Файл: Литература с практикумом по выразительному чтению Практическое занятие 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Старик – добрый, нерешительный, покорный, нетребовательный старик, опытный рыбак.

Старуха – жена старика, жадная, ненасытная, сварливая старая женщина.

Золотая рыбка – морская царица, благодарная, щедрая.

В «Сказке о рыбаке и рыбке» море и его властительница учиняют суд над человеческой гордыней. Суд этот жесток, но милостивый. У человека ничего не забирается, ему, наоборот, возвращается то, что было изначально: старуха, захотела быть «владычицей морскою», снова сидит у своего разбитого корыта. Все вернулось на круги своя.

Основным конфликтом в данной сказке является расхождение во мнениях у Старика и Старухи об оптимальном использовании ресурса "Золотая Рыбка. Жадность и сгубила бабку.
Идеей произведения Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» является то, что человеческая жадность и неудовлетворенность не знает границ.

Автор на примере старухи показал, что у жадности нет пределов: человеку всегда мало и хочется еще больше. Такой человек никогда и ничем не будет доволен.
Задание 4. 

Прочитайте повесть Л. Н. Толстого «Детство» и представьте развернутый ответ на следующие вопросы:

1.      Каков характер основных событий?

2.      Почему в повести о детстве так мало внешней динамики, приключений? Как это связано с авторским замыслом?

3.      Охарактеризуйте главного героя повести – Николеньку Иртеньева.

4.      Чем обогатило это произведение ваши представления о мире детства, о душе ребёнка?



  1. Основным характером событий является Формирование личности – главная тема «Детства», именно события, происходившие в раннем возрасте, так или иначе повлияют на будущее человека, на его выбор, жизненные принципы. Среда обитания и взрослые воздействуют на личностный рост взрослеющего ребенка, любой инцидент может стать важнейшим мотивом для его поведения в будущем. Автор также отмечает важность семейных отношений, а внутренние переживания героя раскрывают «диалектику его души».


  2. В повести о детстве так мало внешней динамики, приключений потому, что в ней рассказывается, что был наставник, который воспитывает в детях дисциплинированность, представление о субординации и требовательность к себе. Также повлияло на это смерть матери, которая очень любила своего сына. И у мальчика открылись глаза на то, какая неискренность среди взрослых.


  3. Николенька Иртеньев — десятилетний мальчик, восприимчивый к несправедливости и обиде. Уже в этом возрасте в нем часто говорит моральная ответственность. Он любит всех и сам любим членами семьи, но немного отчужденный и не уверенный. Николенька раним, мягок, не очень увлечен учебой, но очень внимателен к своим поступкам.  Главный герой, из дворянской семьи. Умный не по годам, но сам учебный процесс не привлекает его. Николенька стремится во всем найти суть, смысл, но часто ошибается из-за повышенной чувствительности и вспыльчивости. Он добрый, но ведом: его легко сбить с пути, ведь он часто берет пример со старших или более сильных ровесников.


  4. Мои представления о мире детства, о душе ребенка обогатило это произведение тем, что с самого детства закладывается фундамент формирования, характера, жизненных позиций. Многие события, произошедшие с нами в детстве, влияют на жизнь в целом. Это начинается еще в самом раннем детстве, будь то, сила воли, характера, отстаивание своей точки зрения и т.д.



Задание 5. 

Выполните анализ стихотворения (определяется по выбору студента самостоятельно из предложенного перечня), по следующей схеме:

1. Опишите проблему, которая прослеживается в стихотворении.

2. Поясните, какие выразительно-изобразительные средства использует поэт.

Перечень произведений для анализа по установленному плану:

-        Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»;

-        С. Маршак «Снег уже теперь не тот»;

-        М. Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком…», «Утёс» (по выбору);

-        А. Фет «Весенний дождь»;

-        В. Брюсов «Детская»;

-        Д. Кедрин «Бабье лето»;

-        Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором…»;

-        В. Берестов «Хитрые грибы»;

-        А.А. Блок «Ветхая избушка».


Анализ стихотворения Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…».

В Стихотворении озвучивается ряд многих проблем: Зависимость человека и природы. Начало осени безупречно, но впереди морозная зима. Период развитости в жизни людей тоже безупречен, но ранние годы остались за спиной, а впереди непреклонно приближение старости.

