ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.05.2021
Просмотров: 2041
Скачиваний: 21
СОДЕРЖАНИЕ
ЭТНОГРАФИЯ И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
Объект исследования. методология
Общенаучное и социальное значение этнографии
Основные составные этнографического исследования
Этноэкология на примере природопользования северных народов
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ И ИЗДАНИЯ
Типы учреждений в СССР и за рубежом
Место этнографии в системе университетского образования
Основные периодические издания и типы монографий
ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ НАУКИ
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК И КЛАССИФИКАЦИЯ ЭТНОСОВ
ХОЗЯЙСТВЕННО-КУЛЬТУРНЫЕ ТИПЫ НАРОДОВ МИРА
Выделение хозяйственно-культурных типов
Локальные группы первого хозяйственно-культурного типа
Локальные варианты второго хозяйственно-культурного типа
Пашенные земледельцы - третий хозяйственно-культурный тип
ЭТНОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (о значении различных источников в рамках комплексного подхода)
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЭТНОГРАФИЯ (основные школы и направления)
Психологическая школа, психорасизм в этнографии США
Культурный релятивизм и теория ценностей в американской этнографии
Современные тенденции в теории зарубежной этнографии- неоэволюционизм (морганизм) и структурализм
Отечественная этнография (советская школа в этнографии)
Итс Р.Ф.
И92 Введение в этнографию:
Учебное пособие. - Л.:Изд-во Ленинградского
университета, 1991. -168 с.
ISBN 5-288-00440-4
Второе издание учебного пособия (1-е
вышло в 1974 г.) значительно дополнено
материалами о методике этногенетических
исследований, этнографических источниках,
о связи этнографии с другими общесственными
и естественными науками, о новых течениях
и направлениях в современной этнографии,
включая этноэкологию.
Учебное пособие
рассчитано на студентов гуманитарных
факультетов.
Рецензенты:
д-р ист. наук А.В. Гадло
(Ленингр. ун-т),
д-р ист. наук Г.Е. Марков
(Моск. ун-т)
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Р.Ф.Итс |
ВВЕДЕНИЕ
В
ЭТНОГРАФИЮ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
ИЗДАНИЕ ВТОРОЕ,
ИСПРАВЛЕННОЕ И
ДОПОЛНЕННОЕ
"Допущено Государственным коми-
тетом
СССР по народному образо-
ванию в
качестве учебного пособия
для
студентов гуманитарных спе-
циальностей
высших учебных заве-
дений"
ЛЕНИНГРАД
ИЗДАТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОГО
УНИВЕРСИТЕТА
ВВЕДЕНИЕ
Определение места этнографии в системе
общественных наук, знакомство с ее
учреждениями и изданиями в глобальном
масштабе, с ее терминологией, классификацией
и систематизацией многообразного и
многоликого этнического состава мира
- главное содержание настоящего учебного
пособия, имеющего цель первичного
знакомства с этой специфической отраслью
знаний. В нем значительное место отводится
характеристике этнической истории
мира, методике, этногенетическим
исследованиям, современным этническим
процессам, играющим в ряде крупнейших
регионов Земли важную политическую
роль. дается обобщенное представление
о методологии этнографической науки,
об основных школах и направлениях в
буржуазной этнографии, о теоретических
основах советской этнографической
школы.
В основу предлагаемого учебного
пособия положен курс лекций, читаемых
на кафедре этнографии и антропологии
исторического факльтета Ленинградского
университета для студентов,
специализирующихся как по этнографии,
так и по антропологии. Побудительной
причиной к изданию такого курса явился
широкий интерес к этнографии, проявленный
студентами университетов и педадогических
институтов страны, выражающийся в
проведении всесоюзных студенческих
этнграфических конференций. В решении
конференции вузовских этнографов
страны, прошедшей в октябре 1988 г. в
Ленинградском университете было записано
поже-
-3-
лание о новом издании данного учебного
пособия, которое могло бы оказать
незаменимую помощь в ориентации студента
в сложных проблемах этнографии - науки,
изучающей народы мира, их культурное
своеобразие, их вклад в мировую
цивилизацию.
Автор надеется, что
"Введение в этнографию" хотя бы в
какой-то степени отвечает этим высоким
требованиям, а также считает своим
долгом принести благодарность коллективу
кафедры этнографии и антропологии
Ленинградского университета, сотрудникам
кафедры этнографии Московского
университета им. М.В. Ломоносова и кафедры
этнографии омского университета коллегам
- сотрудникам института этнографии им.
