Файл: Движение американских националистов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2021

Просмотров: 225

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Руководство “ничего не знающие” заняло позицию нейтралитета в вопросе о рабстве, вышедшем на передний план во внутриполитической борьбе в США. Принятая программа Американской партии в качестве приоритета провозглашала развитие “братских связей между гражданами разных штатов” и сотрудничество региональных правительств. Было заявлено о недопустимости вмешательства Конгресса и других федеральных органов власти в вопросы, находившиеся в исключительной компетенции отдельных штатов. Рабство признавалось “особым институтом” Юга. Фактически программа 1856 г. утверждала компромисс в отношении рабовладения во имя сохранения единства Союза. Тем самым партия оттолкнула от себя массы фермеров, рабочих, мелкой буржуазии – противников распространения рабовладения на западные территории.

Попытка перехода на прорабовладельческие позиции вызвала раскол в партии “ничего не знающих”. Обострились разногласия между северными и южными нативистами. Разделение произошло уже на конвенте в феврале 1856 года. Сторонники территориального ограничения рабства покинули лагерь “ничего незнающих” и взяли курс на сближение с республиканской партией40.

Во время президентской избирательной кампании 1856 г. “ничего не знающие” выступали под лозунгом “За национальный Союз!”. Они сообщали о “засилье ненатурализованных иностранцев”, особенно в г. Нью-Йорке, об их влиянии на ход выборов. В прессе писали о характерных злоупотреблениях на местах – внесении имен неграждан в списки для голосования. В то же время, во многих официальных предвыборных публикациях нативисты старались избегать резких высказываний против “системы папизма” и католицизма. Филлмора сравнивали с Вашингтоном. Представляли его как “морально чистого” политика с незапятнанной репутацией, “патриота и консерватора”41.

На выборах 1856 г. Филлмор получил голоса северных американских националистов и южных вигов. Выдвиженец “ничего не знающих” набрал более чем 21% голосов избирателей (около 900 тыс. из 4 млн). Он завоевал поддержку восьми выборщиков Мэриленда42. Итоги выборов свидетельствовали, что националисты пользовались наибольшим влиянием в семнадцати штатах Северо-Востока, Северо-Запада и “глубокого” Юга. Значительную поддержку “ничего не знающие” получили в Калифорнии, а также в “пограничных” штатах (Делавэр, Мэридленд, Кентукки, Миссури). На Юге Американская партия оставалась на короткое время единственной оппозиционной демократам силой. В то же время, в большинстве свободных от рабства регионах нативистов потеснила зарождавшаяся республиканская партия. В столичном округе Колумбия даже была образована прочная антинативистская коалиция из демократов, республиканцев и фрисойлеров.

Влияние нативистов, достигнув пика в 1856 г., после выборов резко пошло на спад. Вопрос об иммиграции полностью потерял актуальность, уступив место главной проблеме – рабовладению. В это время страна неотвратимо двигалась по направлению к гражданской войне43. В Канзасе происходили вооруженные столкновения между сторонниками и противниками рабства. Федеральное правительство шло на уступки плантаторам. К 1857 г. большая часть северного крыла националистической партии поддержала антирабовладельческую Спрингфилдскую программу. Произошло объединение нативистов Севера с республиканцами. Южные расисты же сблизились с демократами44. В итоге во многих штатах из-за борьбы по вопросу о рабстве местные организации партии “Ничего не знаю” полностью развалились. К осени 1859 г. Американская партия исчезла из политической жизни США. Однако ей на смену пришли местные “оппозиционные партии”, возникшие на основе остатков групп “ничего не знающих”. В Кентукки Партия оппозиции (The Opposition Party) в 1859 г. выдвинула Дж. Белла в губернаторы45.


