Файл: Понятие и значение административноправового регулирования контроля за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему, осуществляемого органами внутренних дел.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление


Введение 3

1. Понятие и значение административно-правового регулирования контроля за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему, осуществляемого органами внутренних дел 5

2. Правовое регулирование контроля за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему, осуществляемого органами внутренних дел 13

3. Основные направления совершенствования правовой регламентации контроля за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему 26

Заключение 35

Список использованных источников 39



Введение
Административно-правовое регулирование контроля за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему, осуществляемого органами внутренних дел Российской Федерации традиционно вызывает дискуссии в научных кругах. Задачей Российской Федерации в сфере оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему является недопущение наступления вредных последствий, чем обуславливается императивный, властный характер правового регулирования рассматриваемое сферы общественных правоотношений.

Указанным регулированием обеспечивается реализация административно-правового контроля за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему. Изложенным обуславливается актуальность проводимого исследования. Административно-правовое регулирование контроля за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему нуждается в комплексном анализе, направленном на выявление существующих пробелов и коллизий и формулирование предложений по совершенствованию действующего законодательства.

Объектом исследования являются правоотношения в сфере административно-правового регулирования контроля за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему, осуществляемого органами внутренних дел.

Предмет исследования представляет собой совокупность положений нормативно-правовых актов, регламентирующих административно-правовое регулирование контроля за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов, осуществляемого органами внутренних дел, доктринальной основы и правоприменительной практики.

Теоретические и прикладные проблемы, обусловленные существованием и реализацией административно-правовых режимов оборота оружия, становились предметом исследование таких ученых как: А.В. Белоконь, Е.В. Веселова, А.А. Долгополов, Я.В. Еловский, А.В. Лещина, M.Х. Ордоков, А.А. Шмидт и других ученых в области административного права.


Целью исследования является изучение и анализ административно-правового регулирования контроля за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему, осуществляемого органами внутренних дел.

Задачи исследования определяются поставленной целью:

1) определить понятие и значение административно-правового регулирования контроля за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему, осуществляемого органами внутренних дел;

2) изучить правовое регулирование контроля за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему, осуществляемого органами внутренних дел;

3) сформулировать основные направления совершенствования правовой регламентации контроля за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему.

Методологическая основа курсовой работы представлена диалектическим, логическим и формально-юридическим методами познания.

Структура исследования определяется поставленными задачами: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
1. Понятие и значение административно-правового регулирования контроля за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему, осуществляемого органами внутренних дел
По мнению А.А. Долгополова, «для решения социально значимых задач, целью которых является неотвратимость реализации правовых норм, регулирующих поведение субъектов правоотношений в сфере оборота оружия, должны образовываться соответствующие юридические конструкции административно-правовых режимов, охватывающие все уровни административно-правовых отношений, устанавливающие соответствующие запреты, дозволения, ответственность, стимулы, позволяющие объединить совокупность правовых норм, направленных на гарантированное достижение поставленной юридической цели – правомерного поведения субъектов правоотношений.»1. Таким образом, необходимым является формирование детально проработанных юридических норм административно-правовых режимов оборота оружия, регламентирующих допустимые пределы правомерного поведения субъектов и эффективное функционирование объектов правового регулирования, позволяющих учесть и обеспечить реализацию правовых статусов субъектов правоотношений.

Рассматривая административно-правовое регулирование контроля за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему в качестве инструмента воздействия на участников отношений в сфере оборота оружия, следует признать, что с социально значимым результатом является обеспечение безопасности общества в процессе оборота оружия. В комплекс правоотношений по поводу оборота оружия входит система прав, обязанностей, гарантий и ответственности участников рассматриваемых общественных отношений. Таким образом, административно-правовое регулирование рассматриваемой сферы должно определять административно-правовой статус субъектов и объектов отношения в сфере оборота оружия, Включающий в себя права, обязанности, подчиненность, координацию и способы взаимодействия субъектов и объектов отношений.



Детальная регламентация правового положения органов внутренних дел, осуществляющих контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеет первостепенное значение в обеспечение эффективного функционирования административно-правовых режимов.

В качестве базового критерия оценки способности административно-правового регулирования адекватно регламентировать Общественные отношения в сфере оборота оружия, А.А. Долгополов определяет «наличие в ней в достаточной степени эффективных правовых средств на всех уровнях правового регулирования правоотношений по поводу оборота оружия, обеспечивающих гарантированно безопасное их хранения и использования»2.

