ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
М ИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт
(наименование института полностью)
Кафедра /департамент /центр1 Дошкольная педагогика, прикладная психология
(наименование кафедры/департамента/центра полностью)
44.03.03. Специальное (дефектологическое) образование
(код и наименование направления подготовки, специальности)
Дошкольная дефектология
(направленность (профиль) / специализация)
Практическое задание № 2
по учебному курсу «Психология детства»
(наименование учебного курса)
Студент | А.Е. Мярдеева | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | ДФОбд-1901г | |
Преподаватель | С.Е. Анфисова | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2022
Заполните таблицу «Периодизации, основанные на одном внешнем по отношению к психическому развитию критерии».
Периодизация стадии | Принцип построения | Достоинства | Недостатки |
Гетчинсон | К.Гетчинсон на основании теории рекапитуляции создал периодизацию психического развития, критерием в которой был способ добывания пищи. Он выделил в психическом развитии детей пять основных фаз, границы которых небыли жесткими, так что конец одной фазы не совпадал с началом следующей. Периодизация психического развития по К.Гетчинсону: 1) стадия рытья и копания (от рождения до 5 лет); 2) стадия охоты и захвата (5 – 11 лет); 3) пастушеская стадия (8 – 12 лет); 4) земледельческая стадия (11 – 15 лет); 5) стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека (14 – 20 лет). | В основе периодизации лежит способ добывания пищи. Стадии развития ребенка Гетчинсон выделил в соотношении с периодами развития общества. На стадии рытья и копания ребенок играет в песке, манипулирует совком. На второй стадии–охоты и захвата – у детей проявляются агрессивность, жестокость стремление отделиться от взрослых. Пастушеская стадия характеризуется тем, что дети строят укрытия, любят домашних животных, стремятся заботиться о них. В течение земледельческой стадии дети проявляют интерес к природным явлениям, стремление к садоводству, у них появляются наблюдательность и осмотрительность. Стадия промышленности и торговли соответствует развитию современного человека. Юноши и девушки осознают роль денег, точных наук. У них появляется стремление меняться одеждой, личными предметами. Гетчинсон считал, что систематически обучать ребенка можно с восьми лет, поскольку со стадии пастушества наступает эрацивилизованного человека. | На второй стадии охоты и захвата у детей проявляется агрессивность, жестокость, стремление отделится от взрослых. Для гармоничного психического развития ребенка необходимо прохождение каждой стадии. Фиксация на какой-либо стадии приводит к отклонениям в психике. Специфическим механизмом перехода от одной стадии к другой является игра.Ученик С.Холла К.Гетчинсон на основании теории рекапитуляции создал периодизацию психического развития, критерием в которой был способ добывания пищи. Он выделил в психическом развитии детей пять основных фаз, границы которых небыли жесткими, так что конец одной фазы не совпадал с началом следующей |
Холл | Холл является также основателем педологии - комплексной науки о ребенке, в основе которой лежит шея педоцентризма. Согласно ей, наребенке сосредоточены исследовательские интересы многих профессионалов - психологов, педагогов, биологов, педиатров, ан- тропологов, социологов и других специалистов. Таким образом, педология как бы объединяет все отрасли знаний, связанные с исследованием детского развития. | Им разрабатывались специальные вопросники, цель которых – изучение различных сторон психики детей. Полученные данные позволили автору составить целостную картину психологических особенностей детей разных возрастов, проанализировать проблемы детей. | |
Штерн | В качестве критерия выделения стадий психического развития Штерн использует прохождение ребенком этапов эволюции. Штерн выделяет пять стадий. В первом полугодии поведение ребенка характеризуется рефлекторностью и импульсивностью. Эту стадию Штерн называл стадией млекопитающего. Затем психическое развитие проходит стадию высшего млекопитающего – обезьяны. Овладение ребенком прямохождением и речью соответствует начальным ступеням человеческого состояния. Далее следует стадия первобытных народов. В это время ребенок занят игрой, сказками. С момента поступления в школу начинается стадия культуры. Ребенок занимает более высокую социальную ступень, которая дает ему новые права и обязанности. Стадия культуры включает три этапа. Первый этап – начальная школа – соответствует содержанию античного и ветхозаветного мира. Поведение подростков соотносится с фанатизмом христианской культуры и крестовыми походами. На третьем этапе достигается период зрелости. Это этап эпохи просвещения. На этом этапе достигается духовная дифференциация, соответствующая состоянию культуры нового времени | Более объективно раскрывают вклад Штерна в становление и развитие детской психологии. В.А.Луков, говоря об исследованиях Штерном умственной одаренности детей, полагает, что вопросы, поднятые им, опять стали актуальны - теперь уже в новой социокультурной ситуации, порожденной компьютеризацией школы и в целом общественной жизнью. В 1997 году переиздана работа Штерна «Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста» высоко оценивают вклад В.Штерна в развитие современной психодиагностики и дифференциальной психологии. В настоящее время переиздана за рубежом и издана на русском языке его «Дифференциальная психология и ее методологические основания» Справедливо отметить первенство В.Штерна в определении основных стадий речевого развития ребенка от рождения до шести лет. | Исследования и идеи Штерна в области дифференциальной психологии, психотехники, исследования одаренности детей, детской и возрастной психологии, методологии исследования детей анализировались односторонне и подверглись критике. Репрессированные отрасли психологической науки педология и психотехника, в основании которых исследования В.Штерна, а также многие его идеи о сущности личности в разрабатываемой им персоналистической теории сделали невозможным свободное применение его идей и исследований в отечественной науке в советский периодИмя В.Штерна упоминалось часто в связи с негативной оценкой не принятых в нашей стране в советский период тестов по изучению интеллекта ребенка, а также психотехники. |
Заззо | В периодизации Рене Заззо этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения детей. После стадии раннего детства (до 3 лет) начинается стадия дошкольного возраста (3-6 лет), основное содержание которой составляет воспитание в семье или дошкольном учреждении далее следуют стадия начального школьного образования (6-12 лет), на которой ребенок приобретает основные интеллектуальные навыки, стадия обучения в средней школе (12-16 лет), когда он получает общее образование, и позже - стадия высшего или университетского образования.В ней этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения детей. | Возрастные периоды,установленные в периодизации Заззо, совпадают с общепринятыми на сегодня, так как развитие и обучение взаимосвязаны, а структура образования создана на базе практического опыта. | Так как развитие и воспитание взаимосвязаны, и структура образования создана на базе большого практического опыта, границы периодов, установленных по педагогическому принципу, почти совпадают с переломными моментами в детском развитии |