ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Программа среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дисциплина: Русский язык с методикой преподавания
Практическое занятие 3
Задание 1.
1.1. Проанализируйте в сопоставительном плане два букваря (допущенных к преподаванию согласно ФГОС). Результаты анализа представьте в табличной форме:
| УМК «Школа России» | УМК системы развивающего обучения Л.В. Занкова |
1) структура букваря (части, соответствующие этапам обучения грамоте, их основное содержание) | 1.Подготовительный этап: - в данный период используются сюжетные и предметные иллюстрации, схемы слов и предложений. - вводится представления о предложении, об устной речи. - формируется умения слушать, говорить на обсуждаемую тему. - дети учатся составлять рассказ по картинке, связывать отдельные сюжетные иллюстрации в текст. - у детей формируется общее представление о предложении, слове, слоге, ударении, гласных и согласных звуках. 2.Основной (букварный) этап: - знакомство с алфавитом. - изучение всех букв и звуков алфавита. - формирование умения читать звуки, слова и предложения. - разделение слова на слоги, постановка ударения в слове. - изучение рисуночного письма. - изучение гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких, глухих и звонких. - постоянная работа над чистотой и правильностью произношения, над правильным использованием силы голоса, скорости говорения. 3. Заключительный: - изучение истории букваря. - знакомство с тесками великих русских писателей, знакомство с краткой биографией писателей. - cовершенствование основных навыков чтения на литературных текстах. | 1.Подготовительный этап: - введение основных для обучения грамоте понятий: слово, звук, звуки гласные и согласные, знак звука, квадрат, кружок или буква. - формирование представления о предложении, об устной и письменной речи. - формирование умения слышать и понимать вопрос, отвечать именно на заданный вопрос, говорить на обсуждаемую тему. 2.Основной (букварный) этап: - вся система упражнений формирует у учащегося правильную технологию озвучивания слов, нацелена на фонетический и звуко - буквенный анализ. - формирование знаний о буквах, обозначающих гласные звуки. - формирование понятий о маленьких и больших буквах. - знакомство с понятием позиционной смены согласных звуков: твердые-мягкие согласные. -формирование знаний о единственном, множественном числе. - знакомство с рифмой, прозой и стихами. - дети учатся понимать прочитанное. - знакомство с художественными жанрами: стихами, сказками, песенками, считалками. - введение понятия гласные-согласные звуки и буквы, которые их обозначают; ударные-безударные гласные, твёрдые-мягкие, звонкие-глухие согласные звуки. - систематизация букв по обозначению ими разных звуков и по их начертанию. - первичное осознание детьми смысла местоимений, союзов, фонем, предложений разных по цели и интонации. - изучение слогов. 3. Заключительный: - дети фантазируют и придумывают новые варианты сказок с сохранением особенностей героев. - продолжают придумывать и инсценировать речевые ситуации. - дополняют стихотворения и придумывают свои стихи, загадки, чистоговорки. |
2) последовательность изучения букв, чем она определяется | Весь процесс обучения грамоте сориентирован на учебник «Русская азбука». Методическая основа обучения грамоте по букварю «Русская азбука» раскрывается в следующем: - построение обучения грамоте с учетом частотности букв и связанных с ними звуков, а также порядка следования в «Русской азбуке» букв и относящихся к ним звуков; - одновременное изучение парных по твердости и мягкости согласных звуков; - непременное усвоение детьми слогов-слияний, а также овладение плавным слоговым чтением; - использование цветовых сигналов при обозначении звуков, изучение их главных свойств и признаков. В учебник «Русская азбука» впервые вводятся тексты, которые предназначены для учеников, которые умеют читать или знают все буквы алфавита. | Последовательность введения букв определяется, с одной стороны, ориентацией на позиционный принцип чтения (ориентация на букву гласного звука), а с другой стороны, учётом сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов (буквы согласных звуков г, п, т, р, затем буквы гласных звуков и, о, а, ы; буквы согласных звуков н, к; буква гласного звука у; буквы согласных звуков с, л, м, т, д, в; буквы е, ё, б, з, я, х, ж, и, ч, щ, ф, э, ю, ь, ъ). |
