Файл: Расчёт устойчивости самоходного железнодорожного крана.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Безопасная эксплуатация грузоподъёмных механизмов при выполнении грузовых операций обеспечивается правильным выбором параметров кранов и их устойчивостью.
При расчётах кранов различают устойчивость грузовую, т. е. устойчивость крана от действия полезных нагрузок при возможном опрокидывании его вперёд в сторону стрелы и груза, и собственную, т. е. устойчивость крана при отсутствии полезных нагрузок и возможном опрокидывании его назад в сторону противовеса.
Расчёт устойчивости самоходного железнодорожного крана
Безопасная эксплуатация грузоподъёмных механизмов при выполнении грузовых операций обеспечивается правильным выбором параметров кранов и их устойчивостью.
При расчётах кранов различают устойчивость грузовую, т. е. устойчивость крана от действия полезных нагрузок при возможном опрокидывании его вперёд в сторону стрелы и груза, и собственную, т. е. устойчивость крана при отсутствии полезных нагрузок и возможном опрокидывании его назад в сторону противовеса.
Грузовая устойчивость самоходного крана определяется условием
K1 – коэффициент грузовой устойчивости, принимаемый для горизонтального пути без учёта дополнительных нагрузок равным 1,4, а при наличии дополнительных (ветер, инерционные силы) влияния наибольшего допускаемого уклона – 1,15;
MГ – момент, создаваемый рабочим грузом относительно ребра опрокидывания, H·м;
МП – момент всех прочих нагрузок действующих на кран относительно того же ребра с учётом наибольшего допускаемого уклона пути, H·м.
Q – вес наибольшего рабочего груза, Н;
a – расстояние от оси вращения крана до центра тяжести наибольшего рабочего груза, подвешенного к крюку, при установке крана на горизонтальной плоскости, м;
b – расстояние от оси вращения до ребра опрокидывания, м.
MВ1 – восстанавливающий момент от действия собственного веса крана, Н·м;
МУ – момент, возникающий от действия собственного веса крана при уклоне пути, Н·м;
МЦ.С. – момент от действия центробежных сил, Н·м;
МИ – момент от силы инерции при торможении опускающегося груза, Н·м;
МВ – ветровой момент, Н·м.
G – вес крана, Н;
c – расстояние от оси вращения крана до его центра тяжести, м;
α – угол уклона пути, град (для передвижных стреловых кранов α=3°– при работе без выносных опор, α=1,5° – при работе с выносными опорами).
h1 – расстояние от центра тяжести крана до плоскости, проходящей через точки опорного контура, м.
n – частота вращения крана вокруг вертикальной оси, мин-1;
h – расстояние от оголовка стрелы до плоскости, проходящей через точки опорного контура, м;
H – расстояние от оголовка стрелы до центра тяжести подвешенного груза (при проверке на устойчивость груз приподнимают над землёй на 20-30 см), м.
v – скорость подъёма груза (при наличии свободного опускания груза расчётную скорость принимают равной 1,5 м/с), м/с ;
g – ускорение свободного падения, равное 9,81 м/c2
t – время неустановившегося режима работы механизма подъёма (время торможения груза), с.
W – ветровая нагрузка, действующая параллельно плоскости, на которой установлен кран, на наветренную площадь крана, Па;
W1 – ветровая нагрузка, действующая параллельно плоскости, на которой установлен кран, на наветренную площадь груза, Па;
ρ=h1 и ρ1=h – расстояния от плоскости, проходящей через точки опорного контура, до центра приложения ветровой нагрузки, м.
Если кран предназначен для перемещения с грузом, то при проверке грузовой устойчивости в направлении его движения учитывают зависимости и которые вычитаются из удерживающего момента.
Давление ветра на кран:
где
F – наветренная поверхность крана, м2;
qСН – статическая составляющая ветровой нагрузки, Н/м ;
q0 – cкоростной напор, принимаемый в зависимости от региона страны, Па;
K – коэффициент, учитывающий изменение скоростного напора по высоте, принимаемый с учётом типа местности;
с' – аэродинамический коэффициент сопротивления: для сплошных балок и ферм прямоугольного сечения 1,49, для прямоугольных кабин машинистов, противовесов, оттяжек кранов 1,2, для конструкций из труб диаметром 170 мм – 0,7, диаметром 140-170 мм – 0,5;
Скоростной напор ветра
Район строительства | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Скоростной напор q0, Па | 270 | 350 | 450 | 550 | 700 | 850 | 1000 |
Коэффициент, учитывающий изменение скоростного напора ветра
Тип местности | КС при высоте над поверхностью земли | ||||||
10 | 20 | 40 | 60 | 100 | 200 | 350 | |
Открытая | 1 | 1,25 | 1,55 | 1,75 | 2,1 | 2,6 | 3,1 |
Покрытая препятствиями высотой более 10 м | 0,65 | 0,9 | 1,2 | 1,45 | 1,8 | 2,45 | 3,1 |
При расчёте грузовой устойчивости кранов давление ветра для большинства районов страны принимают: для самоходных стреловых кранов 250 Па, для высоких башенных монтажных кранов 150 Па.
