Файл: Юридический факультет имени А. А. Хмырова Кафедра гражданского процесса и международного права курсовая работа медиация в системе примирительных процедур и роль суда.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 955

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При возникновении правового спора его участникам следует не пренебрегать применением примирительных процедур, каждая из которых имеет определенные преимущества по отношению к правосудию, а в случае неэффективности не исключает его применение.

    1. Правовое регулирование примирительных процедур в РФ

В наши дни примирительные процедуры в РФ уже не являются «новеллой», поскольку они существовали и ранее, наряду с традиционным судебным порядком рассмотрения споров. В РФ отсутствие «альтернативных» механизмов урегулирования споров стало заметным в сфере предпринимательских отношений в 90-е годы1. В настоящее время РФ стремиться сформировать нормативно-правовую базу в сфере альтернативных способов разрешения гражданско-правовых споров, что породило создание новой теории о формировании новой отрасли права - права альтернативного разрешения споров (частного процессуального права)2.

При исследовании данной группы правовых актов следует начать с характеристики международных источников, к которым относятся:

  1. Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международной коммерческой согласительной процедуре 2002 г.3, где качестве основной задачи данного свода рекомендаций указывается способствование единообразному правовому регулированию и практики применения института альтернативных примирительных процедур в международной сфере;

  2. Директива №2 2008/52 ЕС Европейского Парламента и Совета от 21 мая 2008 г. относительно некоторых аспектов медиации в гражданских и коммерческих делах4, которая регулирует институт медиации и разграничивает данный институт от иных примирительных процедур, осуществляемых в рамках судебного процесса;

  3. Примирительный регламент ЮНСИТРАЛ 1980 г.5, регламентирующий разрешения споров через посредников, согласование кандидатуры посредника или посредников, а также принципы разрешения спора, и др.

К числу основных документов рекомендательного характера на уровне РФ следует отнести: Регламент по проведению примирительной процедуры с участием посредника Коллегии посредников1, в котором разработано и урегулированы: понятие примирительной процедуры, порядок её проведения и основания её приостановления и прекращения.

В настоящее время, правомочия по применению альтернативных примирительных процедур основаны на следующих нормативных правовых актах:


  1. Конституции РФ (ч. 2 ст. 45 - право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом);

  2. АПК РФ

  3. ГПК РФ

  4. ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации»,

  5. Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже»2.

  6. Закон о медиации и др.

В ст. 1 Закона о медиации обозначены следующие виды споров, по отношению к которым может быть применена процедура медиации в РФ:

  1. гражданско-правовые споры;

  2. трудовые споры (исключая коллективные трудовые споры);

  3. семейные;

  4. иные, предусмотренные федеральным законодательством (за

исключением споров, затрагивающих права и законные интересы других лиц,

публичные интересы).

Президиум Верховного суда РФ в 2016 г. утвердил справку о практике применения судами Закона о медиации за 2015 год3, согласно которой процедура медиации применялась чаще всего при разрешении следующих споров:

  1. семейных (о разделе совместно нажитого имущества, о расторжении брака при наличии детей и др.);

  2. трудовых (о выплате заработной платы, о восстановлении на

работе);

  1. земельных (о правах на землю);

  2. страховых;

  3. наследственных.

В законодательстве РФ, в отличие, например, от законодательства стран Евросоюза1, отсутствуют какие-либо нормы, указывающие на обязательность применения процедуры медиации по тем или иным спорам, более того, Законом о медиации прямо закреплен принцип добровольность реализации процедуры медиации.

Несмотря на наличие законодательного регулирования примирительных процедур и информационное освещение вопросов примирительных процедур правовое регулирование процедур примирительного производства всё ещё не достигало такого уровня, который бы говорил о стабильности и прозрачности данных процедур2. При принятии законодательных актов, регулирующих применение примирительных процедур в РФ должны учитываться роль международно-правовых требований и положительный зарубежный опыт. Необходимо проводить мероприятия по повышению уровня осведомленности граждан об альтернативных процедурах разрешения споров, в частности, процедуре медиации, и возможности прибегнуть к ним.

  1. Медиация: теоретико-правовые основы

    1. Понятие, принципы и виды медиации


Понятие «медиация» в переводе с латинского означает «посредничать». Медиация - одна из технологий альтернативного разрешения споров - АРС (в зарубежной правовой доктрине - alternative dispute resolution или ADR) с участием третьей, не заинтересованной в данном конфликте стороны (медиатора), которая содействует в выработке определённого соглашения по спору.

В настоящее время в доктрине выработаны различные подходы к определению понятия «медиация». Так Решетникова И.В. рассматривает медиацию как форму примирения сторон, в ходе которой нейтральное лицо, избранное добровольно сторонами (исходя из его компетенции и авторитета), проводит переговоры1. Давыденко Д.Л. понимает посредничество в широком смысле как процедуру урегулирования спора в порядке переговоров при содействии нейтрального третьего лица, оказывающего сторонам содействие в организации и ведении процесса переговоров, но не уполномоченного выносить обязательное для них решение2. Гвоздарёва М.В. считает, что посредничество (медиация) представляет собой процедуру, направленную на мирное разрешение конфликта, устранение его причин и последствий, которая может быть завершена лишь достижением соглашения3.