Произошедшие изменения в партийно-политической системе Америки нашли отражение в прессе демократов. Демократы считали себя единственной оставшейся общенациональной партией. В “ничего не знающих” и республиканцах они видели “опасные” экстремистские группировки. Их существование угрожало конституционным правам, свободам граждан и единству страны. Только демократическая партия могла стать “основой стабильности” и “успешного” развития США. Теоретический журнал “Демократик Ревью” писал: “Беспокойство так называемой Американской партии о процветании и устойчивости Союза на самом деле является самонадеянным обманом и преступной ложью”. “Ничего не знающие” “выпустили залпы” “необоснованных, опрометчивых обвинений в адрес значительной части политического сообщества”. Угрозы и “проклятия” были направлены против некоренных американцев, “равные права которых как граждан гарантированы священными принципами Конституции”46.

Оценивая положение “ничего не знающих” по регионам к концу 1858 г., демократы утверждали: “Чудовище под названием “Нативизм” уничтожено на Юге и Западе благодаря мощи, бдительности и неутомимой, кропотливой работе демократической партии. В обеих Каролинах, в Кентукки, составлявших ранее главный оплот Американской партии, где она чувствовала себя хозяином, теперь ее лидеры находятся в полном пренебрежении. Миссури и другие южные штаты осудили узурпацию и демагогию, навсегда свергли господство партии без надежды на восстановление в будущем”47. Бесславно завершилось существование организации, “хвалившейся” “достижениями” в области политической дискриминации иммигрантов и католиков. Распалась партия, “которая оскорбляла значительную часть нашего народа и желала ограничить ее неоспоримые и освященные веками права”. Ведь некоренные граждане “в войне и мире, в счастье и беде”, “во время общественных потрясений и испытаний, колонизации и конституционных реформ” доказали “беспримерную преданность всем нашим учреждениям”. Иммигранты – “важнейший элемент нашей нации и национальной мощи”.

На Севере под непрерывным, энергичным натиском демократов Американская партия вынуждена отказаться от претензий на власть и искать прибежище под крышей более жизнеспособной, но не менее опасной организации. В штатах Новой Англии исчезла даже тень ее былого влияния. В Пенсильвании, Нью-Джерси и Нью-Йорке она находится в инертном состоянии, не проявляет активности и вскоре окончательно объединится с более успешными и влиятельными республиканцами”. “У демократической партии сейчас, следовательно, только один серьезный соперник, победив которого, можно завоевать абсолютное превосходство на местном и национальном уровнях”48. Но данные прогнозы не сбылись. Вскоре в воздухе запахло гражданской войной. По проблеме рабства демократы раскололись на умеренную северную фракцию С. Дугласа и экстремистов-южан во главе с Дж. Брекенриджем. Это обстоятельство предопределило их поражение и победу республиканца А. Линкольна на президентских выборах в 1860 году.


В избирательной кампании 1860 г. участвовала и четвертая политическая сила – Партия конституционного Союза. Ее сформировали бывшие виги-консерваторы и нативисты из пограничных штатов – сторонники 63-летнего сенатора Дж. Белла (Теннесси) и Э. Эверетта (Массачусетс). Данная структура являлась преемницей Американской партии. Конституционная юнионистская партия главную задачу видела в том, чтобы путем компромиссов сохранить целостность Союза. На выборах она стремилась набрать как можно больше голосов и заблокировать прохождение кандидатов от северных и южных радикалов. Конституционная партия Союза надеялась на то, что президентские выборы будут перенесены в Конгресс. Предвыборными лозунгами ее стали: “Свобода и нерушимый Союз!” и “Союз должен быть сохранен!”.

