Файл: Природа, философия, базовые ценности добровольческой деятельности Содержание.docx
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 165
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Природа, философия, базовые ценности добровольческой деятельности
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Добровольческая деятельность: понятие, сущность и содержание 5
2. Современные концептуальные подходы к исследованию добровольцев как социальной группы 9
3.Добровольчество: базовые ценности и принципы 15
4. Философия добровольчества 20
Заключение 22
Список использованной литературы 23
ВВЕДЕНИЕ
Все мы знаем, что рядом с нами есть тысячи людей, которые нуждаются в поддержке и помощи. К большому сожалению, многие остаются равнодушны к проблемам и бедам «ближних», спокойно закрывают глаза, обходя стороной чужую боль и страдание, надеясь, что помощь окажет кто – то другой. Поступая так, люди не задумываются, что подобное проявление безразличия может привести наше общество к краху.
В настоящее время начинает развиваться такое движение, как волонтерство. Оно берет свое начало в первых веках христианства и достигла нашего времени.
Современное понимание добровольчества или волонтерства как социокультурного феномена основывается на объективных принципах добровольности, бескорыстия, альтруизма, социальной ориентированности.
Этот вопрос становится актуальным, поскольку большое количество людей нуждается в помощи и поддержке. Многие люди не получают помощи от близких родственников и поэтому нуждаются в помощи других людей, которую могут оказать волонтеры. Добровольцы добровольно жертвуют своим временем, энергией, навыками и знаниями, чтобы помочь другим людям или окружающей среде, не получая материальной выгоды. Всем хочется верить, что работа, которую они делают, очень важна, даже если она очень проста. Поэтому волонтерство — это гражданская деятельность. Опыт показывает благотворительный характер работы. Добровольческая деятельность выполняет функцию нравственного воспитания, возрождения таких основополагающих ценностей, как гражданственность, милосердие, справедливость, гуманность, отзывчивость и другие важные ценности в молодежной среде.
Основная цель работы заключается в определении главных особенностей добровольчества, его философии и базовых ценностей. Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
-
рассмотреть понятие и сущность термина «добровольческая деятельность» -
изучить основные концептуальные подходы к исследованию добровольцев как социальной группы; -
выделить базовые ценности и принципы; -
охарактеризовать философию добровольческой деятельности
Объектом исследования является волонтерство, как социокультурный феномен.
Предметом исследования является выявление особенностей добровольческой деятельности.
1.Добровольческая деятельность: понятие, сущность и содержаниеВолонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение[6]. Волонтёрская (добровольческая) деятельность может включать в себя такие виды общественно полезной деятельности, как: -посадка цветов, газонов, кустов и деревьев; -помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, беспризорные дети, молодёжь и студенты, бездомные, люди с ограниченными возможностями (инвалиды), мигранты, беженцы, бывшие заключённые и другие; -благоустройство и обустройство дворов, участков, городских улиц; -помощь животным, добровольная помощь зоопаркам и заповедникам; -просветительские беседы, направленные на профилактику наркомании, СПИДа, подростковой преступности; -благотворительные концерты и театральные выступления; -экологические марши, уборка мусора и загрязнений; -пропаганда здорового образа жизни. Все начинается с идеи помогать кому-либо, желания или необходимости сделать так же, как у кого-то и осознания того, что на реализацию всего этого не хватает человеческих ресурсов. Как правило, вначале собирается инициативная команда, затем к ней присоединяются волонтеры, которые либо проходят предварительное обучение, либо сразу подключаются к работе. Волонтерство - деятельность по своей природе просоциальная в целевом, процессуальном, содержательном, технологическом компонентах. Включаясь в волонтерскую деятельность, человек стремится на безвозмездных основах повлиять на трансформацию современного ему общества, сделать его лучше. Молодежь - традиционно наиболее социально активная демографическая группа, которая может стать (и в частных случаях является сейчас) основой крупномасштабного волонтерского движения[7]. Вопрос о потенциале использования молодежной волонтерской деятельности