3) структура и содержание типовой букварной страницы (разворота) | В данном букваре не дано примерное планирование распределения материалов учебника по отдельным урокам. Каждый вариант построения урока, который даётся в пособии, является одним из возможных. Учитель может его принять целиком, использовать частично, может составить свои варианты урока, объединить несколько вариантов в один. | Каждый разворот в учебнике «Букварь» содержит материал одного урока. На уроке знакомства с новой буквой (буквами) на левой странице дается ее (их) печатное и письменное изображение, схема-«человечек», которая показывает, какие звуки обозначает данная буква; слоги и слова для чтения, другой тренировочный материал. |
4) виды материала для обучения звуковому анализу (используемые в букваре звуковые модели) | Звуковые модели в «Русской Азбуке» – прямоугольники. Используются цветовые сигналы для обозначения звуков при изучении их главных свойств и признаков. | Слова для слого -звукового анализа предусмотрены на каждой левой странице. Для этого даны специальные картинки, под которыми нарисована черная линия - схематическое изображение слова. Дети слушают слово и определяют из каких звуков оно состоит, обозначают внизу красной точкой гласный звук, синей - твердый согласный, зеленой - мягкий (или раскрашивают печатные кружочки), делят слова на слоги, ставят ударение. Если дети еще не могут записать слово, тогда проводится его слого-звуковой анализ, если слово напечатано или дети сами могут написать его - звуко- буквенный анализ. |
5) виды материала для обучения слоговому чтению (дополнительные графические пометы, слоговые таблицы и др.) | С точки зрения развития речи учебник составлен прекрасно: огромное множество текстов (как русских авторов, так и зарубежных), обилие стихотворений, реальных фактов о природе, искусстве и истории, загадки, скороговорки и пр., а также вопросов для устного рассуждения, построения диалога, устных зарисовок. | Моделирование представлено только моделями целых предложений и текстов, и то довольно редко. Звуковые и слоговые модели отсутствуют. Букварь дает широкий спектр возможностей для развития речи, активного словарного запаса и техники чтения учащихся, предлагает большой выбор текстового материала и значительное количество материала из синтаксиса. Однако такой учебник не подходит учащимся, изначально не умеющим читать. Моделирование представлено слабо, текст преобладает над иллюстрациями и другим наглядным материалом. |
6) литературный материал (какой и как представлен) | каждая тема букваря сопровождается моделированием, иллюстрациями, текстами и заданиями для развития речи, заданиями для развития логики и мышления, уроки опираются на поисково-исследовательский метод. На данном этапе анализа этот учебник кажется нам наиболее актуальным для обучения в общеобразовательной школе, так как он ориентирован на всех учащихся и подразумевают работу сразу над всеми сторонами усвоения языка. | каждая тема букваря сопровождается моделированием, иллюстрациями, текстами и заданиями для развития речи, заданиями для развития логики и мышления, уроки опираются на поисково-исследовательский метод. На данном этапе анализа этот учебник кажется нам наиболее актуальным для обучения в общеобразовательной школе, так как он ориентирован на всех учащихся и подразумевают работу сразу над всеми сторонами усвоения языка. |
7) возможности материала букваря для организации дифференцированного обучения чтению | Да | Да |
1.2. Установите соответствие между структурой урока изучения новой буквы и материалом страницы букваря (любого): какой материал будет использоваться на каждом из этапов урока?
БУКВАРЬ Р.Н. И Е.В. БУНЕЕВЫХ
Рассмотрим конкретную тему: «Буква Ш, ш». Никаких моделей слова в данном учебнике не наблюдается. Буква дается сразу как составная часть слова, а не отдельная единица языка. Слова даются в большом количестве, при этом сразу вводится правило о написании ши через и.