Н.Н.Миклухо-Маклая АН СССР, которые
постоянной поддержкой, добрыми советами,
практической помощью способствовали
напиманию нового варианта пособия*.
В данном учебном пособии употребляются прежние названия ГДР и ФРГ.
Глава I
ЭТНОГРАФИЯ И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
Определение науки
Традиционно считается, что присутствие
в терминах, обозначающих научную
дисциплину, греческого γράφω (пишу)
определяет ее как описательную науку,
отличную от тех наук, которые обозначены
через греческое λóγος (понятие, учение),
и поэтому являющихся теоретическими.
Вместе с тем такое представление,
справедливое для поры становления наук
как самостоятельных отраслей знаний,
когда собирался эмпирический материал
и осмысление его несколько отодвигалось
во времени, не соответствует современному
уровню наук, имеющих в своем наименовании
"графо" или "логос".
Предлагаемое
некоторыми советскими исследователями
изменение названия "этнография"
на "этнология" либо выделение на
основе теоретических аспектов этнографии
той же "этнологии" не оправдано и
не способствует терминологической
ясности, так как под термином "этнография"
давно уже понимается не столько "народо
(этнос) -описание (графо)", сколько
"народоведение", что практически
является русским переводом термина
"этнология".
Следует, однако,
отметить, что начиная с 1973 г. даже в
названии международных конгрессов
слово "этнографический" было
заменено на слово "этнологический".
Но суть осталась той же.
Этнография
как самостоятельная отрасль знаний
возникла почти полтора века тому назад.
С течением времени, если учесть, что
этнографические материалы накапливались
практически на протяжении всей письменной
истории человечества, происходили
некоторые, а иногда и существенные
изменения определения самой этнографической
науки. Подобное положение не может
восприниматься как следствие
неопределенности задач, методов и
объектов этнографии, а является всего
лишь отражением постоянно и прогрессивно
меняющегося уровня этнографических
-5-
исследований. Такое состояние не
уникально; нечто подобное происходит
и в точных и в естественных науках.
Если
отвлечься от несколько необычного
определения этнографии как квинтэссенции
общественных наук, данного в 20-х годах
советским этнографом Л. Я. Штернбергом,
современная литература знает два типа
определения: энциклопедический
(содержащийся в изданиях советской
энциклопедии) и методический (изложенный
в обобщающих и учебных публикациях). В
прежних энциклопедических изданиях
излагалось определение, данное этнографии
советским ученым С. П. Толстовым:
"Этнография, историческая наука,
изучающая путем непосредственного
наблюдения культурные и бытовые
особенности различных народов мира,
исследующая исторические изменения и
развитие этих особенностей, проблемы
происхождения (этногенез), расселения
(этническая география) и культурно-исторических
взаимоотношений народов" 1 .
Во
втором издании "Большой Советской
Энциклопедии" в 1957 г. М. Г. Левин так
писал об этнографии: "Этнография -
отрасль истории, исследующая
культурно-бытовые особенности различных
народов мира в их историческом развитии,
изучающая проблемы происхождения и
культурно-исторических взаимоотношений
этих народов, восстанавливающая историю
их расселения и передвижения" 2 .
Как можно видеть, подобное определение
мало отличается от определения С. П.
Толстова.
В 1976 г. в "Советской
исторической энциклопедии" Ю. В.
Бромлей и С. А. Токарев фактически
избегают давать определение науки,
констатируя лишь объект ее исследования,
предмет и метод. Они пишут: "Этнография...
общественная наука, основным объектом
изучения которой являются народы -
этносы, а также другие типы этнических
(этнографических) общностей... Этнография
изучает сходство и различия образа
жизни народов (этнических общностей),
их происхождение (этногенез) и расселение,
а также культурно-исторические
взаимоотношения. Основной предмет
этнографии составляют характерные,
традиционные черты повседневной бытовой
культуры народов, образующие в совокупности
(вместе с языком) их специфический,
этнический облик... В качестве главных
источников используются прежде всего
данные, полученные методом непосредственного
наблюдения современной жизни народов...
