Файл: Юридический факультет имени А. А. Хмырова Кафедра гражданского процесса и международного права курсовая работа медиация в системе примирительных процедур и роль суда.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 949

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «КубГУ»)

Юридический факультет имени А.А. Хмырова
Кафедра гражданского процесса и международного права


КУРСОВАЯ РАБОТА

МЕДИАЦИЯ В СИСТЕМЕ ПРИМИРИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР

И РОЛЬ СУДА

Работу выполнил Д.А. Симоновский

(подпись)

Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция курс 3

(код, наименование)

Направленность (профиль) гражданско-правовой

Научный руководитель

канд. юрид. наук, доцент Ю.А. Коростелева

(подпись)

Нормоконтролер

канд. юрид. наук, доцент Ю.А. Коростелева

(подпись)

Краснодар

2020

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 1

(ФГБОУ ВО «КубГУ») 1

Юридический факультет имени А.А. Хмырова Кафедра гражданского процесса и международного права 1

КУРСОВАЯ РАБОТА 1

МЕДИАЦИЯ В СИСТЕМЕ ПРИМИРИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР 1

И РОЛЬ СУДА 1

1Понятие и виды примирительных процедур 5

1.1Понятие «примирительные процедуры» и их классификация 5

1.2Правовое регулирование примирительных процедур в РФ 9

2Медиация: теоретико-правовые основы 13

2.1Понятие, принципы и виды медиации 13

2.2Модели медиации 17

3Полномочия и роль суда в использовании и развитии процедуры медиации в РФ 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

Нормативные правовые акты 26

Официальные материалы 27

Судебная и иная правоприменительная практика 28

Монографии, учебники, учебные пособия, комментарии 28

Научные статьи 29

Диссертации, авторефераты диссертаций 30

Электронные ресурсы 30

Актуальность темы исследования. В Российской Федерации судебное разбирательство и иные юрисдикционные механизмы рассмотрения и разрешения гражданских дел являются основными способами защитами нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан1. Однако, для сохранения между сторонами партнёрских отношений, необходимо развитие альтернативных способов разрешения споров.


Вот уже 9 лет как вступил в силу Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее - Закон о медиации)2, которым заложена основа развития медиации в РФ. Многие ученые и практикующие юристы придерживаются мнения, согласно которому процедура медиации способствует наиболее эффективному разрешению споров и, в то же время, снижает нагрузку на суды3. По данным судебной статистики за 2019 год судами общей юрисдикции рассмотрено 18 804 923 гражданских дел4. Из этого следует, что проблема снижения нагрузки на суды является сверхактуальной не только применительно ко всей судебной системе РФ в целом, но и применительно к деятельности отдельно взятых судов5.

Целью исследования является изучение на основе действующего законодательства и доктринальных положений медиации как самостоятельного способа урегулирования правовых споров и роль суда. Задачи исследования:

  • рассмотреть правовые и теоретические аспекты определения понятий «примирительные процедуры», «медиация» и проанализировать их содержание;

  • исследовать систему принципов медиации;

  • изучить виды и модели медиации;

  • проанализировать нормативные правовые акты, регулирующие медиацию в РФ, а также материалы судебной практики;

  • изучить полномочия и роль суда в использовании процедуры медиации. Объект исследования: общественные отношения, складывающиеся в

сфере организации и применения медиации как самостоятельного способа урегулирования правовых споров в системе примирительных процедур, а также роль суда в развитии практики медиации в РФ.

Предмет исследования: правовые нормы законодательства РФ и зарубежных стран о медиации и иных примирительных процедурах и роли судебных органов; научные работы в области медиации; материалы судебной практики.

Методологическая основа исследования: общенаучные методы познания

  • анализ, синтез, аналогия, сравнение, и специально-научные методы познания

  • системно-структурный, сравнительно-правовой, исторический, логический, статистический.

Нормативно-правовую основу исследования составляют: Конституция РФ1; ГПК РФ2; АПК РФ3; Закон о медиации и др.

Теоретическую основу исследования составили труды Э.Н. Абитова, М.В. Гвоздаревой, Т.С. Елисеевой, Е.В. Ерохиной, С.К. Загайновой, С.И. Калашниковой, С.С. Колобашкиной, К.А. Малюшина, Е.И. Носыревой, С.В. Потапенко, И.В. Решетниковой, Г.В. Севастьянова, Н.Н. Тарасова, В.В. Яркова и др.



При работе над курсовой работой использовались труды зарубежных авторов - Н. Александера и Л.Л. Рискин, изданные на английском языке

Структура работы: работа состоит из введения, трёх разделов, разделённых на подразделы, заключения и списка использованных источников.

  1. Понятие и виды примирительных процедур

    1. Понятие «примирительные процедуры» и их классификация

Целью правосудия и альтернативных форм разрешения правовых споров является защита нарушенного права. На необходимость содействия примирению сторон в судопроизводстве в целях сокращения количества рассматриваемых судами дел и улучшения качества отправления правосудия Комитет министров Совета Европы указал в своей Рекомендации № R (86) 12 ещё в 1986 году4. В частности, здесь предложено в качестве одной из основных задач возложить на судей обязанность добиваться примирения сторон и заключения мирового соглашения по всем соответствующим вопросам на любой стадии судебного процесса.

