Файл: Программа Творческая мастерская.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Творческая мастерская» является программой декоративно-прикладного творчества, которое раскрывает учащимся мир прекрасного, воздействует на чувства, эмоции, формирует духовный мир, позволяет учащимся открыть свои внутренние эстетические возможности, заглянуть внутрь себя и пристальней взглянуть на окружающий мир с его богатством и разнообразием. Народное искусство – это источник прекрасного, который оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях мастеров. Приобщение детей к народно- национальным традициям в декоративно-прикладных промыслах воспитывает любовь к Родине, формирует патриотические и гражданские качества у младших школьников.

Направленность: программа «Творческая мастерская» относится к художественной направленности отделения дополнительного образования детей.

Актуальность программы заключается в том, что развитие художественных способностей детей происходит в творческой деятельности, основываясь на традициях народного искусства; что открывает пути познания народного творчества, приобщает к духовным традициям России. Программа отвечает потребностям современных детей и их родителей. Ориентирована на эффективное решение актуальных проблем ребенка. Происходит обучение «искусству через искусство», способствуя гармоничному развитию личности в целом, приобщая учащихся к изучению практических основ национальной культуры народов России.

Отличительной особенностью является то, что учащиеся постепенно овладевая различными техниками и приемами декоративно-прикладного искусства (композиция, рисунок, аппликация, роспись, лепка, рукоделие и др.) развивают творческий потенциал, расширяют кругозор, изучают историю родного края. В процессе обучения происходит приобщение к национальной культуре нашей страны.

Адресат программы: программа рассчитана для работы с детьми 7-11 лет, вне зависимости от пола, у которых сформировался устойчивый интерес и мотивация к художественной направленности.

Цель:

- Формирование творчески мыслящей личности на основе постижения традиций исконно русской национальной культуры и синтез полученных навыков в современный мир;


- Развитие у детей умения проектировать, разрабатывать и реализовывать на практике свои художественные замыслы;

- Формирование общей культуры учащихся;

- Удовлетворение индивидуальных потребностей в культурном, интеллектуальном и нравственном совершенствовании;

- Продуктивная организация свободного времени учащихся.

Задачи программы

1) Воспитательные:

- Воспитание уважения к культурному наследию и истории своего народа.

- Воспитание интереса и любви к традиционным видам декоративно-прикладного творчества.

- Содействие гармоничному развитию личности, совершенствованию ее духовно- нравственных качеств.

- Воспитание трудолюбия и усидчивости.

2) Обучающие:

- Ознакомление учащихся с основами национальной культуры в декоративно- прикладном искусстве.

- Обучение работы в разных техниках декоративно – прикладного искусства.

- Знакомство с основами знаний в области композиции, художественного конструирования.

- Формирование навыков работы с инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов.

- Обучение практическому ремеслу декоративной росписи, лепки, вышивки и другими видами декоративно- прикладного творчества.

- Постановка руки для правильного выполнения мазка, умение работать с пластичными материалами – пластилин, глина.

- Овладение языком кистевого декоративного письма.

3) Развивающие:

- Развитие творческого потенциала, как основы творчества детей.

- Развитие чувства прекрасного, умения понимать и ценить русское народное искусство на основе знакомства с декоративно- прикладным творчеством.

- Развитие мелкой моторики рук.

- Развитие чувства цвета и гармонии.

- Развитие творческого, индивидуального начала ребенка.

- Развитие коммуникативных способностей ребенка.

Условия реализации программы.

Условия приема учащихся:

Набор производится среди учащихся с 7 до 11 лет. Заниматься по этой программе могут и девочки и мальчики независимо от уровня подготовленности.

Учащиеся, успешно прошедшие обучение по программе первого года переводятся на второй год обучения, не занимавшиеся на первом году обучения могут быть зачислены на второй год по итогам собеседования, анализа творческих работ учащихся, выявления уровня креативности.



Количество детей в группе: по 15 человек на первом году обучения, по 12 человек на втором году обучения.

Срок реализации программы: 2 года.

Объем реализации программы: 288 учебных часов (по 144 часа в год).

Формы и режим занятий: на первом и втором году обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа.

Занятия проводятся в групповой и фронтальной форме.

Кадровое обеспечение программы: программу реализует педагог дополнительного образования, соответствующий квалификационным характеристикам по должности «педагог дополнительного образования» художественной направленности.

Материально-техническое обеспечение программы:

Учебное помещение, оборудование кабинета:

-экран

- мультимедиа установка

- компьютер

-СD диски

- магнитофон

Обязательным является умывальник для смены воды, мытья рук после работы с красками.

Расходные материалы: наборы цветной бумаги «Вивальди», цветной картон формат А4, бумага для рисования, заготовки из дерева, декоративные камешки, линейки, рабочие тетради, ленты атласные, природный материал, кусочки ткани, цветные нитки, бусы, бисер.

Техническое оснащение: ножницы - 15-20 шт., шило - 5 шт., пистолеты с силиконовым клеем - 15 шт.. зубочистки, гуашь темперная - 10-15 наборов, набор кисточек «белка», карандаши простые - 15 шт., фломастеры набор - 15 шт., набор для вышивки - 15 шт.