может рассматриваться как минимум в двух аспектах: влияние молодежного волонтерства на конкретно - историческую ситуацию, сложившуюся в обществе; влияние волонтерства на саму личность молодого человека, включающегося в данную деятельность. По мнению М. Олчман, П. Джордан, волонтерство стремится к достижению нескольких результатов. Оно, с одной стороны, помогает в создании стабильного и сплоченного общества, а с другой стороны - дополняет услуги, предоставляемые государством (и бизнесом - когда эти услуги нерентабельны, но необходимы обществу)[8]. Понятие «волонтер» раскрыто в Федеральном законе от 11 августа 1995 года № 135- ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Волонтеры - это граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя. Волонтерство сегодня - это мощное общественное движение, имеющее свои организации во всех странах мира, но давно уже переросшие как национальные границы, так и сферу применения волонтерского труда[11]. Во всем мире молодежное добровольческое движение уже получило широкое распространение, а его роль в социальном развитии оценена на международном уровне. Организация Объединенных Наций признает добровольчество богатым источником энергии, навыков, местных занятий. Правительства многих стран используют ресурс добровольчества, финансируя его проекты, в реализации государственных программ по поддержке молодежи, в решении общественных проблем. Последние десятилетия стали наиболее активным этапом развития волонтерства в новейшей истории России. За это время российский добровольческий сектор стремительно развивался и своему нынешнему состоянию во многом обязан социальной активности молодежи, ее стремлению оказать поддержку нуждающимся что, собственно, и является основой добровольчества. По разным данным, в России действуют около тысячи общественных организаций, активно развивающих молодежные добровольческие программы. Добровольцы работают в региональных центрах и малых городах, в селах. Основные направления волонтерских отрядов разнообразны: социальная защита; экология; благоустройство; профилактика алкогольной и наркотической зависимости, пропаганда здорового образа жизни; правозащитная деятельность; сохранение исторического и культурного наследия; содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта; содействие в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности [12]. Кроме собственно практической добровольческой деятельности российские общественные организации активно развивают механизм поддержки этих инициатив. Разрабатываются и внедряются модели создания молодежных добровольческих центров, создаются и применяются специализированные образовательные программы, как для добровольцев, так и для сотрудников организаций, работающих с ними. Проводятся семинары по обмену опытом, презентаций достижений молодежных программ, круглые столы по обсуждению взаимодействия добровольческого сектора с государственными структурами, бизнесом и средствами массовой информации [13]. Так, одна из наиболее крупных общероссийских общественных организаций, на основе, которой действует разветвленная сеть региональных волонтерских объединений «Детские и молодежные социальные инициативы» - одним из основных направлений своей деятельности видит образование в сфере технологий создания молодежного волонтерского движения. Только в 2009 году был проведен ряд мероприятий в этом направлении: Всероссийская научно-практическая конференция «Педагогическая поддержка детских и молодежных социальных инициатив», прошедшая 3-5 марта 2009 г. в Санкт-Петербурге; три экспериментальные смены палаточного волонтерского лагеря в ВДЦ «Орленок»; Всероссийский научно-практический семинар «Диалог индивидуальностей» и другое[14]. Международный день добровольцев, который отмечается 5 декабря, был провозглашен Организацией Объединенных Наций 17 декабря 1985 г. Программа «Добровольцы ООН» рассылает письма в страны-участницы с приглашением начать широкую подготовку к МДД во всех странах и свои рекомендации в связи с его подготовкой. С 1995 года добровольцы России начали отмечать этот день вместе с другими странами мира. В нашей стране с этого времени сложилась новая гражданская традиция отмечать Международный день добровольцев проведением Недели добровольцев, которая сначала объединяла две даты: 3 декабря Всемирный день инвалидов, 5 декабря Всемирный день добровольцев. Затем неделя дополнилась несколькими датами: 1 декабря -Всемирный день борьбы со СПИДом, 10 декабря - Всемирный день защиты прав человека. В последние годы Неделя, как правило, плавно перерастает