Ф.И. Тютчев озвучивает несколько проблем в своём произведении. Их можно обнаружить по интонациям в строках, по словам и даже по знакам препинания.




  • Автор закладывает в стихотворение тему жизни и её смысла. Осень – это окончание года, то время, когда человек подводит результаты и назначает новые планы, определяет пройденные, безвозвратно ушедшие дни.


  • Поэт говорит о связи природы и человека. Осень для него – это старение не столько естества окружающего мира, сколько человека. В понимания автора, осень – это приближение старости человека. Молодость вместе с летом осталась позади, теперь наступает зрелость, а дальше старость – зима. 


  • О крестьянском труде Ф.И. Тютчев пишет с уважением, говорит о том, что уборочная пора была сложной, но меж тем она принесла прирост и радость крестьянам. Осень в понимании поэта – это время, когда трудящиеся могут передохнуть, и вместе с ними «отдыхающее поле» остаётся в одиночестве с небом.

    1. Средства выразительности 



Безусловно, в стихотворении «Есть в осени первоначальной..,» можно обозначить немало сравнений, которые производят ту созвучную гармонию природы, которую хотел передать Ф.И. Тютчев. 




  1. Эпитеты: «дивная пора», «день хрустальный», «лучезарны вечера», «бодрый серп», «праздная борозда», «отдыхающее поле», «чистая лазурь».


  2. Метафора: «пустеет воздух», «льётся лазурь».


  3. Сравнение: «день стоит как бы хрустальный».


  4. Олицетворение: «день стоит», «серп гулял».


  5. Разновидность метонимии – синекдоха: «серп гулял», «падал колос».


  6. Антитеза: «Где бодрый серп гулял и падал колос, / Теперь уж пусто всё – простор везде…»


Многоточие в первой и последней строфе говорит о том, что о природе можно излагать бесконечно. Помимо того, в многоточии улавливается, как будто бы автор говорит определенно с читателем об преображении в природе и вдруг задумался о жизни и остановился, смотря на поле, о котором он говорил в последней строке своего стихотворения.

Задание 6. 

Прочитайте рассказ В.Г. Короленко «Дети подземелья» и представьте развёрнутый ответ на следующие вопросы:

1.      Как меняется мировоззрение Васи после знакомства с «дурным обществом»?

2.      Почему он приносит куклу своей сестры Марусе?

3.      Как этот поступок повлиял на его отношения с отцом?

4.      Как вы считаете, чем определена главная мысль данного произведения?



  1. Характер Васи и его отношение к действительности после встречи с Валеком и Марусей сильно изменились. Вася научился быть терпимее. Когда Маруся не могла бегать и играть, Вася выдержано сидел с ней рядом и приносил цветы. В характере мальчика появилось сострадание и навык уменьшить чужую боль. Он понял глубину социальных неравенства и узнал, что люди не всегда совершают плохие поступки (например, воруют) потому, что хотят этого. Вася углядел трудность и запутанность жизни, начал задумываться над понятиями правды, верности и человеческой любви. Перестал быть барчуком в отрицательном понимании этого слова научился сочувствовать, не предавать друзей, даже под угрозой наказания, наладились отношения с отцом.


  2. Осенью девочке стало хуже, болезнь поражала ее. Вася пожалел подругу и решил сделать ей подарок. Он попросил на время куклу у сестры и принес больной Марусе. Девочка была рада, ведь она никогда не играла такими красивыми куклами. Ей даже стало немного лучше и близкие посчитали, что она победит болезнь. К сожалению, болезнь не отступила. Но приятные дни, которые подарил Вася, подаривши куклу, щадили страдания ребенка.


  3. История с куклой изменила многое в жизни героев. Маруся наконец-то почувствовала себя счастливой. Вася помирился со своим отцом и открыл в себе лучшие человеческие качества. Тыбурций перестал бояться того, что их раскроют, и пришел в дом судьи, чтобы рассказать правду.


  4. Автор касается вечных тем дружбы, любви, добра; убеждает сопереживать, сочувствовать юным героям, их тяжелой жизни, полной лишений. .
    Основная мысль этого рассказа состоит из того, чтобы показать/обратить внимание читателя на то, что у детей тоже имеются проблемы, и что эти проблемы, иногда, бывают более серьёзными и сложными, нежели у взрослых, и они также требуют решения... В повести "Дети подземелья" рассказчик находится в двух временных измерениях: искренность, чистота, идущие от ребёнка, переплетаются с мудростью, опытом много увидевшего взрослого человека. Дети как индикатор проявляют истинную ценность людского общества.



