ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Философская система Гегеля
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 — 1831), великий немецкий философ, родился в семье высокопоставленного государственного служащего. Он учился в Теологическом институте в Тюбингене, где проходил курсы по философии и теологии.
Он с энтузиазмом приветствовал революционные события во Франции в конце XVIII века и выступал против феодальных порядков в Германии. После падения Наполеона Гегель изменил свое мнение. В 1818 году он получил место лектора в Берлинском университете, где оставался до конца своей жизни.
В философии двадцатого века проблема свободы всплывала снова и снова. Философы подчеркивали его различные грани. Его отношение к морали весьма противоречиво.
Размышления о свободе, несомненно, соотносятся с проблемой определения человека, его природы. В своих лекциях по философии религии Гегель дал двоякую характеристику человека: «Человек по природе добр» и «Человек по природе зол».
Сказать, что человек по природе добр, по Гегелю, значит признать, что человек сам по себе есть дух, разум, что он создан по образу и подобию Бога.
Человек естественен, когда он следует своим страстям и импульсам, является рабом своих желаний. Естественная непосредственность служит ему законом. Он естественен, но в этой естественности он в то же время является носителем воли.
То, к чему стремился Гегель, можно назвать антропологическим философствованием. Он взял конкретную человеческую личность и истолковал назначение человека.
Гегель спорил не только о родовом понятии «человек», но и о «каждом человеке», то есть о реальном человеке, из которого должна быть выведена антропология. Но в позднем Гегеле эта идея была утрачена.
В отличие от младшего Гегеля, систематизатор Гегель взял в качестве исходного принципа не человека, а мир-причину. Гегель рассматривал человека как этап на пути к достижению самосознания мирового разума и тем самым к совершенству.
Любое противоречие в реальной человеческой жизни и истории не побуждало философа пытаться интерпретировать их через человека.
Он объясняет противоречивость жизни как простой «трюк», к которому прибегает Идея (существующая в себе), чтобы обрести свое совершенство именно через преодоление этого противоречия.
Вопреки претензии на окончательное решение поставленного Кантом вопроса «Что есть человек?», Гегель либо затушевывает его, либо вовсе устраняет. Если человек является лишь медиумом (посредником), через которого дух мира познает самого себя, тогда не может быть границ познания.
Основа философской системы Гегеля
Философская система Гегеля строится на кантовских идеях.
У Канта камнем преткновения был чистый разум, который был избавлен от всего чувственного, материального и даже опытного. Канта интересует возможность самопроизвольного познания мира чистым разумом, не привлекая категории опыта.
Гегель придерживается совершенно иного мнения. Он считал, что наше опытное познание - необходимая категория для понимания сути вещей. Гегель даже сравнивал систему познания Канта с человеком, который хочет научиться плавать, не входя в воду. Исходя из этих принципов, Гегель формулирует свой основной философский принцип – Принцип тождества мышления и бытия.
Из этого принципа следует то, что наши эмпирические знания встраиваются в структуру нашего мышления. Через наши методы познания природа открывает нам какую-то свою часть; её ноуменальная сущность как бы просвечивается через явление (феномен).
Философская система
Философская система Гегеля состоит из трех частей:
1) Логики
2) Философии природы
3) Философии духа.
Логика понимается Гегелем совершенно иначе, чем она трактовалась на протяжении всего времени существования этой науки (т. е. начиная с Аристотеля). По Гегелю, субъективной логике (учению о человеческом мышлении) должна предшествовать логика объективная— учение о диалектическом саморазвитии Абсолютной идеи (мирового Духа, Бога).
Природа в системе Гегеля есть лишь «инобытие» Абсолютной идеи. (Тем самым философ-идеалист разделяет религиозный, теологический взгляд на материальный мир как творение Бога). Как «среднее звено» системы, природа опосредует связь между Богом и человеком, человеческой историей и культурой.
Философия духа — это и есть философия культуры. Гегель различает три ступени в развитии духа:
1) субъективный дух — индивидуальное сознание;
2) объективный дух — воплощение («объективацию») духа в мировой истории и гражданском обществе и
3) абсолютный дух — общественные формы сознания (искусство, религия, философия).
Законы диалектики
Гегелевские законы диалектики являются важнейшим достижением немецкого мыслителя и призваны служить лучшему пониманию общества и в принципе любых процессов, связанных с человеком
Закон перехода количественных изменений в качественные
Этот закон можно назвать самым всеобъемлющим. Он описывает все процессы, происходящие со всеми вещами в мире, количественные и качественные изменения можно увидеть абсолютно в каждом аспекте нашей жизни.
Закон характеризуют 4 термина:
· Количество – то, что внешне определяет предмет. Это те параметры, которые позволяют нам зафиксировать наличие предмета в пространстве и времени.
· Качество определяет внутренние характеристики предмета.
· Мера выступает в роли синтеза количества и качества. Это понятие олицетворяет изменение количественных характеристик с сохранением качественных.
· Скачок – это то, с помощью чего осуществляется переход из одного качественного состояния в другое.
Закон двойного отрицания
Формируя закон двойного отрицания, Гегель утверждает, что понимание мира человеком, идёт по спирали, постоянно восходя вверх. Причём относится это не только к миру, но и к нашему собственному развитию.
В гегелевском диалектическом отрицании присутствуют три условия:
1. Преодоление старого, заключающееся в возникновении новых более высоких форм развития
2. Преемственность – новые формы содержат самые лучшие и полезные характеристики старых
3. Утверждение нового
Эти три условия справедливы и для нашего собственного развития. Ведь каждое наше новое знание базируется на полученном когда-то давно или недавно, предшествующем и служит ступенькой для поднятия нашего познания на новый уровень.
Закон единства и борьбы противоположностей
Этот принцип можно назвать основополагающим во всей философии Гегеля, так как она строится именно на борьбе противоречий и последующем переходе их в синтез.
Ключевыми понятиями, определяющими этот закон будут:
1. Тождество. Выражает равенство объекта самому себе.
2. Различие соответственно выражает неравенство объекта себе самому.
3. Противоположности выражают те характеристики объекта, которые полностью друг от друга отличны, однако они вполне могут быть частью одного целого и друг с другом сосуществовать.
4. Противоречия. У каждого утверждения должна быть иная сторона, этому утверждению противоречащая, которая будет его полной противоположностью.
Заключение
Хоть и гегелевская система довольно сложна для понимания, лежащая в её основе тройственная структура, несомненно, достойна рассмотрения. В основе его философской системы лежит единство и в то же время борьба противоположностей, без которой никакое развитие не представляется возможным. Подобный конфликт, конечно, не делает нашу жизнь проще, но именно благодаря ему возможен переход на более высокие уровни развития.
В философии Гегеля много спорных моментов, в том числе сама его метафизическая система, однако истинной задачей философии Гегеля было научить нас не принимать поспешных решений и стремиться к конкретному знанию о том, что нам действительно важно. А также раскладывать любой интересующий нас вопрос на составные части. Желательно на 3, как сам Гегель любил это делать.