в Месячник добровольцев, так как к этому моменту уже идет активная подготовка к проведению детских новогодних и рождественских праздников. Первые несколько лет Неделя проводилась под девизом «Вместе изменим жизнь к лучшему!» Общероссийская программа добровольческих действий формируется на основе планируемых региональных, локальных мероприятий, конкретное содержание которых определяется на местах с учетом нужд и потребностей каждого региона, каждого территориального сообщества или организации. Результатом ежегодного проведения акции в целом по всей стране является множество общественно полезных мероприятий и проектов, осуществленных на добровольной основе гражданами и организациями в дни проведения акций, включающих: благоустройство микрорайонов, посадку деревьев, очистку школьных территорий, скверов и парков, проведение уроков добра в учебных учреждениях, организацию семинаров, форумов, благотворительных концертов, спектаклей, проведение акций по сбору вещей, книг, игрушек, денежных средств, оказание адресной помощи пожилым, одиноким людям и инвалидам, др. Публичное представление и признание итогов добровольческих действий в дни празднования Международного дня добровольцев. Таким образом, волонтеры - это добровольцы, осуществляющие социально значимую деятельность по своей воле, посредством личного вклада и предлагающие свою помощь безвозмездно. 2. Современные концептуальные подходы к исследованию добровольцев как социальной группыПопуляризация волонтерства и нарастающее внимание к нему как к важному социально-экономическому ресурсу во многих странах мира активизирует научный интерес к данной проблематике со стороны специалистов разных направлений. В этом контексте необходимо рассмотреть добровольчество именно как социальный феномен, раскрыть его специфику как объекта социально-демографического и психологического исследования сквозь призму разнообразных подходов, причем как предметных (дисциплинарных), так и методологических (межпредметных). Основа фундаментального понимания волонтерства заложена в философском знании. Как правило, философский подход нацеливает исследователей на рассмотрение онтологических и гносеологических оснований деятельности добровольцев, позволяет объяснить закономерности их бытия и осознания своего целеполагания, поиска смысла жизни, связанного со свободой и нравственной деятельностью, самосовершенствованием личности. Одним из наиболее разработанных в научном мире является экономический подход к анализу добровольчества. Его суть заключается в выявлении тесной связи между волонтерской деятельностью, экономическими затратами на нее, социально-экономическими выгодами для индивида, общности и общества в целом. Экономический подход предполагает анализ экономической ценности деятельности добровольцев на трех уровнях: микроуровне, организационном уровне и уровне макроэкономического анализа. Микроуровень связан с измерением экономической стоимости труда волонтера как для самого волонтера, так и для того, кому он оказывает помощь. На организационном уровне анализа проводят оценку стоимости мероприятий, проектов, которые организация смогла реализовать благодаря привлечению труда волонтеров. Изучению подвергается также уровень вложений организации, затраченных на подготовку волонтеров к работе и управление их деятельностью. На макроуровне оценивается совокупный уровень экономики общественного сектора, подсчитывается вклад волонтерского труда в общественное развитие в национальном и глобальном масштабах [12]. Должного внимания требуют нормативно-правовые аспекты регулирования волонтерства и правовой подход к нему. Его предметом являются нормы, составляющие правовую основу благотворительной и добровольческой деятельности, а также практика их применения. Правовой подход позволяет определить статус субъектов волонтерской деятельности, выделить те стороны их взаимодействия, которые нуждаются в законодательном регулировании в определенных территориальных рамках. В анализе правовых аспектов исследуемого феномена подвергается оценке характер построения законодательства, регулирующего положение и деятельность волонтерства в разных странах, изучаются правопреемственность международных норм, особенности регионального и местного правотворчества. Особое внимание уделяется исследованию практик правоприменения в разных странах. Педагогический подход к волонтерству заключается в рассмотрении его как: одного из ключевых элементов воспитательного процесса подрастающего поколения; механизм социализации; технологию профессиональной подготовки или обучения; неотъемлемую