Файл: Конспект урока по технологии (класс 5) Тема урока Макраме. Изготовление простого изделия в технике плетения. Тип урока комбинированный.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конспект урока по технологии (класс: 5)
Тема урока: Макраме. Изготовление простого изделия в технике плетения.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: познакомить с искусством рукоделия «Макраме», историей его появления и развития, сформировать умения выполнения изделия в технике макраме
Задачи урока:
-
Образовательная: познакомить с историей макраме, материалами и приспособлениями; научить вязать классические узлы. -
Развивающая: развитие познавательной активности, мышления, умения анализировать и сравнивать, делать выводы. -
Воспитательная: воспитание чувства ответственности, воспитание терпения и умения доводить до конца работу, привитие интереса к изучаемому предмету.
УУД
Познавательные: уметь получать новые знания, перерабатывать и применять полученную информацию.
Коммуникативные: уметь вести учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Регулятивные: уметь планировать и регулировать свою деятельность; прогнозировать результат и усвоение уровня знаний.
Планируемые результаты
Предметные:
Знать: инструменты и приспособления, последовательность выполнения работы.
Уметь: подбирать нитки по цвету, выполнять работу в технике макраме.
Личностные:выражение желания трудиться; Самооценка умственных и физических способностей для труда; Личная ответственность за качество своей деятельности.
Метапредметные: согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности, соблюдение норм и правил культуры труда.
Наглядные пособия: презентация.
Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, компьютер.
План урока: | Действия учителя | Действия детей | УУД, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов |
1.Организационный момент – 4 мин. | Проверяет готовность обучающихся к уроку, настрой обучающихся на работу. | Занимают места, приветствуют учителя, готовятся к занятию: слушают, контролирует свою готовность к уроку, концентрируют внимание. | К: взаимное сотрудничество учителя с обучающимися |
2.Постановка и формулирование учебной проблемы, планирование действий (Целеполагание и мотивация) – 5 мин. | Ведет диалог с обучающимися. Активирует мотивацию на занятии. | Отвечают на вопросы учителя, записывают тему. | К: инициативное сотрудничество в поиске, выборе и анализе информации Р: целеполагание, планирование деятельности |
3.Открытие нового знания – 25 мин. | Сообщает новый материал, ведет диалог с обучающимися, задает вопросы, показывает примеры изделий. | Слушают учителя, конспектируют материал, отвечают на вопросы учителя, рассматривают примеры изделий в технике макраме. | П: формирование навыков поисковой деятельности, работы с информацией. Структурировать информацию, выделяя главное К: строить монологическую и диалогическую речь, слушать и понимать речь других, высказывать и обосновывать точку зрения. Р: регулировать свое поведение, организовывать свой процесс познавательной деятельности и восприятие учебной информации |
4.Первичная проверка понимания – 4 мин | Задает вопросы по теме. Беседует с классом по пройденной теме. | Отвечают на вопросы учителя по теме, беседуют с учителем. | К: организовывать учебное взаимодействие друг с другом в коллективе. П: умение структурировать знания, умение осознанно и грамотно выстраивать ответы, включающие технологические термины. |
5.Физкультминутка – 2 мин | Проговаривает слова и показывает движения. | Повторяют движения за учителем. | Л: установка на здоровый образ жизни. К: способность расслабляться в коллективе. |
6.Практическая работа - 25 мин | Проводит вводный инструктаж по ТБ с булавками, ножницами. Организует практическую работу. Контролирует соблюдение техники безопасности и правильность выполнения работы в соответствии с технологической картой. | Слушают инструктаж по ТБ, выполняют работу по изготовлению изделия в технике макраме в соответствии с технологической картой. | П: Умение применять на практике полученные на уроке знания. К: Умение работать в группе, строить диалог и распределять роли. Р: осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. |
7. Итоговая часть урока. Рефлексия учебной деятельности – 3 мин. | Подводит итоги занятия. Беседует с обучающимися. Акцентирует внимание на конечный результат учебной деятельности обучающихся на уроке | Анализируют свою работу на уроке. Беседуют с учителем. | П: систематизация, обобщение изученного, формулировка выводов. Р: соотнесение целей урока с его результатами работы и способами достижения. Осуществление самоконтроля. |
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению – 4 мин. | Сообщает домашнее задание, дает к нему комментарии, отвечает на вопросы обучающихся. | Слушают информацию о домашнем задании, записывают в дневник. | К: взаимное сотрудничество учителя с обучающимися Р: умение регулировать свое поведение и слушать учителя. |
Ход урока
-
Организационный момент
Учитель и обучающиеся приветствуют друг друга. Организация внимания и готовности к уроку у обучающихся.