Легальное определение понятия «медиация» содержится в п. 2 ст. 2 Закона о медиации. Так, согласно ему процедура медиации - это способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

В медиации решение о прекращении спора на тех или иных условиях принимается самими сторонами, так как медиатор не наделен полномочиями выносить какое-либо решение, обязательное для сторон спора. Роль медиатора заключается в том, чтобы помочь сторонам лучше понять друг друга, достичь согласия. Медиатор не исследует доказательства и не дает оценку правомерности требований сторон, его главная задача - обеспечить взаимопонимание между сторонами, выявить и помочь реализовать возможность решения проблемы на условиях, приемлемых для всех участников.

Под принципами медиации в отечественной правовой доктрине понимаются наиболее общие начала организации и осуществления примирительной процедуры с участием медиатора1. Значение принципов заключается в том, что они индивидуализируют медиацию как самостоятельный вид внеюрисдикционной деятельности и определяют качественное своеобразие правил организации и проведения медиации по сравнению с юрисдикционными способами разрешения правовых споров2.


В ст. 3 Закона о медиации в качестве основных принципов проведения процедуры медиации названы:

  1. добровольность;

  2. конфиденциальность;

  3. сотрудничество и равноправие сторон;

  4. беспристрастность и независимость медиатора.

Принцип добровольности заключается в том, что процедура медиации может состояться только в случае, если стороны пришли на переговоры добровольно и действительно готовы договариваться. Принуждение к участию в примирительной процедуре недопустимо, более того, сторона может в любой момент отказаться от продолжения процедуры медиации.

Конфиденциальность процедуры посредничества проявляется в негласном порядке её провидения: на заседаниях присутствуют только посредник, непосредственные участники спора и (или) их представители. Иные лица допускаются только с согласия обеих сторон. Во время слушания не ведутся ни стенографические, ни электронные записи. В виде исключения посредник и стороны могут фиксировать для себя необходимую информацию в виде пометок, которые по завершении медиации подлежат уничтожению. Также, медиатор, согласно п. 1 ч. 3 ст. 69 ГПК РФ не подлежит допросу в качестве свидетеля об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с исполнением своих обязанностей в качестве медиатора. В соответствии со ст. 6 Закона о медиации, если медиатор получил от одной из сторон информацию, относящуюся к процедуре медиации, он может раскрыть такую информацию другой стороне только с согласия участника, предоставившего информацию.

Принцип сотрудничества и равноправия сторон формирует деятельное содержание всей процедуры медиации. Так, согласно данному принципу, ни одна из сторон не имеет процедурных преимуществ. Им предоставляются равные права в выборе посредника, правил, по которым проводится процедура на доступ к информации, в оценке приемлемости предложений, условий соглашения и т.д. Исключением являются случаи, когда соглашением сторон или законом предусмотрена обязательная попытка примирительной процедуры. Однако участие не предполагает обязательства примириться, а нужно только рассмотреть варианты примирения и воздержаться от судебного разбирательства данного спора в течение определенного срока.

Принципу нейтральности и беспристрастности посредника уделяется значительное внимание в Европейском кодексе поведения медиатора1. В частности, указано, что медиатор не должен начинать работу или, начав процедуру медиации, не должен продолжать ее, если обнаружились любые обстоятельства, которые могут повлиять на его независимость или вызвать конфликт интересов. К таким обстоятельствам относятся:


  1. личные или деловые отношения с одной из сторон;

  2. финансовый или иной интерес в исходе медиации.

Данное положение получило своё закрепление в ч. 3 ст. 9 Закона о медиации, согласно которому медиатор в случае возникновения в процессе проведения процедуры медиации обстоятельств, которые могут повлиять на его независимость или беспристрастность, обязан незамедлительно сообщить об этом сторонам. Если же медиатор был назначен организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, то в возникшей ситуации необходимо предупредить и ее.

Что касаемо видов медиации, то. согласно ст. 7 ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», медиация условно может быть разделена на три вида - внесудебную, досудебную, судебную.

Внесудебная медиация может проводиться в том случае, когда у спорящих сторон возникают затруднения в урегулировании спора, а намерение обращаться в суд у них отсутствует.

Досудебная медиация имеет место в тех случаях, когда стороны заключили соглашение о применении медиации и обязались в течение определенного срока не обращаться в суд или третейский суд для разрешения спора.

Судебная медиация возникает уже на стадии судопроизводства. Стороны, задействованные в судебном процессе, имеют право на любой стадии судебного (третейского) разбирательства прервать процесс и обратиться к процедуре медиации, а на суд, в свою очередь, возлагается обязанность предложить сторонам использовать данную процедуру.

Калашникова С.И., исходя из разделения альтернативных способов разрешения споров на частные и публичные, выделяет, соответственно, частную и публичную медиацию. По ее мнению, частная медиация представляет собой самостоятельную процедуру урегулирования правовых споров, существующую наряду с юрисдикционными способами их разрешения, а публичная медиация является следствием интегрирования частной медиации в форме процедуры или технологии в деятельность юрисдикционных органов1. Также, рассматривая виды судебной медиации, она выделяет частную медиацию в рамках судебного процесса; медиацию, инкорпорированную в судебный процесс; медиационную технологию, интегрированную в судебный процесс. Калашникова С.И., утверждает, что в РФ преобладает частная медиация в рамках судебного процесса, когда урегулирование спора производится внесудебными службами за счет сторон без привлечения дополнительных ресурсов суда.