Файл: Конспект урока по технологии (класс 5) Тема урока Макраме. Изготовление простого изделия в технике плетения. Тип урока комбинированный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конспект урока по технологии (класс: 5)

Тема урока: Макраме. Изготовление простого изделия в технике плетения.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: познакомить с искусством рукоделия «Макраме», историей его появления и развития, сформировать умения выполнения изделия в технике макраме

Задачи урока:

  1. Образовательная: познакомить с историей макраме, материалами и приспособлениями; научить вязать классические узлы.

  2. Развивающая: развитие познавательной активности, мышления, умения анализировать и сравнивать, делать выводы.

  3. Воспитательная: воспитание чувства ответственности, воспитание терпения и умения доводить до конца работу, привитие интереса к изучаемому предмету.

УУД

Познавательные: уметь получать новые знания, перерабатывать и применять полученную информацию.

Коммуникативные: уметь вести учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: уметь планировать и регулировать свою деятельность; прогнозировать результат и усвоение уровня знаний.
Планируемые результаты

Предметные:

Знать: инструменты и приспособления, последовательность выполнения работы.

Уметь: подбирать нитки  по цвету, выполнять работу в технике макраме.

Личностные:выражение желания трудиться; Самооценка умственных и физических способностей для труда; Личная ответственность за качество своей деятельности.

Метапредметные: согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности, соблюдение норм и правил культуры труда.

Наглядные пособия: презентация.

Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, компьютер.



План урока:

Действия учителя

Действия детей

УУД, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов

1.Организационный момент

– 4 мин.

Проверяет готовность обучающихся к уроку, настрой обучающихся на работу.


Занимают места, приветствуют учителя, готовятся к занятию: слушают, контролирует свою готовность к уроку, концентрируют внимание.

К: взаимное сотрудничество учителя с обучающимися


2.Постановка и формулирование учебной проблемы, планирование действий (Целеполагание и мотивация) – 5 мин.

Ведет диалог с обучающимися. Активирует мотивацию на занятии.

Отвечают на вопросы учителя, записывают тему.

К: инициативное сотрудничество в поиске, выборе и анализе информации

Р: целеполагание, планирование деятельности

3.Открытие нового знания – 25 мин.

Сообщает новый материал, ведет диалог с обучающимися, задает вопросы, показывает примеры изделий.

Слушают учителя, конспектируют материал, отвечают на вопросы учителя, рассматривают примеры изделий в технике макраме.

П: формирование навыков поисковой деятельности, работы с информацией. Структурировать информацию, выделяя главное

К: строить монологическую и диалогическую речь, слушать и понимать речь других, высказывать и обосновывать точку зрения.

Р: регулировать свое поведение, организовывать свой процесс познавательной деятельности и восприятие учебной информации

4.Первичная проверка понимания – 4 мин


Задает вопросы по теме. Беседует с классом по пройденной теме.

Отвечают на вопросы учителя по теме, беседуют с учителем.

К: организовывать учебное взаимодействие друг с другом в коллективе.

П: умение структурировать знания, умение осознанно и грамотно выстраивать ответы, включающие технологические термины.


5.Физкультминутка – 2 мин

Проговаривает слова и показывает движения.

Повторяют движения за учителем.


Л: установка на здоровый образ жизни.

К: способность расслабляться в коллективе.


6.Практическая работа - 25 мин


Проводит вводный инструктаж по ТБ с булавками, ножницами.

Организует практическую работу. Контролирует соблюдение техники безопасности и правильность выполнения работы в соответствии с технологической картой.

Слушают инструктаж по ТБ, выполняют работу по изготовлению изделия в технике макраме в соответствии с технологической картой.

П: Умение применять на практике полученные на уроке знания.

К:

Умение работать в группе, строить диалог и распределять роли.

Р: осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.


7. Итоговая часть урока. Рефлексия учебной деятельности – 3 мин.


Подводит итоги занятия. Беседует с обучающимися. Акцентирует внимание на конечный результат учебной деятельности обучающихся на уроке

Анализируют свою работу на уроке. Беседуют с учителем.