составляющую сферы воспитания и образования, где формируются основные качества личности. Он реализуется через оценку и технологизацию широко представленных в России волонтерских практик подростков и молодежи, направлен как на объяснение внутреннего педагогического потенциала самого добровольчества и исследование педагогической специфики обучения волонтеров, так и на включение в педагогический и воспитательный процесс различных образовательных институтов, имеющих отношение к этому феномену. Психологический подход [11] позволяет раскрыть структурно-содержательные характеристики добровольческой деятельности через оценку ее структурных элементов, анализ их функциональной нагрузки посредством исследования субъекта этой деятельности и его активности. Он направлен на анализ предметного содержания деятельности и оценку волонтера как ее субъекта, с акцентом на его личностные позиции и внутриличностные механизмы. Психологическому анализу подвергаются мотивы, цели и задачи деятельности волонтера, субъективные представления о ее результатах, текущие условия ее осуществления, среди которых важнейшими являются способы достижения цели. В ходе реализации педагогических, экономических, психологических, социологических исследований волонтерства ученые обращаются в своих работах к историческому подходу. В данном случае исследования направлены на изучение исторических взаимосвязей, анализ аспектов проявления сущностных характеристик волонтерства в различные исторические периоды, оценку особенностей его институционального оформления в прошлом и закрепления в настоящем времени. Подход демонстрирует становление и закрепление волонтерства в социальной жизни через сопоставление исторических фактов, анализ действий исторически значимых лиц и отдельных социальных общностей. Исторический подход нацелен на эффективное использование волонтерских практик, которые накопило за свою историю человечество. Он объясняет генезис волонтерства в рамках культурно-исторического развития отдельных стран. Исследователи доказывают, что у каждой страны есть свои специфические традиции взаимной поддержки людей на уровне сообщества, существовавшие ряд столетий, и многие из них пересекаются с современным пониманием добровольчества как формы социального поведения, осуществляющейся свободно. В современных социокультурных условиях, когда отсутствует замкнутость отдельных государств и обществ, стираются временные и пространственные границы, в исследовании феномена волонтерства одним из самых продуктивных оказывается социологический подход. Его суть состоит в системном понимании того, что волонтерство является одним из важнейших социальных феноменов, выступающих неотъемлемым компонентом всей общественной системы, в исследовании его влияния на общество и в изучении влияния общества на него. Совокупность различных общенаучных и методологических подходов составляет системный подход к исследованию добровольчества. Он позволяет рассмотреть волонтерство как общественную систему, которая функционирует в контексте социальных, экономических, политических отношений как внутрилокальных общностей, так и в глобальном пространстве, где волонтеры как объекты совершают определенные действия и вступают в коммуникацию на межличностном, групповом и межгрупповом уровнях. Благодаря методологии системного подхода можно: проанализировать основные условия целостности и адаптируемости волонтерства как системы; исследовать аспекты его интеграции в систему разделения труда (оно включается в процессы профессионализации), систему образования (рассматривается как средство социализации членов общества); объяснить сущность феномена с позиции «функционального императива» адаптации, целедостижения, интеграции личности в социальную систему, поддерживающую ценностные образцы поведения волонтеров как объектов. Сущность социокультурного подхода к волонтерству состоит в рассмотрении его сквозь призму единства в нем культуры и социальности. Этот подход позволяет исследовать феномен волонтерства как важнейший элемент культуры общества, необходимый для укрепления доверия, саморегуляции и самовоспроизводства культурной системы в целом. Сущностные характеристики и ментальные основы волонтерства проявляются в социально-культурных гражданских инициативах, направленных на формирование гражданских отношений, на развитие социального творчества с целью преобразования, улучшения качества жизни социума и личностного совершенствования человека как его созидателя. Говоря о социокультурном осмыслении волонтерства как феномена культуры, следует иметь в