Файл: Вышиваная Елена Николаевна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УДК 330

Содержание профессионально-педагогического образования в ситуации обновления стандартов начального, основного и среднего образования.
Вышиваная Елена Николаевна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе дошкольного отделения Муниципального общеобразовательного учреждения Толбинской средней общеобразовательной школы,

г. Подольск; Е-mail: m.mdou19@mail.ru
Тимохина Татьяна Васильевна,

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики начального и дошкольного образования Государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет», г.о. Орехово-Зуево Московскойц области; Е-mail: timohina.tv@mail.ru
ЛИДЕРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ В КОМАНДООБРАЗУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА


Аннотация. В статье рассмотрены элементы реформирования отечественного образования, дан обзор стратегически важных нормативных документов в сфере образования. Приводятся мнения ученых об инновационных преобразованиях. Проблемой исследования обозначена выработка руководителем образовательного комплекса эффективной стратегии лидерства для успешного развития организации в условиях оптимизации образовательных организаций дошкольного и школьного уровней в один образовательный комплекс. Отмечена значимость успешности использования и формирования лидерского потенциала работников образовательного холдинга. Проведен сравнительный анализ поведенческого функционала лидера и руководителя образовательного комплекса. Обозначены ожидаемые эффекты применения лидерства как инструмента командообразующей деятельности. Целью исследования является: выявить эффективные поведенческие модели лидера и руководителя образовательного комплекса, и обосновать положительно-позитивные условия использования инструмента лидерства в командной деятельности. В качестве теоретических методов использовалось обобщение данных о современном этапе реформирования в системе образования; сравнительный анализ администрирования и лидерства в бизнесе и системе образования.
Выводы и рекомендации. Проведенное исследование указывает на положительные результаты применения лидерства как инструмента командообразующей деятельности, особенно в новых условиях объединения различных организаций в одно целое. Данная работа дает направление на проведение дальнейшего глубокого исследования темы, учета отечественного и зарубежного опыта командообразующей деятельности применительно к сфере образования. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности образовательных комплексов, а также для дальнейшего развития академических и эмпирических исследований в области командообразующей деятельности и инструментов лидерства. Практическая ценность рекомендаций и выводов данного исследования заключается в доступности их использования в работе.

Ключевые слова: лидерство, руководитель, командообразующая деятельность, образовательный комплекс, оптимизация, реформы в образовании

Vyshyvanaya Elena Nikolaevna,

Deputy Director for educational work of the preschool department of the Municipal Educational Institution of Tolbinskaya Secondary School,

Podolsk; E-mail: m.mdou19@mail.ru
Timokhina Tatyana Vasilyevna,

Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Theory and Methodology of Primary and Preschool Education of the State Educational Institution of Higher Education of the Moscow region "State University of Humanities and Technology", Orekhovo-Zuyevo, Moscow region; E-mail: timohina.tv@mail.ru

LEADERSHIP AS A TOOL IN THE TEAM-BUILDING ACTIVITY OF THE HEAD OF THE EDUCATIONAL COMPLEX
Annotation. The article examines the elements of reforming domestic education, provides an overview of strategically important regulatory documents in the field of education. The opinions of scientists on innovative transformations are given. The problem of the study is the development by the head of the educational complex of an effective leadership strategy for the successful development of the organization in the conditions of optimization of educational organizations of preschool and school levels in one educational complex. The importance of the successful use and formation of the leadership potential of employees of the educational holding is noted. A comparative analysis of the behavioral functionality of the leader and the head of the educational complex is carried out. The expected effects of the use of leadership as a tool of team-building activity are indicated. The purpose of the study is: to identify effective behavioral models of the leader and the head of the educational complex, and to substantiate the positive conditions for using the leadership tool in team activities. The theoretical methods used were generalization of data on the current stage of reform in the education system; comparative analysis of administration and leadership in business and the education system. Conclusions and recommendations. The conducted research indicates the positive results of the use of leadership as a tool of team-building activity, especially in the new conditions of combining various organizations into one. This work provides a direction for further in-depth research of the topic, taking into account the domestic and foreign experience of team-building activities in relation to the field of education.

The results of the study can be used in the practical activities of educational complexes, as well as for the further development of academic and empirical research in the field of team-building activities and leadership tools. The practical value of the recommendations and conclusions of this study lies in the accessibility of their use in work.

Keywords: leadership, leader, team-building activity, educational complex, optimization, reforms in education.

Согласно энциклопедическому словарю педагога, такое историческое явление, как реформирование образования сопряжено с благополучием системы образования и актуальным историческим моментом в жизни страны [6]. Современными элементами отечественного реформирования образования выступают всемирное разграничение труда и ресурсов, причастность к которым значимо для России и раскрывает объем и степень ориентированности рыночных отношений в национальном образовании; финансовая эффективность органов управления, рассматриваемая как стратегическое планирование выбора целей и генерирование долгосрочных программ, но с предпочтением быстротечных прибыльных решений; рост конкурентоспособности рынка образовательных услуг; усиление контроля [4]. Западноевропейские экономические понятия: менеджмент, маркетинг, командообразование и др. прочно входят в обиход руководителей образовательных учреждений.

В данный момент в большинстве регионов нашей страны происходит оптимизация образовательных организаций дошкольного и школьного уровней в один образовательный комплекс как залог обновления работы по преемственности и успешного развития системы дошкольного с общего среднего образований. Теоретический аспект понятия оптимизации означает улучшение, сравнение, повышение эффективности. С практической точки зрения подразумевает реорганизацию, инновации, перестройку и модернизацию условий образовательной системы. В рамках этих задач на первое место выходит организация слаженной и максимально продуктивной работы всех участников образовательного процесса; формирование целостной команды с общими целями и интересами.