П: систематизация, обобщение изученного, формулировка выводов.

Р: соотнесение целей урока с его результатами работы и способами достижения. Осуществление самоконтроля.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению – 4 мин.

Сообщает домашнее задание, дает к нему комментарии, отвечает на вопросы обучающихся.


Слушают информацию о домашнем задании, записывают в дневник.



К: взаимное сотрудничество учителя с обучающимися

Р: умение регулировать свое поведение и слушать учителя.



Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель и обучающиеся приветствуют друг друга. Организация внимания и готовности к уроку у обучающихся.

Учитель: Добрый день ребята! Надеюсь у всех хорошее настроение и все готовы к работе.

Обучающиеся: Занимают места, приветствуют учителя, готовятся к занятию: слушают, контролирует свою готовность к уроку, концентрируют внимание.


  1. Постановка и формулирование учебной проблемы, планирование действий (Целеполагание и мотивация)

Учитель:

На слайде изображены изделия, в разных техниках

рукоделия- кто знает что это за рукоделия?

-А вот эти изделия, в какой технике выполнены

-Кто-то знаком с этой техникой-

- Понравились вам эти изделия ? –

Кто-нибудь догадался о чем наш сегодняшний урок?-

правильно о макраме

На слайде изображены изделия, в разных техниках

рукоделия- кто знает что это за рукоделия?

-А вот эти изделия, в какой технике выполнены

-Кто-то знаком с этой техникой-

- Понравились вам эти изделия ? –

Кто-нибудь догадался о чем наш сегодняшний урок?-

правильно о макраме

На слайде изображены изделия, в разных техниках

рукоделия- кто знает что это за рукоделия?

-А вот эти изделия, в какой технике выполнены

-Кто-то знаком с этой техникой-

- Понравились вам эти изделия ? –

Кто-нибудь догадался о чем наш сегодняшний урок?-

правильно о макраме

На слайде изображены изделия, в разных техниках

рукоделия- кто знает что это за рукоделия?

-А вот эти изделия, в какой технике выполнены

-Кто-то знаком с этой техникой-

- Понравились вам эти изделия ? –

Кто-нибудь догадался о чем наш сегодняшний урок?-

правильно о макраме

На слайде изображены изделия, выполненные из нитей - кто знает, что это за вид рукоделия?

-Кто-то знаком с этой техникой?

- Понравились вам эти изделия?

Обучающиеся: отвечают на вопросы и записывают тему занятия.

Итак, наш сегодняшний урок будет посвящен Макраме.


  1. Открытие нового знания


Обучающиеся: слушают учителя, конспектируют материал

Учитель: Макраме в переводе с арабского означает «тесьма, кружево». В переводе  с турецкого – шарф, салфетка с бахромой. И в том, и в другом случае подразумевается изделие, украшенное узелковым кружевом.

История узелкового плетения исчисляется тысячелетиями. Началась она с того времени, когда человеку понадобилось соединить два конца нити и он завязал первый узел.

Родоначальниками узелкового плетения в те далекие времена были моряки. В часы досуга во время морских путешествий они плели цепочки, кулоны, талисманы и дарили их в далеких странах как сувениры.

В древней Греции узлы использовали в медицине при лечении переломов..

Искусством плетения во все времена владели немногие мастера. Они создавали прекрасные образцы плетеных изделий – шторы, покрывала, салфетки.

За свою многовековую историю макраме неоднократно забывалось, но благодаря красоте и прочности возрождалось вновь и вновь.

В 1920 – 30 годах макраме входит в моду. Комнаты стали украшать плетеными коврами, салфетками, абажурами, ширмами, кашпо. Плели также сумки, кулоны, пояса, футляры.

Работа макраме кажется трудной только с самого начала, но, освоив два – три узла, обладая терпением и фантазией, вы можете сделать очень красивые и нужные вещи.

Сегодня мы с вами научимся плести особый вид макраме – так называемые «Фенечки». Многовековая история плетеных браслетов началась благодаря индейцам Северной Америки, которые имели традицию – надевать на руку друзей и родных сплетенные между собой определенным образом веревочки. Такие браслеты ассоциировались с дружескими отношениями: длительное ношение указывало на крепкую дружбу, специально снятая с руки веревочка означала публичное оскорбление и законченность хороших отношений.