виду его ценностную основу. В связи с этим представляет интерес аксиологический подход к рассмотрению волонтерства. Он направлен на объяснение ценностной природы волонтерства, которая проявляется в ценностях волонтерской деятельности на личностном, общностном и социетальном уровнях. Данный подход позволяет рассматривать не только ценности волонтерства, но и само волонтерство как ценность. Исследуемый феномен в рамах социокультурного и аксиологического смыслов включен в образовательно-культурную среду, которая сохраняет и транслирует духовные ценности общества, поддерживает ценности общности волонтеров, способствует тому, что они постоянно трактуются, воспроизводятся и приумножаются волонтерами как субъектами деятельности. Наиболее применяемым к анализу волонтерства является институциональный подход. Он открывает методологическую перспективу исследования волонтерства через выделение в нем самых общих признаков социального института. Суть институционального подхода к исследованию добровольчества состоит в понимании того, что, реализуя свои функции, институт волонтерства: регулирует деятельность волонтеров как членов общества в рамках социальных отношений, возникающих как внутри волонтерской общности, так и за ее пределами; создает возможности и условия для удовлетворения потребностей самих волонтеров и тех членов общества, кому оказывается непосредственная помощь; обеспечивает социальную интеграцию и поддерживает устойчивость общественной жизни; осуществляет социализацию индивидов. Еще одним методологическим подходом к анализу данной проблемы является деятельностный подход. Суть его заключается в рассмотрении волонтерства как определенного вида деятельности в системе образа жизни волонтеров, который реализуется членами волонтерской общности. Этот вид деятельности может характеризовать рождающееся в его рамках специфическое отношение волонтеров к окружающему миру и самому себе. С позиции данного подхода волонтерство может рассматриваться через анализ изменений субъектов, обусловленных их практической активностью в сфере реализации сугубо добровольческой деятельности. Еще одним методологическим подходом является общностный подход, который применительно к волонтерству заключается в изучении структуры общности волонтеров через оценку ее сложной многоуровневой модели. Общностный подход направлен на рассмотрение структуры социальной общности волонтеров, формируемой в условиях свободы коммуникации, когда в постоянной динамике расширяется и сужается число взаимодействующих людей. Таким образом, в настоящее время существует целый ряд концептуальных подходов, основными из которых являются: институциональный, экономический, исторический и деятельностный. Данные концепции представляют научно-теоретическое обоснование изучения добровольцев как социальной группы. Каждая концепция основывается на изучении определенных направлений деятельности добровольца, а также акцентирует внимание на специфических аспектах добровольчества как социального феномена, добровольца как участника этого явления. Поэтому исследование социально-психологических и психологических особенностей участника добровольческого движения представляет интерес как с научной, так и с практической точек зрения. 3.Добровольчество: базовые ценности и принципыОрганизация добровольческой деятельности должна учитывать общие принципы, определяющие внутреннее содержание и значение добровольческой деятельности, сохраняя ее целостность и уникальное значение. Назначение добровольческой деятельности в современном мире – это, прежде всего, утверждение ценностей бескорыстного служения ближнему и обществу, исполнения гражданского долга и человеческого предназначения. Добровольческое служение имеет высокую экономическую значимость. Благодаря добровольческой деятельности решаются многие социальные проблемы, не учтенные расходными частями бюджета местных сообществ, национальных и международных программ. В то же время добровольческая деятельность имеет огромное нравственное значение. Возможность для человека исполнить свое предназначение в служении ближнему, в исполнении гражданского долга, в творческом взаимодействии с другими людьми придают добровольческой деятельности значение важнейшего ресурса демократического развития общества и личностного роста граждан [2]. Добровольческая деятельность в любых обстоятельствах должна сохранить свой нравственный характер, дабы не превратиться в инструмент экономического и политического манипулирования. В этой связи процесс организации добровольческой деятельности должен строиться на четко