1.3. Сравните схематические обозначения звуков в 2-3 разных букварях. Какие признаки звуков фиксируются с помощью схем-моделей? Составьте методические рекомендации по разным приемам работы со звуковыми моделями букваря.
При проведении анализа звучащей речи модели – схемы помогают учащимся наглядно представить себе структуру предложения, т.е. количество и порядок слов в предложении, слого-звуковую структуру слова.
Схема, представляющая собой модель предложения, с которой учащиеся знакомятся уже на первых уроках обучения грамоте, в обобщённом виде отражает следующие его признаки:
1) предложение выделяется из речи (с помощью схемы фиксируется, сколько было сказано или услышано всего предложений в предложенном тексте);
2) предложение обладает протяжённостью во времени (оно обозначается удлинённым прямоугольником в виде ленты);
3) предложение имеет начало и конец (начало обозначается вертикальной чертой, выступающей вверх слева от прямоугольника; конец предложения обозначен точкой справа от прямоугольника).
На следующем уроке обучения грамоте дети учатся определять количество слов в предложении. Схема-модель предложения, поделённого на слова, отражает следующие его признаки:
1) предложение состоит из слов;
2) в каждом предложении определённое количество слов.
Схема-модель слова, поделенного на слоги, отражает следующие его признаки:
1) слово делится на части (слоги), прямоугольник делят вертикальной чертой;
2) в слове может быть различное количество слогов (один, два, и т.д.);
3) один из слогов, который произносится более протяжно, – ударный (обозначен знаком ударения над прямоугольником, соответствующим ударному слогу).
Схема-модель слого-звуковой структуры содержит следующую информацию:
1) звуки бывают гласными и согласными, последние - твёрдыми и мягкими;
2) в слоге может быть различное количество звуков;
3) в слоге обязательно есть гласный звук;
4) звуки в слоге по-разному связаны между собой: согласный за согласным, гласный стоит перед согласным (обозначаются в схеме последовательно расположенными квадратиками), согласный с последующим гласным образует слог-слияние, произносятся неразрывно (в схеме обозначены прямоугольником, поделённым диагональю).
Данные схемы-модели используются на протяжении всего курса обучения грамоте. Овладение учениками умением пользоваться схемами-моделями происходит постепенно. Их разновидности вводятся не сразу, они постепенно дополняются, становятся всё более развёрнутыми, содержательными, отражая те новые речевые и языковые представления, которые формируются у детей.
Аналитическая работа со схемами-моделями может проводиться по двум направлениям: осуществляться как соотнесение звучащей речи с готовой схемой-моделью, так и моделирование предложения, слова, его слого-звукового состава, самостоятельное составление схемы.
Схемы-модели можно вычерчивать на доске, выкладывать на фланелеграфе или магнитной доске в виде картонных карточек. (Карточки-прямоугольники для обозначения слогов-слияний и квадраты красного цвета для гласных, голубого – для твёрдых согласных, зеленого – для мягких согласных). Комбинируя эти карточки можно сконструировать модель любого разноструктурного слова.
Методика применения схем разработана так, чтобы дети учились осуществлять слого-звуковой и звуко-буквенный анализ на разнообразном, постоянно усложняющемся материале.
1.4. Составьте несколько фрагментов уроков письма (учитывая существующие нормы обеспечения охраны жизни и здоровья детей), посвященных списыванию слова, предложения из прописи или букваря, на разных этапах обучения: в начале основного периода обучения грамоте (когда изучаются первые 5-6 согласных букв), в конце обучения грамоте (когда почти все буквы уже изучены).
Текст1
Учиться списывать школьники начинают в период обучения грамоте. Сначала они копируют отдельные буквы и слоги затем воспроизводят первые слова и предложения, образцы которых даны в "Прописях". В этот период главной своей задачей учителя считают научить детей верному начертанию букв и их соединений, не допускать пропусков и замены букв, соблюдать интервалы между словами и т.д. Способ списывания остается при этом вне контроля. Не учитывается, что списывать можно по-разному: копируя букву за буквой, слогами, словами и даже предложениями.
