Файл: Воздействовать на аудиторию. И, согласитесь, любая аудитория с бо.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4*. Античный риторический канон

Целью риторической деятельности является создание публичного выступления, призванного воздействовать на аудиторию. И, согласитесь, любая аудитория с большим вниманием и даже удовольствием слушает речь, которая, кажется, рождается на ее глазах. Но…

«Хорошая речь не может быть лишь импровизированной. Логическая последовательность мысли, верное распределение времени, возрастающий интерес речи, эффективные выражения, порождающие картинность слога, все это не является по вдохновению.

Каждый оратор желал бы, чтобы его речь производила впечатление импровизации, но горе тому, кто на самом деле полагается на случайную удачу»

(Е.Б. Фукс – секретарь А.В. Суворова, автор одного из первых трудов по военному красноречию)

  • В какой последовательности необходимо работать над речью? С чего начать, если необходимо создать текст публичного выступления?

Еще в классической риторике (см., например, «Риторику» Аристотеля, трактат Цицерона «Об ораторе») был выработан так называемый канон, который исследовал путь от мысли к слову. Греческое слово kanon обозначает правило, образец.

Античный риторический канон для современного человека ценен тем, что является своего рода схемой работы над речью, указывает на последовательность действий оратора. Он включает пять этапов: инвенция, диспозиция, элокуция, мемория, акция (см. об этом Практикум по риторике, часть 1, стр. 8).

  1. ИНВЕНЦИЯ (лат. inventio) -- нахождение, изобретение мыслей. На этом этапе оратор задавался вопросом «Что сказать?», обдумывал содержание будущего выступления, отбирал материал.

  2. ДИСПОЗИЦИЯ (лат. dispositio) – расположение изобретенных мыслей. Диспозиция представляет собой работу над композицией речи, уточнение соположения частей. На этом этапе оратор искал ответ на вопрос «Где сказать?». «Где» -- значит, в какой части речи, после чего.

  3. ЭЛОКУЦИЯ (лат. elocutio) – украшение, словесное выражение мысли, собственно красноречие. Это этап редактирования речи, когда оратор шлифовал текст, удаляя неудачные выражения и добавляя те, которые были бы более уместны. На этом этапе давался ответ «Как сказать

  4. МЕМОРИЯ (лат. memorio) – запоминание. Речи в античности учили наизусть, репетировали. Часто автор речи (логограф) писал ее для заказчика, который только заучивал, а затем произносил речь. Это технический этап подготовки, когда оратор размышлял над тем, как донести созданный текст до слушателя: выучивал наизусть, репетировал пересказ, составлял заметки к выступлению и т.п.

  5. АКЦИЯ (лат. actio hypocrisis) -- произнесение. Это актерское, театральное исполнение речи (греч. hypocrites – актер), этап, на котором речь не просто произносится, но и разыгрывается с соответствующим использованием жеста, мимики, голосовых данных оратора. Это этап общение оратора с аудиторией, кульминация всей ораторской деятельности.


Обобщая сказанное, обратимся к авторитету Цицерона:

  • «Вся деятельность и искусство оратора предстает в пяти частях <…>. Во-первых, он должен определить, что сказать; затем расположить изобретенное не только в определенном порядке, но и соответственно весу каждого аргумента; затем стилистически украсить это; после этого удержать в памяти и, наконец, произнести речь эффектно и с обаянием» (Цицерон «Об ораторе»).

По мнению современного теоретика красноречия А.К. Михальской, «античный риторический канон <…> есть опробованная тысячелетиями и соответствующая общим законам человеческого мышления и речи парадигма (образец) мыслительной и речевой деятельности. Овладеть этой парадигмой, научиться практически использовать этот образец, -- значит приобщиться к самим основам европейской культуры.

(А.К. Михальская. Основы риторики. – М., 2001. – С. 147)

Итак, античный риторический канон содержит пять этапов. Но современная риторика ( см.: Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика: Учебное пособие. – М., 2002. – С. 10-12) считает, что должен быть выделен еще один этап:

  1. РЕФЛЕКСИЯ (лат. reflexio – обращение назад) -- размышление. На этом этапе оратор размышляет над произнесенной речью, анализирует удачи и просчеты, делает выводы на будущее о том, как в следующий раз улучшить свою речь.

Старый английский афоризм гласит:

Есть люди, которых нельзя слушать,

есть люди, которых можно слушать,

и есть люди, которых нельзя не слушать.

С помощью риторики можно практически каждого превратить в человека, которого можно слушать. То есть каждого можно научить излагать мысли так, чтобы быть понятым и не вступить в конфликт с аудиторией.

Однако, чтобы сделаться человеком, которого нельзя не слушать, недостаточно групповых занятий риторикой. Здесь уже требуется самому работать над собой, и в этом случае рефлексия приобретает особое значение. Только кропотливый самоанализ и размышления над тем, как преодолеть затруднения и слабые места в ораторской практике, помогут достичь мастерства публичного выступления.