определенных принципах [10]. Добровольность Каждый человек вправе участвовать в добровольческой деятельности по собственному свободному волеизъявлению. Человек также вправе отказаться от участия в добровольческой деятельности в соответствии с добровольно и осознанно принятыми им обязательствами. Решение о принятии участия в добровольческой деятельности не может быть сделано под прямым или косвенным нажимом. Например, неучастие в добровольческой деятельности не должно негативно отразиться на оценке выполнения человеком своих основных обязанностей: трудового договора, воинского долга или гражданской ответственности. Общественная работа, в отличие от добровольческой деятельности, может носить характер обязательный. Также участие в общественной работе может стать одним из условий трудового договора по основному месту трудовой занятости. Добровольческая деятельность не может быть оговорена как обязанность и должна сохранять свой свободный характер. Принцип добровольности не отрицает наличие определенных обязательств. Во время осуществления добровольческой деятельности необходимо учесть все обязательства, которые человек должен принять на себя для эффективного осуществления деятельности. Эти обязательства должны быть оговорены специальным договором или добровольческим контрактом и, при необходимости, могут иметь юридическую силу. К таким обязательствам относятся: - материальные, в случае необходимости пользоваться и распоряжаться материальными ресурсами; - профессиональные, в случае необходимости строгого выполнения профессиональных требований; - этические, при необходимости особо соблюдать этические нормы и требования при осуществлении добровольческой деятельности. Бескорыстность Добровольческая деятельность не должна преследовать корыстных целей. Цели добровольческой деятельности – помощь другим людям и собственное личностное, нравственное совершенствование через оказание такой помощи. Выполнение добровольческой деятельности не должно быть условием материального благосостояния человека. Добровольческая деятельность также не должна носить скрытый корыстный характер. Например, если деятельность осуществляется в расчете на карьерный рост по месту основной работы или предполагает скрытые возможности для личного материального обогащения. Скрытый корыстный характер также может заключаться в возможности общения и взаимодействия с людьми, от которых зависит материальное благосостояние человека, возможность получения коммерческой или иной выгодной информации. Скрытая корыстная мотивация, прежде всего, должна быть предметом личностного самоанализа добровольца и не должна стать ведущей при его решении участвовать в добровольческой деятельности. Добровольческая деятельность не должна являться основной трудовой занятостью. В отличие от основной трудовой занятости, добровольческая работа не должна выполнять роль источника доходов, необходимых для удовлетворения естественных человеческих потребностей: еда, жилье, одежда и прочее. По отношению к основной трудовой занятости добровольческая работа должна выполнять дополняющий характер. В случаях, когда человек готов сделать больше, чем этого требует от него трудовой договор, либо когда основная занятость позволяет человеку обеспечить естественные потребности личного его и нуждающихся в его поддержки членов семьи [6]. Добровольческая деятельность может предполагать компенсацию естественных затрат. К естественным затратам относятся затраты на питание, проживание, проезд и другие виды расходов, так или иначе связанные с выполнением добровольческой работы. Добровольческая деятельность может способствовать удовлетворению личностно значимых потребностей добровольца, даже если это требует от организаторов деятельности материальных затрат. К таким потребностям относятся: - получение специальных навыков (проведение тренингов, курсов, других видов профессиональной подготовки, проведение экспериментальной работы); - организация личностно значимого общения и взаимодействия добровольцев (клубные встречи, экскурсии, лагерные слеты); - возможности для личностного и творческого развития (участие в творческих конкурсах, работа в творческих мастерских и проектах, организация мероприятий, способствующих личностному росту и развитию). Добровольческая деятельность допускает возможность материального поощрения в этически допустимых пределах. Материальное поощрение добровольца не должно стать скрытой формой его корыстных интересов. Прежде всего, материальные формы поощрения добровольца должны носить личностно значимый или символический характер. К