Если за спиной ученика встать, когда он списывает, и отметить, сколько раз он посмотрит в текст за время записи одного небольшого предложения, то увидим, что у детей результат окажется разный. Причем тот, кого мы считали более внимательным, потому что он чаще сверялся с текстом, может допустить больше ошибок, чем тот, кто смотрел в текст реже. Но и те, кто списывал одними и теми же единицами, делают это по-разному: одни с ошибками, другие без ошибок. Дело в том, что одно и тоже по своим внешним признакам учебное действие по своему внутреннему, психологическому механизму может быть разным, а значит, и приводить к не одинаковым результатам. Сказанное полностью относится к списыванию. В словаре-справочнике по методике русского языка указано: «Списывание- один из наиболее употребительных видов письменных упражнений; используется: при обучении технике письма и каллиграфии; при обучении орфографии и грамматике, как правило, с дополнительными заданиями».
На первом этапе проводится подготовительная работа к формированию навыка списывания (подготовительный этап обучения грамоте). Нужно учитывать, что на начальном этапе обучения письму первостепенное значение имеет фонетический принцип, когда написание слов соответствует произношению. Основой правописания при фонетическом принципе становится звуковой анализ речи. Поэтому, в подготовительный период обучения грамоте уделяется большое внимание упражнениям по развитию зрительного и слухового восприятия, речедвигательного контроля.
Такими упражнениями могут быть:
Упражнения для развития фонематического слуха (найти картинки, где нарисованы сом-дом; повторить цепочку слогов; назвать предметы, находящиеся на столе; воспроизвести звуки вслед за учителем и другие).
Упражнения для развития зрительного восприятия и пространственной ориентировки (упражнения на точное воспроизведение образца, выполнение образца по памяти, упражнения с геометрическими фигурами).
Упражнения для развития речедвигательного контроля (сопровождение своих действий словом).
Второй этап направлен на обучение списыванию на уроках обучения грамоте в первом классе.
Система упражнений по формированию навыка списывания выглядит следующим образом:
- Списывание с рукописного шрифта букв, слогов, слов после их звуко - буквенного анализа и составления из букв разрезной азбуки.
- Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов.
- Списывание с классной доски и букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, предложений из 2 слов.
- Списывание с классной доски и букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, предложений из 3-4 слов.
- Списывание со вставкой пропущенной буквы или слога с предварительным анализом.
Третий этап представляет собой формирование навыка списывания на уроках грамматики и правописания во 2-4 классах, где продолжается обучение списыванию с рукописного и печатного текста. Выделяют простое списывание текста и списывание с различными заданиями.
Текст 2.
В «Прописях» подчеркиваются буквы безударных гласных не зависимо от того, совпадают ли эти звуки с буквами или нет. Однако обобщенный подход проводится в них не последовательно как по отношению к гласным (например: В лесу растут сосны. Буква «е» подчеркнута, а буква «а» в слове растут подчеркивать не надо), так и во особенности по отношению к согласным (например: буква «ж» в слое ёж подчеркивается, а буква «ш» в слове ёрш нет, хотя обе буквы являются одной и той же орфограммой).