С. М. Оленев негативно отзывается о применении инновационных европейский стандартов, без учета культурно-исторической и этнической специфики отечественного образования [4]. Критикуя инерционную российскую систему образования, неуспевающую за предложениями времени, И.П. Подласый видит в инерции положительный момент, выражающийся в том, что медленное течение реформ позволяет избежать новомодных заблуждений и ошибок, вызванных отсутствием точного проверенного пути реформ, и возвращения к опробованным, хорошо зарекомендовавшим себя, эффективным моделям. Автор признает по-настоящему реформаторскими не употреблявшиеся прежде теоретические подходы решения педагогических задач на основе человековедческих процессов развития, интеграцию частных наук и практических высокоэффективных технологии [5].


В условиях конкурентной образовательной среды залогом успешного развития и преуспевания образовательного конгломерата является команда квалифицированных и компетентных работников. В 2022 году правительством нашей страны был принят ряд стратегически важных нормативных документов: новая Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования до 2030 года, утвержденная Распоряжением правительства Российской Федерации от 24.07.2022г № 1688-р в целях реализации Указа Президента РФ № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Указ № 401 об объявлении 2023 года Годом педагога и наставника [7, 12]. Цель этих нормативных актов состоит в признании особого статуса педагогических работников как системообразующих личностей, от которых зависит не только экономика, но и все изменения в стране, а также обеспечение эффективного развития системы образования России.

Гудзовская А.А. в числе концептуальных задач по формированию стратегии модернизации образования называет: «повсеместное внедрение новых педагогических концепций, основанных на демократических идеях сотрудничества различных социальных общностей, ... ориентацию школьного образования на гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья учащихся, совершенствование учительского корпуса и развитие учительского потенциала» [1].

По результатам анализа практической деятельности руководителей образовательных комплексов следует, что злободневным вопросом построения каркаса, позволяющего эффективно внедрять варианты преобразований для улучшения образовательных результатов, считается командообразование, так как оно гарантирует долговременное совершенствование совместной деятельности всех участников образовательного процесса [5, 8, 10]. Командообразование – это не только процесс, но и особая стратегия, благодаря которой коллектив постепенно, пошагово преобразуется в сработавшуюся эффективную команду. Задача директора комплекса - стать как формальным, так и неформальным лидером в своей организации [3].

Отечественным руководителям образовательных организаций реформирование системы образования предоставляет возможность осознания значимости обширного развития лидерства в актуальной интерпретации этого понятия, повод анализа развития в возглавляемых организациях механизмов культивирования талантливых и инициативных работников, пересмотр стратегии классического функционального подхода и его коррекцию в контексте значимости лидерства как ключевого фактора эффективной реализации операционной самоподдерживающей функции.


Факт лидерства в современных реалиях признан всеми областями социальной действительности как в нашей стране, так и за рубежом; привлекает он и отечественную систему образования [9,11]. Популяризация этой темы объясняется осознанием руководителями образовательных организаций успешности использования и формирования лидерского потенциала работников. Хотя низкий лидерский резерв образовательных комплексов становится важным камнем преткновения к дальнейшему росту организации и ее членов, для большинства российских педагогических коллективов эта деятельность пока является новинкой.

По словам Савиной Н. В.: «лидерство в образовании проявляется с нескольких точек зрения: лидерство руководителя образовательной организации, лидерство самой образовательной организации и воспитание лидеров, начиная с дошкольной ступени образования» [8].

Социальный заказ на лидеров-управленцев складывается из современных реалий, например, из условий перехода образовательной организации из состояния разрозненных организаций в состояние объединения их в один образовательный холдинг. Обстоятельства перманентного реформирования, неопределенности и нестабильности обнажают дефицит не просто в руководителях, а в руководителях – лидерах. В нашей стране с недавнего времени для выявления перспективных лидеров-руководителей по инициативе президента страны В.В. Путина организован не имеющий мирового эквивалента самый крупномасштабный конкурс «Лидеры России». Этот флагманский проект президентской платформы стимулирует руководителей всех уровней осознать свои бесконечные лидерские возможности и вступить в содружество лучших управленцев.

Руководителям образовательных комплексов важно осознавать разницу между администрированием и лидерством, так как руководство комплексом в установленных границах ответственности и определенных нормативами последовательностью действий, отличается от лидерской позиции самостоятельного создания новых контекстов и задач [11].

На основе исследовательской деятельности базовых стратегий руководителей и лидеров В. Г. Алиева [5] нами предпринят сравнительный анализ поведенческой модели лидера и руководителя образовательного комплекса.

Поведенческий функционал

Лидер

Руководитель

Статус

Неформальный.

Выдвижение благодаря своим способностям, деловым и личным качествам

Формальный.

Официальное делегирование полномочий в конкретной функциональной области

Влияние на команду

Признание другими личного превосходства

Официально закрепленная роль

Готовность отвечать за совершенные действия

Разделение ответственности между членами команды

Личная ответственность за результаты работы возглавляемого коллектива

Взаимодействие с членами коллектива

Воодушевление на нововведения. Помощь в адаптации к новому

Реализация поставленных целей. Порядок и последовательность выполнения работы на основе директив

Выбор оптимальных путей действия

Самостоятельная постановка целей

Ориентация на поставленные вышестоящим руководством цели. Пассивная позиция по отношению к целям

Регуляция общения

Эмоциональная привязанность.

Достижение цели через мотивацию и доверие

Эмоционально не привязан.

Достижение целей через контроль

Построение команды

Самостоятельный подбор людей, разделяющих взгляды и идеи лидера

Согласно имеющемуся контингенту и тем ролям, которые подчиненные играют в организации

Принятие решений

Разработка новых и, порой, амбивалентных решений

Шаблонное. Зачастую на основе имеющегося опыта