Файл: Дипломная работа Научный руководитель К. п н., доцент Щирин Д. В. СанктПетербург 2008 Оглавление.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Санкт-Петербургский государственный университет

культуры и искусств

Музыкально-педагогический факультет

Вайс Вера Николаевна
Методы музыкально-эстетического воспитания детей 3-5-летнего возраста

на подготовительных отделениях

музыкальных школ

Дипломная работа


Научный руководитель

К.п.н., доцент Щирин Д. В.
Санкт-Петербург

2008

Оглавление.

Введение.

Глава 1. МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ 3 – 5 ЛЕТ.

1.1. Природа и значение музыкальных способностей в развитии личности ребенка.

1.2. Об особенностях развития музыкальных способностей детей 3 – 5 лет

1.2.1. Структура музыкальности.

1.2.2. О возрастной дифференциации в дошкольном возрасте

Глава 2. МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

2.1. Методы музыкального воспитания.

2.2. Основные принципы обучения.

2.3. Об особенностях программ по музыкальному воспитанию дошкольников:

2.3.1. Содержание программ Н.А.Ветлугиной и И.Е. Домогацкой

2.3.2. Сравнительная характеристика программ.

2.4. Организация и анализ экспериментальной работы по методике музыкального воспитания детей 3-5 лет.

Заключение.

Список литературы

Приложение

ВВЕДЕНИЕ
До недавнего времени было принято считать, что обучать детей музыке следует с пяти – шести лет, однако исследования музыкальных педагогов - теоретиков и специалистов в области музыкальной педагогике Н.А. Ветлугиной, А.В. Кенеман, Т.С. Бабаджанян, И.Е. Домогацкой, Б.Н. Тепловa, Д.Б. Кабалевского, В.Н. Шацкой, Т.С. Комаровой, О.П. Радыновой, доказали, что наиболее благоприятный период для начала обучения музыке приходится на возраст 3-5 лет. Следует заметить, что в дошкольном возрасте начинается “выращивание будущего”, поскольку этот возраст является сенситивным периодом, когда ребенок наиболее активно осваивает окружающий мир. Из этого следует, что необходимо рассматривать вопросы приобщения подрастающего поколения к художественным и эстетическим ценностям на основе комплексного эстетического воспитания детей, которое создает благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивает его духовное развитие. В то же время усиление внимания к эстетическому воспитанию оправдано и тем, что, по словам В.А. Сухомлинского
1, без эстетического воспитания вообще нет никакого воспитания и воспитание красотой должно стоять на первом месте. Поэтому все чаще на базе музыкальных школ стали открываться подготовительные группы, занимающиеся проблемой развития, обучения и воспитания дошкольников.

Методически правильное, соответствующее возрасту педагогическое воздействие активирует полезную деятельность ребенка, стимулирует усвоение детьми разнообразных предметных навыков, умений и знаний, а значит, сможет подготовить его к успешной учебной деятельности.

И.Е. Домогацкая пишет что, «…в современных условиях массового распространения задержек и дисгармоний развития детей, сопровождающихся дефицитом возрастных ценностных нормативов, социокультурных знаний и навыков, бедностью и заторможенностью эмоционально-волевых автоматизмов, подобная стимуляция необходима в первую очередь для своевременной коррекции детского развития, и лишь во вторую – для обеспечения развития способностей детей».2 Анализ проведенных в последние годы исследований по выявлению эффективных путей развития музыкальной культуры детей дошкольного возраста показывает, что несмотря на огромную теоретическую значимость современных методик обучения музыке, практическая часть не нашла должного применения в работе музыкальных школ, этот аспект является актуальным и рассматривается в данной дипломной работе.

Цель работы - теоретическое изучение и обоснование методов преподавания музыкально – эстетических программ и применение их на практике в подготовительных группах детских музыкальных школ с детьми 3 – 5 лет.

Задачи работы:

- Рассмотреть и выявить особенности развития музыкальных способностей детей младшего возраста.

- Обозначить место и роль музыкального воспитания детей 3 – 5 летнего возраста на подготовительных отделениях детских музыкальных школ.

- Обосновать с научно-теоретической точки зрения необходимость внедрения системы музыкально- эстетических программ для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в подготовительных группах.

- Выявить наиболее целесообразные формы и способы обучения детей 3- 5 лет, на музыкально - эстетических занятиях в учреждениях дополнительного образования.

- Проверить в ходе анализа экспериментальной работы целесообразность и педагогическую обоснованность основных теоретико-методических положений, разработанных в настоящей дипломной работе.



Методы исследования:

1. Теоретический анализ научной литературы (педагогика, психология, методика преподавания музыки).

2. Методы эмпирического исследования (наблюдение, опрос, анкетирование и т.п.);

3. Изучение и обобщение педагогического опыта педагогов-практиков, коллег.

4.Анализ собственного педагогического опыта.

5. Наблюдения музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста.

6.Диагностика музыкально-эстетических способностей.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ 3 – 5 ЛЕТ.