личностно значимым формам поощрения относятся возможности для личностного роста и развития: книги, тренинговые курсы, участие в образовательных и личностно развивающих программах. К символическим формам материального поощрения могут быть отнесены ценные подарки, имеющие символическую ценность и не имеющие значительной материальной стоимости. Социальная значимость Востребованность и соответствие актуальным потребностям развития отдельных граждан, местного сообщества, иных объектов добровольческой деятельности. Добровольческая деятельность должна носить характер, отвечающий целям и потребностям местного сообщества, национальным интересам и принципам развития мирового сообщества. Общественная значимость добровольческой деятельности определяется ее актуальностью, своевременностью и эффективным результатом. Законность добровольческой деятельности должна иметь безусловный характер. Какими бы благими побуждениями не руководствовались участники добровольческой деятельности, их противоправные действия не могут быть оправданы Строгое следование требованиям закона, правилам и нормам, принятым в жизни местного сообщества, - необходимое условие осуществления всякой добровольческой деятельности. Гуманизм целей и задач добровольческой деятельности придает им общечеловеческое значение. Цели и задачи добровольческой деятельности не должны быть направлены на решение проблем отдельных организаций или объединений, национальных или религиозных сообществ, отдельных групп людей, если они не имеют общечеловеческого гуманного значения, не подчинены нравственным и этическим требованиям. Добровольческая работа, направленная на удовлетворение эгоистических, корыстных, политических целей отдельных лиц, несмотря на нравственную мотивацию самих добровольцев, по вине организаторов деятельности может потерять свое нравственное значение для общества. Организация добровольческой деятельности должна быть подчинена демократическим принципам и способствовать их развитию. Характер деятельности, ее цели и средства реализации должны в полной мере соответствовать демократическим нормам. Участие в добровольческой деятельности должно стать осознанной обязанностью каждого ответственного гражданина, его патриотическим долгом. Личностная значимость Добровольческая деятельность должна носить значимый характер для личностного развития добровольца. Добровольческая деятельность является не только ресурсом общественного развития, но и возможностью, которую общество предоставляет гражданам для их полноценного личностного роста. Возможность участия в добровольческой деятельности – это услуга, которую способно предоставить демократическое общество своим гражданам. Добровольческая деятельность должна способствовать удовлетворению личностно значимых, социально позитивных потребностей. К основным личностно значимым мотивам добровольческой деятельности следует отнести следующие [14]: самореализация личностного потенциала; общественное признание, чувство социальной значимости; самовыражение и самоопределение; профессиональное ориентирование; приобретение полезных социальных и практических навыков; возможность общения, взаимодействия с единомышленниками; приобретение опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия; способность выразить гражданскую позицию; выполнение общественного и религиозного долга; организация свободного времени Организация добровольческой деятельности должна учитывать индивидуальные особенности добровольцев. Для эффективной личностной значимости добровольческой деятельности должны быть учтены следующие особенности: интересы; потребности; способности; пол; возраст; особенности личностного и социального развития; особенности психического развития; ведущие мотивы участия в деятельности. Таким образом, процесс организации добровольческой деятельности должен строиться на четко определенных принципах. При этом каждый принцип имеет свои особенности проявления, которые и должны быть учтены. 