Учитель: Добрый день ребята! Надеюсь у всех хорошее настроение и все готовы к работе.
Обучающиеся: Занимают места, приветствуют учителя, готовятся к занятию: слушают, контролирует свою готовность к уроку, концентрируют внимание.
-
Постановка и формулирование учебной проблемы, планирование действий (Целеполагание и мотивация)
Учитель:
На слайде изображены изделия, в разных техниках
рукоделия- кто знает что это за рукоделия?
-А вот эти изделия, в какой технике выполнены
-Кто-то знаком с этой техникой-
- Понравились вам эти изделия ? –
Кто-нибудь догадался о чем наш сегодняшний урок?-
правильно о макраме
На слайде изображены изделия, в разных техниках
рукоделия- кто знает что это за рукоделия?
-А вот эти изделия, в какой технике выполнены
-Кто-то знаком с этой техникой-
- Понравились вам эти изделия ? –
Кто-нибудь догадался о чем наш сегодняшний урок?-
правильно о макраме
На слайде изображены изделия, в разных техниках
рукоделия- кто знает что это за рукоделия?
-А вот эти изделия, в какой технике выполнены
-Кто-то знаком с этой техникой-
- Понравились вам эти изделия ? –
Кто-нибудь догадался о чем наш сегодняшний урок?-
правильно о макраме
На слайде изображены изделия, в разных техниках
рукоделия- кто знает что это за рукоделия?
-А вот эти изделия, в какой технике выполнены
-Кто-то знаком с этой техникой-
- Понравились вам эти изделия ? –
Кто-нибудь догадался о чем наш сегодняшний урок?-
правильно о макраме
На слайде изображены изделия, выполненные из нитей - кто знает, что это за вид рукоделия?
-Кто-то знаком с этой техникой?
- Понравились вам эти изделия?
Обучающиеся: отвечают на вопросы и записывают тему занятия.
Итак, наш сегодняшний урок будет посвящен Макраме.
-
Открытие нового знания
Обучающиеся: слушают учителя, конспектируют материал
Учитель: Макраме в переводе с арабского означает «тесьма, кружево». В переводе с турецкого – шарф, салфетка с бахромой. И в том, и в другом случае подразумевается изделие, украшенное узелковым кружевом.
История узелкового плетения исчисляется тысячелетиями. Началась она с того времени, когда человеку понадобилось соединить два конца нити и он завязал первый узел.
Родоначальниками узелкового плетения в те далекие времена были моряки. В часы досуга во время морских путешествий они плели цепочки, кулоны, талисманы и дарили их в далеких странах как сувениры.
В древней Греции узлы использовали в медицине при лечении переломов..
Искусством плетения во все времена владели немногие мастера. Они создавали прекрасные образцы плетеных изделий – шторы, покрывала, салфетки.
За свою многовековую историю макраме неоднократно забывалось, но благодаря красоте и прочности возрождалось вновь и вновь.
В 1920 – 30 годах макраме входит в моду. Комнаты стали украшать плетеными коврами, салфетками, абажурами, ширмами, кашпо. Плели также сумки, кулоны, пояса, футляры.
Работа макраме кажется трудной только с самого начала, но, освоив два – три узла, обладая терпением и фантазией, вы можете сделать очень красивые и нужные вещи.
Сегодня мы с вами научимся плести особый вид макраме – так называемые «Фенечки». Многовековая история плетеных браслетов началась благодаря индейцам Северной Америки, которые имели традицию – надевать на руку друзей и родных сплетенные между собой определенным образом веревочки. Такие браслеты ассоциировались с дружескими отношениями: длительное ношение указывало на крепкую дружбу, специально снятая с руки веревочка означала публичное оскорбление и законченность хороших отношений.