Во время предвыборной борьбы противники новой организации называли ее по аналогии с “ничего не знающими” партией “ничего не делающих”. Но сторонники Белла сумели организовать мощную кампанию. Были сформированы агитационные команды из молодых людей – “минитменов” или “стражей свободы”. На лужайках и площадях городов во время шумных митингов воздвигали длинные шесты, украшенные флагами и большими деревянными колоколами – символом кандидата в президенты49 (англ. bell – “колокол”, “звонок”). Конституционно-юнионистская партия одержала победу в “срединных” штатах – Вирджинии, Кентукки и Теннесси. Во многом это было связано с расколом демократов на две конкурирующие партии. Велика была поддержка новой партии в некоторых северо-западных и южных штатах. В регионах, где Линкольн не был представлен в бюллетенях, доля Белла составила 39%. В итоге последнего поддержали 13% избирателей, что дало ему 39 голосов в коллегии выборщиков-электоров.

Реакционные ксенофобские идеи пустили глубокие корни в американском обществе. Демонизация, дискредитация и призывы к дискриминации католиков и новоприбывших иностранцев были связаны с религиозными предрассудками протестантов и психологическими отличиями “чужаков”. С новой силой нативизм возродился сразу же после гражданской войны 1861- 1865 гг. Крайние проявления он нашел в деятельности Ку-клукс-клана. Под давлением “ничего не знающих” правительство вынуждено было принять законы, запрещавшие переселение азиатов в страну. Вводились также жесткие квоты на иммиграцию из Европы.

Таким образом, рассматриваемая эпоха была неустойчивым временем. США стояли перед несколькими большими вызовами: иммиграционно-демографическим (массовый приток иностранцев), партийно-политическим (крах старой двухпартийной системы), социально-расовым (выход на передний план проблемы рабовладения) и внешнеполитическим (Америка все больше интегрировалась в систему международных отношений, утрачивая прежний “изоляционистский” статус). Существовали объективные причины возникновения национализма. Одной из главных была боязнь того, что миллионы иммигрантов не ассимилируются, а значит и не интегрируются в американское общество. Иммиграция способствовала разрушению прежних моральных идеалов и общественных привычек. Имели место также экономические, социальные, политические, культурные противоречия между коренными и некоренными гражданами.


В 1850-е гг. страна находилась в состоянии переходного политического периода. Условия нестабильности и распада старой партийной системы были благоприятными для активности различных маргинальных и экстремистских течений. “Ничего не знающие” выступили в качестве политической контрэлиты, претендуя на роль ведущей силы в новой двухпартийной системе. Во многом они были традиционалистским, консервативным движением охранительной направленности. Праворадикальная организация сумела приобрести влияние, используя демагогию и популизм. Но обострение вопроса о рабстве сделало неактуальной борьбу с “кознями сторонников святой католической церкви” и привело к краху Американской партии.


Примечания:

 1. HOFSTADTER R. The Age of Reform. From Bryan to F.D.R. N.Y. 1955, p. 37 – 38.

 2. CARROLL A.E. The Great American Battle: Or, The Contest Between Christianity and Political Romanism. N.Y. – Auburn. 1856, p. 342; BROWNLOW W.G. Americanism contrasted with foreignism, Romanism, and bogus democracy, in the light of reason, history, and Scripture: in which certain demagogues in Tennessee, and elsewhere, are shown up in their true colors. Nashville (Tenn.), 1856, p. 58 – 59; BUSEY S.C. Immigration: Its Evils and Consequences. N.Y. 1856, p. 89.

 3. Foreign Immigration. – American Whig Review. Vol. 6, N 6, November 1847, p. 455.

 4. BROWN J.H. Pictures of Ireland. – Harper’s new monthly magazine. Vol. 42, N 250, March 1871, p. 496 – 514; LATHROP G.P. Hostility to Roman Catholics. – The North American review. Vol. 158, N 450, May 1894, p. 563 – 573.

 5. MCGLYNN E. The New Know-Nothingism and the Old. – The North American review. Vol. 145, N 369, August 1887, p. 195.

 6. HAYNES G.H. A Chapter from the Local History of Knownothingism. – The New England magazine. Vol. 21, N 1, September 1896, p. 83.