Примирительные процедуры - это установленные законодательством процессуальные возможности суда по содействию урегулированию переданного в суд спора путем принятия мер, направленных на окончание дела миром и прекращение производства по делу1. На сегодняшний день в РФ, согласно ст. 153.3 ГПК РФ существуют следующие виды примирительных процедур: переговоры, посредничество (в том числе и медиация) и судебное примирение. Данный перечень является открытым, законодателем дозволяется использование других примирительных процедур, если это не противоречит федеральному закону.

Переговоры - одни из наиболее распространенных, эффективных и доступных средств урегулирования конфликтов, посредством которых стороны урегулируют возникшие разногласия непосредственно или при

содействии своих доверенных лиц2.

Носырева Е.И. отмечает, что основной целью переговоров является мирное урегулирование правового спора3. Для достижения указной цели переговоры выполняют несколько функций: информационную,

коммуникативную и координирующую.

Эффективность переговоров обусловлена следующими особенностями4:

  1. универсальность - стороны могут обратиться к процедуре переговоров на любой стадии развития конфликта: как до обращения в суд, так и после возбуждения гражданского производства;

  2. добровольность - при желании сторон найти компромиссное решение по правовому спору, стороны прибегают к переговорам без участия какого-либо третьего лица (посредника, судьи); добровольность также выражается в том, что никто не может принудить стороны к ведению переговоров;

  3. экономичность - переговоры, как правило, не влекут дополнительных расходов для сторон


Окончание переговоров не исключает возможности урегулирования спора, поскольку переговоры в силу универсальности проявляются и в других альтернативных (примирительных) процедурах, проводимых с участием посредника, или даже суда.

Посредничество - это вид примирительных процедур, в котором участвуют равноправные субъекты спора на основе сотрудничества, а также нейтральное и независимое лицо (примиритель), оказывающее помощь в урегулировании конфликта, направленную на достижение субъектами спора взаимовыгодного соглашения.

В настоящее время институт посредничества при разрешении споров

выражен в двух формах: медиации и судебном примирении.

Медиация - способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

Следует отметить, что если ранее процедура медиации была возможна только в гражданских делах, то с 25 октября 2019 года она допустима и в спорах, возникших из административных и иных публичных правоотношений1.

Заключенное в результате посредничества медиативное соглашение, по сравнению с результатом разрешения споров в судах, для сторон не является обязательным и должно учитываться в дальнейших взаимоотношениях на принципах добровольности и добросовестности. Однако нотариальное удостоверение такого соглашения придаст ему силу исполнительного документа.

В РФ возможность обращения к медиации за разрешением конфликтов законодательно урегулирована с 2011 года, когда вступил в силу Закон о медиации. В названном законе закреплены общие принципы медиации, условия ее применения, порядок и сроки проведения, порядок выбора и назначения медиатора, а также предъявляемые к нему требования и прочие особенности данной примирительной процедуры.

Вместе с тем, на практике стороны очень часто на стадии конфликта интересов настолько испытывают друг к другу неприязнь, что отвергают всякие предложения другой стороны к урегулированию спора и отправляют спор на разрешение суда.

Для таких сторон Федеральным законом от 26.07.2019 № 197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» законодателем введена еще одна разновидность посредничества в урегулировании спора - судебное примирение.

Концепция судебного примирения имеет ряд особенностей:

Во-первых, его осуществляет не судья, в производстве которого находится дело, а специальный судебный примиритель, который назначается из судей, находящихся в отставке.


Во-вторых, в отличие от медиации, где медиатором фактически может выступать любой человек, имеющий высшее образование, в судебном примирении нахождение компромисса в споре контролируется опытным юристом, который обладает значительным опытом разрешения споров в суде и владеет методами содействия примирению сторон на стадии судебного разбирательства.

В-третьих, список судебных примирителей формируется и утверждается Верховным Судом Российской Федерации. При этом кандидатура судебного примирителя определяется по взаимному согласию сторон и утверждается определением суда.

В-четвертых, судебное примирение, также как и процедуру медиации возможно использовать в рамках споров, возникающих из административных или иных публичных правоотношений.

Судебный примиритель может давать сторонам рекомендации относительно возможных путей решения конфликта, изучать документы судебного дела и иные документы, которые стороны по тем или иным причинам не представили суду, но желают, чтобы они были учтены в ходе примирительной процедуры. При этом судебный примиритель не является участником судебного разбирательства и не вправе совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле.

Таким образом, целью судебного примирения является соотнесение и сближение позиций сторон по делу и выявление дополнительных возможностей для урегулирования спора с учетом интересов сторон. Судебный примиритель помогает сторонам правильно понять и оценить как

суть спора, так и его правовое основание.

Третейское разбирательство - это процедура разрешения конфликта между сторонами гражданских правоотношений, осуществляемая по соглашению сторон и на основании определенных ими правил посредством принятия обязательного для них решения третьей стороной - третейским судом.

Третейский суд, в который стороны договорились обратиться, может быть постоянным, то есть созданным и действующим при каком-либо юридическом лице, и временным, образуемым для разрешения конкретного спора. Третейское разбирательство применяется при условии, если между сторонами заключено третейское соглашение. От переговоров и медиации третейское разбирательство выгодно отличается тем, что для решения третейского суда установлена возможность не только добровольного, но принудительного исполнения на основе выданного государственным судом исполнительного листа. Основным правовым актом, регламентирующим третейское разбирательство в РФ в настоящее время, является Федеральный закон от 29.12.2015 г. № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации»1.