Большое значение имеют цвета, каждый цвет имеет своё объяснение:
1. Белый-невинность, доброта, свобода.
2.Красный-страсть.
3.Розовый-любовь.
4.Оранжевый, жёлтый-радость.
5.Голубой-умиротворённость, покой.
6.Синий-дружелюбие, гармония.
7.Чёрный, серый-одиночество, замкнутость.
8.Зелёный-надежда, юность.
Давайте посмотрим примеры работ.
Учитель: показывает изделия.
Обучающиеся: рассматривают изделия.
Учитель:
-Скажите вам понравились эти изделия?
-Хотите научиться делать такие же?
Обучающиеся: отвечают на вопросы.
Учитель: Знакомство с узелковым плетением мы начнем со знакомства о нитях и инструментах.
Для изготовления изделий в данной технике требуются:
- Материал для плетения может быть самым разнообразным: пеньковые, льняные нити; шнуры — шторный, бельевой, синтетический,
капроновые, шелковые, хлопчатобумажные, мулине. Чем сильнее скручены нити, тем узлы получаются более четкими рельефными, изделия из них не деформируются.
- Скажите какие инструменты нужны для вышивки? –
- а для вязания спицами? – .
Учитель: А вот для плетения макраме необходима подушка.
- как вы думаете, зачем нужна подушка?
Обучающиеся: отвечают на вопросы, предлагают варианты.
Учитель:
Подушка- это рабочее основание для плетения, устойчивая, в меру жесткая. К ней булавками будут крепиться нити. Можно также использовать зажим или скотч и книгу или иную твердую поверхность.
Итак, давайте рассмотрим виды узлов, которые используются в плетении:
Базовые узлы макраме позволяют выполнить простейшие изделия, которые можно превратить в основу красивого интерьерного украшения или в бижутерию.
Существуют:
- Репсовый узел
- Плоский узел
- «Фриволите» (декоративный)
- «Геркулесов» узел
Китайские виды: «Лотос», «Шахматка», «Пуговица» и др.
Основные узлы, используемые для фенечек:
- «вправо-влево»
- «влево-вправо»
- «влево»
- «вправо»
Обучающиеся: слушают учителя, конспектируют матераил.
-
Первичная проверка понимания
Учитель: а теперь ответьте пожалуйста на вопросы:
- кто считается родоначальником узелкового плетения? (Родоначальниками узелкового плетения считаются моряки)
- какие изделия создавались в узелковой технике плетения (шторы, покрывала, салфетки, сумки, кулоны, пояса, футляры.)
Обучающиеся: отвечают на вопросы.
-
Физкульт-минутка
Учитель: а теперь немного отдохнем и проведем физкультминутку.
Обучающиеся: встают с мест и повторяют движения за учителем.
Быстро встали, улыбнулись.
Выше-выше потянулись!
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали.
И на месте побежали.
-
Практическая работа
Учитель: проводит вводный инструктаж по ТБ с булавками, ножницами. Обучающиеся: слушают инструктаж по ТБ, выполняют работу.
Учитель: Существует масса различных видов и способов плетения, например, для фенечки – косое плетение и прямое.
А сегодня мы с вами сплетем один из самых простых вариантов фенечки – «косая», которое выполняется косым плетением.
Учитель: выдает инструкционные карты, контролирует выполнение работы
-
Итоговая часть урока. Рефлексия учебной деятельности
Учитель:
- Итак, чему мы сегодня с вами научились и чего нового узнали?
- Понравился ли вам наш сегодняшний урок?
Обучающиеся: отвечают на вопросы, беседуют с учителем.
Учитель: Да, сегодня мы с вами узнали о таком виде рукоделия, как макраме, и даже выполнили изделие в данной технике. Надеюсь, вам понравилось и думаю, что в дальнейшем вы научитесь выполнять более сложные изделия и сможете радовать всех своими работами.
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Доплести изделие «фенечку» дома.