 7. LEONARD I.M., PARMET R.D. American Nativism. 1830 – 1860. N.Y. 1971, p. 54 – 57, 66 – 75.

 8. CARROLL A.E. Op. cit., p. 24.

 9. America for Americans. – The Wide-awake Gift: A Know-nothing Token for 1855. N.Y. 1855, p. 40 – 43.

 10. См.: PRIME S.I. The life of Samuel F.B. Morse, LL. D., inventor of the electro-magnetic recording telegraph. N.Y. 1875.

 11. Burning of the Charlestown Convent. – Boston Evening Transcript, 1834, August 12.

 12. Continuation of Evidence Relative to the Riots. – Public Ledger (Philadelphia). Vol. 17, 1844, July 19.

 13. The Philadelphia Riots. – New Englander and Yale review. Vol. 2, N 8, October 1844, p. 624 – 631.

 14. The Legislatures of the Present Year. – The United States Democratic Review. Vol. 10, N 43, January 1842, p. 47 – 48, 50; The Mystery of Iniquity. A Passage of the Secret History of American Politics, Illustrated by a View of Metropolitan Society. – The American Whig Review. Vol. 1, N 6, June 1845, p. 552 – 553.

 15. National Unity. – New Englander and Yale review. Vol. 6, N 24, October 1848, p. 586 – 587; BILLINGTON R.A. The Protestant Crusade. 1800 – 1860. N.Y. 1938, p. 53 – 55.

 16. Еще в середине XVIII в. Бенджамин Франклин требовал полной ассимиляции германо-язычных граждан Пенсильвании, составлявших треть населения штата. С тех пор борьба с двуязычием и “чужеродной” культурой стала важнейшей задачей американских нативистов.

 17. В качестве примера психологической непохожести переселенцев можно привести склонность ирландцев, баварцев, австрийцев, итальянцев к употреблению алкогольных напитков в выходные и праздничные дни. Эта привычка, ставшая частью национальной культуры некоторых европейских народов, вызывала негодование верующих американских протестантов, что нашло отражение в документах той эпохи

 18. BOND T.E. The “Know-Nothings”. – The Wide-awake Gift.., p. 54 – 63.

 19. ANSPACH F.R. The Sons of the Sires: A History of the Rise, Progress, and Destiny of the American Party, and its probable influence to the next presidential election. Philadelphia. 1855, p. 137 – 147.


 20. LIVERMORE E. Q.K. Philander Doesticks: What He Says? N.Y. 1857, p. 242 – 244. Символика нативистов носила синкретический характер, представляя собой соединение либеральных масонских и национально-патриотических эмблем. Симбиоз правых представлений, национализма и либерально-демократических ценностей (республиканизм, антиклерикализм, индивидуализм и др.) свидетельствует о некоторой амбивалентности, двойственности идеологии “ничего не знающих”.

21. JOHNSON C. Centennial history of Erie County, New York: being its annals from the earliest recorded events to the hundredth year of American independence. Buffalo (N.Y.). 1876, p. 449- 450; HAYNES G.H. A Know-Nothing Legislature. – The New England magazine. Vol. 22, N 1, March 1897, p. 21 – 23.

 22. BARRE W.L. The Life and Public Services of Millard Fillmore. Buffalo (N.Y.). 1856, p. 370 – 374; BUSEY S.C. Op. cit., p. 47 – 61.

 23. ANSPACH F.R. Op. cit., p. 163.

 24. BERGER M. The Revolution in the New York Party System. 1840 – 1860. Wash. 1973, p. 14 – 20; MCPHERSON J.N. Ordeal by Fire. The Civil War and Reconstruction. N.Y. 1992, p. 88 – 90.

 25. Harper’s New Monthly Magazine. Vol. 5, N 30, November 1852, p. 833; Ibid. Vol. 6, N 31, December 1852, p. 120; The Herald – Onward! – The United States Democratic Review. Vol. 31, N 173, November-December 1852, p. 409 – 410.

