ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.05.2021
Просмотров: 224
Скачиваний: 1
После поражения У. Скотта на президентских выборах 1852 г. последовал распад вигской организации, не сумевшей определиться по вопросу о рабстве25. Многие ее консервативные члены влились в ряды новой Американской партии. Некоторые также примкнули к давним оппонентам – демократам либо объединились с антирабовладельческими силами – республиканцами. На местах “ничего не знающие” выступили против старых “коррумпированных” партий. В провинциальных городах возникшие нативистские ложи пользовались большой популярностью. Избиратели в нативистах видели в первую очередь американских патриотов. По воспоминаниям современников событий, тайные собрания посещали многие известные, уважаемые и влиятельные граждане (“лучшие горожане”)26.
В середине 1850-х гг. экстремисты активизировались по всей стране. Уличное насилие достигло наивысшего подъема. Прокатилась волна погромов. Местные власти при этом, как правило, занимали позицию невмешательства, а иногда и открыто поддерживали протестантов, считая католиков виновниками всех волнений. В Провиденсе (Род-Айленд) “ничего не знающие” пытались разрушить здание, занимавшееся католическими сестрами милосердия. Монахинь стремились изгнать из города. Однако на их защиту встали ирландские католики во главе с епископом О’Рейли и оказали успешное сопротивление толпе. Большое возмущение вызвал визит в Америку папского апостольского нунция Бедини. Демонстрации, сопровождавшиеся столкновением с полицией и кровопролитием, проходили в городах, посещенных архиепископом. В Цинциннати нативисты с горящими факелами, ружьями и веревкой пробовали даже повесить посланника папы. Только выстрелы полицейских возле собора оказались способными рассеять толпу.
Кровавые события происходили, как правило, на праздник независимости 4 июля и в дни выборов. Толпы нападали на католические соборы, разбивали камнями окна, крушили статуи, алтари, кафедры, поджигали здания. Используя холодное и огнестрельное оружие, протестанты ранили и убивали прихожан. С помощью заложенных ночью бочек с порохом в 1854 г. были взорваны католические церкви в Дорчестере (Массачусетс) и Сиднее (Огайо). Вошли в историю как “кровавый понедельник” выборы 5 августа 1855 г. в Луисвилле (Кентукки). Бунт, по масштабам уступавший только филадельфийским событиям 1844 г., привел к ранению и гибели ста человек и сожжению двадцати домов. Городской собор, захваченный толпой, уцелел лишь чудом.
Не дремали и лидеры нативистов, заседавшие в представительных учреждениях и разрабатывавшие антикатолическое законодательство. В 1854 г. был принят ряд биллей и ордонансов против Римской церкви и ее приверженцев в Массачусетсе, Нью-Йорке и других штатах. Вводились запреты и ограничения для католиков на занятие государственных должностей, приобретение земли, службу в добровольческой милиции. Законодательно устанавливался контроль над деятельностью религиозных корпораций и их собственностью. Проводились унизительные для Римской церкви инспекции женских монастырей и колледжей.
“Ничего не знающие” обрушились с необоснованными и подчас оскорбительными нападками на католическую церковь. По мнению ультрапротестантов, в монастырях и приходах процветают аморальность, алкоголизм. Католики специально создают приюты, усыновляют тысячи детей американских протестантов, чтобы потом перекрестить их в свою веру. Много писалось о преступном, безнравственном поведении католических священников, монахинь, об убийствах ими незаконнорожденных детей. Враждебность в отношении сторонников Римской церкви была связана и с “боязнью того, что они представляют угрозу американским демократическим институтам и свободам”. Опасались “иностранного влияния” и “иноземной религии, верховным главой которой является итальянец, живущий в четырех тысячах миль от нашей страны”. Что еще хуже: он был светским правителем, “иностранным князем”. Римский папа “командовал армией и флотом, правил с помощью деспотизма и обращался со своей страной, как и другие монархи Европы, подобно самодержцу”.
Нативисты всерьез верили в “угрозу вторжения в США войск папы и его союзников с целью подавления ненавистных ему демократических свобод и учреждений”. В заговор против демократии вовлечены не только католические епископы долины Миссисипи, но и европейские монархические государства. Интриги против республики якобы плели лично также реакционный канцлер Австрии Меттерних и русский царь Николай I. Нативисты всюду видели заговоры врагов-иммигрантов, подозревавшихся в предательстве “принявшей их страны”. По и мнению, романо-католики в первую очередь “паписты” и лишь потом – американцы. Они – проводники интересов иностранной державы – Папской области, осуществляющей политический контроль над большими группами населения. Американские католики – “агенты влияния”, зараженные монархическими идеями, изменники, поэтому им нельзя предоставлять избирательные права27.