Сопоставляя материал прежних свидетельств
с современными фактами, этнограф
воссоздает картину исторического
развития быта и культуры данного народа
или группы народов.. Этнографии присущи
комплексный подход к предмету исследования
и использование данных, полученных
смежными дисциплинами, как гуманитарными,
так и естественными, со многими из
которых
1 Большая Советская Энциклопедия (БСЭ). М., 1939. Т. 48. С. 205.
2 Советская этнография. № 1. 1946. С. 3.
-6-
она тесно связана... Этнография ставит
и решает весьма различные проблемы, как
чисто познавательные, так и практические:
одни из них касаются прошлого, другие
- современного" 3 . Продолжая
характеризовать этнографию, Ю. В. Бромлей
и С. А. Токарев излагают важнейшие
проблемы, решаемые этнографами нашей
страны. Данное толкование в значительной
степени является расширенным комментарием
к прежнему определению С. П. Толстова
(с тем существенным дополнением, что в
него вошло изучение и исторических
этнических общностей, которые нельзя
наблюдать "непосредственно", а
судить о которых можно по различного
вида письменным и вещевым источникам,
элементам традиционной культуры). С
другой стороны, как и первое определение,
оно носит некоторый административный
характер, т. е. в значительной степени
совпадает с планами научной работы
ведущего этнографического центра страны
и посему подвержено любым изменениям
в результате изменения самой тематики
исследований.
Видимо, ощущая подобную
зависимость, С. А. Токарев в 1968 г. привел
в учебном пособии "Основы этнографии"
более обобщенное определение: "Наиболее
простое и в то же время точное определение
этнографии: это историческая наука,
изучающая народы, их быт и культуру"
4 , а Ю. В. Бромлей в 1973 г. в книге "Этнос
и этнография", обобщающей проблематику
советской и мировой этнографии, определяет
этнографию как "науку об этнических
общностях", добавляя при этом, что
"понимание этнографии как науки о
народах предполагает, что основная ее
функция - исследование этого своего
главного объекта во всем его многообразии.
Так как этносы представляют собой
отличающиеся друг от друга динамические
системы, этнография прежде всего
исследует сходство и различие между
народами, а также изменение их характерных
черт во времени, т. е. этнические процессы"
5 .
Шло время, и уже в третьем издании
БСЭ (1978 г.) Ю. В. Бромлей и С. А. Токарев
дают более краткое определение этнографии,
правда, фактически повторяя самих себя:
"Этнография... общественная наука,
изучающая народы - этносы и другие
этнические общности, их этногенез, быт,
культурно-исторические отношения.
Основной предмет этнографии составляют
черты традиционной, повседневной
(бытовой) культуры народа, образующие
его этнический облик" 6 . В
советском Энциклопедическом словаре
1980 г. указано: "Этнография, этнология,
народоведение - наука, изучающая бытовые
и культурные особенности народов мира,
проблемы происхождения
3 Советская историческая энциклопедия. М., 1976. Т. 16. С. 642
4 Основы этнографии / Под ред. С. А. Токарева. М., 1968. С. 5.
5 Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. М., 1973. С. 264.
6 БСЭ, 3 е изд. М., 1968. С. 302.
-7-
(этногенез), расселение (этнография) и
культурно-исторические взаимоотношения
народов" 7 .
Казалось бы, все
ясно, но в учебном пособии "Этнография"
под редакцией Ю. В. Бромлея и Г. Е. Маркова
об этнографии говорится, что она
представляет собой науку, объектом
изучения которой являются народы мира.
Здесь вновь отсутствует как содержательная,
так и целевая установка.
Учитывая
сказанное, можно дать следующее
определение этнографии как науки:
этнография - историческая наука о
происхождении и этнической истории
народов, формировании специфических
особенностей их культуры и быта -
составных частей мировой цивилизации.
Объект исследования. методология
В толковании этнографии как науки,
предлагаемом Ю. В. Бромлеем и С. А.
Токаревым, основным объектом
этнографического исследования являются
этносы, что нередко воспринимается как
синоним понятия "народ". Древнегреческий
термин "этнос" (?????) этимологически
означал "народ", "племя",
"стая", "толпа", "группа
людей" и т. п. Любопытно отметить, что,
как показал Ю. К. Поплинский, сами древние
греки, различая или отличая самих себя,
т. е. греков от негреков, именно последних
именовали этносами. В таком понимании
отражались реальные культурно-бытовые
отличия негреков, т. е. для греков
различных этносов, от самих греков.