 26. HEDGES H.P. A history of the town of East-Hampton. N.Y. – Sag-Harbor (N.Y.). 1897, p. 289.

 27. MCGLYNN E. Op. cit., p. 192 – 193.

 28. CARROLL A.E. Op. cit., p. 238.

 29. BROWNLOW W.G. Op. cit., p. 55 – 56.

 30. Ibid., p. 5 – 7.

 31. Омировом заговоре иезуитовсм.: PITRAT J.С. Americans warned of Jesuitism, or The Jesuits unveiled. N. Y. 1851; M’CORRY J.S. The Jesuit in the nineteenth century: an historical sketch of the rise, fall, and restoration of the Society of Jesus. L. 1874; THOMPSON R.W. Footprints of the Jesuits. Cincinnati – N.Y. 1894.

 32. CARROLL A.E. Op. cit., p. 23, 30.

 33. BUSEY S.C. Op. cit, p. 66 – 82, 107 – 137.

 34. См.: HOFSTADTER R. The Paranoid Style in American Politics and Other Essays. N.Y. 1965; ЭНТИН Д. Теории заговоров и конспиративистский менталитет. – Новая и новейшая история, N 1, 2000, с. 69 – 81; ЛЛОЙД ДЕ МОЗ. Психоистория. Ростов-на-Дону, 2000.

 35. WHITE R.G. William Henry Seward. – The North American review. Vol. 124, N 225, March 1877, p. 219 – 220.

 36. Ibid., p. 221.

 37. MCGLYNN E. Op. cit., p. 194. См. также: The Works of William H. Seward. By G.E. Baker: In 5 vols. Boston. 1884; The Autobiography of Thurlow Weed. By his grandson, T. Weed Barnes: In 2 vols. Boston. 1884.

 38. BENNETT D.H. The Party of Fear; From Nativist Movements to the New Right in American History. N.Y. 1990, p. 115.

 39. BARRE W.L. Op. cit., p. 382. См.: Millard Fillmore Papers. By F.H. Severance. Buffalo (N.Y.). 1907. Vol. 11, p. 3 – 35.

 40. Вслед за прорабовладельческим решением руководства “ничего не знающих” состоялись заседания местных советов организации в свободных штатах. Большинство из них приняли резолюции против рабства. Одним из первых высказался еще 7 августа 1855 г. в г. Спрингфилде Совет Массачусетса. Была принята новая конституция (устав), ориентировавшая Американскую партию Массачусетса на сопротивление рабовладению (“Спрингфилдская платформа”) (HAYNES G.H. Op. cit., p. 86).

 41. BARRE W.L. Op. cit., p. 385, 408.

 42. Ex-President Millard Fillmore. Obituary. – The New York Times, March 9, 1874, p. 1.

 43. VAN BUREN M. Inquiry into the Origin and Course of Political Parties in the United States. 1867. Reprint. N.Y. 1967, p. 366 – 372.

 44. Оценка текущих событий содержится в газетах Американской и Оппозиционной партий: The Decision in the Supreme Court. – Baltimore Sun (Maryland), March 9, 1857; The Dred Scott Case and the Missouri Compromise. – Natchez Courier (Mississippi), March 14, 1857; The Decision in the Dred Scott Case. – Louisville Journal (Kentucky), March 16, 1857; The Decision of the Supreme Court in the Dred Scott Case. – Little Rock Daily Gazette (Arkansas), April 4, 1857; The Insurrection at Harper’s Ferry. – Frankfort Commonwealth (Kentucky), October 21, 1859; The Harper’s Ferry Riots. – Republican Banner and Nashville Whig (Tennessee), October 22, 1859; No Pardon or Commutation of Sentence for Old Brown. – Raleigh Register (North Carolina), November 9, 1859; What Shall the South Do? – Wilmington Daily Herald (North Carolina), December 5, 1859.