Задание 2. (максимальное количество баллов – 6 баллов)
2.1. Прочитайте фрагмент урока обучения грамоте, посвященный выделению и характеристике изучаемых звуков. Проанализируйте представленный фрагмент учебного занятия, определив тему урока, сформулировав его цель и задачи. Выделите и назовите этапы работы над звуками, оцените выбор слов для первого выделения звуков, охарактеризуйте использованные учителем приемы обучения.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Как называются предметы, изображенные на иллюстрации? - Кто знает, как называется вот такое кресло для царя или короля, на котором он сидит во время торжественных приемов? На чем сидит царь? На... троне. Это трон. - А как по-другому можно назвать скамейку? - Что объединяет все эти предметы? Для чего они нужны? - Какой из этих предметов предназначен для сидения одного человека? - Произнесите эти слова еще раз и определите, в каком из них последний звук [л]. - В каком слове услышали последний звук [л]? - Докажите, что вы правы. - Составьте у себя на партах звуковую схему слова «стул». - Я тоже составляла схему. Посмотрите, что у меня получилось: первый звук я обозначила синей фишкой. Я права? (Так же со вторым и третьим звуком.) - А вот для последнего звука я фишку выбрать не смогла. Ведь этот звук мы еще не характеризовали. Какую фишку выбрали вы? - Давайте вместе решим, какая фишка нужна. Произнесите звук [л] и понаблюдайте, как работает ваш язык. - Гласный или согласный это звук? - Определите, [л] – звонкий или глухой? - Твердый или мягкий? - Какая фишка нужна для обозначения звука [л]? Покажите мне. - Кто эту фишку сам выбрал, составляя схему слова, молодцы. Значит, вы уже знаете, как | - Стул, кресло, скамейка. - Скамья, лавка, лавочка. - Это мебель. Это предметы, на которых сидят. - Стул, кресло, трон. - Стул, кресло, трон (хором). - В слове «стул». - Сту[ллл]. (Самостоятельно составляют из фишек) - Да. [с] – согласный звук, твердый, глухой. - Синюю. Зеленую. - [ллл]. Язык прижимается к верхним зубам. - Согласный. - [л] (кладут руку на горло). Звонкий. - [л]. Твердый. (Показывают синюю фишку.) |
нужно действовать, чтобы охарактеризовать звук. - Посмотрите еще раз на иллюстрации и назовите слово, в котором звук [л] в начале. - В каком еще слове есть звук [л]? - Произнесите слово и послушайте, где стоит звук [л]? - Все эти предметы можно назвать одним словом. Каким? - Произнесите слово и послушайте, какой в нем последний звук? - Давайте определим, какой это звук: гласный или согласный. Есть ли преграда, которая мешает воздуху выходить? - Что еще мы должны узнать о согласном? - Определите сами, какой это согласный звук, и покажите мне нужную фишку. (На доске появляется схема □) - С какими звуками мы сегодня работали? (Показывает на соответств. фишки в звуковых схемах слов «стул» и «мебель».) - Сравним эти звуки. Чем они похожи? Произнесите их: [л] - [л’]. - А чем они различаются? - Звуки [л] и [л’] – парные по твердостимягкости согласные звуки. - Давайте поучимся узнавать эти звуки в словах. Откройте азбуку на с. 62-63. Узнали сказку, к которой нарисована иллюстрация? Может, вам поможет небольшой отрывок из сказки, который я вам прочитаю? Послушайте и постарайтесь узнать сказку (Читает отрывок, помещенный в азбуке.) - Подскажу: звери так радовались избавлению от страшного чудовища, с которым легко справился маленький воробей – «взял и клюнул Таракана – вот и нету великана». - Назовите, кого изобразил художник. | - Лавка (лавочка). - Кресло. - Крес[ллл]о. Звук [л] стоит в середине слова. - Мебель. - Мебе[л’л’л’]. Последний звук [л’]. - [л’]. Язык мешает. Звук [л’] согласный. - Звонкий он или глухой, твердый или мягкий. (Произносят звук и показывают зеленую фиш- ку.) - [л] и [л’]. - [л] - [л’], [л] - [л’]. Оба согласные, звонкие. - [л] – твердый, а [л’] – мягкий. - «Тараканище» Корнея Чуковского. Слона, слониху, жирафа, обезьян, бегемота, осликов, летучих мышей... |
- Давайте назовем по картинке слова, в которых есть звуки [л] или [л’]. Приготовьте фишки, будете показывать, какой из звуков вы услышали в слове. Петя, начинай. - Я вижу, все согласны, что в этом слове есть звук [л]. Где он стоит в слове? (Так же проводится работа с остальными словами.) | - Слон. (Остальные дети показывают синюю фишку.) - В середине слова. |