Задание 7. 

Выполните анализ одной басни И. А. Крылова (определяется по выбору студента самостоятельно из предложенного перечня), по следующей схеме:

1.      Раскройте аллегорические образы басни.

2.      Выявите изобразительно-выразительные средства и проанализируйте язык произведения.

3.      Сформулируйте идею басни.

Перечень произведений для ответа на вопросы:

-        «Слон и моська»;

-        «Свинья под дубом»;

-        «Осёл и соловей»;

-        «Обоз»;

-        «Мартышка и очки»;

-        «Лягушки, просящие царя»;

-        «Листы и корни»;

-        «Кукушка и петух»;

-        «Лебедь, щука и рак».

Ответ:

Анализ басни И.А. Крылова «Мартышка и очки»




  1. Мартышка и очки. Басня Ивана Сергеевича Крылова. В произведениях знаменитого русского басенника, есть скрытый смысл, скрытая насмешка и, соответственно, аллегория. В басне про мартышку и очки лично я вижу аллегорию того, как неграмотный человек, пытаясь выдавать себя за интеллектуала и умника, как бы не хотел, всё равно выглядит необоснованно, а именно глупо и смешно. Мартышка в басне, не умея пользоваться очками по назначению, то есть одеть их на глаза вместо хвоста, обвиняет всех в том, что все рассказы об очках- клевета. Не умный человек, не умея возможности применять знания, которые ему даются в информационном пространстве, и также винит всех в том, что все врут. Некоторые недостатки людей иронично высмеиваются Крыловым в этой басне. Они учат других, все время говорят и пытаются подняться за счет самомнения, хотя даже не знают и не понимают ничего. В тексте басни заложена эта ирония. Роль безграмотного в произведении играет Мартышка. Ничего не смыслит в науке люди- это Мартышки. В обществе на всех окружающих плохо сказывается такое глубокое невежество. Особенно плохо это для высокопоставленных чиновников. Зачастую всех людей лишь смешат они таким невежеством.


  2. Произведение относится по жанровой направленности к басне, представляющей собой короткий иносказательный рассказ в форме стихотворения, выполненный в ироническом стиле, напоминающий короткую и образную пьесу, в которой присущи закадровые пояснения действий основных персонажей. Главным героем басни поэт представляет Мартышку, которая из-за возраста теряет зрение, а потому является любопытным персонажем, создающим сплетни и слухи, приобретает очки, являющиеся, в отношении людей, огромным помощником для слабовидящих лиц. Сюжетная линия произведения повествует о многочисленных действиях, манипуляциях героини басни с приобретенным элементом для глаз, не знающей его практического применения.


  3. Автор применяет в качестве средств художественной выразительности аллегорический прием, в шутливой форме представляет не проницательность и глупость Мартышки, надевающей очки на хвост, прижимающей их к теменной части головы, облизывающей линзы и даже старающейся определить запах очков. В конце концов уверенной, что ее обманули, Мартышка в злости избавляется от никчемного бесполезного предмета, разбивает очки об пол, так и не поняв способ их применения. Комичность образа главной героини басни подчеркивается поэтом путем применения ряда предложения, представляющих бесполезность действий Мартышки, а также при помощи включения в басню форм диалога, представляющих легкость и увлекательность произведения. Очки в басни являются символом обладания знаний, которые, по мнению автора, должны использоваться разумно и правильно, иначе знания не приводят к положительному результату. Образ Мартышки используется автором в качестве изображения неграмотных, глупых, самоуверенных людей, берущихся за решение какого либо дела, суть который для них неизвестна и непонятна, при этом предъявляют себя в виде знающих представителей общества, способных вершить людские судьбы и давать плохие оценки человеческим действиям и поступкам.  Моралью басни является авторское утверждение о потребности получения знаний, образования, постоянной цели к самосовершенствованию для достижения поставленных перед человеком жизненных стремлений, в нехватке которых человеческое сосуществование становится бесполезным. Мартышка в басне выступает в роли невежды, а очки — это знания. Но знания надо уметь правильно применить, тогда от них будет польза. Басня высмеивает недальновидность и невежество. Автор отмечает, что особенно опасны для общества «невежды познатней», которые своим влиянием могут навредить продвижению в науке.