В структуре юридической конструкции административно-правовых режимов оборота оружия наряду с режимными правилами значение имеют правовые, организационные, информационные, материально-технические гарантии, которые при помощи различных правовых средств должны обеспечивать возможность реализации режимов, создание таких правовых условий, при которых неисполнение режимных правил неотвратимо влечет невозможность осуществления оборота оружия, его изъятие, привлечение виновных должностных лиц к соответствующей ответственности. Правовые гарантии, как и любые иные, должны определяться нормами права и наделяют административно-правовые режимы возможностью выявлять и предупреждать правонарушения в сфере оборота оружия, принимать меры по пресечению нарушений режимных правил, устанавливать юридическую ответственность за нарушение режимных правил. Организационные, информационные, материально-технические гарантии должны определять порядок управленческой деятельности, обеспечивающей соблюдение режимных правил, устанавливать систему, порядок наделения соответствующих должностных лиц необходимыми полномочиями, обязанностями, в том числе функциональными, для обеспечения соблюдения режимных правил, вводят материально-технические меры защиты режимных правил, устанавливают систему информационного обеспечения должностных лиц, ответственных за соблюдение режимных правил. Разработке юридических конструкций административно-правовых режимов в сфере оборота оружия должна предшествовать тщательная аналитическая проработка всей структуры юридических конструкций, которая должна строиться исходя из социальной цели, определенной для достижения образуемыми административно-правовыми режимами
3.

Административно-правовое регулирование оборота гражданского и служебного оружия в обязательном порядке должно включать в себя методы поддержания постоянного функционирования административно-правового режима; систему взаимодействия субъектов режимного обеспечения; обмен между ними информацией об устойчивом функционировании административно-правового режима; их контрольные функции в отношении объектов правового регулирования. В результате должна быть выработана схема прав, обязанностей, ответственности как субъектов правового регулирования, так и объектов правового регулирования. Юридические конструкции административно-правовых режимов в сфере оборота оружия – эффективный инструмент социального регулирования, что является главным предназначением права.

Совершенство самого административно-правового режима будет зависеть не только от основного его правового регулятора – федерального закона, но и от проработанности последующих по уровню нормативных правовых актов – постановлений Правительства Российской Федерации, ведомственных нормативных правовых актов, которые должны обеспечить комплексное правовое регулирование общественных отношений по поводу оборота оружия. Для построения юридических конструкций административно-правовых режимов оборота оружия, оказывающих регулирующее воздействие на общественные отношения, необходимо, чтобы базовый нормативный правовой акт, устанавливающий тот или иной административно-правовой режим, определял последовательность иерархического построения последующего нормативно-правового материала, раскрывающего регулятивную функцию административно-правового режима, органически связанного с базовым нормативно-правовым актом, а также призванного выполнить охранительную функцию по отношению к регулятивной части административно-правового режима.

Базовый нормативно-правовой акт, устанавливающий административно-правовой режим, иметь системообразующий характер для административно-правового режима: режимные правила; административно-правовые статусы субъектов и объектов правоотношений, регулируемых административно-правовым режимом; юридические, организационные, информационные, материально-технические гарантии функционирования административно-правового режима. Базовым нормативно-правовым актом должен быть федеральный закон в том случае, когда административно-правовой режим призван обеспечить правовое регулирование общественных отношений в сфере прав, обязанностей граждан, других конституционных установлений. Системное построение правового материала юридических конструкций административно-правовых режимов в процессе правовой регламентации оборота оружия позволяет образовать единое правовое пространство в этой сфере социальной деятельности, обеспечить его эффективность, сбалансировать нормативные правовые акты всех уровней, создать правовую основу для издания иных нормативных правовых актов.


Регулирующее воздействие нормативных правовых актов, устанавливающих режимные правоотношения, режимные правила и режимные гарантии в сфере оборота оружия, должно быть направлено на решение следующих основных задач: определение издаваемыми нормативными правовыми актами органов исполнительной власти, уполномоченных обеспечивать устойчивое функционирование административно-правового режима, а в случае наличия целесообразности также образование новых органов исполнительной власти; регламентация административно-правовыми нормами правил поведения субъектов правоотношений, установление запретов, дозволений, позитивных обязываний, стимулирований; установление порядка деятельности органов исполнительной власти в сфере государственного управления в условиях функционирования административно-правового режима; установление правового статуса субъектов и объектов правоотношений в структуре административно-правового режимного регулирования, в том числе усиление прав органов исполнительной власти, а также возложение дополнительных обязанностей и ограничение прав других субъектов правоотношений; установление режимных правил, формирование системы организационных, юридических, информационных, материально-технических гарантий, обеспечивающих устойчивое функционирование административно-правового режима; определение системы контроля со стороны органов исполнительной власти за соблюдением режимных правил; установление ответственности за нарушение режимных правил (административной, уголовной, дисциплинарной и т.п.); установление порядка реализации режимных правил в целях обеспечения возможности функционирования объекта режимного регулирования (получение различного рода разрешений, лицензий, сертификатов, установление порядка регистрации на различные виды деятельности).

Регулятивные возможности юридических конструкций позволяют обусловливать свое образование как практическими потребностями в правовом регулировании отношений в сфере оборота оружия, так и возможностью проектирования моделей правомерного поведения субъектов правоотношений посредством построения соответствующего правового материала. Такой подход в образовании юридических конструкций административно-правовых режимов позволяет расширить их регулятивные возможности в зависимости от юридической цели, выстраивать схемы применения соответствующих правовых средств, реализовывать правовые статусы субъектов правоотношений, добиться социально значимого результата, установленного правотворческим органом.