Эквивалентом термина "этнос" в
русском языке обычно считался термин
"народ", что имело свое основание
хотя бы в таком различительном
словосочетании, как инородцы или
инородческие народы, употреблявшемся
для отграничения русских от других
народов России. В настоящее время, когда
термин "этнос" давно вышел из
обыденного употребления и стал лишь
научным термином, а понятие "народ"
получило в дополнение к первичному
толкованию определенный социально-политический
смысл, прямого совпадения между этими
понятиями нет. Современное определение
этноса как группы людей, связанных
единством своего происхождения и
общностью культуры, включая язык,
является практически общепризнанным
и в значительной мере восходит к
определению, данному еще в 1923 г. С. М.
Широкогоровым: "Этнос есть группа
людей, говорящих на одном языке, признающих
свое единое происхождение, обладающих
комплексом обычаев, укладом жизни,
хранимых и освященных традицией и
отличаемых ею от таковых других групп"
8 .
Интерес к объекту этнографии
- этносу, вспыхнувший в советской науке
в конце 60-х годов, вызвал острую дискус-
7 Советский энциклопедический словарь. М., 1981. С. 1574
8 Широкогоров С. М. Этнос. Шанхай. 1923. С. 13.
-8-
сию, продолжающуюся до сих пор, относительно
сущности этого явления и соответственно
сущности этногенеза и его этапов. С
одной стороны (данной точки зрения
придерживаются представители
этнографической школы), предлагается
рассматривать этнос как определенную
социально-историческую систему, с другой
(Л. Н. Гумилев) - как форму существования
Homo sapiens, т. е. природное явление. С
пониманием сущности этноса связаны
представления оппонентов об этногенезе
и влиянии на него ландшафта, этнических
контактах и г. д. Не останавливаясь
подробно на всех нюансах дискуссии,
важно отметить позитивное значение
экологических аспектов теории Л. Н.
Гумилева, его природоведческое кредо.
Вместе с тем признание за этносом
социально-исторической сущности
позволяет строить перспективу его
развития, когда этнос меняет свою
структуру - от низшего порядка к
высшему.
Исходя из характеристики
этноса - основного объекта этнографии,
правомерным стало употребление
прилагательного "этнический",
"этническое", сопряженного с
конституированной в этнос группой
людей, имеющей специфическую культуру.
Отсюда частое употребление в качестве
синонима этноса понятия "этническая
общность", а как части прежнего этноса
или этнической общности - "этнографическая
группа", которая наряду с этносом
является объектом этнографического
исследования. Прилагательное "этнический"
в настоящее время широко применяется
для определения ответвлений разных
научных дисциплин, изучающих специфические
образования или определяемые этносом
явления (например, этническая антропология,
этническая статистика и картография,
этническая история, этническая география,
этническая лингвистика, этническая
экология и т. д.).
Этнография является
исторической наукой, что означает
изучение ею этносов в их историческом
развитии на всем временном протяжении
истории человечества и во всем их
глобальном многообразии как в прошлом,
так и в настоящем. Таким образом,
этнография шире традиционной истории,
рассматривающей лишь историю письменных
народов, так как основным источником
традиционной исторической науки является
письменный документ, памятник. Этнография
охватывает весь дописьменный период
истории человечества и все бесписьменные
народы - этносы. Как и для истории, для
этнографии (речь идет, естественно, о
марксистской этнографии) методологической
основой является марксистско-ленинское,
материалистическое понимание истории
и исторических явлений, обусловленных
как производством, так и рожденными в
процессе его производственными
отношениями. Правильный методологический
подход определил успех советских
этнографов в решении самых сложных и в
то же время и самых перспективных проблем
этнографии в первую очередь в области
происхождения наро-
-9-
дов, их этнической истории и современных
этнических процессов в мире.
Под
влиянием марксистско-ленинского
материалистического понимания истории
находятся сегодня некоторые этнографы
стран капитализма, развивающихся
государств Азии, Африки и Латинской
Америки, хотя в методологии зарубежной
этнографии отчасти сохраняют свою
позицию различные идеалистические
концепции эволюционистского,
функционального и психорасистского
направлений.