1.1. Природа и значение музыкальных способностей в развитии личности ребенка.
Рассматривая природу способностей детей, А. Н. Зимнина пишет: «Психологическая наука определяет способности как индивидуально-психологические свойства личности, которые обеспечивают ей более или менее высокую пригодность к тем или иным видам деятельности.

Известно, что человек не рождается с тем или иными способностями. Они формируются в определенных исторических условия, в которых вырабатывается потребность в них и предъявляются требования к их развитию. Физические и умственные способности человека развиваются в процессе труда-воздействия на природу. Труд изменил собственную природу человека, естественные силы постепенно подчинялись его потребностям, целенаправленной деятельности.

Способности развиваются как бы в двух планах: историческом и в формировании каждого индивидуума. Развитие способностей - это результат присвоения всего объективного богатства, созданного человечеством, результат опыта, накопленного рядом поколений. Однако способности - это не врождённые свойства. Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические задатки, которые лежат в основе развития способностей. Сами же способности всегда являются результатом развития, осуществляемого в процессе воспитания и обучения»3.

На основании данных биологии и физиологии Б.М. Теплов указывает на разницу между врожденными задатками и наследственностью, наследственными способностями. Задатки могут в утробном периоде развития ребенка, а способности родителей иногда совершенно отсутствуют у их детей. Задатки также не имеют социальной направленности. Поданным психологии они сами по себе безразличны к той или иной профессиональной деятельности, и на основе одних и тех же задатков можно сформулировать самые различные способности в зависимости от условий жизни, характера, деятельности и воспитания.


В исследованиях по психологии указывается, что способности, материальной основой которых являются особые свойства нервной системы, в тех или иных видах деятельности, составляют единую динамическую систему. Способности имеют свою специфику: их формирование предполагает сознательное, избирательное преображение свойств нервной системы в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет тот или иной вид труда.

Исходя из положения о формировании способностей в деятельности человека, ученые утверждают, что развитие способностей неразрывно с расширением знаний человека, с приобретением умений и навыков к действию. Материальной основой умений и навыков служат временные связи, образовавшиеся в коре головного мозга. Это доказывает и учение И. П. Павлова4.

Б. М. Теплов включает в понятие «способность» три признака:

1. «Под способностями разумеются индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

2. Не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой – либо деятельности или многих деятельностей.

3. Понятие «способность» не сводится к тем знаниям и умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Таким образом, способности – это индивидуальные особенности, которые не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям, но могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний, умений и навыков»5.

Большое внимание природе способностей уделяли психологи и музыковеды С.П. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Н.С. Лейтес, А.Н. Ландо, Е.В. Назайкинский, Л.С. Выготский, К.В. Тарасова, Д.Б. Эльконин и др. В их работах сформулированы определения свойств личности, которые, не углубляясь в разницу формулировок и применительно к нашей работе можно определить так:

  1. Способности – это индивидуально-психологические свойства личности, которые обеспечивают ей более или менее высокую пригодность к тем или иным видам деятельности.

  2. Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности человека, на основе которых можно формировать самые различные способности. Они не имеют социальной направленности. На основе одних и тех задатков могут развиваться неодинаковые способности. Например, на основе прекрасного слухового аппарата могут развиваться способности радиста, музыканта, настройщика музыкальных инструментов. Однако оттенки этих способностей будут различными.

  3. Одаренность – качественно своеобразное сочетание способностей, необходимых для успешного выполнения человеком какой-либо деятельности.

  4. Для успешного выполнения деятельности кроме способностей человеку необходимо еще и обладание знаниями, умениями и навыками, которые, как и способности, приобретаются в процессе воспитание и обучения. Знания, умения и навыки не тождественны способностям.


Таким образом, при организации процесса музыкального воспитания детей необходимо учитывать тот факт, что музыкальные способности наилучшим образом развиваются на основе анатомо-физиологических задатков в процессе разнообразной музыкальной деятельности.

Педагоги многих стран спорят о том, нужно ли учить музыке всех детей или только особо одаренных. Современная педагогика считает, что музыке как профессии следует обучать детей, имеющих влечение к ней и отличные музыкальные способности, но общее музыкальное воспитание должно распространяться на всех детей. И главной задачей массового музыкального воспитания педагоги-музыканты считают не столько обучение музыке, сколько воздействие через музыку на духовный мир учащихся.

Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Известно, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка.

Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания. Она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры - то есть музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполняются впоследствии. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к её интонациям, сопереживать настроения. Известный фольклорист Г.М. Науменко писал: «… у ребенка, попадающего в социальную изоляцию, происходит задержка умственного развития, он усваивает навыки и язык того, кто его воспитывает в раннем детстве, общается с ним. Какую звуковую интонацию он впитывает в себя раннем детстве, та и будет основным опорным поэтическим и музыкальным языком в его будущем сознательном речевом и музыкальном интонировании. Становится понятным, почему те дети, которых укачивали под колыбельные, воспитывали на петушках, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, - наиболее творческие дети с развитым музыкальным мышлением…»