, это создание и регистрация коммерческих организаций без намерения фактически осуществлять предпринимательскую деятельность по производству товаров, выполнению работ или оказанию услуг. Образование такой лжеорганизации может преследовать цель получения банковских ссуд или кредитов, освобождение от налогов, выполнение операций по легализации («отмыванию») денежных средств или имущества, добытых преступным путем. Кроме того, лжеорганизация может создаваться для прикрытия подлинной, но запрещенной деятельности, которую легализовать невозможно.