Наветренная поверхность крана F определяется площадью, ограниченной контуром крана F', и степенью заполнения этой площади элементами решётки α:
α1 – коэффициент заполнения (для сплошных конструкций 1, для решётчатых 0,3-0,4).
Наветренную площадь груза определяют по действительной площади наибольших грузов, поднимаемых краном.
Собственная устойчивость самоходного крана определяется условием:
где
k2 – коэффициент собственной устойчивости;
M0 – момент, создаваемый ветровой нагрузкой, Н·м;
MУ – момент, возникающий от действия собственного веса крана при уклоне пути, Н·м;
Коэффициент собственной устойчивости, т.е. коэффициент устойчивости без рабочего груза, в сторону, противоположную стреле:
где
W2 – ветровая нагрузка, действующая параллельно плоскости, на которой установлен кран, на подветренную площадь крана при нерабочем состоянии, Па;
p2 – расстояние от плоскости, проходящей через точки опорного контура, до центра приложения ветровой нагрузки, м;
Задача
Проверить грузовую устойчивость автомобильного крана КАТО при положении стрелы длиной 44 м под углом 680 по отношению к поверхности поворотной платформы с грузом весом 6900 Н.
Q=6900 Н, G=60 750 Н, с=0,73 м, v=0,3 м/с, t=1,5 с, W=1500 Па, р=12 м, W1=500 Па, n=0,5 мин-1, h=44 м, Н=44 м, α=20, b=3,5 м, а=16 м, h1=6 м, р1=44
Коэффициент собственной устойчивости определяется при положении стрелы длиной 44 м под углом наклона 820 по отношению к поверхности поворотной платформы при установлении на поверхности земли с уклоном 30.
G=61000 Н, с=0,06 м, h1=6,5 м, α=30, b=1,3 м, W2=1700 Па, р2=15 м.
Устойчивость башенных кранов
Устойчивость башенных кранов проверяют по тем же формулам, что и для самоходных кранов.
Числовые значения коэффициентов грузовой и собственной устойчивости определяют при направлении стрелы, перпендикулярном линии опрокидывания, без учета действия рельсовых захватов. Коэффициент собственной устойчивости крана определяют при наименьшем вылете крюка.
Исходные данные
Проверить грузовую устойчивость башенного крана с учетом дополнительных нагрузок и уклона пути при подъеме груза весом Q.
Исходные данные | Варианты | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 0 | |
Q, Н | 6500 | 5000 | 5500 | 4500 | 4000 | 4500 | 5500 | 6000 | 5600 | 4000 |
G, Н | 50000 | 55000 | 60000 | 67000 | 65000 | 63500 | 55000 | 60500 | 58000 | 61000 |
с, м/с | 0,25 | 0,5 | 0,75 | 0,25 | 0,5 | 0,75 | 0,25 | 0,5 | 0,75 | 0,75 |
v, м/с | 0,3 | 0,5 | 0,7 | 1 | 0,3 | 0,5 | 0,7 | 1 | 0,3 | 0,25 |
t, c | 0,5 | 1 | 1,5 | 0,5 | 1 | 1,5 | 0,5 | 1 | 1,5 | 1,5 |
W, Па | 1000 | 1200 | 1500 | 1700 | 1500 | 1000 | 1300 | 1400 | 1200 | 1200 |
р, м | 10 | 12 | 15 | 10 | 12 | 10 | 10 | 12 | 10 | 10 |
W1, Па | 500 | 600 | 700 | 800 | 500 | 500 | 600 | 700 | 600 | 400 |
n, мин-1 | 0,2 | 0,4 | 0,6 | 0,2 | 0,4 | 0,6 | 0,2 | 0,4 | 0,2 | 0,3 |
h, м | 20 | 30 | 40 | 45 | 10 | 15 | 40 | 45 | 25 | 2,3 |
Н, м | 20 | 30 | 40 | 20 | 40 | 40 | 20 | 30 | 30 | 35 |
α | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1,5 | 3 | 1 | 2 | 1,5 |
b, м | 4 | 3,5 | 3 | 2,5 | 2 | 1,7 | 3 | 2,5 | 2 | 1,5 |
а, м | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 15 | 16 | 16 | 16 |
h1, м | 10 | 12 | 15 | 10 | 12 | 10 | 10 | 12 | 10 | 10 |
р1, м | 20 | 30 | 40 | 45 | 10 | 15 | 40 | 45 | 25 | 15 |