ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 180

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ПСИХОДИАГНОСТИКА



Группа 21П177в

Студент
Ф.И. Гасанов


МОСКВА 2023

Практическое задание по теме № 1

Задание1. Экспериментальный метод в психологическом исследовании. Рас­кройте понятие, нормативы и представьте классификацию эксперименталь­ного метода.
Экспериментальный метод исследования в психологии – это способ проведения исследования, при котором экспериментатор активно вмешива­ется в деятельность и функционирование объекта, подверженного испыта­нию, чтобы создать ситуацию и условия, при которых происходит выявление психологического фактора.

В процессе экспериментального исследования происходит целена­правленное изменение разнообразных факторов с целью закрепить их в ис­следуемом объекте или процессе.

Эксперименты в психологии проводятся в научных и практических целях. Они строятся по сходным нормативам (в той части, где задаются тре­бования к сбору эмпирических данных и возможностям объяснения).

Можно выделить нормативы в регуляции чувственно-предметной дея­тельности экспериментатора (если относить эксперимент к эмпирическим методам) и нормативы в структуре реализованного метода (если понимать экспериментальный метод как определённую логику рассуждения).

Нормативы научного мышления – это надындивидуальные схемы, сложившиеся в науке правила сбора и использования эмпирических данных для содержательного вывода о предмете изучения. Включают всю использу­емую систему исследовательских методов.

Эти нормативы означают необходимость учета исследователем опре­деленных правил содержательного вывода при организации эксперименталь­ного рассуждения и отражают культуру исследования.


Психологический эксперимент должен удовлетворять критериям научности.
Классификация.

Качественные эксперименты имеют поисковый характер и не дают возможности получить какие-то количественные соотношения. Они позво­ляют лишь выявить действие тех или иных факторов на изучаемое явление.

Количественный эксперимент. Позволяет не только фиксировать су­ществование того или иного явления, но и устанавливать количественные взаимосвязи между факторами, определяющими протекание процесса, а так­же устанавливать математическую модель влияния этих факторов на то или иное явление.

Естественный эксперимент – проведение исследовательской работы в реальных условиях деятельности объекта испытания. Такой эксперимент проводится в разнообразных областях человеческой деятельности, позволяя понять и оценить психологические факторы совершения того или иного по­ступка, оценить их динамику и структуру;

Лабораторный эксперимент – проведение исследования в нереальных условиях существования объекта, а в максимально к ним приближенных ис­кусственных. Итоги проведенного эксперимента в последствии применяются и оцениваются в реальном мире;

Формирующий эксперимент – проведение исследования на основе со­четания методов обучения, воспитания, тренировки, психологического ана­лиза. Методиками реализации данного эксперимента являются разнообраз­ные тренинги, ролевые и деловы игры, построение ситуационных моделей. Этот метод играет огромное значение в психологии, поскольку позволяет не просто получить какие-то данные, но и создает условия для личностного раз­вития объектов экспериментальной деятельности.

Практическое задание по теме № 2

Задание1. Опишите основные методы психофизиологических исследований (ре­гистрация импульсной активности нервных клеток, окулография, электро­миография и др.)
Электроэнцефалография (ЭЭГ) — метод не инвазивной регистрации и анализа суммарной биоэлектрической активности, отводимой как с поверх­ности черепа, так и из глубоких структур мозга. ЭЭГ-сигнал представляет собой изменяющуюся во времени разность потенциалов между находящими­ся на скальпе электродами. Важнейший вклад в этот процесс вносят граду­ально изменяющиеся постсинаптические потенциалы нейронов III–V слоев коры головного мозга. Мощные синхронные колебания, генерируемые в глу­боких структурах мозга (таламус, ствол мозга), также могут оказывать суще­ственное

влияние на общую картину ЭЭГ-активности, регистрируемую с по­верхностных электродов. Важным приемом, обеспечивающим комплексную оценку активности мозга, является многоканальность регистрации, т. е. од­номоментная запись с многих пар электродов.
Электромиография - это регистрация суммарных колебаний потен­ци­алов. Возникающих как компонент процесса возбуждения в области нерв­но-мышечных соединений и мышечных волокнах при поступлении к ним им­пульсов от мотонейронов спинного или продолговатого мозга, в настоящее время применяются различные варианты подкожных (игольчатых) и над кожных (поверхностных) электродов. Последние в силу их атравматичности и лёгкого наложения имеют более широкое применение.

Окулография - метод регистрации и анализа движений глаз, осно­ванный на измерении разности потенциалов роговицы и сетчатки глаза. Ис­пользуемый в комплексе с регистрацией ЭЭГ, метод позволяет выделить в картине биоэлектрической активности мозга артефакты (искажения), вноси­мые движениями глаз.
Практическое задание по теме № 3

Задание 1. Диагностика исследования избирательности внимания Г. Мюнстер­берга.
Дата: 12.06.23

Время: 18:20

Испытуемый №1: 22 слова за 2 минуты.

Испытуемый №2: 17 слов за 2 минуты.

Обработка результатов:

У Испытуемого №1, хороший результат и внимательность, так как его работа связана с многозадачностью и концентрацией внимания на многих элементах.

У Испытуемого №2, внимательность немного хуже, так как он привык работать в монотонной манере.
Практическое задание по теме № 4

Задание 3. Стратегии мышления (Д. Брунер и К. Левин). Опишите три стратегии мышления.
Д. Брунер и К. Левин выделили 3 стратегии мышления.
Случайный перебор. При такой стратегии случайным образом форму­лируется гипотеза либо осуществляется выбор, а затем оценивается их пра­вомерность; так продолжается до тех пор, пока не будет найдено верное ре­шение. Данная стратегия осуществляется по методу проб и ошибок, чаще ее используют дети и субъекты со слабо структурированным мышлением. Главный ее недостаток – поиск ведется несистематично и поэтому может оказаться неполным и привести либо к отказу от дальнейших попыток, либо к неприятным последствиям.


Рациональный перебор. Исследуют некое центральное, промежуточ­ное или наименее рискованное предположение, а затем, изменяя каждый раз по одному элементу, «отсекают» неверные направления поиска. Пример: вас просят отгадать определенную букву алфавита, можно задавать вопросы, на которые вы получите ответы «да» или «нет». Логично будет спросить, распо­ложена ли загаданная буква между А и Н или между О и Я. При таких после­довательных приближениях круг поиска постепенно сужается, пока не будет найден ответ. Так работает и «искусственный интеллект» компьютера. Такую стратегию взрослые люди часто применяют в жизни.

Систематический перебор. При такой стратегии мышления субъект охватывает всю совокупность возможных гипотез и систематически анализи­рует их одну за другой. Это самая строгая стратегия, но и самая долгая. Это единственная стратегия, позволяющая действительно наиболее адекватно разрабатывать планы долговременных или сложных действий. Чаще исполь­зуется в науке.