В изданиях “ничего не знающих” приводились леденящие душу свидетельства преступной политики католицизма, сильно завышалось количество жертв “кровавого кодекса инквизиции”. Известно, что испанские фанатики в XVI в. уничтожили несколько поселений протестантов. Из данного факта делался вывод о том, что “Америка была крещена в протестантской крови папистами-иезуитами”28. “Примеры из истории свидетельствуют о том, что Рим погубил миллион альбигойцев и вальденсов, уничтожил полтора миллиона евреев и три миллиона мавров в Испании. Франция никогда не забудет Варфоломеевскую ночь, когда сто тысяч душ было загублено только в Париже! Кровь протестантов обагрила землю Англии, Германии и Ирландии. Подлинные документы Римской церкви показывают, что она приговорила к смерти шестьдесят восемь миллионов человек! …Медики удостоверяют, что кровь жертв составляет 272 миллиона галлонов, которых достаточно, чтобы река Миссисипи вышла из берегов и затопила все хлопковые и сахарные плантации Луизианы! …А сейчас справедлива данная характеристика римской иерархии? Изменилась ли она к лучшему? Отреклась ли от этих доктрин и методов? Нет, нет и еще раз нет! Она является той же тиранической системой, которой была всегда, и останется подобной в будущем, поскольку такова ее природа!”29.
“Ничего не знающие” разрушили гранитный камень, подаренный римским папой Пием IX для Мемориала Вашингтона. В книгах и прессе публицисты и журналисты не стеснялись в сильных выражениях в адрес католической церкви. Экстремисты предпочитали именовать папу не иначе как “Антихристом”. По их мнению, коррумпированный Рим все еще представляет “опасность” и способен на “агрессивные действия” против протестантизма. Святой Престол и “иностранные иезуиты” стремятся уничтожить политические и религиозные свободы в США. “Старый римский папа и его безнравственные епископы и священники… погрязли в пьянстве, чувственных удовольствиях, злоупотреблениях, интригах и политиканстве”30. Протестантизм, направленный против епископата и монархии, обеспечивает политические свободы и демократию. “Потомки Лютера и Кальвина, пуритан и Пенна пришли в Америку, чтобы иметь церковь без папы, и они создали правительство без трона”. В заговор против республиканских институтов вовлечены внутренние и внешние силы. По мнению “ничего не знающих”, под контролем римского папы находится ведущая американская партия демократов. Общая подрывная работа объединила “измену, социализм и иезуитизм”31. Во имя “торжества папского деспотизма на руинах Америки” используются “церковь, школа, религиозные учреждения, политические собрания, урна для голосования”. Иезуиты стремятся повлиять на законодателей, губернаторов, президентов, на прессу32. Иммиграция порождает пауперизм, рост безработицы, криминальность, коррупцию и антиобщественное поведение. Данные полиции указывают, что, концентрируясь в городах, иностранцы бродяжничают, не хотят учиться и работать. Римская церковь целенаправленно организует массовый переезд из Европы многодетных нищих семей, опасных преступников, ирландских католиков, различных религиозных сектантов, монархистов, аболиционистов, социалистов, коммунистов, анархистов. Въезжают социальные паразиты, “бедняки, мошенники, шулеры, алкоголики, тунеядцы”. Не случайно и появление в 1840-е гг. знаменитых ирландских банд Нью-Йорка. Все делается для уничтожения Соединенных Штатов33.
Подобные представления свидетельствовали о широком распространении среди американцев в переходную эпоху конспиративистских настроений, социальных мифов и страхов. Американская психоистория, описывая политический радикализм, оперирует с такими понятиями, как “параноидные процессы”, “комплекс неполноценности”, “параноидный коллапс”, “передовые психоклассы”, “параноидная тревога”, “конспиративистский менталитет”, “параноидное сознание”, “внутренние групповые фантазии”34. Психологи утверждают, что теория заговора – конспирология схожа с функцией стереотипа, который дает упрощенную картину отдельного феномена. Нежелание широких масс общества прилагать усилия к пониманию объективных, структурных причин проблемы выливается в поиск простых ее решений. В конечном счете – в отыскивание врагов, персонально ответственных лиц, ликвидация которых должна привести и к устранению проблемы. Таким образом, концепции заговора дают выход хаотичной деструктивной социальной энергии.
В нативистских настроениях проявился не только иррационализм. Очевидна и рациональная составляющая. Ведь длительное время США были единственной значительной республикой в мире. Великие державы Европы же оставались монархиями, проводившими реакционный курс в рамках политики Священного Союза. Особенно отличились в этом католические страны – Австрия, Испания, Франция, итальянские княжества. В такой ситуации многим передовым людям в Европе и Америке казалось, что римский папа был тормозом мирового прогресса. К представлениям о заговоре католической церкви, первоначально зародившимся среди антиклерикальных мыслителей Старого Света, оказались наиболее восприимчивы протестанты США.
Следует учитывать, что идеи “американизма”, “американизации” и “американского образа жизни” были весьма популярны, разделялись большей частью общества Соединенных Штатов. Но подобные представления вигов и демократов отличались умеренностью. Демократы вначале недооценили нативизм, считая его неким “экзотическим растением, чуждым свободной земли”. Впоследствии в пылу полемики они сравнивали Американский орден с иезуитами, “святой инквизицией”, нацеленными на утверждение “деспотизма” в США. Авраам Линкольн указывал на противоречие нативистской идеологии принципам Конституции, “Билля о правах” и “Декларации независимости”. В соответствие с основополагающими документами Американской революции “все люди рождаются равными в правах и свободными”. “Ничего не знающие” же предлагали добавление: “все люди равны, кроме негров, иностранцев и католиков”.