Планируемые результаты освоения программы

По результатам освоения программы учащиеся должны

Личностные результаты:

- освоить технику объемной и плоскостной аппликации;

- ознакомиться с основными направлениями и особенностями народных промыслов России (Федоскинская миниатюра, Тагильская и Жостовская роспись, Абрамцево-кудринская резьба, Богородская резьба, Ростовская финифть, Палехская миниатюра, Крестецкая строчка, Дымковская игрушка, Вятское кружево, Абашевская игрушка, Каргопольская игрушка, Филимоновская игрушка, Гжель, Тульское оружейное дело, Кубачинская обработка металла и др.;

- знать основные центры художественных промыслов России, особенности их возникновения, различие направлений по росписи по дереву (Городецкая, Мезенская, Полхов-Майданская, Пермогорская, Хохломская, Уфтюжская);

- уметь использовать приемы кистевой росписи элементов Городецкой, Мезенской, Хохломской, Уфтюжской Полхов-Майданской, Пермогорской росписей;

- знать технологический процесс росписи (грунтовка, лакировка);

- знатьтехнику изготовления игрушек из глины (Дымковская, Абашевская игрушка);


-знать основы техники вышивки и декорирования бисером и бусами;

- знать технику безопасности работы с различными материалами.

Предметные результаты:

- научиться владеть необходимыми навыками умениями по изготовлению аппликации;

- уметь анализировать цветовые сочетания;

- освоить графическое изображение фломастерами и составлять композиции;

- создавать тематические эскизы декорирования и росписи различных изделий народных промыслов;

- приобрести навыки росписи по дереву, глине.

Мегапредметные результаты:

- развить художественно- образное,эстетическое мышление,сформировать целосное восприятие мира.

-развить художественный вкус, фантазию

Учебный план 1-го года обучения

№п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы промежуточной аттестации и контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие:

Техника безопасности №1

2

2

Беседа, опрос

2

Работа с бумагой

Плоскостная аппликация:

Рыбки в аквариуме

4

1

3

Контрольные срезы, учебное тестирование, выставка

Осеннее дерево

4

1

3

Ваза с цветами

8

1

7

Аппликация из самоклеющейся бумаги

2

1

1

« Мои любимые животные»

2

2

Изделие белка

2

2

Изделие зайчик

2

2

3.

Работа с разными материалами

4

1

3

Контрольные срезы, учебное тестирование, выставка

Новогодние сувениры

10

1

9

Сувениры украшения

10

1

9

Поздравительные открытки

4

1

3

4.

Основные разделы народного промысла России: Роспись по дереву как вид декоративно-прикладного искусства

4

1

3

Опрос, учебное тестирование, анализ творческих работ

5

Графические и кистевые росписи

4

1

3

6

Виды орнаментов

4

1

3

7

Законы композиции

2

1

1

8

Основы цветоведения

2

1

1

9

Подготовка деревянных поверхностей

4

1

3

10

Народные росписи России

Хохломская, Городецкая росписи

24

12

12

Контрольные срезы, учебное тестирование, выставка


11

Мезенская роспись

12

6

6

12

Народная русская игрушка- особенности промысла.

Дымковская, Каргопольская игрушка

14

4

10

Контрольные срезы, учебное тестирование, выставка

13

Изготовление сувениров к празднику

4

1

3

14

Посещение музеев выставок

6

6

15

Подготовка к мероприятиям, итоговым выставкам

6

1

5

16

Итоговое занятие

4

1

3

Выставка

Итого

144

41

103

Учебный план 2-го года обучения

№п/п


Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы промежуточной аттестации и контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие:

Техника безопасности №1.

2

2

Беседа, опрос

2.

Повторение. Народные росписи России-Хохломская, Городецкая, Мезенская

6

2

4

Контрольные срезы, учебное тестирование, выставка

3.

Работа с бумагой

Плоскостная аппликация:

Основные приемы работы с бумагой и картоном

4

1

3

Контрольные срезы, учебное тестирование, выставка

Осень в парке

4

1

3

Натюрморт: «Ваза фруктами и цветами»

8

1

7

Аппликация из гофрированной бумаги

4

1

3

Изделие «Гофрированные цветы»

2

2

Составление композиции из гофрированных цветов

2

2

Изделие «Сказочное дерево»

6

1

5

4.

Папье – маше. Освоение техники, изготовление изделий- основ для росписи (тарелок, мисок и т. д.)

16

2

14

Контрольные срезы, учебное тестирование, выставка

5.

Работа с разными материалами: пластилин, соленое тесто, природный материал, нитки, ткань

10

1

9

Контрольные срезы, учебное тестирование, выставка

Новогодние сувениры

2

1

1

Сувениры, украшения

16

1

15

Поздравительные открытки

2

-

2

6.

Повторение разделов народного промысла России: Роспись по дереву как вид декоративно-прикладного искусства

2

1

1

Опрос, учебное тестирование, анализ творческих работ

7.

Повторение видов орнаментов

2

1

1

8.

Законы композиции (повторение)

2

1

1

9.

Основы цветоведения (повторение)

2

1

1

10.

Народные росписи России: Гжель, Устюжская роспись, Полхов-майданская роспись, Пермогорская роспись. История и особенности

2

1

1

Беседа, опрос

11.

Элементы народной росписи-Гжель. Роспись чашки

6

1

4

12.

Элементы народной росписи-Устюжская. Роспись деревянной солонки