Большое значение имеют цвета, каждый цвет имеет своё объяснение:

1. Белый-невинность, доброта, свобода.

2.Красный-страсть.

3.Розовый-любовь.

4.Оранжевый, жёлтый-радость.

5.Голубой-умиротворённость, покой.

6.Синий-дружелюбие, гармония.

7.Чёрный, серый-одиночество, замкнутость.

8.Зелёный-надежда, юность.

Давайте посмотрим примеры работ.

Учитель: показывает изделия.

Обучающиеся: рассматривают изделия.

Учитель:

-Скажите вам понравились эти изделия?

-Хотите научиться делать такие же?

Обучающиеся: отвечают на вопросы.

Учитель: Знакомство с узелковым плетением мы начнем со знакомства о нитях и инструментах.


Для изготовления изделий в данной технике требуются:

- Материал для плетения может быть самым разнообразным: пеньковые, льняные нити; шнуры — шторный, бельевой, синтетический,

капроновые, шелковые, хлопчатобумажные, мулине. Чем сильнее скручены нити, тем узлы получаются более четкими рельефными, изделия из них не деформируются.

- Скажите какие инструменты нужны для вышивки? –

- а для вязания спицами? – .

Учитель: А вот для плетения макраме необходима подушка.

- как вы думаете, зачем нужна подушка?

Обучающиеся: отвечают на вопросы, предлагают варианты.

Учитель:

Подушка- это рабочее основание для плетения, устойчивая, в меру жесткая. К ней булавками будут крепиться нити. Можно также использовать зажим или скотч и книгу или иную твердую поверхность.

Итак, давайте рассмотрим виды узлов, которые используются в плетении:

Базовые узлы макраме позволяют выполнить простейшие изделия, которые можно превратить в основу красивого интерьерного украшения или в бижутерию. 

Существуют:

- Репсовый узел

- Плоский узел

- «Фриволите» (декоративный)

- «Геркулесов» узел

Китайские виды: «Лотос», «Шахматка», «Пуговица» и др.

Основные узлы, используемые для фенечек:

- «вправо-влево»

- «влево-вправо»

- «влево»

- «вправо»

Обучающиеся: слушают учителя, конспектируют матераил.

  1. Первичная проверка понимания

Учитель: а теперь ответьте пожалуйста на вопросы:

- кто считается родоначальником узелкового плетения? (Родоначальниками узелкового плетения считаются моряки)

- какие изделия создавались в узелковой технике плетения (шторы, покрывала, салфетки, сумки, кулоны, пояса, футляры.)

Обучающиеся: отвечают на вопросы.

  1. Физкульт-минутка

Учитель: а теперь немного отдохнем и проведем физкультминутку.

Обучающиеся: встают с мест и повторяют движения за учителем.

Быстро встали, улыбнулись.

Выше-выше потянулись!

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали. Сели, встали.

И на месте побежали.

  1. Практическая работа

Учитель: проводит вводный инструктаж по ТБ с булавками, ножницами. Обучающиеся: слушают инструктаж по ТБ, выполняют работу.

Учитель: Существует масса различных видов и способов плетения, например, для фенечки – косое плетение и прямое.


А сегодня мы с вами сплетем один из самых простых вариантов фенечки – «косая», которое выполняется косым плетением.

Учитель: выдает инструкционные карты, контролирует выполнение работы


  1. Итоговая часть урока. Рефлексия учебной деятельности

Учитель:

- Итак, чему мы сегодня с вами научились и чего нового узнали?

- Понравился ли вам наш сегодняшний урок?

Обучающиеся: отвечают на вопросы, беседуют с учителем.

Учитель: Да, сегодня мы с вами узнали о таком виде рукоделия, как макраме, и даже выполнили изделие в данной технике. Надеюсь, вам понравилось и думаю, что в дальнейшем вы научитесь выполнять более сложные изделия и сможете радовать всех своими работами.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Доплести изделие «фенечку» дома.