Противников нативистов заботило “процветание” страны. Иммиграция же, дающая трудовые резервы, по их мнению, была необходима для экономического развития страны, освоения Запада. Так, виг и один из будущих лидеров республиканцев Уильям Генри Сьюард (1801 – 1872) под “американизмом” понимал “истинное чувство патриотизма” и выступал против притеснения иммигрантов. Он относился “благожелательно” к привлечению иностранцев в США. Америка – страна огромных возможностей и средоточие колоссальных природных ресурсов. Он считал “опасной демагогией” утверждения о том, что “гражданство и право голоса” могут быть только “привилегиями” для избранных. Лишение права голоса противоречит “политической и религиозной свободе”, “принципу равенства гражданских и политических прав для всех людей”. Необходима и “толерантность к чужим церквям”35. Сьюард выступал за “американизацию” системы образования. В школах возможна успешная ассимиляция детей иммигрантов. Переселенцы должны интегрироваться в американское общество, усвоить его ценности, язык, культуру, законы, свободы, нормы поведения, образ жизни. Это должен быть естественный, постепенный процесс. Антинативисты указывали на недопустимость выполнения требований “ничего не знающих”. Нельзя вернуться в прошлое – к “практике колоний Новой Англии” в XVII веке. В ту эпоху пуританское вероисповедание “являлось обязательным условием полного гражданства”36.
Архиепископы и епископы, в свою очередь, заявляли о лояльности, приводили примеры из истории. Несправедливо говорить о том, что все католики являются лишь бездумными орудиями в руках римского папы, слепо ему повинуются. Об этом свидетельствует история Европы. Так, Венецианская республика и некоторые княжества Италии, несмотря на признание духовной власти папы, неоднократно вели войны с Ватиканом37.
Придя к власти в отдельных регионах, партия “Ничего не знаю” не сумела реализовать намеченную программу. Ее местные лидеры и активисты были малоизвестными деятелями с небольшим политическим опытом. Проводимая ими политика в 1855 – 1856 гг. только дискредитировала организацию и способствовала падению ее популярности. Примером неудачной политики нативистов являются события весны 1855 г. в Чикаго. К власти в городе пришел блок “Закон и порядок” (“Law and Order”). Он объединил “ничего не знающих” и поборников моральных устоев общества, в основном из числа баптистов и других консервативных протестантов. С точки зрения жителей Чикаго городской совет начал проведение экстремистского курса. Втрое была увеличена численность служащих органов правопорядка. Иммигрантам запретили наниматься в полицию. Усилиями мэра был введен “сухой закон”. Эта мера сразу же вызвала чрезвычайное раздражение немцев и ирландцев, привыкших проводить уик-энд в питейных заведениях города. Незамедлительно последовал “пивной бунт” (Lager Beer Riot). В ходе беспорядков погиб один человек, шестьдесят подверглись аресту. В итоге в марте 1856 г. на муниципальных выборах победила антинативистская коалиция, немедленно отменившая все ограничения на алкоголь.
В 1855 – 1856 гг. изменилась расстановка сил в руководстве “ничего не знающих”. Оттеснив прежних руководителей ордена, на первые роли выдвинулась когорта новых лидеров. Многие известные южные и северные политики, преимущественно из рядов распавшейся вигской партии, перешли в лагерь сторонников ограничения иммиграции. Ими были, в частности, Миллард Филлмор (1800 – 1874), Джон Белл (1797 – 1869), Эдвард Эверетт (1794 – 1865), государственный секретарь в 1852 г. С именем Филлмора, занимавшего пост президента США в 1850 – 1853 гг., связано принятие компромисса Клея 1850 г. по рабству. Ведущие позиции в руководстве “ничего не знающих” заняли спикер палаты представителей Натаниэль П. Бэнкс, сенатор из Кентукки Джон Дж. Криттенден, влиятельный виг из Теннесси Эндрю Джексон Донелсон. К Американской партии примкнули также Генри Уилсон, Шуйлер Колфакс и Эдвард Бейтс, занятые позднее в администрациях республиканцев Линкольна, Гранта и Хейса38. Филлмор официально присоединился к Американской партии в 1855 году. В прессе было опубликовано письмо от 3 января 1855 г. к другу Исааку Ньютону из Филадельфии. В послании Филлмор полностью поддержал принципы нативизма. Он заявил: “Я признаю в качестве общего правила, что нашей страной должны управлять урожденные американцы”39. В феврале 1856 г. Национальный Американский конвент номинировал ньюйоркца Филлмора на высший государственный пост, а южанина Э. Дж. Донелсона – в вице-президенты. Однако в то время Американская партия превращалась в откровенно консервативную организацию. Она утрачивала в глазах избирателей ту притягательную силу, которую некогда имела.