Добавлен: 02.02.2019
Просмотров: 1200
Скачиваний: 8
В Республике Дагестан республиканский бюджет поддерживает
реализации инвестиционных проектов с помощью сформированных
инвестиционных площадок и обеспечивает их необходимой инженерной
инфраструктурой.
Не следует забывать также об основных факторах, которые
характеризуют развитие любого региона: рост и стимулирование
использования инвестиционных ресурсов, эффективное их использование в
сфере хозяйственного комплекса (инвестиции в промышленность, сельское
хозяйство, основной капитал). Использование данного подхода позволило
определить направления для стратегического развития Республики Дагестан
на период до 2020 г.: инерционный, инвестиционный и инновационный.
Инерционный сценарий предусматривает сохранение динамики
экономического развития Дагестана, на которую влияют внутренние и
внешние
факторы,
относительное
повышение
инвестиционной
привлекательности. Лучшая ситуация в социальной сфере, переход основных
секторов экономики в режим устойчивого развития, мобилизацию имеющихся
ранее не задействованных резервов, а также их реализацию в целях
выполнения целевых комплексных программ федерального и регионального
уровней.
По инвестиционному сценарию происходит рост инвестиционной
деятельности с помощью совершенствования научно-технического и
технологического уровня производства благодаря его модернизации и
техническому перевооружению, улучшению инвестиционного климата,
формированию на территории республики реальных механизмов рыночной
инфраструктуры.
По данному сценарию реализуются долгосрочных национальных
проектов (образование, здравоохранение, АПК), а также программы развития
основных секторов экономики: ТЭК, машиностроение, туризм.
Инновационный – это наиболее сложный сценарий, требующий
ежегодного прироста инвестиций в основной капитал на 20 % и, который
направлен на усиление инновационной составляющей экономического роста,
основанный на эффективном постиндустриальном развитии, в их числе
квалифицированная рабочая сила, современные технологии, научно-
технические ресурсы. Для того чтобы данный сценарий развития выполнялся
необходимо увеличить объем инвестиций в современные направления
развития производства в целях повышения производительности труда и
эффективности использования капитала. Естественно, что в конечном итоге
это все нацелено на значительное увеличение конкурентоспособности региона
и снижение отставания от других субъектов РФ.
Для того чтобы преодолеть кризисные явления необходимо увеличить
объемы инвестиций перспективные сферы производства и в программу
улучшения социального обустройства населения республики.
Наиболее реальные потенциальные возможности республики заложены
в таких факторах, как трудовой, потребительский и финансовый потенциалы.
Наряду с этим, ряд показателей выявляет иную сторону нынешнего уровня
развития республики. Так, например, по итогам анализа относительно низкие
оценки получены в рамках производственного, инфраструктурного,
инновационного и туристического потенциала. К сожалению, по состоянию их
развития республика находится в числе отстающих регионов РФ.
Промежуточные значения по итогам оценки занимают институциональный и
природно-ресурсный потенциал.
В Республике Дагестан на данный момент нет благоприятных условий
для экономического роста региона. Республика имеет очень сильную
зависимость от федерального центра. При таких условиях объем
государственных инвестиций растет и объемы частных инвестиций
достаточно низкие, поэтому наблюдается низкий уровень реализации
инвестиционной деятельности.
В
целях
улучшения
инвестиционной
привлекательности
и
формирования в регионе оптимальных условий для практической реализации
инвестиционных
проектов
целесообразно
использовать
следующие
направления решения проблем: в первую очередь создание комплексной
программы реализации инвестиционных проектов в пределах региона, которая
предусматривает поддержку приоритетных инициатив в целях эффективной
реализации инвестиционных проектов. В то же время, на наш взгляд, только
существенный рост объема частных инвестиций может способствовать
созданию значительного количества рабочих мест, повышению уровня жизни
населения через комплексное социально- экономическое развитие территорий
и реализацию стратегических целей, поставленных в Стратегии социально-
экономического развития Республики Дагестан и Концепции долгосрочного
социально-экономического развития РФ.
В данном пункте особое внимание было уделено внедрению
организационно-экономического механизма реализации структурной модели
стимулирования инвестиций в экономику Республики Дагестан.
1. При определении размера дотаций федерального бюджета на
выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ необходимо в
первую очередь принимать во внимание затраты региона, которые идут на
формирование инфраструктуры при реализации инвестиционных проектов
или обустройство индустриальных парков, которые ориентированы на
благоприятные результаты. Используя данный механизм даст возможность
регионам улучшить деловую среду, повысить эффективность социальную и
экологическую сферу территориальных образований.
2. Для привлечения инвестиций в регион необходимо увеличить
мотивации региональных и муниципальных органов власти. Следует в рамках
бюджетного планирования привлекать инвестиции, которые будут являться
дополнительным стимулированием инвестирования для регионов. Это
позволит привлечь инвестиции в экономику региона, т.к. чем активнее регион
будет привлекать инвестиции, тем меньше финансовых средств данный
регион получит из федерального бюджета. Поэтому региональным органам
власти лучше обратиться с просьбой о дотации в Министерство финансов РФ,
чем заниматься привлечением инвестиций и инфраструктурой.
3. Рассматривая Республику Дагестан можно сказать, что органам
региональной власти необходимо расширять систему финансовых
инструментов. Данные финансовые инструменты следует внедрять
инструмент финансирования под будущие налоговые поступления, который
известен в мировой практике и называется Tax increment financing (TIF).
Данный инструмент разработан для реализации крупных инфраструктурных
проектов при сотрудничестве государства и частных лиц. Для
инфраструктуры используются частные инвестиции, которые обеспечивают
государству социально-экономический рост территорий, инвестор получает
компенсацию при получении дополнительного дохода в виде налоговых
поступлений на региональный и федеральный уровень. При реализации
системы TIF в регионах РФ возникает много трудностей, связанные в первую
очередь с недостаточной налоговой базой для реализации проектов TIF и
сложностью бюджетных заимствований на региональном (муниципальном)
уровне. Однако используя TIF появляются перспективы для стимулирования
инвестиций в инфраструктуры муниципалитетов региона.