В зарубежной этнографии
в большей степени сохраняется деление
этнографии на описательную (собственно
этнографию) и теоретическую (этнологию),
так же как на этнографию, изучающую
собственный этнос, так и этнографию,
исследующую другие народы - этносы.
Последнее достаточно четко прослеживается
в немецко-язычных странах, где под
термином "Volkskunde" понимается изучение
собственного народа, а под термином
"Volkerkunde" изучение зарубежных,
главным образом бывших колониальных
народов.
Для стран Западной Европы
и Америки (Англия, Франция, США, Канада
и др.) характерно включение этнографии
в общую систему науки о человеке -
антропологию, которая определяется как
состоящая из предыстории, физической
антропологии, социальной антропологии,
этнологии, фольклора, лингвистики и
археологии. Здесь обычному понятию
"этнография" соответствуют две
дисциплины - этнология и социальная
антропология.
Общенаучное и социальное значение этнографии
Этнография как самостоятельная научная
дисциплина возникла на базе географической
науки в России и ряде других стран или
как наука о человеке (как, например, в
Англии). Вместе с тем ее данные задолго
до выделения этнографии в середине XIX
в. в особую отрасль знаний использовались
при исторических исследованиях. Такое
положение давало повод рассматривать
этнографию как своего рода вспомогательную
дисциплину, относящуюся то ли к географии
или биологии, то ли к истории. К сожалению,
подобные взгляды не изжиты и по сей
день, однако если прежде они могли быть
объяснены еще общей недифференцированностью
наук, то сегодня - это результат научного
невежества или неосведомленности.
Для
определения общенаучного и социального
значения этнографии рассмотрим те
проблемы, которые она способна решать
и решает, пользуясь только ей присущими
методами исследования.
Как уже
отмечалось, этнография - историческая
наука, а
-10-
объект ее исследования - этнос, возникший
еще на заре человеческой истории. Если
оставить за пределами исторического
исследования эпоху первобытного стада
и начинать его с первобытнообщинного
(или родового, или доклассового) периода
в истории, т. е. с того периода, когда мы
можем более или менее объективно
различать и отличать этносы, то окажется,
что этнография значительно полнее во
временном и пространственном отношении,
чем история, способна дать картину
этнических и социальных изменений,
пережитых человечеством. Воссоздать
историческое прошлое народов Земли -
долг и обязанность современной науки.
В этом кропотливом труде историку
помогает письменный источник, а как
восстановить бесписьменную историю,
или прошлое бесписьменных народов?
Большинство
народов не имело письменности, и поэтому
их невозможно изучать традиционными
методами истории, как нельзя изучать
теми же методами самый большой период,
прожитый человечеством,- эпоху
бесписьменного доклассового общества.
Традиционная историческая наука, к
сожалению, и сегодня вольно или невольно
отгораживается от этих народов и этой
эпохи. В такой позиции как бы возрождается
характерное для недалекого прошлого
деление народов на "исторические"
и "неисторические". К последним,
как правило, относились все народы, не
имеющие письменности, а в пору расцвета
колониальных империй - и все народы -
носители отличной от европейской
культуры.
Вместе с тем история народа
сохраняется не только в письменных
данных, но и в его традициях и обычаях,
его представлениях об окружающем мире
и верованиях, орудиях труда, пище, одежде
и жилище, в памятниках древности, которые
встречаются на могильных полях и местах
древних поселений, в легендах и эпических
сказаниях, т. е. во всем комплексе
культуры, созданном данным этносом и
отличающем его от других. Только
этнографическими методами можно по
этим следам восстановить путь, пройденный
народами. Очевидно, что в прожитом
человечеством миллионолетье, где эпоха
классового общества, возникшая всего
каких-то 7 тыс. лет назад,- ничтожно малая
величина, без истории не было и не могло
быть ни эпохи, ни этносов. Следовательно,
этнографии в создании подлинной всемирной
истории отводится отнюдь не вспомогательная,
а особая роль, что очень важно при
изучении самой длительной прожитой
человечеством эпохи - эпохи доклассового
общества, чья этническая и социальная
история стала предметом научной дискуссии
в современном ученом мире.
Классики
марксизма-ленинизма, опираясь на данные
этнографии и смежных с нею наук, придавали
особое значение этой эпохе, так как ее
научное описание свидетельствовало о
преходящем характере классово-антагонистического
государства, частной собственности и
моногамной семьи, объявлявшихся