4. Философия добровольчестваФилософия добровольчества, которую на основе обобщения концептуальных подходов определим как систему взглядов на добровольчество, его роль для человека и общества, базируется на том, что люди, побуждаемые желанием совершить что-то общественно полезное, трансформируют своё стремление в позитивное действие, направленное на достижение желаемой цели, приносящее пользу другим людям или обществу в целом. В конечном итоге неисчислимое количество личностных или коллективных добровольческих поступков, дел, включая самые маленькие, даже незаметные, сложенные вместе дают тот суммарный (кумулятивный) эффект, который и определяет состояние духовного развития общества, способствует повышению качества жизни людей. Это подтверждено мировым опытом и, прежде всего, практикой стран, правительства которых, понимая сущность этого простого принципа, инвестируют в развитие и стимулирование добровольческого участия людей в решении насущных социальных проблем, тем самым официально признавая на самом высшем уровне власти социально значимую роль добровольческих усилий как важнейшего ресурса для социально-экономического роста общества [13]. Попытка более глубокого осмысления философии добровольчества обращает нас к философам античности и современным классикам философской мысли, оставившим миру философский подход обосновывающий систему важнейших общечеловеческих ценностей, характеризующих личность с точки зрения способности человека жить в человеческом сообществе, строить гармонические отношения с другими людьми.В воззрениях древнегреческих философов, в частности, Аристотеля, провозгласившего идею свободы выбора, получивших дальнейшее развитие в трудах немецких философов Канта (учение о доброй воле и о человеке как высшей ценности в мире), Гегеля (учение о свободной воле). Именно в этих неиссякаемых источниках мировой философской мысли, представляется, мы можем найти обоснование, которое подведёт к более глубокому пониманию сущностного смысла содержания поистине универсального общечеловеческого феномена и философии добровольчества. Концептуальное развитие на основе глубокого осмысления философии добровольчества позволяет нам прийти к выводам о том, что именно добровольчество - это фундаментальный феномен, имеющий одинаковую ценность для каждого человека, каждого народа, каждой страны, позволяющий перевести идеи величайших мыслителей в практическое воплощение, в жизненную реальность. Опираясь на фундаментальные философские труды, в приложении к современным характеристикам добровольческой деятельности как общественно полезной безвозмездной деятельности, осуществляемой людьми индивидуально или коллективно, на основе свободного и осознанного выбора на пользу другим людям или обществу в целом, прежде всего, прослеживаем фундаментальную связь современных понятий и философских представлений. По определению Генерального секретаря Организации Объединённых Наций Кофи Аннана добровольчество является «и духовным свойством, и гражданской добродетелью. Это деятельность, которая имеет глубокие корни в человеческой духовности и далеко идущие социальные и культурные последствия. Прислушиваться к нуждам других, заботиться о них, приходить на помощь - все это свидетельства высших человеческих побуждений. Люди помогают друг другу из любви и сострадания. Однако глубочайшее духовное свойство и символическое значение добровольчества заключается не только в том, что мы делаем для других. На карту поставлены наши собственные ценности и человечность: «мы есть то, что мы даём другим». ЗаключениеДобровольческая деятельность находится пока в самом начале пути. Созданная система, имеющая нормативно-методическое обеспечение, профессионально подготовленные кадры, позволяет продолжить работу на ином, более высоком уровне. Волонтерство как идея социального служения почти столь же древняя, как и понятие «социум». Термин «добровольчество» в современном его понимании или тем более «волонтерство» не был знаком России до середины 80-х годов XX века. В России понятие добровольчества было установлено в законе РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» № 135-ФЗ от 7 июля 1995 г. В настоящее время существует целый ряд концептуальных подходов, основными из которых являются: институциональный, экономический, исторический и деятельностный. Данные концепции представляют научно-теоретическое обоснование изучения добровольцев как социальной группы. А вот сам процесс становления добровольчества в истории России и ряде других стран достаточно долгий и сложный (имеет свою специфику). Организация добровольческой деятельности должна учитывать общие принципы и ценности, определяющие внутреннее содержание и значение добровольческой деятельности, сохраняя ее целостность и уникальное значение. Попытка более глубокого осмысления философии добровольчества обращает нас к философам античности и современным классикам философской мысли, оставившим миру философский подход обосновывающий систему важнейших общечеловеческих ценностей, характеризующих личность с точки зрения способности человека жить в человеческом сообществе, строить гармонические отношения с другими людьми. Список использованной литературы
|